(с изменениями на 5 сентября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 22.05.2019 N 278, от 11.10.2019 N 734, от 06.12.2019 N 919, от 09.01.2020 N 4, от 30.01.2020 N 57, от 21.02.2020 N 159, от 31.03.2020 N 246, от 14.11.2020 N 926, от 28.12.2020 N 1102, от 27.08.2021 N 759, от 31.08.2021 N 768, от 10.03.2022 N 152, от 14.11.2022 N 920, от 14.11.2022 N 921, от 23.12.2022 N 1115, от 20.02.2023 N 155, от 13.09.2023 N 830, от 27.02.2024 N 78, от 19.06.2024 N 367, от 05.09.2024 N 527)
В целях оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям Нижегородской области, выполнившим условия, предусмотренные пунктами 4, 9.8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), и во исполнение пункта 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы".
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 27.08.2021 N 759, от 31.08.2021 N 768)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Морозова С.Э.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21.02.2020 N 159)
Губернатор
Г.С.НИКИТИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2023 ГОДЫ"
(далее - Программа)
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 22.05.2019 N 278, от 11.10.2019 N 734, от 06.12.2019 N 919, от 09.01.2020 N 4, от 30.01.2020 N 57, от 21.02.2020 N 159, от 31.03.2020 N 246, от 14.11.2020 N 926, от 28.12.2020 N 1102, от 27.08.2021 N 759, от 31.08.2021 N 768, от 10.03.2022 N 152, от 14.11.2022 N 920, от 14.11.2022 N 921, от 23.12.2022 N 1115, от 20.02.2023 N 155, от 13.09.2023 N 830, от 27.02.2024 N 78, от 19.06.2024 N 367, от 05.09.2024 N 527)
Наименование Программы | Государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы |
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 27.08.2021 N 759, от 31.08.2021 N 768) | |
Основание для разработки Программы | Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ); Национальный проект "Жилье и городская среда" утвержденный протоколом заседания президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. N 12; Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3; Региональный проект Нижегородской области "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", утвержденный протоколом заседания Совета по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области от 11 декабря 2018 г. |
Государственный заказчик (координатор) Программы | Министерство строительства Нижегородской области |
Разработчик Программы | Министерство строительства Нижегородской области |
Ответственные за реализацию Программы | Министерство строительства Нижегородской области Муниципальные образования Нижегородской области - участники Программы |
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 27.08.2021 N 759) | |
Главный распорядитель бюджетных средств Программы | Министерство строительства Нижегородской области |
Цель Программы | Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) |
Задачи Программы | 1. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Нижегородской области. 2. Переселение граждан из жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки. 3. Ликвидация (реконструкция) аварийных многоквартирных домов. 4. Использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных домов участниками Программы под строительство новых объектов недвижимости по итогам реализации Программы. 5. Развитие жилищного строительства |
Участники Программы | Муниципальные образования Нижегородской области, выполнившие условия, предусмотренные пунктом 9.8 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ: - Ардатовский муниципальный округ; - Балахнинский муниципальный округ; - Богородский муниципальный округ; - Большемурашкинский муниципальный округ; - Бутурлинский муниципальный округ; - Вадский муниципальный округ; - Варнавинский муниципальный округ; - Вачский муниципальный округ; - Ветлужский муниципальный округ; - Володарский муниципальный округ; - городской округ Воротынский; - Воскресенский муниципальный округ; - Гагинский муниципальный округ; - городской округ город Арзамас; - городской округ город Бор; - городской округ город Выкса; - городской округ город Дзержинск; - Городецкий муниципальный округ; - Кстовский муниципальный округ; - городской округ город Кулебаки; - городской округ город Нижний Новгород; - городской округ Навашинский; - городской округ Перевозский; - городской округ город Первомайск; - городской округ Семеновский; - городской округ город Чкаловск; - городской округ город Шахунья; - Дальнеконстантиновский муниципальный округ; - Княгининский муниципальный округ; - Ковернинский муниципальный округ; - Краснобаковский муниципальный округ; - Лукояновский муниципальный округ; - Павловский муниципальный округ; - Пильнинский муниципальный округ; - Сергачский муниципальный округ; - Спасский муниципальный округ; - Тонкинский муниципальный округ; - Тоншаевский муниципальный округ; - Уренский муниципальный округ; - Шарангский муниципальный округ; - Шатковский муниципальный округ |
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 20.02.2023 N 155) | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2019 - 2023 годы, в том числе: 1 этап 2019 - 2020 годы (по заявкам Нижегородской области, направляемым государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства <1> (далее - Фонд ЖКХ) в 2019 году); 2 этап 2020 - 2021 годы (по заявкам Нижегородской области, направляемым в Фонд ЖКХ в 2020 году); 3 этап 2021 - 2022 годы (по заявкам Нижегородской области, направляемым в Фонд ЖКХ в 2021 году); 4 этап 2022 - 2023 годы (по заявкам Нижегородской области, направляемым в Фонд ЖКХ в 2022 году) |
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 N 830) | |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 12217461587,31 руб., в том числе в разрезе источников финансирования: средства Фонда ЖКХ - 11717446453,37 руб.; средства областного бюджета на обеспечение долевого финансирования - 392767974,58 руб.; средства местных бюджетов - 107247159,36 руб. |
