АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2013 года № 555

Об утверждении программы развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы

(с изменениями на 23 декабря 2020 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 13.08.2014 № 3180;
постановлением администрации города Н.Н. от 17.07.2015 № 1298;
постановлением администрации города Н.Н. от 02.11.2015 № 2304;
постановлением администрации города Н.Н. от 29.07.2016 № 2266;
постановлением администрации города Н.Н. от 01.02.2019 № 207;
постановлением администрации города Н.Н. от 25.12.2019 № 5121;
постановлением администрации города Н.Н. от 23.12.2020 № 4923

-----------------------------------------------------------------------

          

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы.

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Шумило А.А.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Привалова В.В.


     Исполняющий обязанности главы

администрации города                                                                                        С.В.Гладышев           


И.Н.Семашко

439 15 66

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением администрации
     города
     от 20.02.2013 № 555
(изложена в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 23.12.2020 № 4923
- см.
предыдущую редакцию)

Программа развития производительных сил
городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы


г.Н.Новгород
2020 г.

Паспорт
Программы развития производительных сил городского округа
города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы

Наименование

Программа развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы (далее - ПРПС)

Основания для разработки ПРПС

1. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04. 2006 года № 127 (с изменениями от 20.03.2009 года № 130).
2. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 09.01.2007 года
№ 1-р "О механизмах реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"
(с изменениями от 09.04.2016 года № 111-р).
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 29.04.2010 года № 254 "Об утверждении схемы территориального планирования Нижегородской области" (с изменениями от 01.12.2015 года № 775).
4. Постановление Правительства Нижегородской области от 25.01.2012 года № 31 "Об утверждении комплексного инвестиционного плана развития Нижегородской области на период до 2015 года" (с изменениями от 10.04.2014 года № 232).
5. Закон Нижегородской области от 08.08.2012 года № 106-З "Об утверждении Программы социально-экономического развития Нижегородской области на 2012 - 2015 годы".

Заказчик ПРПС

Администрация городского округа город Нижний Новгород

Основные разработчики ПРПС

Администрация городского округа город Нижний Новгород совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области

Цель ПРПС

Создание эффективной конкурентоспособной экономики и повышение инвестиционной привлекательности территории городского округа города Нижний Новгород

Задачи ПРПС

1. Модернизация экономики.
2. Обеспечение занятости населения, в т.ч. за счет создания новых рабочих мест.
3. Повышение доходной части бюджета.
4. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил территории.
5. Создание благоприятных условий для инвесторов, в том числе реализующих проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции.

Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты ПРПС

Строительство и эксплуатация завода по производству средств воздушно-космической обороны (АО "НЗ 70-летия Победы");
Организация производства ГАЗель №EXT; организация производства легких коммерческих автомобилей Mercedes TI№; организация производства легковых автомобилей VW; организация производства среднетоннажных грузовых автомобилей российского производства нового поколения "ГАЗон №EXT", "LDT №EXT", в том числе в рамках Специнвестконтракта (ООО "УК "Группа ГАЗ");
Реализация проектов по техническому перевооружению и реконструкции: механообрабатывающего производства, производства технологической оснастки для механообрабатывающего и агрегатно-сборочного производств (НАЗ "Сокол" - филиал АО "РСК "МиГ");
Проекты перевооружения и развития производства (АО "ОКБМ Африкантов");
Реконструкция производственной базы со строительством заготовительного корпуса, опытно-экспериментального производства со строительством производственного корпуса (АО "ЦНИИ "Буревестник");
Строительство стадиона на 45000 зрительских мест для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года (ФГУП "Спорт-Инжиниринг");
Строительство жилых комплексов "Цветы", "Цветы 2 очередь" в Приокском районе г. Н.Новгорода (ООО "Старт-Строй");
Строительство ЖК "Новая Кузнечиха" (ООО "Инградстрой");
Строительство микрорайонов: Юг, Торпедо в Автозаводском районе, Бурнаковский, расположенного по адресу: Московский район, вдоль ул. Бурнаковская, напротив д. 26А и Бурнаковского рынка; Мончегория, расположенного по адресу: Автозаводский район, вдоль ул. Мончегорской, 19А (ООО "Жилстрой-НН");
Модернизация международного аэропорта "Нижний Новгород" (ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород");
Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. "Московская" до ст. "Волга", 1 этап - продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка" (МКУ "ГУММиД");
Реализация инвестиционной программы ООО "Автозаводская ТЭЦ" в сфере теплоснабжения (ООО "Автозаводская ТЭЦ");
Реализация инвестиционной программы по модернизации Нижегородского водоканала (ОАО "Нижегородский водоканал");
Реализация инвестиционной программы АО "Теплоэнерго" на 2014 - 2022 гг. (АО "Теплоэнерго") и др.

