АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 августа 2016 года N 2711
О внесении изменений в муниципальную программу города Хабаровска «Содействие развитию
институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы, утвержденную
постановлением администрации города Хабаровска от 01.11.2013 N 4443
В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 22.12.2015 N 223 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2016 год», постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4917 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации и порядка проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Хабаровска», в целях создания условий для реализации программно-целевого принципа расходов бюджета города, развития и совершенствования институтов гражданского общества, укрепления межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурного развития его жителей, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города
постановляет:
1. Внести в муниципальную программу города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 01.11.2013 N 4443, следующие изменения:
1.1. «Паспорт муниципальной программы города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы (далее - Программа)» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
1.2. В разделе I «Характеристика текущего состояния, основные проблемы»:
1.2.1. В абзаце шестнадцатом слова «Настоящая Программа» заменить словами «Муниципальная программа города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы (далее - Программа)».
1.2.2. Дополнить абзацами следующего содержания:
«Помимо этого, гражданское общество характеризуется отношением к этническим и конфессиональным меньшинствам - людям разной этнической и религиозной принадлежности.
В России формирование общероссийской идентичности и целостности российской нации происходит на основе общего историко-культурного наследия, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей.
Успех в укреплении общероссийской гражданственности напрямую связан с выявлением и использованием позитивного потенциала всех российских народов и прекращением дестабилизирующих настроений на национально-мировоззренческом уровне.
Ключевыми проблемами в сфере межнациональных отношений в городе Хабаровске являются:
- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической самоидентификации;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- распространенность негативных стереотипов среди населения города в отношении других народов, особенно в молодежной среде.
В решении вышеуказанных проблем велико участие институтов гражданского общества. Деятельность НКО и СМИ направлена на поддержку мероприятий, акций и действий, которые создают площадки межнационального диалога. В целях гармонизации межнациональных отношений в городе, содействия укреплению гражданского и духовного единства, позитивного социального самочувствия граждан, этнокультурного развития жителей города разработана подпрограмма «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы».
1.3. В разделе II «Основная цель и задачи Программы»:
1.3.1. Абзац первый после слов «в городе Хабаровске» дополнить словами «, укрепление гражданского и духовного единства, основанного на гражданской идентичности российской нации».
1.3.2. Дополнить абзацем десятым следующего содержания:
«8) повышение общероссийского гражданского самосознания».
1.3.3. Дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
«9) создание условий для социокультурной адаптации».
1.3.4. Дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
«10) содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска».
1.4. Раздел III «Основные мероприятия Программы и ожидаемый конечный результат» изложить в следующей редакции:
«III. Подпрограмма, основные мероприятия Программы и ожидаемые результаты от реализации Программы
1. Подпрограмма «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы
ПАСПОРТ
подпрограммы «Укрепление межнациональных отношений в городе
Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей»
на 2017-2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы | аналитический отдел по связям с общественностью |
Соисполнители подпрограммы | департамент муниципальной собственности; пресс-служба; управление делами; управление культуры; управление образования; управление по делам молодежи и социальным вопросам; управление по физической культуре и спорту |
Участники подпрограммы | Хабаровская краевая общественная организация «Ассамблея народов Хабаровского края» |
Основные мероприятия, входящие в подпрограмму | - организационные, информационные и профилактические мероприятия в сфере межнациональных отношений; - организация эффективной адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях города; - взаимодействие органов местного самоуправления с национальными некоммерческими организациями |
Цель подпрограммы | укрепление гражданского и духовного единства, основанного на гражданской идентичности российской нации |
Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель подпрограммы | раздел 6, подраздел 6.2, п. 6.2.8. «Концепция проекта «Духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание»; раздел 6, подраздел 6.4, п. 6.4.4. «Концепция проекта «Развитие гражданского общества и совершенствование местного самоуправления» |
Задачи подпрограммы | - повышение общероссийского гражданского самосознания; - создание условий для социокультурной адаптации; - содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска |
Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - количество информационных материалов о деятельности администрации города Хабаровска, национальных представительств в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, штук; - количество детей-мигрантов, обучающихся по программам социальной и языковой адаптации, человек; - количество городских мероприятий и акций, способствующих укреплению межнациональных отношений и развитию национальных культур, штук |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | в один этап с 2017 по 2020 годы |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы, в том числе по годам | прогнозируемый объем финансового обеспечения подпрограммы - 10 062,60 тыс. руб., в том числе: - 2017 г. - 2 159,40 тыс. руб.; - 2018 г. - 2 504,40 тыс. руб.; - 2019 г. - 2 659,40 тыс. руб.; - 2020 г. - 2 739,40 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Достижение к 2020 году: - увеличения количества информационных материалов о деятельности администрации города Хабаровска, национальных представительств, в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, с 43 до 57 штук; - количества детей-мигрантов, обучившихся по программам социальной и языковой адаптации, не менее 200 человек; - увеличения количества городских мероприятий и акций, способствующих укреплению межнациональных отношений и развитию национальных культур, с 910 до 920 штук |
1.1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы межнациональных отношений и этнокультурного развития
Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в городе Хабаровске обусловлены противоречивым влиянием на них следующих условий и факторов;
1.1.1. Общероссийские условия и факторы
Новые вызовы и угрозы Российской Федерации, в том числе обусловленные ростом терроризма и экстремизма, проявления ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, оказывают негативное влияние на жизнедеятельность российского общества, всех его регионов и муниципальных образований. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за последние десять лет в стране произошел значительный рост числа преступлений экстремистской направленности (2004 г. - 130, 2013 г. - 896).