1. Финансирование 1 этапа (2019 - 2020 годы) мероприятий Программы составляет 903838646,06 руб., в том числе в разрезе источников финансирования: средства Фонда ЖКХ - 863351203,00 руб., в том числе: в 2019 году - 673477535,83 руб., из которых: - 4899369,80 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2019 году, подлежащая использованию в 2020 году; - 27372514,28 руб. - средства Фонда ЖКХ 2019 года, подлежащие использованию в 2020 году при наступлении расходных обязательств; - 1140019,59 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ 2019 г., подлежащая возврату в 2022 году; - 1746157,07 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ 2019 г., подлежащая перераспределению в 2021 году; - 18867799,85 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2019 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 3093527,88 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2020 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2020 году - 280592686,58 руб., в том числе: - 7883944,15 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2020 году, подлежащая использованию в 2021 году при наступлении расходных обязательств; - 151768,34 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ в 2020 году, подлежащая возврату в 2021 году; - 48300072,70 руб. - средства Фонда ЖКХ 2020 года, подлежащие использованию при наступлении расходных обязательств в 2022 году; - 42246816,93 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ 2020 г., подлежащая возврату в 2021 году; в 2021 году - 56184016,85 руб., в том числе: - 2380156,90 руб. - средства Фонда ЖКХ 2021 в году, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; в 2022 году - 11580677,21 руб., в том числе: - 401565,98 руб. - средства Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году на реализацию 4-го этапа Программы; средства областного бюджета на обеспечение долевого финансирования - 31580028,98 руб., в том числе: в 2019 году - 35551171,00 руб., в том числе: - 1038402,63 руб. - средства областного бюджета 2019 года, подлежащие перераспределению в 2020 году, из которых: - 373084,43 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2021 году; - 1849143,57 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2020 году; - 421802,98 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2021 году; - 638627,69 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2022 году; - 17141,38 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2023 году; - 772413,00 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2019 году, подлежащая возврату в 2024 году. Финансирование 2021 года за счет средств областного бюджета - 23741,78 руб., в том числе: - 752,99 руб. - средства областного бюджета от реализации Программы в 2021 году, которые подлежат использованию в 2022 году на реализацию 4-го этапа Программы. Финансирование 2022 года за счет средств областного бюджета - 324130,30 руб., в том числе: - 114448,18 руб. - за счет средств остатков областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году на реализацию 4-го этапа Программы; - 131599,88 руб. - за счет средств остатков областного бюджета от реализации Программы в 2023 году, подлежащие использованию в 2024 году на реализацию 4-го этапа Программы; средства местных бюджетов - 8907414,08 руб., в том числе: в 2019 году - 5306427,74 руб.; в 2020 году - 2851933,60 руб.; в 2021 году - 643943,77 руб.; в 2022 году - 105108,97 руб. | |
2. Финансирование 2 этапа (2020 - 2021 годы) мероприятий Программы составляет 913083335,62 руб., в том числе в разрезе источников финансирования: средства Фонда ЖКХ - 876133091,53 руб., в том числе: в 2020 году - 468973266,02 руб., в том числе: - 47698846,12 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ 2020 года, подлежащая перераспределению в 2021 году; - 153113146,62 руб. - средства Фонда ЖКХ 2020 года, подлежащие использованию в 2021 году при наступлении расходных обязательств; - 1434828,76 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2020 году, подлежащая использованию в 2021 году при наступлении расходных обязательств; в 2021 году - 589358366,66 руб., в том числе: - 54289721,46 руб. - средства Фонда ЖКХ 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; - 42714,50 руб. - средства Фонда ЖКХ 2021 года, которые будут направлены в 2023 году на реализацию 4-го этапа Программы; в 2022 году - 74380716,30 руб. в том числе: - 526315,37 руб. - средства Фонда ЖКХ 2022 года, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; в 2023 году - 526315,37 руб. - средства Фонда ЖКХ 2022 года; средства областного бюджета на обеспечение долевого финансирования - 29500540,16 руб., в том числе: в 2020 году - 33761116,47 руб., в том числе: - 1812021,13 руб. - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2021 году; - 22973380,42 руб. - средства 2020 года, подлежащие использованию в 2021 году; в 2021 году - 22973380,42 руб. - средства 2020 года, подлежащие использованию в 2021 году, в том числе: - 943805,80 руб. - средства областного бюджета 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; - 1317746,59 руб. - средства областного бюджета 2021 года, которые направлены в 2022 году на реализацию 4-го этапа Программы; - 185553,89 руб. - средства областного бюджета от реализации Программы в 2021 году, подлежащие использованию в 2023 году на реализацию 4-го этапа Программы; - 1448,9 - экономия средств, подлежащая возврату в областной бюджет в 2022 году; в 2022 году - 2492399,52 руб. - средства областного бюджета 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств, в том числе: - 17747,27 руб. - за счет остатков средств областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; в 2023 году - 17747,27 руб. - средства областного бюджета 2022 года; средства местных бюджетов - 7449703,93 руб., в том числе: в 2020 году - 2290104,12 руб.; в 2021 году - 4527004,01 руб.; в 2022 году - 628158,44 руб.; в 2023 году - 4437,36 руб. | |