Исполнители мероприятий ПРПС

Администрация городского округа город Нижний Новгород.
Предприятия и организации, реализующие инвестиционные проекты на территории городского округа город Нижний Новгород

Сроки реализации ПРПС

2013 - 2020 годы

Источники и объемы финансирования ПРПС

Общий объем инвестиций за 2013 - 2020 гг. - 292 688,7 млн руб., в т.ч. вложено за 2013 - 2019 гг. - 261 839,9 млн руб., из них:
1. Частные инвестиции (собственные и привлеченные средства) - 157359,4 млн руб.
2. Бюджетные инвестиции:
средства федерального бюджета - 69898,7 млн руб.;
средства областного бюджета - 11329,6 млн руб.;
средства местного бюджета - 295,4 млн руб.
Общий объем инвестиций за 2020 г. - 30848,8 млн руб., в т.ч.:
1. Частные инвестиции:
собственные средства - 22296,5 млн руб.;
привлеченные средства - 6283,4 млн руб.
2. Бюджетные инвестиции:
средства федерального бюджета - 1769,2 млн руб.;
средства областного бюджета - 499,7 млн рублей.

Индикаторы достижения целей ПРПС

Наименование индикаторов достижения цели ПРПС

Единицы измерения индикаторов достижения цели ПРПС

Ожидаемые результаты ПРПС в 2020 году

Задача 1. Модернизация экономики

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций

млн руб.

1 072 511,5

Объем отгруженной продукции за счет реализации мероприятий ПРПС

млн руб.

189 812,6

Производительность труда - отношение объема отгруженной продукции (по полному кругу организаций) в расчете на 1 работающего в экономике города

тыс. руб.

2 021,6

Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции

%

21,6

Задача 2. Создание благоприятных условий для инвесторов

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в расчете на душу населения

тыс. руб.

57,2

Объем привлеченных инвестиций в экономику города в рамках ПРПС

млн руб.

72 608,4,
в т.ч. в рамках ПРПС - 30 848,8

Задача 3. Обеспечение занятости населения, в т.ч. за счет создания новых рабочих мест

Уровень регистрируемой безработицы

%

4,9

Общее количество созданных постоянных рабочих мест за счет реализации ПРПС (нарастающим итогом)

ед.

17406

Доля занятых в малом предпринимательстве от численности экономически активного населения города

%

32,2

Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций)

руб.

44 012,5

Задача 4. Повышение доходной части бюджета

Объем налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города Нижнего Новгорода в консолидированный бюджет области

млн руб.

98 950,3

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области за счет реализации мероприятий ПРПС

млн руб.

6190,8

Задача 5. Снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил города

Количество введенных в эксплуатацию в рамках ПРПС объектов инженерной инфраструктуры

ед.

1

Объем привлеченных в рамках ПРПС инвестиций на развитие инфраструктуры

млн руб.

10987,0

Система организации и контроля исполнения ПРПС

По итогам реализации ПРПС проводится подготовка отчетов по итогам года. Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода.


Введение

Основой программы развития производительных сил городского округа города Нижний Новгород на 2013 - 2020 годы (далее - ПРПС) являются мероприятия, направленные на развитие реального сектора экономики, повышение эффективности использования конкурентных преимуществ городского округа и ориентированные на модернизацию действующих предприятий, создание новых производств, выпускающих конечную продукцию, внедрение инновационных технологий, повышающих производительность труда и конкурентоспособность изготавливаемой продукции, услуг.

В рамках ПРПС в качестве основного направления развития реального сектора экономики городского округа выбраны стратегические отраслевые приоритеты, закрепленные в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, комплексном инвестиционном плане развития Нижегородской области на период до 2015 года, программе социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года.

ПРПС консолидирует усилия государственных, муниципальных органов власти и бизнеса по развитию реального сектора экономики на территории городского округа.

Основная цель ПРПС - создание эффективной конкурентоспособной экономики.

Задачами ПРПС являются: модернизация экономики; обеспечение занятости населения; повышение доходной части бюджета; снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил городского округа г. Нижний Новгород.

Решение поставленных целей и задач основывается на использовании экономического потенциала городского округа г. Нижний Новгород, с учетом существующих рисков по достижению целевых показателей.

