Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2012 года N 432-п


О внесении изменений в постановление
Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 N 158-п

__________________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 16.03.2015 N 89-п

_________________________



В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30 января 2012 года N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 30.09.2010 N 158-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» и целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года» следующие изменения:

1. В наименовании слова «и целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года» исключить.

2. В пункте 1 слова «и целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года (далее – целевые показатели)» исключить.

3. Долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

4. Подпункт 1 пункта 1.2 признать утратившим силу.

5. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра экономического развития Новосибирской области Струкова А.Н.».

     
     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 25.09.2012 N 432-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 30.09.2010 N 158-п

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение
 энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»


I. Паспорт

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке

Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), распоряжение Губернатора Новосибирской области от 28.10.2009 N 261-р «О мерах по повышению энергоэффективности и сокращении энергетических издержек в экономике Новосибирской области»

Основной разработчик Программы

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области

Государственные заказчики Программы

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство культуры Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сёмка С.Н.

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство культуры Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
государственные учреждения Новосибирской области;
муниципальные образования Новосибирской области (по согласованию);
организации и промышленные предприятия в Новосибирской области, определенные на конкурсной основе

Цель и задачи Программы

Цель:
Снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области; реализация потенциала энергосбережения; переход к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Задачи:
1. Повышение энергетической эффективности
в организациях бюджетной сферы  Новосибирской области.
2. Повышение энергетической эффективности в жилищном секторе.
3. Повышение энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры.
4. Повышение энергетической эффективности
на транспорте.
5. Повышение энергетической эффективности
в промышленности.
6. Повышение энергетической эффективности в сельском и лесном хозяйстве.
7. Повышение энергетической эффективности в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Сроки (этапы) реализации Программы

1 этап: 2011-2012 годы;
2 этап: 2013-2015 годы (целевые показатели рассчитаны до 2020 года).
Срок реализации Программы - до 2015 года

Объемы финансирования
(с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Объемы и источники финансирования
(2011_2015 гг.):
Федеральный бюджет Российской Федерации:
2012 г. - 255355,5 тыс. рублей;
областной бюджет Новосибирской области:
2011 г. - 10000 тыс. рублей;
     2012 г. - 385622,5 тыс. рублей;
     2013 г. -503262,8 тыс. рублей;
     2014 г. - 481608,8 тыс. рублей;
     2015 г. -  451612,8 тыс. рублей;
     местные бюджеты:
     2011 г. - 0 тыс. рублей;
     2012 г. - 185000,0 тыс. рублей;
     2013 г. - 274000,0 тыс. рублей;
     2014 г. - 288000,0 тыс. рублей;
     2015 г. - 287000,0 тыс. рублей;
     внебюджетные источники:
     2011 г. - 20754,4 тыс. рублей;
     2012 г. - 4872984,2 тыс. рублей;
     2013 г. - 248500,0 тыс. рублей;
     2014 г. - 267500,0 тыс. рублей;
     2015 г. - 266500,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные
в количественно измеримых показателях

Важнейшими целевыми индикаторами являются:
снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области не менее чем на 18% к уровню 2009 года;
снижение удельного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы Новосибирской области;
снижение удельной энергоемкости важнейших видов продукции в реальном секторе экономики.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. Снижение энергоемкости ВРП Новосибирской области к 2015 году не менее чем на 18 % к уровню 2009 года, в перспективе к 2020 году не менее чем на 40% к уровню 2009 года.
2. Снижение потребления энергоресурсов  организациями  бюджетной сферы Новосибирской области на 3% ежегодно в течение 5 лет, начиная
с 2010 года.
3. Увеличение уровня инструментального учета потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере до 100%.
4. Снижение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении на  1,5 %.
5. Снижение энергоемкости основных видов продукции на 3% в год


II. Обоснование необходимости разработки Программы


1. Анализ текущего состояния сферы действия Программы.

Итоги развития хозяйственного комплекса Новосибирской области за предшествующий период (2000-2009 гг.), существенные для формирования Программы:

прирост производства промышленной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке, поддерживался в среднем на уровне около 8% в год при более умеренном росте энергопотребления главным образом за счет роста энергетической эффективности путем увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей;

темп роста энергетической эффективности в среднем по всем секторам экономики Новосибирской области составил около 7% в год, что позволило вплотную приблизиться к уровню энергетической эффективности 1990 года и, таким образом, вернуть Новосибирской области положение одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации;

все отрасли промышленности, расположенные на территории Новосибирской области, включая топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК), получили возможность развиваться в этом периоде с малой капиталоемкостью, причем этот льготный период может быть на некоторое время продолжен с известными ограничениями по всем отраслям экономики Новосибирской области;

полностью использованы все преимущества консервативных способов организации экономической деятельности, ориентирующих хозяйствующие субъекты на выживание, в том числе и за счет ранее созданного «запаса прочности» энергетики Новосибирской области, невосприимчивости производства к нововведениям, ресурсоэнергосбережению;

объем внутреннего потребительского рынка Новосибирской области обеспечил трудовую активность работоспособного населения на уровне, минимально необходимом для подъема экономики и перехода на энергосберегающий путь развития;

разработаны механизмы и накоплен значительный опыт государственной поддержки в организации программных мероприятий, направленных на увеличение энергетической эффективности и энергобезопасности.