3. Финансирование 3 этапа (2021 - 2022 годы) мероприятий Программы составляет 2101277357,18 руб., в том числе в разрезе источников финансирования: средства Фонда ЖКХ - 2013298331,90 руб., в том числе: в 2021 году - 979094267,78 руб., в том числе: - 73957358,16 руб. - средства Фонда ЖКХ 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; - 9492566,00 руб. - остаток средств Фонда ЖКХ 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; - 7257476,11 - остаток средств Фонда ЖКХ 2021 года, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 20567935,91 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2021 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2022 году - 1150301352,64 руб., в том числе: - 55108865,25 руб. - средства Фонда 2022 года, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 2275384,89 руб. - остаток средств Фонда от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 10802799,02 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2023 году - 108403563,55 руб., в том числе: - 1249187,13 руб. - остаток средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, из которых: - 456831,95 руб. - средства Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2024 году; - 792355,18 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, подлежащая сокращению в 2024 году; - 5079782,37 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 5588162,84 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2021 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 26174344,76 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 9581542,12 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2024 году - 2634552,49 руб. - средства Фонда ЖКХ 2023 года, подлежащие использованию в 2024 году при наступлении расходных обязательств; средства областного бюджета на обеспечение долевого финансирования - 69095961,26 руб., в том числе: в 2021 году - 37969452,45 руб., в том числе: - 7993284,54 руб. - средства областного бюджета 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; - 301435,33 - средства областного бюджета 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; в 2022 году - 38409182,96 руб., в том числе: - 1822109,25 руб. - средства областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 72720,32 - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащая использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 265162,95 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2023 году - 3532196,32 руб., в том числе: - 39668,43 руб. - средства областного бюджета от реализации Программы в 2023 году, подлежащие использованию в 2024 году при наступлении расходных обязательств; - 172061,76 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 177451,45 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2021 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 54636,35 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2024 году - 83659,91 руб.; средства местных бюджетов - 18883064,02 руб., в том числе: в 2021 году - 6917218,96 руб.; в 2022 году - 10128267,50 руб.; в 2023 году - 1809690,93 руб.; в 2024 году - 27886,63 руб. | |
4. Финансирование 4 этапа (2022 - 2023 годы) мероприятий Программы составляет 8299262248,45 руб., в том числе в разрезе источников финансирования: средства Фонда ЖКХ - 7964663826,94 руб., в том числе: в 2021 году - 276338474,90 руб., в том числе: - 6820831,70 руб. - средства Фонда ЖКХ 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; в 2022 году - 5034816317,44 руб., в том числе: - 20580545,23 руб. - средства Фонда ЖКХ 2022 года, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 18858680,13 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащая использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 3753066,94 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2023 году - 2731375340,75 руб., в том числе: - 2598639,34 руб. - средства Фонда ЖКХ 2023 года, подлежащие использованию в 2024 году при наступлении расходных обязательств; - 401565,98 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации 1-го этапа Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году; - 486361,60 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 5620488,19 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; - 59479938,10 руб. - экономия средств Фонда ЖКХ от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2024 году - 40332245,08 руб.; средства областного бюджета на обеспечение долевого финансирования - 262591444,18 руб., в том числе: в 2021 году - 13747247,28 руб., в том числе: - 4763325,84 руб. - средства областного бюджета 2021 года, подлежащие использованию в 2022 году при наступлении расходных обязательств; в 2022 году - 164908621,92 руб., в том числе: - 698988,60 руб. - средства областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащие использованию в 2023 году при наступлении расходных обязательств; - 167490,02 руб. - средства областного бюджета 2022 года, подлежащие возврату в 2023 году; - 303808,07 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2022 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2023 году - 88801174,84 руб., в том числе: - 183023,79 руб. - средства областного бюджета 2023 года, подлежащие использованию в 2024 году при наступлении расходных обязательств; - 55151,40 руб. - экономия средств областного бюджета от реализации Программы в 2023 году, подлежащая возврату в 2024 году; в 2024 году - 1306187,86 руб.; средства местных бюджетов - 72006977,33 руб., в том числе: в 2021 году - 2246311,25 руб.; в 2022 году - 41917330,61 руб.; в 2023 году - 25464760,44 руб.; в 2024 году - 2378575,03 руб. | |
(п. в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.09.2024 N 527) | |
Конечные результаты реализации Программы | 1. Площадь аварийных многоквартирных домов (количество квадратных метров), жители которых расселены в результате выполнения Программы. 2. Общее число освобожденных жилых помещений в результате выполнения Программы. 3. Число переселенных жителей в результате выполнения Программы. Цифровые данные по показателям выполнения Программы приведены в приложении 4 к настоящей Программе |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляет министерство строительства Нижегородской области |
Справочно: объем налоговых расходов Нижегородской области в рамках реализации государственной программы (всего) | Отсутствует |
(строка введена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.03.2022 N 152) |
________________
<1> В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" с 13 декабря 2022 г. - со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Фонда в связи с его присоединением к публично-правовой компании "Фонд развития территорий" с одновременным преобразованием Фонда ЖКХ в соответствии с федеральным законом в целях настоящего постановления под Фондом ЖКХ понимается публично-правовая компания "Фонд развития территорий".
