ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2013 года N 347


О Концепции устойчивого развития сельских территорий Калужской области на 2014-2020 годы


В целях реализации в Калужской области Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р, Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить Концепцию устойчивого развития сельских территорий Калужской области на 2014-2020 годы (прилагается).

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 8 июля 2013 г. N 347

КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014-2020 ГОДЫ


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом


Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.

Калужская область по численности населения (на 1 января 2012 года составляла 1008,229 тыс. человек) занимает 15-е место среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО); в сельской местности проживают 242,950 тыс. человек, или 24,0% населения.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, по сравнению с 2002 годом население области уменьшилось на 30,711 тыс. человек, в том числе в сельской местности - на 22,885 тыс. человек.

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся) и сокращения миграционного прироста населения.

В Калужской области насчитывается 22 города, 10 поселков городского типа и 3177 сельских населенных пунктов.

Число сельских населенных пунктов за межпереписной период уменьшилось на 12 сел и деревень, это связано с ликвидацией сельских населенных пунктов в связи с отсутствием в них жителей, укрупнением (объединением) с другими сельскими населенными пунктами или включением их в черту городов, а также с переводом сельских населенных пунктов в категорию городских.

Число сельских населенных пунктов без населения увеличилось с 270 до 451, их доля выросла с 8,5 до 14,3%. Увеличилось также число населенных пунктов с численностью населения менее 10 человек с 1056 до 1162, их доля - с 33,1 до 36,6%.

В настоящее время уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов.

Трудоспособное население в сельской местности Калужской области по сравнению с 2002 годом сократилось на 6,2% и составляет 141,0 тыс. человек. В 2012 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 15,3 тыс. рублей (56,7% средней заработной платы по отраслям экономики).

На селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует отток сельского населения. Этому способствует крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры.

По уровню комфортности и оснащенности всеми видами инженерного оборудования сельский жилищный фонд значительно уступает городскому. Удельный вес площади, оборудованной водопроводом, составляет 38,6%, водоотведением - 34,6%, газом (сетевым и сжиженным) - 78,6%.

В 229 сельских общеобразовательных учреждениях области обучаются 17,7 тыс. учащихся. По сравнению с городскими сельские школы располагают худшей материально-технической базой, большинство зданий требует реконструкции, не имеет спортивных залов, мастерских для трудового обучения, блоков питания.

В сельской местности области действует 378 учреждений культурно-досугового типа, более 30% из них находится в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено.

Для обеспечения социально-экономического развития агропромышленного производства Правительством Российской Федерации принято решение об усилении государственной поддержки социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. В связи с этим в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, предусмотрена реализация федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".

Положительным примером применения программно-целевого метода может служить реализация областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года", утвержденной Законом Калужской области от 12.05.2003 N 206-ОЗ.

В 2003-2012 годах на реализацию программных мероприятий из областного бюджета выделено 844,865 млн. рублей, что позволило привлечь средства федерального бюджета в объеме 510,01 млн. рублей, средства местных бюджетов в объеме 109,806 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 164,833 млн. рублей.

За счет всех источников финансирования было построено и приобретено 44,07 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 7,27 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов. Более 300 сельских учащихся начали учебу в современных оборудованных школах. Расширилась сеть медицинских учреждений в сельской местности за счет ввода в действие 2 фельдшерско-акушерских пунктов и капитального ремонта 40 учреждений здравоохранения.

Введены в эксплуатацию 276,952 км распределительных газовых сетей и 162,583 км локальных водопроводов.

Реализация мероприятий программы способствовала повышению уровня жизни сельского населения. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 16,8%, при этом среднемесячная заработная плата за три месяца 2013 года сохранила процент роста и составила 15,7 тыс. рублей. По предварительным данным превышение аналогичного показателя по ЦФО составляет 11%.

Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах потенциала сельских территорий, повышения уровня жизни на селе.

Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:

- остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

- преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений;

- высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий;

- неблагоприятная демографическая ситуация (прогрессирует обезлюдение сельских территорий).

Решение указанных проблем требует значительных финансовых вложений, которые не могут быть реализованы в рамках одного финансового года. В связи с этим разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Калужской области на 2014-2020 годы (далее - Концепция), руководствуясь положениями которой будет подготовлен программный документ, являющийся продолжением областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года", действие которой заканчивается в 2013 году.

Концепция соответствует стратегическим направлениям, заложенным в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.

2. Цель реализации мероприятий и основные задачи Концепции


Цель реализации мероприятий, заложенных в Концепции (далее - мероприятия Концепции), - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

- активизация инициатив сельских жителей в области развития сельских территорий.

Оценка результативности выполнения мероприятий будет ежегодно отслеживаться на основании целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении N 2 к Концепции.

Количественное измерение достижения годовых и конечных целевых индикаторов и показателей Концепции определяется по данным ведомственной статистической отчетности и отчетам органов местного самоуправления Калужской области.

3. Сроки и этапы реализации мероприятий Концепции


Реализация мероприятий Концепции будет осуществляться поэтапно.

На первом этапе (2014-2017 годы) предполагается продолжить формирование в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни.

На втором этапе (2018-2020 годы) предполагается наращивание темпов комплексного развития сельских территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.

4. Система основных мероприятий Концепции


Система основных мероприятий Концепции, направленных на достижение цели, с указанием сроков, ресурсов и исполнителей представлена в приложении N 1 к Концепции.

В Концепции предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:

а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

г) развитие газификации в сельской местности;

д) развитие водоснабжения в сельской местности;

е) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - проекты комплексной застройки);

- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности.

При отборе объектов для включения в мероприятия, заложенные в Концепции, в первую очередь будет учитываться обустройство объектами социально-инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых активно развивается сельскохозяйственное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере.

Размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры будет осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений.

4.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых
специалистов


Целью мероприятия является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов, а также улучшение демографической ситуации в сельской местности.

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет софинансирования из бюджетов различного уровня строительства (приобретения) жилья в сельской местности.

За период реализации мероприятия предусматривается ввести 45,42 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 29,00 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов.

4.2. Комплексное обустройство населенных пунктов,
расположенных в сельской местности, объектами социальной
и инженерной инфраструктуры


Целью мероприятия является осуществление принципа территориальной доступности сельскому населению учреждений образования, спорта, культуры, повышения качества предоставляемых ими услуг в соответствии с экономическими и социальными требованиями, повышения уровня газификации и водоснабжения в сельской местности, а также создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов агропромышленного производства.

В рамках мероприятия осуществляются строительство и реконструкция следующих объектов:

сети общеобразовательных учреждений;

сети плоскостных спортивных сооружений;

сети учреждений культурно-досугового типа;

распределительных газовых сетей;

локальных водопроводов;

комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

Проекты комплексной застройки отбираются на конкурсной основе.

За период реализации мероприятия предусматривается ввести 980 ученических мест, 71,4 тыс. кв. м плоскостных спортивных сооружений, 1440 мест учреждений культурно-досугового типа, 140,0 км распределительных газовых сетей, 130,0 км локальных водопроводов, реализовать проекты комплексной застройки в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности.

4.3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан,
проживающих в сельской местности, по улучшению условий
жизнедеятельности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»