В соответствии с данными Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам 2015 года в Российской Федерации зарегистрировано 1 531 преступление террористического характера, что на 35% больше, чем в 2014 году, и 1 308 преступлений экстремистской направленности, что на 27,7% больше, чем за 2014 год. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за 2014 год, в том числе гражданами государств участников СНГ - 40,3 тыс. преступлений (+ 4,9%), их удельный вес составил 86,9%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2015 году возросло на 17,5% и составило 16,5 тыс. преступлений по сравнению с 2014 годом.
Самыми распространенными преступлениями экстремистской направленности являются возбуждение ненависти либо вражды, в том числе унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). С 2012 года на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). Наибольшее распространение получили факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях, пользователями которых в значительной части являются дети и молодежь. По данным проведенного в декабре 2014 года Дальневосточным институтом управления - филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ДВИУ - филиал РАНХиГС) социологического опроса учащихся школ (12-16 лет) Хабаровского края и города Хабаровска, три четверти из них сталкиваются в сети Интернет с оскорблением и унижением со стороны других пользователей (75%); четверо из десяти - с призывами возбуждения ненависти либо вражды, унижением достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии (40%); каждый третий - с призывами причинить вред себе и/или окружающим (30%); четвертая часть - с вымогательством, угрозами со стороны других пользователей (23%); один из десяти - с терроризмом, экстремизмом (11%) и другими асоциальными явлениями.
В социальных сетях из числа пользователей, по данным правоохранительных органов, «продолжают создаваться экстремистские группы и организации, ведется пропаганда и вербовка новых членов». Тревогу вызывает и процесс распространения радикального ислама в ряде регионов Российской Федерации.
1.1.2. Региональные и муниципальные условия и факторы
Основные условия для укрепления межнационального единства и этнокультурного развития города Хабаровска, позволяющие его жителям удовлетворять свои базовые потребности, отражающие основные права и свободы, гарантированы Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Хабаровского края, Уставом города Хабаровска и другими нормативными правовыми актами.
В настоящее время в городе общая численность диаспор составляет порядка 60 тыс. человек, то есть десятую часть населения города. По данным Всероссийской переписи (2010 г.), при сохранении доминирующей доли русского населения в городском сообществе представлены украинцы, белорусы, корейцы, татары, армяне, азербайджанцы, немцы, нанайцы, эвенки, цыгане и другие национальности, которые образуют постоянное население города Хабаровска. Их национально-культурные интересы представляют порядка двадцати организаций разной организационно-правовой формы, входящих в Ассамблею народов Хабаровского края.
Религиозные организации представлены в городе Хабаровске значительным числом конференций. Кроме православных христианских организаций на территории города действует порядка двадцати религиозных организаций и объединений, представляющие различные направления мировых религий, главным образом протестантского толка.
Существенным фактором, влияющим на состояние межнациональных отношений, этнорелигиозную ситуацию, являются въезжающие на территорию Хабаровского края мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их первоочередной целью является поиск работы и трудовая занятость, которая зачастую носит временный характер. При этом три четверти иностранных граждан регистрируются по месту пребывания в г. Хабаровске и десятая часть - в Хабаровском районе, что объясняется возможностями трудоустройства и решением жилищной проблемы.
Вопросы общественной безопасности, профилактики возможных проявлений экстремизма, национализма, расовой и религиозной нетерпимости требуют тесного взаимодействия правоохранительных органов с лидерами представленных в городе диаспор. Последние требуют повышенного внимания правоохранительных органов, так как среди них могут находиться и те, кто целенаправленно направляется на территорию России, и, в частности, в краевой центр с целью противоправной деятельности.
Кроме того, по данным проведенного ДВИУ - филиалом РАНХиГС социологического опроса 600 жителей города Хабаровска, две трети из них (65%) отмечают ухудшение «ситуации с мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья». Результаты социологического исследования фиксируют предрасположенность значительной части студенческой молодежи города для восприятия экстремистских и националистических идей, что находит проявление в более жесткой позиции по отношению к мигрантам. По мнению каждого второго опрошенного, приезжие создают угрозу безопасности для местных жителей (53%). Эти данные, свидетельствующие о неприятии мигрантов студенческой молодежью города, совпадают с общероссийскими исследованиями (российский исследовательский холдинг «Ромир»), согласно которым отрицательно относятся к мигрантам 50% опрошенных.
