ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2020 года N 86-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в
Хабаровском крае", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр
В целях совершенствования нормативного правового регулирования и повышения эффективности государственного управления в области развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 20 марта 2020 года N 86-пр
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 14 сентября 2011 г. N 303-пр"
"Государственная программа Хабаровского края
"Развитие коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
проживающих в Хабаровском крае"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих
в Хабаровском крае"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | - | министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники государственной программы | - | министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края; министерство образования и науки края; министерство социальной защиты населения края; министерство физической культуры и спорта края; министерство здравоохранения края; министерство культуры края; министерство строительства края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; главное управление внутренней политики Правительства края комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края администрации Амурского, Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края (по согласованию) |
Цели государственной программы | - | создание в крае благоприятных условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (далее также - коренные народы), основанных на сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, самобытной культуры и духовных ценностей этих народов |
Задачи государственной программы | - | защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных народов, повышение образовательного уровня, сохранение и развитие самобытной культуры, укрепление здоровья, обеспечение социальной защиты коренных народов, повышение их самосознания и общественной активности развитие необходимой социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов |
Подпрограммы | - | отсутствуют |
Основные мероприятия государственной программы | - | содействие развитию традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности в целях социально-экономического и культурного развития коренных народов; создание необходимой социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов |
Основные показатели (индикаторы) государственной программы | - | обучение (подготовка) представителей коренных народов востребованным профессиям (человек); количество общин и иных объединений коренных народов, получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства (единиц); увеличение доли детей, изучающих родные языки коренных народов (процент); количество детей из числа коренных народов, направленных для отдыха и оздоровления в загородные оздоровительные лагеря; охват детей из числа коренных народов, доставленных в период каникул к родителям в населенные пункты, расположенные в отдаленных и труднодоступных местностях края, либо в места кочевий родителей, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни на территории края, и обратно к месту учебы (процент); охват детей из числа коренных народов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни, обеспеченных питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем (процент); количество граждан из числа коренных народов, прошедших диспансеризацию (человек); количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных народов (человек); доля граждан из числа коренных народов, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных народов, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным народам (процент) |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | программа реализуется в два этапа: первый этап - 2012-2015 гг.; второй этап - 2016-2024 гг. |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования - 1 349,23789 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета - 967,36749 млн. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | образование территорий традиционного природопользования коренных народов краевого значения (участков, образованных в составе таких территорий) и (или) актуализация границ и (или) внутреннего устройства определенных (закрепленных) ранее территорий традиционного природопользования (участков, образованных в составе таких территорий) (не менее 30 участков в границах 14 территорий традиционного природопользования); обучение (подготовка) представителей коренных народов востребованным профессиям (не менее 6 800 человек); количество общин и иных объединений коренных народов, получивших поддержку на развитие традиционных видов хозяйственной деятельности (не менее 16 организаций); количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных народов (не менее 6750 человек); количество граждан из числа коренных народов, прошедших диспансеризацию и (или) профилактический медицинский осмотр (не менее 46 300 человек); увеличение доли детей, изучающих родные языки коренных народов (с 18,0 до 57,0 процентов); количество детей коренных народов, направленных для отдыха и оздоровления в загородные оздоровительные лагеря (не менее 850 человек); обеспечение доступа детей оленеводов, родители которых ведут кочевой и (или) полукочевой образ жизни к образовательным услугам (не менее 100 процентов от численности таких детей); ввод в действие объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (не менее 8 объектов); доля граждан из числа коренных народов удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных народов, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным народам (не менее 64,0 процентов) |
1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы
Коренные народы являются особой группой населения Российской Федерации, проживающей на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющей традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность, промыслы, самобытную культуру, влияющую на их самоидентификацию и образ жизни.
Малая численность представителей таких народов, зависимость их национальной самобытности от сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, культуры и духовных ценностей обуславливает необходимость государственной поддержки этих народов и обеспечение их прав и законных интересов.
Основные права коренных народов закреплены в Федеральном законе от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и в других законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Поддержка экономического, социального, культурного развития, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов являются частью Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (далее - Стратегия национальной политики РФ) и направлены на сохранение характерных для этих народов особенностей и традиций.
Хабаровский край (далее - край) является крупнейшим регионом Российской Федерации по числу коренных народов. На его территории проживает 22,861 тыс. человек, относящихся к коренным народам, что составляет 1,7 процента численности жителей края.
По количеству представителей данной группы населения, край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации.
Коренные народы представлены в крае 31-м народом, из них для 8 народов (нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены), край является исторической родиной. Представители этих народов составляют 98,7 процента от общей численности коренных народов, проживающих в крае.
