Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2013 года № 147

Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование медико-профилактической
помощи населению Нижегородской области"
 на 2013 год  

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)    
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274
_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2013 № 987
-----------------------------------------------------------------------


В соответствии с распределением в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2537-р, и распределением в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2551-р, и в целях внедрения инновационных технологий по профилактике заболеваний в государственных учреждениях здравоохранения Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области" на 2013 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в Законе Нижегородской области от 17 декабря 2012 года № 164-З "Об областном бюджете на 2013 год" министерству здравоохранения Нижегородской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.



Губернатор                                                                             В.П.Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 14 марта 2013 года № 147

     

     Областная целевая программа
     "Совершенствование медико-профилактической помощи
     населению Нижегородской области" на 2013 год


(в ред. постановления Правительства области от 24.12.2013 № 987)

     1. Паспорт областной целевой программы
     "Совершенствование медико-профилактической помощи
     населению Нижегородской области" на 2013 год

1.1. Наименование Программы

- областная целевая программа "Совершенствование медико- профилактической помощи населению Нижегородской области" на 2013 год (далее - Программа)

1.2. Основание для разработки Программы

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1141 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2537-р о распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2551-р о распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 155н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология-оториноларингология"

1.3. Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.4. Основной разработчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.5. Цель Программы

- снижение детской инвалидности и смертности

1.6. Основные задачи Программы

- обеспечение доступности пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка;

- обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

- 2013 год;

- Программа реализуется в один этап

1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.9. Объемы и источники финансирования Программы (тысяч рублей)

Наименование государственного заказчика

Источники финансирования

Объем финансирования (по годам, в разрезе источников)

Министерство здравоохранения Нижегородской области

2013
(тыс. руб.)

Всего
(тыс. руб.)

Всего, в том числе:

43634,83

43634,83

Областной бюджет, в т.ч.:

18 326,63

18 326,63

капвложения

НИОКР

прочие расходы

18 326,63

18 326,63

Федеральный бюджет, в т.ч.:

25 308,2

25 308,2

капвложения

НИОКР

прочие расходы

25 308,2

25 308,2

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Итого по Программе

Всего, в том числе:

43 634,83

43 634,83

Областной бюджет, в т.ч.:

18 326,63

18 326,63

капвложения

НИОКР

прочие расходы

18 326,63

18 326,63

Федеральный бюджет, в т.ч.:

25 308,2

25 308,2

капвложения

НИОКР

прочие расходы

25 308,2

25 308,2

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы достижения цели Программы

- снижение уровня детской инвалидности с 221,0 до 200,0 на 10000 детского населения;

- снижение уровня младенческой смертности с 8,8 до 8,2 на 1000 родившихся живыми;

- увеличение числа беременных, прошедших обследование по пренатальной (дородовой) диагностике нарушений развития плода на экспертном уровне в сроке 11-14 недель, с 20948 до 25500


2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

В Нижегородской области за последние 5 лет отмечается стабильный рост рождаемости. По итогам 2012 года родилось почти 38920 детей. Однако, в структуре младенческой смертности и смертности детей раннего возраста (с 1 года до 4 лет включительно) врожденные и наследственные заболевания продолжают занимать второе рейтинговое место (22,9%). В структуре детской инвалидности врожденные уродства стоят на 6 месте (15%), а в возрастной группе 0-4 года - на первом месте (44%).

Значительные затраты на интенсивное медикаментозное лечение детей первого года жизни, медицинскую реабилитацию, социальную и педагогическую коррекцию, государственное социальное обеспечение детей в связи с инвалидностью, потери трудового потенциала родителей, осуществляющих уход за больными детьми, обусловливают необходимость решения проблемы предупреждения врожденной и наследственной патологии.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года неонатальный скрининг проводится на пять наследственных заболеваний. Для проведения скрининга за счет средств федерального бюджета ежегодно осуществляется поставка диагностикумов. В результате проводимого скрининга ежегодно выявляется от 20 до 30 детей на ранних стадиях заболеваний, что дает возможность обеспечить их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации.

По итогам 2012 года было обследовано 38472 детей на неонатальный скрининг. Охват составил 99,3% (контрольный индикатор 95%). Выявлено 34 больных детей с наследственной патологией, в том числе 10 - с фенил-кетонурией, 7 детей - с муковисцидозом, 3 ребенка - с адреногенитальным синдромом, 14 - с тиреотоксикозом, не выявлено детей с галактоземией.

