ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2018 года № 889

Об утверждении Стратегии социально-экономического
развития Нижегородской области до 2035 года

(с изменениями на 17 апреля 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 № 586;  
постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2021 № 1260;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918;
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.04.2023 № 264;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2023 № 322

------------------------------------------------------------------------


В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 8 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 22 июля 2015 г. № 464 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия).

2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области:

2.1. Обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии до 1 июня 2019 г.

2.2. Координировать мониторинг реализации Стратегии, осуществляемый органами исполнительной власти Нижегородской в части их компетенции.

2.3. Осуществлять контроль реализации Стратегии.

3. Органам исполнительной власти Нижегородской области:

3.1. Осуществлять мониторинг реализации Стратегии.

3.2. При осуществлении корректировки документов стратегического планирования учитывать положения Стратегии.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области обеспечить при определении долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований согласованность с приоритетами и целями Стратегии.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


     Губернатор                                                Г.С.Никитин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 21 декабря 2018 г. № 889

(Стратегия в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 16.07.2020 № 586; от 31.12.2021 № 1260;
от 11.11.2022 № 918; от 04.04.2023 № 264; от 17.04.2023 № 322)

Стратегия социально-экономического развития
Нижегородской области до 2035 года

Введение

Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области".

При разработке Стратегии были учтены требования федерального законодательства и приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня. Документ создавался в соответствии с национальными целями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". (абзац второй изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918 - см. предыдущую редакцию)

Стратегия разрабатывалась с учетом анализа достигнутого уровня развития региона в результате реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 (далее - Стратегия-2020). Это позволило учесть ее недостатки и сохранить преемственность тех направлений развития, в которых удалось достичь существенных положительных результатов.

При формировании проекта Стратегии были приняты во внимание глобальные социально-экономические тренды, планы долгосрочного развития регионов Приволжского федерального округа и регионов - бенчмарков, не входящих в округ. Также учитывались инвестиционные программы крупных предприятий региона.

На первом этапе к разработке проекта Стратегии было привлечено экспертное сообщество, состоящее из ведущих экспертов регионального и федерального уровней: представители организаций производственной и непроизводственной сфер различных форм собственности, научных и общественных организаций. Всего было создано 18 экспертных групп по приоритетным направлениям развития Нижегородской области; проведено более 50 заседаний, в которых участвовало около 400 человек. Таким образом, была обеспечена всесторонняя проработка проблем, перспектив развития Нижегородской области, определены стратегические цели и задачи, а также основные инициативы, реализация которых позволит региону добиться увеличения ВРП на душу населения не менее чем в три раза в сопоставимых ценах к 2035 году.

С июня 2018 года начался второй этап работы над проектом Стратегии. Было проведено 15 отраслевых сессий с расширенным составом экспертного сообщества; во всех муниципальных образованиях Нижегородской области состоялось 39 стратегических территориальных сессий. Всего в обсуждении приняло участие более4500 человек - актив муниципальных образований и эксперты отраслей. Дополнительно обсуждение проекта Стратегии проходило в трудовых коллективах и населенных пунктах с участием более 500 тысяч человек.

Благодаря проведенному обсуждению было внесено более 5 тысяч предложений, что позволило скорректировать стратегические цели, задач и инициативы проекта Стратегии и получить документ в соответствии с видением жителей и расширенного экспертного сообщества региона.

Это подтверждается результатами голосования за проект Стратегии, в котором 9 сентября 2018 г.приняли участие 502 тысячи жителей Нижегородской области: 94% поддержали представленный проект документа.

_______________________

ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО УК "Группа ГАЗ", ПАО "МРСК Центра и Приволжья", филиал "Нижновэнерго", ПАО "Газпром", ПАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина", ПАО "Нижегородский машиностроительный завод"и др.

1. Стратегическая диагностика: основные выводы

1.1. Глобальные тренды


На основе мнений экспертного сообщества выделены следующие ключевые долгосрочные глобальные тренды (технологические, экономические, социальные, природные, геополитические), влекущие за собой радикальные изменения в жизни и деятельности человека, развитии экономики и пространства, которые учтены при разработке Стратегии:

Технологический прогресс (переход на 5 и 6 технологические уклады)

- ускорение цифровизации экономики и социальной сферы, развитие и распространение "умных" технологий, замещающих участие человека в процессах жизнедеятельности;

- усиление роли конвергенции знаний (ИКТ, искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий, нанотехнологий, электроники нового поколения) в создании прорывных технологических решений в различных сферах жизнедеятельности;

- сокращение инновационного цикла за счет использования компьютерного моделирование и аддитивных технологий;

Новая экономика

- изменение соотношений между факторами производства в пользу капитала знаний (человеческого капитала);

- концентрация цепочек создания стоимости вокруг центров создания знаний и технологических компетенций;

- ESG-трансформация, экологизация экономики, переход к экономике замкнутого цикла; (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918 - см. предыдущую редакцию)  

- усиление конкуренции в сфере развития человеческого капитала (за привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов);

- трансформация бизнес-моделей: "уберизация" экономики (экономика без посредников), кастомизация производства (производство под индивидуальный заказ), усиление сетевого взаимодействия бизнеса между собой и с потребителями;

Демографические и социальные трансформации

- низкий уровень рождаемости;