(сноска введена постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 N 830)
Одним из приоритетов жилищной политики как на уровне Российской Федерации, так и в Нижегородской области является обеспечение комфортных условий проживания населения, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, то есть аварийных и ветхих домах. Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Условия проживания в аварийном жилищном фонде негативно влияют на здоровье граждан и на демографию, понижают социальный статус гражданина, не дают возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения.
Проживание в аварийных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и снижает возможности их использования. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из наиболее актуальных проблем, существующих в Нижегородской области, и требует скорейшего решения их с использованием программно-целевого метода.
Поскольку на территории Нижегородской области статус аварийности приобретают в ежегодном объеме 45 тыс. кв. м жилищного фонда, ожидается достижение обозначенной национальным проектом "Жилье и городская среда", утвержденным протоколом заседания президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. N 12, цели по достижению значения не менее 140% соотношения расселяемого непригодного для проживания жилищного фонда к признаваемому в соответствующем году.
Обеспечение полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде осуществляется в соответствии с Порядком проверки достоверности представленных органами местного самоуправления сведений, а также проверки правоустанавливающих документов и документов, подтверждающих признание многоквартирных домов аварийными, утверждаемым приказом министерства строительства Нижегородской области.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 10.03.2022 N 152)
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 27.08.2021 N 759)
N п/п | Наименование рекомендуемой характеристики | Содержание рекомендуемой характеристики |
1 | Проектная документация на дом | В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями: - СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр; - СП 54.13330.2022 "Здания жилые многоквартирные, СНиП 31-01-2003", утвержденным приказом Минстроя России от 13 мая 2022 г. N 361/пр; - СП 55.13330.2016 "Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001", утвержденным приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. N 725/пр; - СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр; - СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах", утвержденным приказом Минстроя России от 24 мая 2018 г. N 309/пр; - СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 970/пр; - СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденным приказом МЧС России от 12 марта 2020 г. N 151; - СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 |
- СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденным приказом Минстроя России от 24 августа 2016 г. N 590/пр; - СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия. СНиП 2.01.07-85*", утвержденным приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 891/пр; - СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии. СНиП 2.03.11-85", утвержденным приказом Минстроя России от 27 февраля 2017 г. N 127/пр; - СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий. СНиП 23-02-2003", утвержденным приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 265; - СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции", утвержденным приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 109/ГС; - СП 230.1325800.2015 "Конструкции ограждающие зданий. Характеристики теплотехнических неоднородностей", утвержденным приказом Минстроя России от 8 апреля 2015 г. N 261/пр; - СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденным приказом Минстроя России от 24 августа 2016 г. N 590/пр; - СП 260.1325800.2016 "Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования", утвержденным приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 881/пр; - СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28 января 2021 г. N 2; - ГОСТ Р 21.101-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2020 г. N 282-ст; - методики расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды помещений химических веществ с учетом совместного использования строительных материалов, применяемых в проектируемом объекте капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 26 октября 2017 г. N 1484/пр. Рекомендуется обеспечивать соответствие планируемых к строительству (строящихся) многоквартирных домов, а также подлежащих приобретению жилых помещений положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3. В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения экспертизы в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности | ||
2 | Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье | В строящихся домах рекомендуется обеспечивать наличие: - несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов: а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций; в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций. Допускается применение комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения многоквартирных жилых зданий при наличии заключения экспертизы проектной документации, предусмотренного статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Для возведения надземной части здания на монолитном железобетонном и (или) свайном фундаменте допускается применение легких стальных тонкостенных конструкций при условии соблюдения требований пункта 1 настоящего перечня; - подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; - санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину; - внутридомовых инженерных систем, включая системы: а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией); б) холодного водоснабжения; в) водоотведения (канализации); г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов); е) горячего водоснабжения; ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией); з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией); - при