По данным Межвузовского конфликтологического центра при Хабаровском государственном университете экономики и права, наиболее острыми проблемами в сфере межэтнических отношений названы опрошенными студентами отношения с гражданами из Средней Азии (40%), между русскими и всеми нерусскими в России (37%), с выходцами из республик Северного Кавказа (23%). При этом половина из числа опрошенных (51%) отметили, что они относятся нетерпимо к увеличению числа трудовых мигрантов в городе. Терпимость к мигрантам отметили только один из четырех респондентов, а каждый седьмой - безразличие.
С учетом превалирующей роли сети Интернет в молодежной среде, при отсутствии системной профилактики этнического экстремизма в образовательных организациях существует значительный риск того, что латентные проявления могут трансформироваться в устойчивые этнонационалистические тенденции, составляющие угрозу межнациональному сотрудничеству и гражданскому миру в городском сообществе.
1.2. Основная цель и задачи подпрограммы
Основная цель подпрограммы - укрепление гражданского и духовного единства, позитивного социального самочувствия граждан, основанного на гражданской идентичности российской нации через создание условий для реализации этнокультурных потребностей и поддержания межнациональной стабильности в городе Хабаровске.
Задачами подпрограммы являются:
1.2.1. Повышение общероссийского гражданского самосознания.
1.2.2. Создание условий для социокультурной адаптации.
1.2.3. Содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска.
1.3. Краткая характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения поставленной цели и решения задач подпрограммы необходимо реализовать взаимосвязанный комплекс мероприятий:
1.3.1. Организационные, информационные и профилактические мероприятия в сфере межнациональных отношений предполагают выпуск справочно-информационных, методических изданий и бюллетеней, а также цикла передач о межнациональных отношениях в городе Хабаровске, проведение социологических исследований, мониторинга печатных и электронных информационных ресурсов по проблемам межнациональных отношений, организацию участия подростков и молодежи в мероприятиях, посвященных памятным датам различных национальностей города, и иных мероприятий.
1.3.2. Организация эффективной адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях города предполагает организацию и проведение на базе двух экспериментальных площадок в образовательных организациях города обучения детей-мигрантов по программам социальной, языковой адаптации, тренингов по формированию толерантности для детей-мигрантов и их родителей, проведение для учащихся общеобразовательных учреждений конкурсов, викторин, конференций, дискуссионных клубов по культуре межнационального общения.
1.3.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с национальными некоммерческими организациями включает проведение различных мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных культур, гармонизацию межнациональных отношений, проведение заседаний Совета политических партий и общественных организаций при Мэре города, а также заседаний Совета по взаимодействию с религиозными объединениями по вопросам развития межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Хабаровске.
2. Основные мероприятия Программы
Реализация муниципальной программы города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы представляет собой процесс проведения запланированных мероприятий, предполагающий координацию планов и действий субъектов, участвующих в ней, и в первую очередь структурных подразделений администрации города.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается путем скоординированного выполнения подпрограммы «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы» и следующих основных мероприятий:
- активизация работы по взаимодействию с общественностью предполагает создание и обеспечение деятельности общественных Советов города, а также Совета при Мэре города по содействию развитию институтов гражданского общества;
- работа с социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО) включает в себя поддержку программ и проектов СО НКО, информационное сопровождение деятельности СО НКО, проведение семинаров и иных мероприятий среди СО НКО;
- информационная деятельность предполагает проведение социологических исследований и опросов, изготовление и размещение социальной рекламы и другие мероприятия;
- развитие средств массовой информации и повышение информированности населения о деятельности органов местного самоуправления.
Полная информация о запланированных мероприятиях Программы по каждому основному мероприятию и подпрограмме, а также ресурсы на их реализацию предусмотрены в Перечне мероприятий и ресурсном обеспечении реализации Программы (приложение N 1 к настоящей Программе).
3. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Поскольку социологических исследований деятельности общественных организаций и объединений города не проводилось, для расчета базовых значений показателей Программы на начало реализации программных мероприятий были использованы оперативные данные структурных подразделений администрации города.
В результате реализации Программы к 2020 году планируется:
- увеличение доли населения города, участвующего в СО НКО, в процентах от среднегодовой численности населения города с 12,08% до 12,2%;
- увеличение доли населения города, участвующего в решении вопросов местного значения, в процентах от среднегодовой численности населения города с 10,24% до 10,5%;
- увеличение темпа прироста положительных материалов об администрации города в средствах массовой информации (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, сеть Интернет) с 0,4% до 5%;