ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 октября 2016 года N 393-рп


О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области
на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

(с изменениями на 7 февраля 2017 года)


____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства области от 07.02.2017 N 27-рп

____________________________________________


В соответствии со  Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период», постановлением Правительства Новосибирской области от 17.05.2016 N 128-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»:

1. Одобрить прилагаемый  социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - прогноз социально-экономического развития).

2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться  социально-экономического развития.

2.1. Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (Симонов Н.Н.), министерству экономического развития Новосибирской области (Молчанова О.В.), министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.) предусмотреть в государственных программах Новосибирской области целевые индикаторы, указанные в таблице 1.2 «Целевые показатели экономического развития Новосибирской области на 2017 год» прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.(Пункт дополнительно введен распоряжением Правительства области от 07.02.2017 N 27-рп)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться  социально-экономического развития.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.

Губернатор области
         В.Ф. Городецкий


ОДОБРЕН
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 28.10.2016 N 393-рп
(В редакции, введенной
распоряжением Правительства
 области от 07.02.2017 N 27-рп
, -
см. предыдущую редакцию)

Прогноз
социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год
 и плановый период 2018 и 2019 годов


Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработан в соответствии с порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п, на основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся к августу 2016 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.

При подготовке прогноза были учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, рассмотренные и одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2016 года, а также ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.


1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Новосибирской области за период 2014-2016 годов

Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, по оценке, в 2015 году составил 997,6 млрд. рублей. Рост составил 100,2% к уровню 2013 года.

В 2014 году экономика России столкнулась с серьезными проблемами, вызванными как внешними, так и внутренними экономическими факторами. В 2015 году негативная динамика наблюдалась в Новосибирской области по ряду важнейших экономических показателей. Наибольшему влиянию оказались подвержены строительная отрасль, розничная и оптовая торговля. Не удалось избежать снижения инвестиционной активности. Произошло значительное сокращение инвестиций в основной капитал.

В условиях неустойчивости финансово-экономической системы органами исполнительной власти Новосибирской области особое внимание было уделено реализации мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В 2015 году распоряжением Правительства Новосибирской области от 12.02.2015 N 51-рп утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Новосибирской области на 2015 год и период 2016-2017 годов (далее - Антикризисный план Новосибирской области). Из 96 мероприятий, предусмотренных Антикризисным планом Новосибирской области, в 2015 году были исполнены 94 мероприятия. Объем финансовых ресурсов, направленных на реализацию Антикризисного плана Новосибирской области, составил 24894,3 млн. рублей, что на 5% ниже запланированного уровня.

В 2015 году были реализованы мероприятия 45 государственных программ и ведомственных целевых программ Новосибирской области, направленных на развитие экономики и социальной сферы.

В рамках проведения новой индустриальной политики, направленной на изменение структуры промышленного производства и создание новых высокотехнологичных инновационных производств, в период 2014-2016 годов была проведена работа по разработке программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п). Основной целью данной программы является ускорение развития Новосибирской области на базе активизации ее мощного научно-инновационного потенциала путем создания новых высокотехнологичных отраслей и модернизации действующих производств на базе принципиально новых технологий.

За период 2014-2015 годов в экономику области привлечено порядка 350 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (рост объема инвестиций в основной капитал в 2015 году в сопоставимых ценах составил 73,7% к уровню 2013 года)(1).

_________________________

(1) - здесь и далее приведены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области по состоянию на 27.09.2016 года.

Наблюдалась положительная динамика промышленного производства, объем отгруженных товаров (работ, услуг) увеличился с 392,3 млрд. рублей в 2013 году до 452,3 млрд. рублей в 2015 году. Рост промышленного производства в действующих ценах составил 115,3%, в сопоставимых - 101,3% к уровню 2013 года. В Новосибирской области на долю продукции обрабатывающих производств, традиционно преобладающей в структуре отгруженных товаров, приходится почти 81% от всей отгруженной промышленной продукции; 13,4% составляет продукция предприятий с видом экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», 5,7% - продукция добывающих предприятий.

Производство продукции растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий, метеоусловия 2014 года оказались сложными для сельхозпроизводителей Новосибирской области. Производство продукции сельского хозяйства Новосибирской области в сопоставимых ценах в 2014 году ниже на 3,5% уровня 2013 года. Объем валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах в 2015 году составил 88,1 млрд. рублей с индексом производства 104,5% к аналогичному периоду 2014 года.

Оборот розничной торговли в 2014 году вырос до 461,7 млрд. рублей. В 2015 году отмечено сокращение потребительской активности населения, что оказало влияние на торговлю, в 2015 оборот розничной торговли составил 444,4 млрд. рублей. Причиной сокращения оборота розничной торговли в 2015 году стал рост инфляции как следствие санкционного давления со стороны западных стран, что привело к удорожанию импортных товаров и отечественной продукции, в производстве которой используются иностранные компоненты.