- увеличение продолжительности жизни - повышение значения высокотехнологичных медицинских услуг, персонализация медицины;

- глобальное старение населения, формирование условий для активного долголетия;

- нарастание процессов урбанизации - обострение экологических и социальных проблем вследствие увеличения нагрузки на экосистему и городскую инфраструктуру; усиление дифференциации уровня и качества жизни в городе и на периферии;

- изменение гендерных ролей;

- существенное изменение востребованных профессий и компетенций; цифровизация образовательной сферы с целью обеспечения непрерывного, персонализированного обучения;

- рост международной миграции;

- изменение ценностей и образа жизни людей под воздействием распространения "интернета вещей" и "умных" инфраструктур;

- увеличение "среднего класса", состоящего из граждан с максимальной экономической активностью;

- рост рынка услуг; приоритизация получения опыта/эмоций над фактом владения материальными благами; безопасность и экологизация потребления;

Дефицит ресурсов

- глобальное изменение климата и рост антропогенной нагрузки, которые ускорят исчерпание легкодоступных источников природных ресурсов и усилят конкуренцию за них;

- рост накопленного экологического ущерба, нарастание частоты опасных природных явлений и связанных с ними чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- увеличение спроса на энергию, пресную воду и продовольствие, вследствие прироста населения и роста глобальной экономики;

- увеличение инвестиций в возобновляемую энергетику и технологии энергосбережения;

Пространственная и геополитика

- трансформация систем глобального управления - переход к многополярности, усиление борьбы за сферы влияния, рост региональной нестабильности, обострение мировых проблем безопасности, в том числе кибербезопасности;

- рост вклада в мировое производство и спроса стран Азиатско-Тихоокеанского, а впоследствии и Африканского регионов. Возможный переход мирового лидерства к Китаю;

- усиление мировой конкуренции за лучших инвесторов, ученых и высококвалифицированных специалистов;

- метрополитенизация и стягивание населения в крупные городские центры.

_________________________
5 технологический уклад - эра информатизации и телекоммуникаций

6 технологический уклад - эра нанобиотехнологий

1.2. Общий анализ основных показателей социально-экономического развития
Нижегородской области, конкурентное положение региона
в экономике Российской Федерации и мира


Нижегородская область входит в двадцатку крупнейших регионов России (14 место в Российской Федерации) по объему ВРП. Однако, показатель ВРП в расчете на душу населения (363,3 тыс. рублей) за тот же период на четверть ниже среднероссийского уровня (472,2 тыс. рублей). По сравнению с регионами-бенчмарками отставание составляет 27,3% от Республики Татарстан и 8,7% от Самарской области (Рис.1).

Рисунок 1. ВРП на душу населения и его динамика по крупнейшим регионам России, 2005-2016 г.    

                                                                                      ВРП на душу населения

После активного роста объема инвестиций (в действующих ценах) в 2010-2014 гг. со 192 млрд руб. до 277 млрд руб. в год, инвестиции снизились до 235 млрд руб. (на 15%) в 2015 году и практически не изменились до 2017 года включительно.

______________________

Последние статистические данные за 2016 год.

Рисунок 2. Структура ВРП Нижегородской области, 2016 г.     

     

Самым крупным сектором экономики региона является обрабатывающая промышленность - 31% ВРП. Ввиду отсутствия на территории области топливно-энергетических и рудных полезных ископаемых доля добывающего сектора в промышленности незначительна. По объему отгруженной продукции в секторе обрабатывающей промышленности Нижегородская область занимает 6-7 места в Российской Федерации.

В экономике отмечается достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП (31,3% ВРП - 4 место среди регионов Российской Федерации; в России - 20,7% ВВП); в структуре преобладают отрасли III и IV технологических укладов (порядка 85%), 10% относится к V (электроника, в т.ч. роботостроение, IT-сектор, научные исследования и разработки, связь), менее 1% - к VI (наноиндустрия, биотехнологии) технологическим укладам.

По объему экспорта Нижегородская область занимает 20 место в России, среди регионов с сопоставимой по масштабам экономикой (первые пятнадцать по величине ВРП) - последнее место. В настоящее время общий объем экспорта составляет только 13% от объема отгруженной обрабатывающими предприятиями продукции.

Сохраняется зависимость экономики региона от импорта оборудования (как и в целом по России). Машиностроительная продукция является основной составляющей импорта в Нижегородскую область - ее доля составляет 37,1% (по Российской Федерации - 45,6%). Это 35 место в Российской Федерации и 7 место среди сопоставимых по масштабам экономики регионов.

Медианный среднедушевой доход в регионе по итогам 2017года составил 23,4 тыс. руб., что ниже значений республики Татарстан и Свердловской области (24,4 и 26,5 тыс. руб. соответственно).

Положение региона в рейтингах регионов Российской Федерации

Анализ рейтингов (см. табл. 1) показывает, что регион попадает в десятку лидеров только по условиям развития ГЧП.

В целом, регион по рассматриваемым рейтингам занимает в среднем 32-е место, что может свидетельствовать о том, что он является регионом-середняком, тяготеющим к более развитым регионам за счет относительно развитой сферы инноваций, рынка труда и достаточно хорошего качества жизни.

     Особенно остро стоит проблема инвестиционного климата и доступности жилья для населения.

     ______________________________
      1 место - минимальное значение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»