Анализ состояния ТЭК Новосибирской области показывает, что Новосибирская область не имеет достаточных собственных топливно-энергетических ресурсов и электрических мощностей для полного удовлетворения своих потребностей в энергоносителях, поэтому проблема энергетической безопасности и развития Новосибирской области требует комплексной увязки с развитием топливных баз в Сибири и взаимодействия с объединенной энергетической системой Сибири. Потребители Новосибирской области не могут быть обеспечены полностью за счет централизованного энергоснабжения. Необходима разработка общих схем энергоснабжения, учитывающих наличие и децентрализованных систем, особенно в сфере теплоснабжения.

Обеспечение необходимой потребности Новосибирской области в энергетических продуктах и услугах не может быть реализовано только за счет наращивания новых энергетических мощностей, а требует максимально полного использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ТЭК и у потребителей во всех отраслях экономики Новосибирской области.

Энергетика является инвестиционноемкой сферой экономики, поэтому решения в этой области должны приниматься заблаговременно, с учетом длительного инвестиционного цикла. При этом особое значение приобретает не только прогноз объема необходимых средств для развития энергетики, но и выработка механизмов как по привлечению инвестиций в энергосбережение, так и расширенное воспроизводство основных фондов энергетики Новосибирской области.

Процесс повышения цен на газ в Новосибирской области от области не зависит, это внешнее обстоятельство. Другое объективно внешнее обстоятельство состоит в том, что доля мазута, используемого в энергетике Новосибирской области в настоящее время едва превышает 2%. Поэтому мазут, как один из базовых энергоресурсов для энергетики Новосибирской области, на перспективу можно уже не принимать во внимание. Часть котельных, еще работающих на мазуте, должна быть переведена на газ либо уголь.

Основным источником тепла и электроэнергии, получаемой на территории Новосибирской области, является уголь. При этом листвянские угли целесообразно использовать в качестве источника тепла только в ограниченной зоне четырех муниципальных районов: Искитимского, Маслянинского, Черепановского и Сузунского.

Полный переход на уголь ставит перед Новосибирской областью три взаимосвязанных задачи:

разработка и внедрение более совершенных технологий сжигания угля;

разработка и внедрение, а также связанное с ними использование отходов (золы и шлака) теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) и котельных. Зола должна стать таким же основным продуктом энергетики, что и электроэнергия и тепло;

внедрение альтернативных возобновляемых источников энергии с целью повышения энергобезопасности Новосибирской области и уменьшения зависимости от поставок угля.

Отчет об эффективности использования электрической энергии для производства ВРП Новосибирской области в 2000-2009 гг. и об эффективности использования первичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) для производства ВРП Новосибирской области в 2000-2009 гг. представлен на рис. 1, 2, 3.



Рис. 1. Диаграмма энергетической эффективности в 2000-2009 гг. (электроэнергия).

Рис. 2. Динамика производства ВРП и электропотребления в 2000-2009 гг.

Рис. 3. Динамика производства ВРП и потребления первичных ТЭР в 2000-2009 гг.


Стратегической проблемой очередного периода развития является стабилизация и поддержание высоких темпов роста энергетической эффективности, а также обеспечение повышенного уровня энергобезопасности, требуемого энергоэффективной экономикой в условиях ускоренного развития.

Вместе с тем, в результате анализа энергоэкономической ситуации, в Новосибирской области выявлен ряд диспропорций, дисбалансов и противоречий, которые необходимо разрешить для дальнейшего устойчивого развития в направлении энергетической эффективности и энергобезопасности. Основные противоречия состоят в следующем.

Высокий уровень энергетической эффективности экономики Новосибирской области сочетается с низким уровнем душевого потребления ТЭР и производства ВРП Новосибирской области. В 2006 году Новосибирская область вышла на уровень 1990 года по физическим объемам затрат основных видов ТЭР на производство единицы физического объема ВРП Новосибирской области (энергетическая стоимость ВРП), таким образом восстановив и упрочив свое положение среди регионов России как одного из лидеров по энергосбережению и энергетической эффективности Российской Федерации.