1. Общая характеристика


Город Нижний Новгород исторически является крупным промышленно-экономическим центром Нижегородской области и Приволжского федерального округа, в котором сосредоточены различные виды ресурсов - производственных, финансовых, информационных, кадровых и пр.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, город является одним из индустриальных центров Поволжья, Южного и Среднего Урала и относится к перспективным центрам опережающего экономического роста, в которых развиваются научные и образовательные центры и достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства.

Имея весомый экономический потенциал, город остается основным источником формирования регионального бюджета.

Размещение Нижнего Новгорода в центрально европейской части России на слиянии рек Волги и Оки является долговременным благоприятным фактором устойчивого социально-экономического развития города.

Площадь города составляет 0,466 тыс. кв. км, или 0,6% от площади Нижегородской области.

Численность постоянного населения (по состоянию на 01.01.2012) - 1263,6 тыс. чел. (38,3% от населения области), из них 34,9% составляет экономически активное население.

По численности населения входит в первую пятерку городов-миллионников нашей страны.

Уникальное экономико-географическое положение города позволяет ему выполнять важные геополитические функции, связанные с регулированием и координацией различных процессов, имеющих стратегическое значение: межрегиональных, историко-культурных, научных, межэтнических, природно-экологических, экономических.

Нижний Новгород является крупным транспортным узлом. Разветвленные водные, железнодорожные, автотранспортные магистрали обеспечивают надежные связи с сырьевыми базами и районами - потребителями производимой в городе продукции, а также с крупными культурными центрами нашей страны. Будущее экономическое развитие города связано с его положением как крупного транспортного узла российских артерий и трансъевропейских коридоров.

Основные евроазиатские и межрегиональные транспортные коридоры проходят через Нижний Новгород. В радиусе 500 км проживают около 43 млн человек, из которых более 24 млн в городах численностью более 100 тыс. человек. А в радиусе 1000 км - более 84 млн человек.

Транспортная инфраструктура города представлена следующими составляющими:

1. Автомобильные дороги. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 1,3 тыс. км.

Автомобильные трассы федерального значения: Москва - Нижний Новгород - Киров, Нижний Новгород - Пенза - Саратов, Нижний Новгород - Саранск, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа.

В 2008 году началось строительство третьей очереди южного обхода Нижнего Новгорода - дороги, которая будет соединять трассы Нижний Новгород - Саранск и Нижний Новгород - Казань.

С вводом третьей очереди в эксплуатацию трасса войдет в состав Второго европейского транспортного коридора. Это имеет очень большое значение для реализации проектов по созданию в Нижнем Новгороде крупных логистических центров.

2. Железные дороги. Основные железнодорожные магистрали: Москва - Нижний Новгород - Киров; Москва - Арзамас - Казань; Нижний Новгород - Пенза; Нижний Новгород - Рузаевка.

Горьковская железная дорога связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Услуги транспортных перевозок данным предприятием предоставляются шести республикам, входящим в состав Российской Федерации: Башкортостану, Марий Эл, Мордовии, Татарстану, Удмуртии, Чувашии и девяти областям: Московской, Владимирской, Вологодской, Свердловской, Кировской, Нижегородской, Пермской, Рязанской и Ульяновской. Услугами железной дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживают более 14 млн чел.

3. Внутренние судоходные пути. Нижний Новгород расположен на берегах рек Волги и Оки. Благодаря такому расположению городу открыт доступ посредством водных путей к таким городам, как: Тверь, Ярославль, Кострома, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань и др., а также к Каспийскому, Азовскому, Балтийскому и Черному морям.

4. Наличие международного аэропорта "Нижний Новгород". Аэропорт, находящийся в 12 км от г. Нижний Новгород, является международным и обслуживает около 30 федеральных и 10 региональных авиалиний.

Нижний Новгород обладает уникальным и богатейшим культурно-историческим наследием. Имея многовековую историю, Нижний Новгород является одним из опорных городов русской государственности, формирования культуры, развития промышленности и торговли.

2. Анализ социально-экономического положения


2.1. Итоги социально-экономического развития городского округа г. Нижний Новгород за период с 2007 по 2011 годы

Оценка уровня социально-экономического развития городского округа показывает, что за период 2007 - 2011 годов он стабильно находился в верхней части рейтинга территорий области, занимая с 1 по 5 место (с уровнем развития выше среднего).

Общая оценка социально-экономического развития
городского округа г. Нижний Новгород

период

2007

2008

2009

2010

2011

место

1

3

5

3

3

оценка

Выше среднего

Выше среднего

Выше среднего

Выше среднего

Выше среднего


Одним из основных факторов, определяющих развитие Нижнего Новгорода в данном периоде, является реализация программы развития производительных сил городского округа г. Нижний Новгород на 2007 - 2012 годы (далее - Программа).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»