ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 ноября 2021 года N 559-пр


О внесении изменений в государственную программу
Хабаровского края "Развитие образования в
Хабаровском крае", утвержденную постановлением
 Правительства Хабаровского края
от 5 июня 2012 г. N 177-пр



В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 г. N 177-пр, следующие изменения:

1) в паспорте:

а) абзацы пятнадцатый, двадцатый, двадцать первый позиции "Основные мероприятия государственной программы" признать утратившими силу;

б) абзац пятый позиции "Основные показатели (индикаторы) государственной программы" изложить в следующей редакции:

"доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей в возрасте от 6 до 18 лет;";

в) позицию "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Объем налоговых расходов в рамках реализации государственной программы

-

24,4900 млн. рублей";


г) дополнить позицией "Ожидаемые результаты реализации государственной программы" следующего содержания:

"Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 100,0 процентов;

отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края составит 100,0 процентов;

доля обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций составит не менее 95,0 процентов;

отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по краю составит 100,0 процентов;

доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, возрастет до 80,4 процента;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в Хабаровском крае, возрастет до 80,0 процентов;

отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края составит 100,0 процентов;

доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, возрастет до 97,5 процента;

доля выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения по основным образовательным программам, трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года составит не менее 80,0 процентов;

отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по краю составит 100,0 процентов;

к 2022 году 21 профессиональная образовательная организация будет обеспечена условиями для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

доля обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования возрастет до 100,0 процентов;

доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, к 2024 году достигнет 40,0 процентов;

к 2025 году 100,0 процентов обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций с износом 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций (что обеспечит снижение показателей числа аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта), будет удержан существующий односменный режим обучения;

к 2024 году 20,0 процентов обучающихся по программам среднего профессионального образования перейдут на аттестацию в виде демонстрационного экзамена; 15 процентов обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрируют по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам;

к 2024 году 487 государственных (муниципальных) служащих и работников учреждений края пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления;

к 2024 году число созданных и функционирующих в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленности составит не менее 0,071 тыс. единиц;

к 2024 году число организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, обновивших материально-техническую базу, составит не менее 13 единиц";


2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы

Система образования и воспитания края по состоянию на 1 сентября 2020 г. включает 908 организаций с контингентом более 301 тыс. обучающихся и воспитанников.

Развитие системы образования края осуществлялось в рамках следующих направлений:

формирование современной инфраструктуры образования (реструктуризация сети образовательных организаций, улучшение материально-технической базы, создание комфортной и безопасной образовательной среды);

обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий (организация профильного обучения, развитие вариативных форм получения образования, внедрение технологий развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий дистанционного и электронного обучения);

обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) и детей-инвалидов;

развитие кадрового потенциала отрасли образования (модернизация системы повышения квалификации, совершенствование порядка аттестации педагогических кадров, повышение заработной платы, реализация мер социальной поддержки, поддержка инновационной деятельности в образовании);

развитие системы оценки качества образования (внедрение новых технологий при проведении государственной итоговой аттестации, создание условий для участия образовательных организаций в международных, федеральных и национальных исследованиях оценки качества образования, во всероссийских проверочных работах, для проведения региональных мониторинговых исследований, в том числе с участием образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы);

обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие малозатратных форм отдыха, в том числе оздоровительных лагерей дневного пребывания детей;

создание в крае конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;

развитие государственно-общественного характера управления образованием в крае и укрепление социального партнерства;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

создание условий для эффективной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По каждому из направлений в системе образования края за указанный период произошли устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития.

В структуру государственно-общественного управления системой образования края входят краевой государственно-общественный совет по вопросам образования; 14 муниципальных советов по вопросам образования, 11 общественно-координационных советов при главах городских округов и муниципальных районов края, краевой родительский совет.

Система государственно-общественного управления в настоящее время действует в 94,0 процентах общеобразовательных организаций.

В результате мероприятий по формированию современной инфраструктуры образования были разработаны и реализованы различные модели развития муниципальных систем дошкольного образования и реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных организаций.

На 1 января 2019 г. услугами дошкольного образования охвачено 78,5 процента дошкольников от 1 года до 7 лет, что на 9,0 процентов больше по сравнению с 2013 годом.

За период с 2013 по 2019 год количество мест в дошкольных образовательных организациях увеличилось более чем на 3,3 тыс. единиц, а численность детей в детских садах - на 8,5 тыс. человек. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по краю на начало 2019 года составило 100,0 процентов.