За период 2014-2015 годов значительно увеличился оборот оптовой торговли, рост в действующих ценах составил 133,1%, в сопоставимых ценах - 103,5% к уровню 2013 года. По итогам 2015 года по обороту оптовой торговли Новосибирская область занимает первое место среди субъектов Сибирского федерального округа.

По состоянию на 1 января 2016 года общая протяженность автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 28,0 тыс. км, в том числе федерального значения - 0,8 тыс. км, регионального или муниципального значения - 12,8 тыс. км, местного значения - 14,4 тыс. км. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием - 19,4 тыс. км, что составляет 69,4% от общей протяженности дорог.


В Новосибирской области по итогам 6 месяцев 2016 года, несмотря на объективные экономические трудности последних лет, отмечается стабилизация социально-экономической ситуации. В 2016 году реализуется утвержденный распоряжением Правительства Новосибирской области от 28.03.2016 N 84-рп план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Новосибирской области в 2016 и 2017 годах (далее - План Новосибирской области). План Новосибирской области содержит 108 мероприятий, на реализацию которых предусмотрено более 30 млрд. рублей.

За I полугодие текущего года индекс физического объема валового регионального продукта, по предварительной оценке, составил 98,3% к соответствующему периоду 2015 года. По итогам текущего года ожидается снижение данного показателя на 0,8% относительно уровня 2015 года.

Отмечен рост промышленного производства региона (100,4% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2015 года), при этом рост промышленного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в январе-июне 2016 года составил 100,7% к уровню января-июня 2015 года. В 2016 году индекс промышленного производства по предварительной оценке составит 100,1% к уровню предыдущего года.

В I полугодии 2016 года индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 102% к соответствующему периоду 2015 года. В 2016 году по предварительной оценке ожидается увеличение продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) на 2,1% по отношению к уровню 2015 года.

По итогам 6 месяцев замедлились темпы снижения потребительской активности: индекс оборота розничной торговли составил 95,1% к уровню января-июня 2015 года, индекс объема платных услуг населению - 98,8%. Индекс потребительских цен по региону сложился ниже среднероссийского на 0,2 п.п. и составил 103,1% к декабрю 2015 года. По итогам года ожидается снижение оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) на 4,3% к уровню 2015 года, вместе с тем, индекс объема платных услуг по предварительной оценке составит 100,2% к уровню предыдущего года.

В последние годы решена задача, к которой Новосибирская область планомерно шла два десятилетия, - достигнут естественный прирост населения. Положительное сальдо «рождаемость-смертность» достигнуто как за счет высокого уровня рождаемости, так и за счет снижения смертности населения в последние четыре года.

По итогам 2015 года число родившихся превысило число умерших на 3050 человек, коэффициент естественного прироста составил 1,1 промилле (в 2014 году число родившихся превысило число умерших на 2031 человек, коэффициент естественного прироста составил 0,7 промилле).

Коэффициент естественного прироста населения в последние годы опережает аналогичный показатель по Российской Федерации. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области за январь-июнь 2016 года в регионе естественный прирост населения составляет 0,4 промилле и по концу 2016 года оценивается в размере 0,7 промилле.

По среднегодовой численности населения среди субъектов Российской Федерации Новосибирской области занимает 16 место и 2-е место среди регионов СФО (после Красноярского края). За 2014-2015 годы среднегодовая численность населения увеличилась на 45 тыс. человек и в 2015 году составила 2754,5 тыс. человек (14,2% от численности населения СФО и 1,8% от численности населения Российской Федерации).

За счет сокращения прибывших в Новосибирскую область при увеличении числа выбывших в страны СНГ и дальнего зарубежья в 2014-2015 годах наблюдалось снижение коэффициента миграционного прироста с 49,7 человек на 10000 человек населения в 2014 году до 44,9 человек в 2015 году. Коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения в регионе за январь-июнь 2016 года составляет 29,8 человек, по концу года прогнозируется его увеличение до 51,3 на 10000 человек населения.

В 2014 году ожидаемая продолжительность жизни населения в Новосибирской области составила 70,28 лет, в том числе: для мужчин - 64,3 лет; для женщин - 76,1 лет. В 2015 году ожидаемая продолжительность жизни населения в Новосибирской области по предварительным статистическим данным составила 70,86 лет.

Сформировавшиеся в конце 2014 года тенденции в социальном развитии Новосибирской области сохраняются и в настоящее время. К числу основных из них можно отнести замедление темпов роста денежных доходов населения, рост потребительских цен на основные продукты питания и увеличение размера прожиточного минимума, которые в свою очередь повлияли на снижение покупательной способности основных составляющих денежных доходов населения (заработной платы, пенсий) и увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2014-2015 годы снизились на 11,1 п.п. относительно 2013 года. Снижение реальной заработной платы в Новосибирской области составило 9,8 п.п.

Вследствие замедления темпа роста среднедушевых денежных доходов населения и увеличения роста прожиточного минимума, обусловленного инфляцией, отмечается увеличение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к концу 2015 года до 18,8%. Тенденция роста доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Новосибирской области полностью дублирует ситуацию, складывающуюся в целом по Российской Федерации.

Денежные доходы населения в январе-июне 2016 года по предварительным данным сложились в сумме 376755,8 млн. рублей (24732,5 рублей в расчете на душу населения) и увеличились по сравнению с январем-июнем 2015 года на 2,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в I полугодии 2016 года составили 89,7%

По оценке 2016 года прогнозируется, что реальные располагаемые денежные доходы населения составят 91,1% относительно уровня 2015 года.

На рынке труда ситуацию в 2014-2015 годах и текущем периоде 2016 года, несмотря на замедление экономического развития в целом, можно охарактеризовать как стабильную.

Уровень экономической активности населения Новосибирской области (2015 год - 69,1%) и уровень занятости (2015 год - 64,3%) остаются, по-прежнему, одними из самых высоких среди регионов Сибирского федерального округа, опережая средние показатели по округу на 1,4 и 1,8 процентных пункта соответственно.

В 2015 году увеличение объемов высвобождения работников (на 13,5%) и сокращение количества вакантных рабочих мест (на 21,3%) привело к увеличению численности безработных по методологии МОТ до 6,9% рабочей силы (соответственно, до 98,9 тыс. человек). Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в конце 2015 года по сравнению с 2014 годом на 27,1% (соответственно, до 18,5 тыс. человек или до 1,3% рабочей силы).

С учетом существующей экономической ситуации, в 2016 году продолжилось высвобождение работников, в связи с чем отмечен рост численности безработных граждан.

В 2016 году на состояние рынка труда влияют негативные макроэкономические тенденции предыдущего года. При сохранении темпов роста объемов высвобождения работников и сокращения работодателями новых вакантных рабочих мест существуют риски увеличения численности безработных по методологии МОТ к концу 2016 года до 8,65%.

В целях недопущения ухудшения ситуации на рынке труда в 2016 году в области сохранены все меры поддержки предпринимательской деятельности, оказывается содействие в создании новых эффективных рабочих мест и расширении самозанятости, в первую очередь сельского населения, осуществляется стимулирование населения к трудовой активности.

На протяжении последнего ряда лет в Новосибирской области были зафиксированы рекордные вводы жилья, обусловленные стабилизацией экономического развития региона и ростом среднедушевых денежных доходов населения. В настоящее время замедление темпов роста жилищного строительства напрямую связанно с замедлением покупательского спроса населения, в первую очередь, из-за сокращения объемов денежных доходов населения.

За 2014-2015 годы в Новосибирской области введено 4889,9 тыс. кв.м жилья, в том числе малоэтажного жилья введено 1864,4 тыс. кв.м, что составляет 38,1% от общего объема введенного жилья. Населением за счет собственных и заемных средств за два года построено 1520,4 тыс. кв.м жилья.

За январь-июнь 2016 года в Новосибирской области введено 784,86 тыс. кв.м жилья, объем ввода малоэтажного жилья - 267 тыс. кв.м, объем ввода жилья экономического класса - 769,17 тыс. кв.м.

По оценке 2016 года в Новосибирской области планируется ввести 1880 тыс. кв.м жилья, в том числе не менее 1068 тыс. кв.м жилья экономического класса. Объем ввода малоэтажного и индивидуального жилья составит 660 тыс. кв.м. Обеспеченность населения жильем составит 23,5 кв.м общей площади на 1 человека.


2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Новосибирской области на среднесрочный период

Развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.

Тенденции мировой и российской экономики отражают внешние факторы. Они обусловлены замедлением роста мировой экономики, ростом волатильности финансовых рынков, обесцениваем валют развивающихся рынков. Санкции со стороны Европейского Союза, США и ряда других стран, усиление конкуренции с иностранными поставщиками на внутреннем рынке в результате вступления России во Всемирную торговую организацию, а также высокие проценты по кредитам могут оказать существенное негативное воздействие на развитие экономики Новосибирской области.

К внутрироссийским факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития Новосибирской области в прогнозном периоде, можно отнести уменьшение потребительского спроса в результате снижения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения, снижение численности населения в трудоспособном возрасте, сохранение высоких банковских ставок для организаций и населения.

К основным факторам и ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде, относятся:

1. Недостаток инвестиций.

На фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, а также с учетом высокой стоимости заемных средств для развития производств и освоения новой продукции, инвестиции выходят на первое место среди факторов, определяющих динамичное экономическое развитие Новосибирской области.

Сильное физическое устаревание парка технологического оборудования в регионе обуславливает необходимость дальнейшего стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации структуры инвестиций.

2. Недостаточный уровень внедрения инновационных технологий.

Новосибирская область занимает лидирующее место в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.

Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.

Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.

3. Усиление конкуренции за человеческие ресурсы.

Общемировая тенденция старения населения характерна и для Новосибирской области. Учитывая сложившуюся половозрастную структуру, в прогнозном периоде будут увеличиваться доли категорий населения младше и старше трудоспособного возраста, что в свою очередь приведет к увеличению нагрузки на трудоспособное население.

Несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда также является фактором, ограничивающим ускоренное развитие экономики Новосибирской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»