В среднем высокие, хотя и нестабильные, темпы роста энергетической эффективности экономики Новосибирской области в 2000-2009 гг. сочетаются с относительно большой долей нерационального и расточительного энергопотребления, характеризуемого потенциалом энергосбережения. По прогнозным оценкам, в итогах 2010 года потенциал энергосбережения в экономике Новосибирской области останется на уровне 81% от физических объемов электропотребления и 60% - от объемов потребления первичных ТЭР. Даже при самых оптимистических предположениях о темпах роста энергетической эффективности потенциал энергосбережения Новосибирской области не может быть полностью реализован до 2020 года, поэтому как ресурс развития должен быть учтен в значительно более долгосрочных планах и прогнозах.

2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом.

Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Новосибирской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу и Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности. Поэтому повышение энергетической эффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.

Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который, по разным оценкам, составляет более 35-40% от уровня потребления энергии.

Энергосбережение и энергетическая эффективность достигаются через решение стратегических задач:

1) обеспечение энергетической безопасности Новосибирской области через согласование интересов производителей и потребителей энергоресурсов при реализации потенциала энергосбережения;

2) обновление основных производственных фондов экономики на базе новых энергоресурсосберегающих технологий и оборудования;

3) определение направления развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области; повышение эффективности использования энергоресурсов;

4) расширение ресурсно-сырьевой базы энергетики за счет вовлечения в хозяйственный оборот местных и альтернативных источников топливно-энергетических ресурсов;

5) повышение экономической эффективности инновационных преобразований в сфере энергопроизводства, энергопотребления и энергоиспользования;

6) наращивание темпов комплексного оснащения средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;

7) стимулирование энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, на производстве.

При разработке Программы в качестве макроэкономической основы принята общероссийская модель гармонично регулируемого развития рыночной экономики, призванной обеспечить достижение Новосибирской областью в составе Российской Федерации в рассматриваемом периоде современного среднеевропейского уровня жизни. Применительно к сложившимся и прогнозируемым особым условиям хозяйственной деятельности на территории Новосибирской области в принятой макроэкономической модели предусмотрено  планомерное и пропорциональное развитие всех секторов экономики Новосибирской области, реформировавшихся в 2000-2009 гг., в направлении энергетической эффективности и энергобезопасности.

Представленный прогноз социально-экономического развития Новосибирской области включает три варианта сценария: умеренно-самопроизвольный (без программы), умеренно-ускоренный (эволюционный) и предельно ускоренный (максимальный).

Ускоренные варианты модели развития экономики Новосибирской области в планируемом периоде являются предпочтительными, так как позволяют существенно дальше продвинуться в реализации социальных приоритетов Программы. В соответствии с данным прогнозом при определенных условиях к 2020 году у Новосибирской области имеется реальная  возможность достичь почти 90% от среднедушевого уровня производства внутреннего валового продукта Российской Федерации (далее - ВВП РФ) и тем самым обеспечить населению Новосибирской области уровень жизни, близкий к среднероссийскому. В последующие 5 лет можно ожидать, что душевой ВРП Новосибирской области практически вплотную приблизится к среднедушевому уровню ВВП РФ, который, в свою очередь, выйдет на современный  среднеевропейский уровень.

Ускоренный вариант развития экономики Новосибирской области потребует активизации позиции Правительства Новосибирской области по ряду направлений, нуждающихся в государственной поддержке. В ряду приоритетных направлений особое место занимает деятельность, направленная на  повышение эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечение энергетической безопасности в условиях ускоренного роста экономики Новосибирской области ввиду практически полной зависимости хозяйственного комплекса Новосибирской области от импорта первичных ТЭР из других регионов Российской Федерации. Невозможно обеспечить необходимый уровень энергобезопасности Новосибирской области и ускоренный рост энергетической эффективности без повышения экономической эффективности хозяйственного комплекса, расположенного на ее территории.

Достижение целей и выполнение задач Программы позволит закрепить и продолжить курс на энергетическую эффективность и энергобезопасность экономики Новосибирской области.

Прогноз динамики производства ВРП Новосибирской области, потребления электроэнергии и первичных ТЭР представлен в таблице 1 и на рис. 4 и 5.

Таблица 1

Единица измерения

Отчет

Оценка

Прогноз

2009

2010

2011

2012

2013

ВРП Новосибирской области

млрд. рублей

460,7

510,8

570,1

637,4

714,5

Индекс физического объема

в %
к прошлому году

94,2

104,5

105,0

105,5

106,0

ВРП Новосибирской области в ценах 2009 года

млрд. рублей

 

481,432

536,34

601,456

675,64

Индекс-дефлятор

в %
к прошлому году

106,3

106,1

106,3

106,0

105,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»