С начала 2016 года и на 1 октября 2019 г. в крае введено в эксплуатацию 8 объектов инфраструктуры отрасли "Образование" общей мощностью 2 250 мест. На строительство указанных образовательных учреждений из бюджетов всех уровней израсходовано около 3,0 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 706,1 млн. рублей.

Кнопками тревожной сигнализации, а также физической охраной обеспечены 100,0 процентов образовательных организаций, системами видеонаблюдения оснащены 90,5 процента организаций. Ограждение по всему периметру территории имеют 97,6 процента организаций.

Все учреждения оснащены автоматическими пожарными сигнализациями, системами речевого оповещения о пожаре, системами дублирования, передающими сигнал о пожаре на пульт подразделения пожарной части без участия человека, а также достаточным количеством первичных средств пожаротушения.

Одним из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся является организация полноценного сбалансированного питания и медицинского обслуживания. В образовательных организациях края горячее питание получают 91,1 процента от общего числа школьников, до 18,6 процента увеличилась доля школьников, получающих двухразовое горячее питание, в 2019 году на 5 увеличилось число муниципальных районов, предоставляющих бесплатное двухразовое питание детям с ограниченными возможностями здоровья, проработан механизм обеспечения полноценным питанием обучающихся из малоимущих и многодетных семей. Реформирована краевая нормативная база.

Отменены полномочия по выплате дополнительной компенсации на питание, утверждены правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований. Для увеличения суммы компенсации в 2019 году предусмотрены ассигнования в размере 86,3 млн. рублей, в 2020 году - 219,3 млн. рублей.

В 2019 году продолжилась работа по ремонту и оснащению оборудованием медицинских кабинетов школ, на приобретение оборудования из муниципальных бюджетов выделено 1,2 млн. рублей. Это позволило увеличить количество школ, имеющих медицинские кабинеты, до 238.

100,0 процентов обучающихся общеобразовательных организаций обеспечиваются бесплатными учебниками и учебными пособиями.

Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики края требуется в том числе совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется современными санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Для повышения доступности и качества общего образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.

Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:

создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;

организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.

В настоящее время в крае в части школ образовательный процесс организован в две смены.

По состоянию на 1 сентября 2019 г. в крае функционируют 354 муниципальные общеобразовательные организации, из них 83 работают в две смены. Доля детей, обучающихся во вторую смену, составляет 7,8 процента (более 11 тыс. школьников).

При этом многие школьные здания не соответствуют новым требованиям.

По состоянию на 1 января 2019 г. из 383 общеобразовательных организаций требует комплексного капитального ремонта 1 школа, выборочного капитального ремонта - 282 общеобразовательные организации.

Интенсивная эксплуатация объектов образования в неблагоприятных климатических условиях региона (высокая амплитуда температур, сильная ветренность, сейсмичность) вызывает ускоренный износ конструкций и, как следствие, повышенную потребность в ремонте и плановом обслуживании зданий.

Первоочередными являются мероприятия, направленные на повышение надежности теплового контура зданий: ремонт кровель, замена оконных и наружных дверных блоков.

В 2019 году здания с износом от 50 до 70 процентов эксплуатируются 68 школами.

Прогноз технического состояния общеобразовательных организаций показывает, что в отсутствие мероприятий по обновлению инфраструктуры (строительство на замену ветхих зданий, капитальный ремонт и реконструкция) к 2024 году у 1 школы износ здания составит свыше 70,0 процентов, от 50,0 до 70,0 процентов износа будут иметь 103 здания школ.

Общая прогнозная потребность до 2025 года по созданию новых мест для обеспечения обучения в первую смену составляет 14 705 мест.

Развиваются вариативные формы организации общего образования.

В 2019/2020 учебном году семейная форма обучения организована для 221 обучающегося (рост на 78,0% за последние четыре года). Организовано обучение 123 обучающихся из 17 территорий края, находящихся на длительном лечении в больницах. В организациях Федеральной службы исполнения наказаний действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы, учебно-консультационные пункты, в которых обучаются более 1 400 учащихся.

Совершенствуется работа по организации профильного обучения в общеобразовательных организациях. Предпрофильной подготовкой охвачено 100,0 процентов обучающихся 9 классов.

На начало 2019/2020 учебного года профильным обучением охвачено 6 069 человек (51,0% от общего количества обучающихся уровня среднего общего образования). Обучение по индивидуальным учебным планам организовано для 12,0 процентов обучающихся старшей ступени.

К концу 2020 года в 17 муниципальных районах края, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют 66 центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". В крае созданы базовые инфраструктурные условия информатизации образовательного процесса:

применяется централизованный на уровне региона подход к организации доступа школ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и контентной фильтрации;

в ряде образовательных организаций внедрены комплексные решения по оснащению цифровым оборудованием и автоматизации административных, управленческих и обеспечивающих процессов;

все общеобразовательные организации используют электронную форму учета учебных достижений (электронные дневники и журналы);

организовано использование форм сетевого взаимодействия и профессионального развития педагогов, основанных на информационно-телекоммуникационных технологиях;

широко используются локальные и облачные платформы цифрового образовательного контента для организации дистанционного и электронного обучения. Доля обучающихся с применением электронного обучения составляет на 1 января 2019 г. более 40,0 процентов.

Состояние материально-технической базы цифровой образовательной среды сдерживает ее дальнейшее развитие. Доля современного учебного компьютерного парка общеобразовательных организаций на 1 января 2019 г. составляет 26,0 процентов, профессиональных образовательных организаций - 38,0 процентов.

Продолжает оставаться актуальной задача оснащения компьютерной техникой, мультимедийным и интерактивным оборудованием рабочих мест педагогов в учебных кабинетах. По состоянию на 1 января 2019 г. компьютерной техникой оснащены 86,0 процентов рабочих мест педагогов, мультимедийным и интерактивным оборудованием - 64,0 процента учебных кабинетов.

В целях реализации принципа доступности образования продолжается дистанционное обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому.

В крае созданы необходимые условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Численность обучающихся с ОВЗ составляет на 1 сентября 2019 г. 11 420 человек (или 7,7% от общего числа школьников края):

инклюзивно обучаются 8 161 человек, что составляет 72,0 процента от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, из них 35,8 процента (2 924 человека) обучаются в отдельных классах;

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, обучаются 3 259 человек, что составляет 25,0 процентов от общего количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Численность детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных школах и учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, - 2 704 человека, что составляет 1,8 процента от общего числа обучающихся в крае (из них детей-инвалидов - 1 977 человек, инвалидов - 34 человека, детей-инвалидов с соматическими заболеваниями - 686 человек, инвалидов с соматическими заболеваниями - 7 человек).

Для 1 107 детей, в том числе для 882 детей с ОВЗ и инвалидностью, организовано обучение на дому в соответствии с Порядком регламентации и оформления отношений краевой государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 3 июня 2015 г. N 124-пр (2018/ 2019 учебный год - 909 человек, 2017/2018 учебный год - 808 человек; 2016/2017 учебный год - 802 человека). С применением дистанционных образовательных технологий обучаются 72 ребенка-инвалида.

К 1 сентября 2020 г. завершилось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2019/2020 учебного года 4 913 школьников 1 - 4 классов (или 43,0% от общей численности детей с ОВЗ) обучаются по новым стандартам.

В трех коррекционных учреждениях реализуются программы профессионального обучения по девяти профессиям рабочих, должностям служащих.

В конкурсное движение Абилимпикс вовлечены более 5,0 процентов общеобразовательных школ и 100 процентов учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

В целях социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов с умственной отсталостью с помощью средств физической культуры и спорта в крае развивается движение в рамках Специальной Олимпиады России.

Сфера дополнительного образования детей края создает особые возможности для развития образования в целом, для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития региона.

Реализуется региональный проект "Успех каждого ребенка" (далее - региональный проект), основными задачами которого являются обеспечение доступного, качественного дополнительного образования детей и формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Определены основные направления реализации регионального проекта:

развитие региональной системы дополнительного образования детей;

повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей;

профессиональная ориентация обучающихся с учетом приоритетов социально-экономического развития края.

Реализация основных направлений регионального проекта осуществляется путем развития инфраструктуры, кадрового ресурса и программного обеспечения через совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов.

По состоянию на 1 января 2021 г. региональная система дополнительного образования включает 99 государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования, в том числе 56 организаций ведомственной принадлежности в сфере образования. Также дополнительное образование предоставляется детям в общеобразовательных, профессиональных, дошкольных, негосударственных (частных), а также других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая индивидуальных предпринимателей. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 78,0 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»