Большинство лиц, относящихся к коренным народам осуществляет свою жизнедеятельность в сельских населенных пунктах края (75,7 процента общей численности коренных народов края).
Учитывая исторически сложившееся расселение коренных народов, распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р вся территория края (17 муниципальных районов края, а также городские округа Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре), отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
Географическое расположение края предопределило характерные способы жизнеобеспечения коренных народов, к которым относится рыболовство, охота, оленеводство, и другие этнообразующие виды деятельности, позволяющие сохранять традиционный, самобытный уклад жизни коренных народов.
Государственная политика, проводимая Правительством края в отношении коренных народов, направлена на создание условий для сохранения традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, самобытной культуры и духовных ценностей аборигенного населения.
Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые в данной сфере управления, необходимость поддержки коренных народов, проживающих в крае, остается актуальной.
Основные проблемы в данной сфере вызваны установлением рыночных механизмов предоставления в пользование природных объектов, которые не стали исключением для коренных народов, осуществляющих традиционное природопользование, введением заявительного принципа наделения лиц, относящихся к коренным народам водными биоресурсами, неурегулированностью отдельных вопросов предоставления природных ресурсов в сфере охоты и оленеводства, слабым материально-техническим оснащением общин коренных народов, высоким уровнем материальных расходов при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, которая зачастую является единственным источником жизнеобеспечения для данной группы населения.
Ситуация усугубляется отсутствием установленных критериев отнесения граждан к коренным народам и системы учета таких граждан, а также подконтрольностью и (или) управлением общинами лицами, не относящимися к коренным народам, что ведет к утрате общинами основной цели своего создания как социально ориентированных некоммерческих организаций, образуемых для коллективного обеспечения прав лиц, относящихся к коренным народам на добычу объектов животного мира и решения других вопросов их жизнедеятельности в местах проживания.
Не способствует развитию традиционного природопользования интенсивное промышленное освоение территорий и водных объектов, используемых коренными народами для осуществления традиционной хозяйственной деятельности, которое влечет за собой изменение исконной среды обитания и влияет на состояние животного мира. Происходит загрязнение водоемов, возникает риск утраты на отдельных частях водных объектов рыбохозяйственного назначения, сокращается количество объектов животного мира, изменяются маршруты выпасов оленей и пути миграции охотничьих животных, из традиционного хозяйственного оборота изымаются значительные площади охотничьих угодий и оленьих пастбищ.
Способами поддержки лиц, относящихся к коренным народам, ареал проживания и жизнеобеспечения которых нарушен, содействие им в осуществлении традиционных видов деятельности являются финансовая и имущественная поддержка, информационная и консультационная помощь, создание условий для развития традиционных видов хозяйственной деятельности, введение компенсационных механизмов возмещения ущерба нанесенного исконной среде обитания коренных народов в ходе промышленного освоения хозяйствующими субъектами территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, порядок реализации которого разрабатывается в настоящее время Федеральным агентством по делам национальностей в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа коренных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов сохраняет необходимость развивать формы самозанятости населения, обучение их востребованным профессиям, собственному делу.
Около 60,0 процентов лиц, относящихся к коренным народам, имеют только общее образование. Сохраняется тенденция ослабления кадрового состава учреждений здравоохранения, образования, культуры в сельских населенных пунктах, где проживает большинство лиц, относящихся к коренным народам. В связи с этим вопросы поддержки молодежи, поступающей в высшие и средние профессиональные учебные заведения края в повышении уровня общеобразовательной подготовки, содействие в процессе обучения, предоставление социальной помощи студентам из малоимущих семей, стимулирование лучших студентов из числа лиц, относящихся к коренным народам, не теряют своего значения.
В современных условиях развития общества обострилась проблема утраты интереса у детей и молодежи из числа лиц, относящихся к коренным народам к традиционному образу жизни, хозяйственной деятельности, промыслам, сохранению самобытной культуры, изучению родных языков коренных народов. Одним из возможных путей решения является проведение мероприятий по реформирования воспитания и обучения подрастающего поколения с учетом традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности, изучение родных языков и культуры, популяризация традиционных видов хозяйственной деятельности, в том числе путем участия детей и молодежи в проводимых районных (межрайонных), краевых и общероссийских мероприятиях.
Сохраняется потребность лиц, относящихся к коренным народам в доступе к услугам здравоохранения, лекарственному обеспечению.
С принятием Федерального закона от 06.02.2019 N 3-ФЗ "О внесении изменений в статьи 21 и 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменилась роль органов местного самоуправления в реализации прав коренных народов. Именно они наиболее приближены к местам компактного проживания этих народов. От деятельности органов местного самоуправления во многом зависят сохранение исконной среды обитания коренных народов, развитие их самобытной культуры, социально-экономическое благополучие. При этом для решения этих вопросов собственных бюджетных средств у органов местного самоуправления недостаточно.
Обеспечение прав коренных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности с учетом имеющейся специфики жизнедеятельности, возможно решать путем предоставления муниципальным районам края субсидий из краевого бюджета источником которых являются, в том числе средства федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития коренных народов.
Остается слабой активность институтов гражданского общества коренных народов по самостоятельной реализации проектов, направленных на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, сохранение и развитие самобытной культуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Требует пересмотра организация информационной поддержки коренных народов и работы с населением.
Комплекс вопросов, сохраняющихся в данной сфере управления требует внимания и согласованных действий на всех уровнях власти и должен решаться при активном участии институтов гражданского общества коренных народов.
Государственная программа является инструментом, позволяющим обеспечивать практические меры финансовой, правовой, организационной и других форм поддержки, необходимых для дальнейшего развития коренных народов.
Мероприятия государственной программы ориентированы на основные задачи экономического и социального развития коренных народов, определенные с учетом прав, предусмотренных для них действующим законодательством.
Реализация государственной программы будет способствовать проведению единой краевой государственной политики в сфере экономического и социального развития коренных народов и применению общих подходов при решении возникающих проблем, что позволит и дальше обеспечить в крае стабильное функционирование системы защиты прав коренных народов.
Главным результатом реализации государственной программы должно стать улучшение экономического и социального положения лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в крае.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области развития коренных народов. Цели и задачи государственной программы
Основными приоритетами краевой государственной политики в области устойчивого развития коренных народов определены:
- соблюдение прав коренных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации;
- обеспечение экономического, социального и культурного развития коренных народов, проживающих в крае;
- комплексность и системность решения задач, направленных на достижение цели, установленной государственной программой;
- недопущение социальной напряженности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- участие лиц, относящихся к коренным народам и их объединений в достижении своего устойчивого развития, в том числе при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
Целью государственной программы является создание в крае благоприятных условий для устойчивого развития коренных народов, основанных на сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, самобытной культуры и духовных ценностей этих народов.
Данная цель соответствует основным стратегическим направлениям, установленным Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р, Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13.06.2018 N 215-пр.
Достижение взаимоувязанных стратегических целей развития Хабаровского края и Российской Федерации, определенных в указанных основополагающих документах, планируется осуществить, в том числе, посредством настоящей государственной программы, выполнение которой способствует решению следующих задач:
- защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных народов, содействие занятости и повышение образовательного уровня, сохранение и развитие самобытной культуры, традиционных народных игр и национальных видов спорта, укрепление здоровья, обеспечение социальной защиты коренных народов, повышение их общественной активности;
- участие объединений коренных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
- обеспечения доступа лиц, относящихся к коренным народам, к образовательным, медицинским и иным видам услуг в местах их проживания в соответствии с современными требованиями;
- содействие населению края в доступе к востребованной и общественно значимой информации о коренных народах.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации государственной программы
Государственная программа направлена на создание условий, позволяющих реализовать в крае меры и мероприятия, способствующие обеспечению прав коренных народов и лиц, относящихся к коренным народам на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, на сохранение и развитие своей самобытной культуры, установленных действующим законодательством.
Прогнозируемые результаты, ожидаемые от реализации государственной программы:
1. Образование территорий традиционного природопользования коренных народов краевого значения и (или) актуализация границ и (или) внутреннего устройства определенных (закрепленных) ранее территорий традиционного природопользования - не менее 30 участков в границах 14 территорий традиционного природопользования по итогам 2017 года.
Положительным эффектом достигнутого результата от реализации государственной программы станет:
сохранение исконной среды обитания коренных народов путем определения территорий традиционного природопользования в муниципальных районах края, размер которых необходим и достаточен для осуществления традиционного природопользования (охоты, оленеводства, сбора дикоросов, рыболовства) лицами, относящимися к коренным народам;
решение вопроса взаимовыгодного сочетания интересов коренных народов по защите исконной среды обитания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, с дальнейшими стратегическими планами экономического развития территории края и ее промышленного освоения.
2. Обучение (подготовка) представителей коренных народов востребованным профессиям - не менее 6 800 человек.
Положительным эффектом достигнутого результата от реализации государственной программы станет повышение образовательного и общекультурного уровня лиц, относящихся к коренным народам, выпуск квалифицированных кадров, востребованных в материальной и нематериальной сферах экономики края, развитие самозанятости населения, из числа лиц, относящихся к коренным народам.
3. Количество общин и иных объединений коренных народов (далее - организации коренных народов), получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства - не менее 16 организаций коренных народов.