наличии экономической целесообразности - локальных систем энергоснабжения; - принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией). Лифты рекомендуется оснащать: а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом; б) оборудованием для связи с диспетчером; в) аварийным освещением кабины лифта; г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении; д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении; - внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях); - оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; - освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности; - при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком; - во входах в подвал (техническое подполье) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком; - отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов; - организованного водостока; - благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией) |
3 | Функциональное оснащение и отделка помещений многоквартирного дома | Для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретенные жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного и: - оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее): а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения; б) холодного водоснабжения; в) горячего водоснабжения (централизованной или автономной); г) водоотведения (канализации); д) отопления (централизованного или автономного); е) вентиляции; ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); з) внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией); - имеющие чистовую отделку под ключ, в том числе: а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком; б) межкомнатные двери с наличниками и ручками; в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; г) вентиляционные решетки; д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры; е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: - звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией); - мойку со смесителем и сифоном; - умывальник со смесителем и сифоном; - унитаз с сиденьем и сливным бачком; - ванну с заземлением, со смесителем и сифоном; - одно-, двухклавишные электровыключатели; - электророзетки; - выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; - газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением); - радиаторы (отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой системы теплоснабжения) отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел; ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе; з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей(их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей(их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях; и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) |
4 | Конструктивные, объемно-планировочные и иные решения индивидуальных жилых домов | |
5 | Материалы и оборудование | Проектом на строительство дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования. Строительство рекомендуется осуществлять с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ рекомендуется выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, требованиями энергетической эффективности и требованиями оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов |
6 | Энергоэффективность дома | Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "B" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 6 июня 2016 г. N 399/пр. Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома: - предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше; - в многоквартирных домах производить установку в помещениях общего пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности; - проводить освещение придомовой территории многоквартирных домов с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности; - выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией); - проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и другие, предусмотренные в проектной документации; - выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией); - проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками; - устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками. Рекомендуется обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 399/пр |
7 | Эксплуатационная документация дома | Рекомендуется иметь в наличии паспорта и инструкции по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачей энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующие документы (копии документов), предусмотренные пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и в соответствии с СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации, Общие положения", утвержденным приказом Минстроя России от 24 августа 2016 г. N 590/пр (в соответствии с проектной документацией), инструкции по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования, Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования рекомендуется передать Заказчик |
(таблица в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 N 830)
Муниципальные образования Нижегородской области - участники Программы имеют право на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и областного бюджета для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в результате выполнения следующих обязательных условий:
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 N 830)
- осуществляют учет сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными, в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" 2.0 публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в сети Интернет по адресу: ais.reformagkh.ru (далее - Система 2.0) в соответствии с методическими рекомендациями по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, утвержденными приказом министерства строительства Нижегородской области от 21 апреля 2020 г. N 36/од (далее - Реестр аварийных многоквартирных домов Нижегородской области);
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 20.02.2023 N 155, от 13.09.2023 N 830)
- соответствуют уровню показателей, подтверждающих проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства на основании пунктов 4 и 9.8 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ;