АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 августа 2016 года N 2711


О внесении изменений в муниципальную программу города Хабаровска «Содействие развитию
институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы, утвержденную
постановлением администрации города Хабаровска от 01.11.2013 N 4443

     


В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 22.12.2015 N 223 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2016 год», постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4917 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Хабаровска, их формирования и реализации и порядка проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Хабаровска», в целях создания условий для реализации программно-целевого принципа расходов бюджета города, развития и совершенствования институтов гражданского общества, укрепления межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурного развития его жителей, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города

постановляет:

1. Внести в муниципальную программу города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 01.11.2013 N 4443, следующие изменения:

1.1. «Паспорт муниципальной программы города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы (далее - Программа)» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

1.2. В разделе I «Характеристика текущего состояния, основные проблемы»:

1.2.1. В абзаце шестнадцатом слова «Настоящая Программа» заменить словами «Муниципальная программа города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы (далее - Программа)».

1.2.2. Дополнить абзацами следующего содержания:

«Помимо этого, гражданское общество характеризуется отношением к этническим и конфессиональным меньшинствам - людям разной этнической и религиозной принадлежности.

В России формирование общероссийской идентичности и целостности российской нации происходит на основе общего историко-культурного наследия, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей.

Успех в укреплении общероссийской гражданственности напрямую связан с выявлением и использованием позитивного потенциала всех российских народов и прекращением дестабилизирующих настроений на национально-мировоззренческом уровне.

Ключевыми проблемами в сфере межнациональных отношений в городе Хабаровске являются:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической самоидентификации;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- распространенность негативных стереотипов среди населения города в отношении других народов, особенно в молодежной среде.

В решении вышеуказанных проблем велико участие институтов гражданского общества. Деятельность НКО и СМИ направлена на поддержку мероприятий, акций и действий, которые создают площадки межнационального диалога. В целях гармонизации межнациональных отношений в городе, содействия укреплению гражданского и духовного единства, позитивного социального самочувствия граждан, этнокультурного развития жителей города разработана подпрограмма «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы».

1.3. В разделе II «Основная цель и задачи Программы»:

1.3.1. Абзац первый после слов «в городе Хабаровске» дополнить словами «, укрепление гражданского и духовного единства, основанного на гражданской идентичности российской нации».

1.3.2. Дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«8) повышение общероссийского гражданского самосознания».

1.3.3. Дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«9) создание условий для социокультурной адаптации».

1.3.4. Дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:

«10) содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска».

1.4. Раздел III «Основные мероприятия Программы и ожидаемый конечный результат» изложить в следующей редакции:

«III. Подпрограмма, основные мероприятия Программы и ожидаемые результаты от реализации Программы

1. Подпрограмма «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы


ПАСПОРТ
подпрограммы «Укрепление межнациональных отношений в городе
Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей»
на 2017-2020 годы

Ответственный исполнитель подпрограммы

аналитический отдел по связям с общественностью

Соисполнители подпрограммы

департамент муниципальной собственности;

пресс-служба;

управление делами;

управление культуры;

управление образования;

управление по делам молодежи и социальным вопросам;

управление по физической культуре и спорту

Участники подпрограммы

Хабаровская краевая общественная организация «Ассамблея народов Хабаровского края»

Основные мероприятия, входящие в подпрограмму

- организационные, информационные и профилактические мероприятия в сфере межнациональных отношений;

- организация эффективной адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях города;

- взаимодействие органов местного самоуправления с национальными некоммерческими организациями

Цель подпрограммы

укрепление гражданского и духовного единства, основанного на гражданской идентичности российской нации

Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель подпрограммы

раздел 6, подраздел 6.2, п. 6.2.8. «Концепция проекта «Духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание»;

раздел 6, подраздел 6.4, п. 6.4.4. «Концепция проекта «Развитие гражданского общества и совершенствование местного самоуправления»

Задачи подпрограммы

- повышение общероссийского гражданского самосознания;

- создание условий для социокультурной адаптации;

- содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска

Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы

- количество информационных материалов о деятельности администрации города Хабаровска, национальных представительств в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, штук;

- количество детей-мигрантов, обучающихся по программам социальной и языковой адаптации, человек;

- количество городских мероприятий и акций, способствующих укреплению межнациональных отношений и развитию национальных культур, штук

Этапы и сроки реализации подпрограммы

в один этап с 2017 по 2020 годы

Объемы финансового обеспечения подпрограммы, в том числе по годам

прогнозируемый объем финансового обеспечения подпрограммы - 10 062,60 тыс. руб., в том числе:

- 2017 г. - 2 159,40 тыс. руб.;

- 2018 г. - 2 504,40 тыс. руб.;

- 2019 г. - 2 659,40 тыс. руб.;

- 2020 г. - 2 739,40 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Достижение к 2020 году:

- увеличения количества информационных материалов о деятельности администрации города Хабаровска, национальных представительств, в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, с 43 до 57 штук;

- количества детей-мигрантов, обучившихся по программам социальной и языковой адаптации, не менее 200 человек;

- увеличения количества городских мероприятий и акций, способствующих укреплению межнациональных отношений и развитию национальных культур, с 910 до 920 штук



1.1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы межнациональных отношений и этнокультурного развития


Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в городе Хабаровске обусловлены противоречивым влиянием на них следующих условий и факторов;

1.1.1. Общероссийские условия и факторы

Новые вызовы и угрозы Российской Федерации, в том числе обусловленные ростом терроризма и экстремизма, проявления ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, оказывают негативное влияние на жизнедеятельность российского общества, всех его регионов и муниципальных образований. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за последние десять лет в стране произошел значительный рост числа преступлений экстремистской направленности (2004 г. - 130, 2013 г. - 896).

В соответствии с данными Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам 2015 года в Российской Федерации зарегистрировано 1 531 преступление террористического характера, что на 35% больше, чем в 2014 году, и 1 308 преступлений экстремистской направленности, что на 27,7% больше, чем за 2014 год. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за 2014 год, в том числе гражданами государств участников СНГ - 40,3 тыс. преступлений (+ 4,9%), их удельный вес составил 86,9%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2015 году возросло на 17,5% и составило 16,5 тыс. преступлений по сравнению с 2014 годом.

Самыми распространенными преступлениями экстремистской направленности являются возбуждение ненависти либо вражды, в том числе унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). С 2012 года на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). Наибольшее распространение получили факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях, пользователями которых в значительной части являются дети и молодежь. По данным проведенного в декабре 2014 года Дальневосточным институтом управления - филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ДВИУ - филиал РАНХиГС) социологического опроса учащихся школ (12-16 лет) Хабаровского края и города Хабаровска, три четверти из них сталкиваются в сети Интернет с оскорблением и унижением со стороны других пользователей (75%); четверо из десяти - с призывами возбуждения ненависти либо вражды, унижением достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии (40%); каждый третий - с призывами причинить вред себе и/или окружающим (30%); четвертая часть - с вымогательством, угрозами со стороны других пользователей (23%); один из десяти - с терроризмом, экстремизмом (11%) и другими асоциальными явлениями.

В социальных сетях из числа пользователей, по данным правоохранительных органов, «продолжают создаваться экстремистские группы и организации, ведется пропаганда и вербовка новых членов». Тревогу вызывает и процесс распространения радикального ислама в ряде регионов Российской Федерации.

1.1.2. Региональные и муниципальные условия и факторы

Основные условия для укрепления межнационального единства и этнокультурного развития города Хабаровска, позволяющие его жителям удовлетворять свои базовые потребности, отражающие основные права и свободы, гарантированы Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Хабаровского края, Уставом города Хабаровска и другими нормативными правовыми актами.

В настоящее время в городе общая численность диаспор составляет порядка 60 тыс. человек, то есть десятую часть населения города. По данным Всероссийской переписи (2010 г.), при сохранении доминирующей доли русского населения в городском сообществе представлены украинцы, белорусы, корейцы, татары, армяне, азербайджанцы, немцы, нанайцы, эвенки, цыгане и другие национальности, которые образуют постоянное население города Хабаровска. Их национально-культурные интересы представляют порядка двадцати организаций разной организационно-правовой формы, входящих в Ассамблею народов Хабаровского края.

Религиозные организации представлены в городе Хабаровске значительным числом конференций. Кроме православных христианских организаций на территории города действует порядка двадцати религиозных организаций и объединений, представляющие различные направления мировых религий, главным образом протестантского толка.

Существенным фактором, влияющим на состояние межнациональных отношений, этнорелигиозную ситуацию, являются въезжающие на территорию Хабаровского края мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Их первоочередной целью является поиск работы и трудовая занятость, которая зачастую носит временный характер. При этом три четверти иностранных граждан регистрируются по месту пребывания в г. Хабаровске и десятая часть - в Хабаровском районе, что объясняется возможностями трудоустройства и решением жилищной проблемы.

Вопросы общественной безопасности, профилактики возможных проявлений экстремизма, национализма, расовой и религиозной нетерпимости требуют тесного взаимодействия правоохранительных органов с лидерами представленных в городе диаспор. Последние требуют повышенного внимания правоохранительных органов, так как среди них могут находиться и те, кто целенаправленно направляется на территорию России, и, в частности, в краевой центр с целью противоправной деятельности.

Кроме того, по данным проведенного ДВИУ - филиалом РАНХиГС социологического опроса 600 жителей города Хабаровска, две трети из них (65%) отмечают ухудшение «ситуации с мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья». Результаты социологического исследования фиксируют предрасположенность значительной части студенческой молодежи города для восприятия экстремистских и националистических идей, что находит проявление в более жесткой позиции по отношению к мигрантам. По мнению каждого второго опрошенного, приезжие создают угрозу безопасности для местных жителей (53%). Эти данные, свидетельствующие о неприятии мигрантов студенческой молодежью города, совпадают с общероссийскими исследованиями (российский исследовательский холдинг «Ромир»), согласно которым отрицательно относятся к мигрантам 50% опрошенных.

По данным Межвузовского конфликтологического центра при Хабаровском государственном университете экономики и права, наиболее острыми проблемами в сфере межэтнических отношений названы опрошенными студентами отношения с гражданами из Средней Азии (40%), между русскими и всеми нерусскими в России (37%), с выходцами из республик Северного Кавказа (23%). При этом половина из числа опрошенных (51%) отметили, что они относятся нетерпимо к увеличению числа трудовых мигрантов в городе. Терпимость к мигрантам отметили только один из четырех респондентов, а каждый седьмой - безразличие.

С учетом превалирующей роли сети Интернет в молодежной среде, при отсутствии системной профилактики этнического экстремизма в образовательных организациях существует значительный риск того, что латентные проявления могут трансформироваться в устойчивые этнонационалистические тенденции, составляющие угрозу межнациональному сотрудничеству и гражданскому миру в городском сообществе.

1.2. Основная цель и задачи подпрограммы


Основная цель подпрограммы - укрепление гражданского и духовного единства, позитивного социального самочувствия граждан, основанного на гражданской идентичности российской нации через создание условий для реализации этнокультурных потребностей и поддержания межнациональной стабильности в городе Хабаровске.

Задачами подпрограммы являются:

1.2.1. Повышение общероссийского гражданского самосознания.

1.2.2. Создание условий для социокультурной адаптации.

1.2.3. Содействие национально-культурному развитию народов, проживающих на территории города Хабаровска.

1.3. Краткая характеристика основных мероприятий подпрограммы


Для достижения поставленной цели и решения задач подпрограммы необходимо реализовать взаимосвязанный комплекс мероприятий:

1.3.1. Организационные, информационные и профилактические мероприятия в сфере межнациональных отношений предполагают выпуск справочно-информационных, методических изданий и бюллетеней, а также цикла передач о межнациональных отношениях в городе Хабаровске, проведение социологических исследований, мониторинга печатных и электронных информационных ресурсов по проблемам межнациональных отношений, организацию участия подростков и молодежи в мероприятиях, посвященных памятным датам различных национальностей города, и иных мероприятий.

1.3.2. Организация эффективной адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях города предполагает организацию и проведение на базе двух экспериментальных площадок в образовательных организациях города обучения детей-мигрантов по программам социальной, языковой адаптации, тренингов по формированию толерантности для детей-мигрантов и их родителей, проведение для учащихся общеобразовательных учреждений конкурсов, викторин, конференций, дискуссионных клубов по культуре межнационального общения.

1.3.3. Взаимодействие органов местного самоуправления с национальными некоммерческими организациями включает проведение различных мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальных культур, гармонизацию межнациональных отношений, проведение заседаний Совета политических партий и общественных организаций при Мэре города, а также заседаний Совета по взаимодействию с религиозными объединениями по вопросам развития межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Хабаровске.

2. Основные мероприятия Программы


Реализация муниципальной программы города Хабаровска «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в городе Хабаровске» на 2014-2020 годы представляет собой процесс проведения запланированных мероприятий, предполагающий координацию планов и действий субъектов, участвующих в ней, и в первую очередь структурных подразделений администрации города.

Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается путем скоординированного выполнения подпрограммы «Укрепление межнациональных отношений в городе Хабаровске и этнокультурное развитие его жителей» на 2017-2020 годы» и следующих основных мероприятий:

- активизация работы по взаимодействию с общественностью предполагает создание и обеспечение деятельности общественных Советов города, а также Совета при Мэре города по содействию развитию институтов гражданского общества;

- работа с социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО) включает в себя поддержку программ и проектов СО НКО, информационное сопровождение деятельности СО НКО, проведение семинаров и иных мероприятий среди СО НКО;

- информационная деятельность предполагает проведение социологических исследований и опросов, изготовление и размещение социальной рекламы и другие мероприятия;

- развитие средств массовой информации и повышение информированности населения о деятельности органов местного самоуправления.

Полная информация о запланированных мероприятиях Программы по каждому основному мероприятию и подпрограмме, а также ресурсы на их реализацию предусмотрены в Перечне мероприятий и ресурсном обеспечении реализации Программы (приложение N 1 к настоящей Программе).

3. Ожидаемые результаты от реализации Программы


Поскольку социологических исследований деятельности общественных организаций и объединений города не проводилось, для расчета базовых значений показателей Программы на начало реализации программных мероприятий были использованы оперативные данные структурных подразделений администрации города.

В результате реализации Программы к 2020 году планируется:

- увеличение доли населения города, участвующего в СО НКО, в процентах от среднегодовой численности населения города с 12,08% до 12,2%;

- увеличение доли населения города, участвующего в решении вопросов местного значения, в процентах от среднегодовой численности населения города с 10,24% до 10,5%;

- увеличение темпа прироста положительных материалов об администрации города в средствах массовой информации (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, сеть Интернет) с 0,4% до 5%;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»