ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 31 января 2017 года № 82-р

Об утверждении бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период

(с изменениями на 8 февраля 2024 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 01.02.2018 № 82-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области
от 27.03.2020 № 264-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.03.2022 № 179-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 03.02.2023 № 84-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 08.02.2024 № 77-р            
-----------------------------------------------------------------------



В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июля 2015 г. № 452 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период": (преамбула изложена в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р - см. предыдущую редакцию)

утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Нижегородской области на долгосрочный период. (абзац второй изложен в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)




Губернатор                                                В.П.Шанцев



УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 31 января 2017 года № 82-р
(в редакции распоряжения Правительства
Нижегородской области
от 1 февраля 2018 года № 82-р)


Бюджетный прогноз Нижегородской области
на долгосрочный период

(Наименование в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)
(изложен в нвовой редакции распоряжением Правительства области от 01.02.2018 № 82-р;
в ред. распоряжений Правительства Нижегородской области
от 27.03.2020 № 264-р; от 24.02.2021 № 145-р)



Бюджетный прогноз Нижегородской области
на долгосрочный период (2017-2028 годы)

I. Условия формирования бюджетного прогноза и основные
итоги  реализации бюджетной, налоговой и долговой политики
Нижегородской области в 2016 году


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016 году была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году получены в объеме 164,9 млрд рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 25,6 млрд рублей или на 18,4%. (абзац второй в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р - см. предыдущую редакцию)

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году исполнены в объеме 168,8 млрд рублей и увеличились за 2014 - 2016 годы на 18,8 млрд рублей или на 12,5%. (абзац третий в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р - см. предыдущую редакцию)

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет. (абзац пятый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р - см. предыдущую редакцию)

С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, осуществлялась реализация мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.

Продолжена реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Реализуется эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, заключенных при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета, по достижению необходимого уровня долговой нагрузки на бюджет, в том числе по рыночным долговым обязательствам.

Главным условием формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период являются поставленные на федеральном уровне задачи бюджетной консолидации, а также снижения долговой нагрузки на региональный бюджет, что требует обеспечения стабильного роста собственных доходов, взвешенного подхода к расходованию бюджетных средств и установлению жестких бюджетных ограничений.

Также важнейшим условием организации бюджетного процесса в современных условиях является обеспечение открытости и доступности информации о бюджете, а также повышение заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.

II. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой
 и долговой политики на долгосрочный период


Бюджетная политика Правительства Нижегородской области сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889. (абзац первый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

Основными направлениями бюджетной политики будут являться:

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет  сдерживания роста расходов, а также  реализации мер, направленных на ограничение уровня государственного долга;

- повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов за счет концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Нижегородской области, предоставления мер социальной поддержки населению области исходя из применения критериев нуждаемости, повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;

- повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет установления государственных заданий на оказание государственных услуг в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг, повышения ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания, вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг;

- повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ, повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях, повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.

- развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок;

- обеспечение открытости и прозрачности управления государственными финансами.

Налоговая политика Правительства Нижегородской области будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, что будет достигаться за счет:

- увеличения налогового потенциала Нижегородской области  за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- государственной поддержки приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодного сотрудничества с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;

- дальнейшего совершенствования налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета, активизации претензионно-исковой деятельности;

- проведения мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявления земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.

Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств области, что будет способствовать повышению рейтинга Нижегородской области. (абзац шестнадцатый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

Это будет достигаться за счет:

- поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;

- поддержания объема дефицита, объема государственного долга в пределах ограничений, установленных Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Нижегородской области в 2015 - 2017 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета и при их реструктуризации;

- активного использования механизма привлечения государственных ценных бумаг Нижегородской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

-  оптимизации структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания.   

Изменения бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период разработаны на основе базового варианта параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) с учетом итогов исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов области за 2017-2019 годы.

При расчете показателей прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года) применялись следующие подходы:

- показатели на 2020-2022 годы соответствуют прогнозу консолидированного бюджета и областному бюджету на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;

- динамика прогнозных показателей реального сектора экономики на 2023-2035 годы рассчитана с учетом имеющегося прогноза социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. При расчете основных показателей, формирующих налогооблагаемую базу (прибыли прибыльных предприятий и фонда оплаты труда), заложено сохранение их соотношения с ВРП, сложившееся в среднесрочном периоде.

(абзацы двадцать второй- двадцать пятый изложены в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

Прогноз налоговых и неналоговых доходов рассчитан исходя из нормативов отчислений по уровням бюджетной системы, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. № 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области". (абзац двадцать шестой в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 24.02.2021 № 145-р - см. предыдущую редакцию)

Расходы областного бюджета спрогнозированы с учетом планируемого объема поступлений доходов областного бюджета, условий реструктуризации бюджетных кредитов на период до 2024 года и обеспечения бездефицитного бюджета на 2024-2035 годы.

Распределение расходов по государственным программам на 2020-2022 годы осуществлено в соответствии с Законом Нижегородской области от 19 декабря 2019 г. № 165-З "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Расходы по государственным программам с 2023 по 2035 годы утверждены в общей сумме программных расходов, исходя из доли программных расходов в расходах областного бюджета не менее 95 процентов.

(абзацы двадцать седьмой- двадцать девятый изложены в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

При разработке проекта изменений бюджетного прогноза на долгосрочный период соблюдены все требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и бюджетного законодательства  Нижегородской области. (абзац тридцатый в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

III. Основные риски, возникающие в процессе реализации
бюджетного прогноза


Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетного прогноза, являются:

- недостижение прогнозируемых параметров социально-экономического развития области (динамики и объемов) валового регионального продукта, прибыли прибыльных организаций, фонда заработной платы, индекса потребительских цен, а также инвестиций в основной капитал;

- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации и Нижегородской области, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

- вносимые на федеральном уровне изменения в налоговое и бюджетное законодательство не в пользу субъектов Российской Федерации.

Так с 2017 года на федеральном уровне снижена ставка налога на прибыль организаций для субъектов Российской Федерации с 18% до 17%, потери бюджета Нижегородской области от этого ежегодно составляют более 2,5 млрд рублей. Значительные потери несет консолидированный бюджет области по налогу на имущество организаций в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения (в 2020 году потери оцениваются в сумме 2,9 млрд рублей по ставке 1,1%). Из федерального бюджета компенсируется только незначительная часть выпадающих доходов бюджета.

Кроме того, проблемными для субъектов Российской Федерации остаются вопросы установления на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам, что приводит к сокращению доходной части региональных и местных бюджетов. В связи с предоставлением федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам бюджет Нижегородской области недополучает более 1,5 млрд рублей ежегодно. При этом указанные потери бюджетов не компенсируются из федерального бюджета.

(абзацы пятый, шестой изложены в новой редакции распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

(абзацы седьмой исключен распоряжением Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

IV. Прогноз основных характеристик и основных параметров
консолидированного бюджета Нижегородской области
и областного бюджета

(Раздел в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)

          

Прогноз основных характеристик и основных параметров консолидированного бюджета Нижегородской области и областного бюджета представлены в приложении 1 к бюджетному прогнозу Нижегородской области  на долгосрочный период.

V. Предельные расходы на финансовое обеспечение
государственных программ Нижегородской области
 на период их действия

(Раздел в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 27.03.2020 № 264-р - см. предыдущую редакцию)


Предельные расходы на финансовое обеспечение государственных программ Нижегородской области на период их действия представлены в приложении 2 к бюджетному прогнозу Нижегородской области  на долгосрочный период.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»