ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2017 года N 176-п
Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области*
(с изменениями на 21 сентября 2020 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п;
постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п
________________________________
_______________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом Новосибирской области от 01.07.2015 N 582-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области. (Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
ПОРЯДОК
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их
раздельного накопления) на территории Новосибирской области
(далее - Порядок)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:
потребитель - собственник твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;
контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
крупногабаритные отходы (далее - КГО) - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
мусоровоз - транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО;
отходы электронного оборудования - отходы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», классифицируемые как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
Другие используемые в настоящем Порядке понятия употребляются в значениях, определенных действующим законодательством, в том числе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
II. Общие требования к накоплению отходов*
________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию
3. Территории населенных пунктов Новосибирской области подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 N 292-п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области» (далее - территориальная схема), и требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
4. Региональный оператор по обращению с ТКО в Новосибирской области (далее - региональный оператор), операторы по обращению с ТКО и потребители обязаны выполнять требования настоящего Порядка, при сборе и накоплении отходов не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
5. Потребители осуществляют раздельное накопление ТКО в населенных пунктах Новосибирской области, что обеспечивается установкой в местах накопления отходов контейнеров для раздельного накопления, в соответствии с согласованным министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство) планом внедрения системы раздельного накопления ТКО на территории Новосибирской области.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
6. На территории Новосибирской области запрещено:
1) несанкционированное складирование и (или) размещение всех видов ТКО;
2) осуществлять накопление ТКО вне установленных мест накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой и требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
7. Контроль за деятельностью участников сбора ТКО (потребителей и операторов по обращению с ТКО) осуществляет региональный оператор.
III. Накопление ТКО*
________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию
8. Накопление ТКО осуществляется в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе с территории общего пользования, в соответствии с территориальной схемой.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п, - см. предыдущую редакцию)
8.1. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». При этом договор может быть дополнен по соглашению сторон иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п)
8.2. Собственники твердых коммунальных отходов, в том числе организации независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, независимо от вида экономической деятельности, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п)
8.3. В зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами при приеме ТКО способом, указанным в подпункте 3 пункта 9 Порядка, места приема ТКО определяются собственниками индивидуальных и малоэтажных жилых домов самостоятельно и указываются в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п)
8.4. Взаимодействие с региональным оператором при организации накопления ТКО осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, а именно:
1) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом (собственниками помещений, товариществом собственников недвижимости, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами) в соответствии со способом управления многоквартирным домом;
2) собственниками и пользователями нежилых помещений многоквартирного жилого дома;
3) собственниками жилого дома или части жилого дома на территории застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами;
4) органами местного самоуправления муниципальных образований на территориях общего пользования населенных пунктов;
5) собственниками объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений);
6) собственниками, арендаторами, землевладельцами, землепользователями земельных участков.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 403-п)
9. Прием ТКО осуществляется следующими способами:
1) приема в мусоропровод и мусороприемную камеру, расположенные в многоквартирных домах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) приема в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
3) приема в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях, без использования дополнительных устройств для предварительного сбора;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
4) приема путем их мобильного сбора от населения.
10. В случае необходимости изменения места накопления ТКО или определения вновь образованного места процедура его согласования проводится с участием регионального оператора с учетом требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, для чего потребитель или его уполномоченный представитель направляет региональному оператору соответствующее письменное заявление и схему планируемого положения места накопления ТКО, а региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления рассматривает его и готовит заключение о соответствии (несоответствии) выбранного положения места накопления ТКО требованиям действующего законодательства и техническим возможностям (условиям) регионального оператора или оператора, оказывающего услуги по транспортированию ТКО.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
11. Информация об изменении или образовании места накопления ТКО направляется региональным оператором в орган местного самоуправления Новосибирской области по месту нахождения (будущего нахождения) места накопления ТКО для включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в министерство - для включения в территориальную схему.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
12. Запрещается накопление в контейнеры для ТКО отходов, не относящихся к ТКО.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
IV. Раздельное накопление ТКО*
________________
*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию
13. Раздельное накопление предусматривает разделение ТКО потребителями по установленным видам отходов и складирование отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов либо их передача в пункты сбора вторичного сырья.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
14. Организация раздельного накопления ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторсырья) и плотности застройки территории может осуществляться несколькими способами:
установка специальных контейнеров для селективного накопления бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;
установка контейнеров для утильных фракций (бумага, стекло, пластик и пр.) и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей) на специально отведенных местах;
создание пунктов приема вторичного сырья или организация площадок раздельного накопления ТКО;
организация передвижных пунктов накопления вторичного сырья.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
15. Раздельное накопление ТКО организуют потребители, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по транспортированию ТКО, региональный оператор в соответствии с настоящим Порядком и действующим законодательством.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
16. Раздельное накопление ТКО на территории Новосибирской области внедряется поэтапно в соответствии планом внедрения системы раздельного накопления ТКО на территории Новосибирской области.
В целях реализации плана внедрения системы раздельного накопления ТКО региональный оператор письменно не позднее чем за 15 календарных дней до даты планируемого начала внедрения раздельного накопления ТКО извещает потребителя о необходимости разделения ТКО по видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Осуществление такого разделения ТКО не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
17. План внедрения системы раздельного накопления ТКО на территории Новосибирской области ежегодно разрабатывается региональным оператором (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций) и должен включать соответствующие мероприятия, предусмотренные территориальной схемой и государственной программой Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 10-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах» (далее - региональная программа), иные мероприятия, планируемые сроки их исполнения, а также требования к маркировке контейнеров для раздельного накопления ТКО. Обязанность по своевременной и полной реализации мероприятий вышеуказанного плана возлагается на регионального оператора.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
18. План внедрения системы раздельного накопления ТКО на территории Новосибирской области ежегодно после согласования с министерством утверждается региональным оператором не позднее декабря месяца года, предшествующего планируемому периоду. Внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Новосибирской области может осуществляться с участием операторов по обращению с ТКО.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
19. При раздельном накоплении ТКО выделяются:
виды отходов, захоронение которых запрещается и перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;
отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами, от упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Кроме того, могут дополнительно выделяться отдельные виды подлежащих утилизации отходов, образующиеся в быту после утраты потребительских свойств готовых товаров (включая упаковку), перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)
20. Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение видов накапливаемых отходов. При необходимости допускается использование дополнительных характеристик обозначений (отличной формы, дизайна).(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.02.2019 N 64-п, - см. предыдущую редакцию)