Все дети взяты на диспансерный учет, получают адекватную специфическую терапию. Закупка диагностикумов для неонатального скрининга в 2012 году позволила в полном объеме охватить новорожденных детей неонатальным скринингом. Закупка диагностикумов для неонатального скрининга в 2013 году позволит в полном объеме охватить новорожденных детей неонатальным скринингом (приложение 1 к настоящей Программе).

Охват аудиологическим скринингом по итогам 2012 года составил 98% (контрольный индикатор 95%). Универсальным аудиологическим скринингом охвачено 82% новорожденных детей. Всего обследовано универсальным аудиологическим скринингом 32148 детей. Выявлен 21 ребенок с нарушением слуха. По итогам скрининга трое детей нуждались в проведении оперативного лечения (кохлеарной имплантации). Двум детям лечение проведено. Один ребенок поставлен в "лист ожидания".

В период 2010-2012 годов в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в Нижегородской области приобретено 49 аппаратов для проведения универсального аудиологического скрининга. В остальных медицинских организациях Нижегородской области диагностика нарушений слуха осуществляется звукореактотестом, что снижает качество диагностики. Поэтому, с целью обеспечения доступности данного вида помощи требуется дооснащение шести учреждений родовспоможения и детства указанным оборудованием для проведения первого этапа аудиологического скрининга (приложение 1 к настоящей Программе).

С 2007 года в Нижегородской области внедрена пренатальная (дородовая) диагностика пороков развития плода. До 2010 года биохимический скрининг беременных проводился во втором триместре беременности, с 16 по 20 неделю беременности. Это позволило за указанный период снизить показатель младенческой смертности за счет предотвращения рождения детей с пороками развития, не совместимых с жизнью или не корригируемых. С учетом перехода на критерии регистрации рождений детей с 22 недели гестации биохимический скрининг с 2011 года в Нижегородской области проводится в первом триместре беременности (с 11 по 14 неделю). Целью проведения биохимического скрининга остается максимально раннее выявление пороков развития плода и определение дальнейшей тактики ведения беременности.

Для выполнения необходимого объема исследований в рамках программных мероприятий областной целевой программы "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области" на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июля 2012 года № 443, было проведено дооснащение медико-генетической консультации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области (далее - ГБУЗ НО) "Нижегородский областной клинический диагностический центр" специализированным оборудованием и расходными материалами, позволяющими проводить биохимический скрининг беременных на ранних этапах (в первом триместре беременности) для решения вопроса о дальнейшей тактике ведения беременности в случаях выявления пороков развития плода. Кроме того, организована работа окружных кабинетов пренатальной диагностики на базе межрайонных перинатальных центров и крупных женских консультаций г.Нижнего Новгорода. Для продолжения проведения пренатальной диагностики в ранние сроки беременности необходима закупка 425 наборов реагентов и расходных материалов для окружных кабинетов пренатальной диагностики с учетом роста рождаемости в регионе (прогнозируемое число родов за год 40000) (приложение 2 к настоящей Программе).

В результате проводимого скрининга ежегодно выявляется в среднем в год 400 пороков развития плодов, из которых в 150 случаях беременность прерывается по медицинским показаниям со стороны плода. Это дает возможность предотвратить рождение детей с тяжелыми пороками развития, не совместимыми с жизнью, и, тем самым, снизить показатель младенческой смертности, а также в случаях возможности коррекции порока развития, своевременно в антенатальном периоде осуществить их коррекцию, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации.

Таким образом, система программных мероприятий направлена на снижение влияния управляемых факторов риска рождения детей с тяжелой инвалидизирующей патологией, а также на обеспечение необходимых условий проведения скрининга новорожденных на наследственные заболевания.

     

     2.2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является снижение детской инвалидности и смертности  за счет элиминации плодов с врожденной патологией, а также своевременного выявления инвалидизирующих наследственных заболеваний.

Задачи Программы:

- обеспечение доступности пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка;

- обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных.

     

     2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2013 году, в один этап.

     2.4. Управление Программой и механизм ее реализации


Механизм реализации Программы основывается на принципах разграничения полномочий и ответственности участников Программы. Координация деятельности исполнителей мероприятий Программы осуществляется министерством здравоохранения Нижегородской области.

Финансирование работ по мероприятиям Программы, направленным на совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области, осуществляется министерством финансов Нижегородской области на основе государственных контрактов, заключенных в установленном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»