ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2012 года N 185

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

(в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 194, от 11.09.2013 N 409, от 28.10.2013 N 481, от 15.04.2014 N 167, от 31.12.2014 N 679, от 16.02.2015 N 35, от 22.06.2015 N 227, от 27.06.2016 N 259, от 26.04.2017 N 185, от 31.05.2017 N 252)

В целях формирования в республике современного высокоэффективного туристического комплекса, создания благоприятных условий для активного продвижения внутреннего туристического продукта на российский и международный туристские рынки и увеличения внутреннего и въездного туристического потока Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" (далее - государственная программа).

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 28.10.2013 N 481, от 31.12.2014 N 679)

2. Определить Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму государственным заказчиком  государственной программы и уполномоченным республиканским органом исполнительной власти по осуществлению взаимодействия с Федеральным агентством по туризму.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 194, от 31.12.2014 N 679, от 16.02.2015 N 35)

3. Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 679.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 194, от 16.02.2015 N 35)


Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.ИЛИМБЕТОВ


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 июня 2012 года N 185

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 194, от 11.09.2013 N 409, от 28.10.2013 N 481, от 15.04.2014 N 167, от 31.12.2014 N 679, от 16.02.2015 N 35, от 22.06.2015 N 227, от 27.06.2016 N 259, от 26.04.2017 N 185, от 31.05.2017 N 252)

ПАСПОРТ государственной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан"

(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 679)

Ответственный исполнитель государственной программы

Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму

Соисполнители государственной программы

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;

Министерство образования Республики Башкортостан

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.04.2017 N 185)

Цель и задачи государственной программы

Цель:
обеспечить ежегодный рост численности российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан, не менее чем на 1,5%

Задачи:
обеспечить развитие туристской индустрии Республики Башкортостан;
повысить узнаваемость Республики Башкортостан;
увеличить численность организованных отдыхающих среди отдельных категорий граждан Республики Башкортостан

Сроки и этапы реализации государственной программы

2012 - 2017 годы без деления на этапы

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.06.2016 N 259)

Перечень подпрограмм

1) "Развитие туристской индустрии Республики Башкортостан";
2) "Повышение туристского имиджа Республики Башкортостан";
3) "Развитие социального туризма в Республике Башкортостан";
4) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан"

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;
объем санаторно-оздоровительных услуг;
численность российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан;
доля обслуженных туристов по Республике Башкортостан в общем числе обслуженных туристов;
количество граждан Республики Башкортостан отдельных категорий (пенсионеры, инвалиды, воспитанники детских домов), отдохнувших в социальных турах

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы составит 707373,6 тыс. руб., в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 527929,7 тыс. рублей, из них по годам:
2012 год - 100000,0 тыс. рублей;
2013 год - 77445,0 тыс. рублей;
2014 год - 98117,5 тыс. рублей;
2015 год - 96778,5 тыс. рублей;
2016 год - 81558,9 тыс. рублей;
2017 год - 74029,8 тыс. рублей;
б) внебюджетных источников - 179443,9 тыс. рублей, из них по годам:
2012 год - 41163,0 тыс. рублей;
2013 год - 24329,8 тыс. рублей;
2014 год - 51451,1 тыс. рублей;
2015 год - 40500,0 тыс. рублей;
2016 год - 11000,0 тыс. рублей;
2017 год - 11000,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.04.2017 N 185)


 Введение

Исключено. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 679.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 (в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 679)

Одна из тенденций формирования и развития мирового хозяйства - неуклонный рост влияния отрасли туризма на экономику в целом. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес - основой экономики многих стран.

Сегодня на уровне Российской Федерации туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социально-культурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

По данным Всемирной туристской организации при ООН, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 году составил 4,4%, в 2011 году - 11,9%, в 2012 году - 13%. При этом объем поступлений от туризма в 2010 году составил 8,830 млрд. долл. США, в 2011 году - 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году - 10,759 млрд. долл. США.

Данные Всемирной туристской организации при ООН показывают, что туристы отдают явное предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона, в частности, 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона. Более половины прибытий (52%) были совершены с целью отдыха и досуга, около 14% - ради деловых и профессиональных целей, 27% - для других целей, в том числе в целях поездки в гости к друзьям и родственникам, по религиозным причинам, в целях паломничества, для укрепления здоровья и лечения и др.

На российском рынке, по данным Росстата на 2012 год, работают 10773 туристских фирмы, из которых 4685 состоят в едином федеральном реестре туроператоров. Большинство туроператоров (59%) ведет свою деятельность в сегменте международного выездного туризма, 40% - на внутреннем рынке, а немногим более 12% - на международном въездном направлении.

Наибольший рост показателя въезда иностранных граждан в Россию с туристскими целями в 2012 году показал Китай. В связи с проведением года российского туризма в Китайской Народной Республике и года китайского туризма в Российской Федерации рост туристского потока из Китая составил 47%. Необходимо отметить рост въезда турецких граждан на 25% как ответный отклик на упрощение визовых формальностей. Страны Западной Европы - Франция, Германия и Великобритания - демонстрируют умеренный прирост количества туристских прибытий на уровне 5 - 8%. Члены Европейского союза, которых затронул экономический кризис, существенно сократили туристские поездки. Так, Испания демонстрирует спад туристского потока на 30%, Италия - на 5%, Греция - на 15% и Кипр - на 47%. Также сократился туристский поток из стран Северной Европы. Япония же демонстрирует значительный рост туристского потока в Россию (18% или 44,67 тыс. прибытий).

Отмена виз для туристов из Таиланда и Турции дала положительные результаты. Если раньше граждане Турции ехали в Россию в основном в составе корпоративных групп, то сейчас растет количество индивидуальных поездок на выходные дни в города Москву, Санкт-Петербург и Казань. Такой въездной поток отличается низкой сезонной дифференциацией показателей, то есть гости приезжают в течение всего года, что важно для равномерной загрузки предприятий туристской инфраструктуры.

Также прирост туристского потока можно отнести к заслугам активного и грамотного продвижения России как туристского направления на международных рынках, в том числе на крупнейших мировых выставках.

Вместе с тем существуют проблемы с обслуживанием иностранных туристов. Для многих европейцев Россия сегодня является слишком дорогим направлением, а туристов из развивающихся стран и стран Тихоокеанского региона такие цены не останавливают. Этому способствует также высокая степень расслоения населения этих стран по уровню доходов. Те туристы, которые решили поехать посмотреть Европу, а также по пути посетить Россию или страны Балтии, готовы платить за туристские услуги.

К сожалению, высокие внутренние цены во многом являются препятствием к росту количества путешествий самих россиян внутри страны. Во многом высокая стоимость путешествия по России связана с дороговизной транспортного обслуживания. При этом стоимость проезда железнодорожным транспортом приравнивается или даже превосходит стоимость перелета на внутренних авиалиниях.

Другой проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа, невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Третьей наиболее часто упоминаемой проблемой на пути роста въездного туристского потока является недостаток количества доступных гостиниц и аналогичных средств размещения.

Туристская деятельность стимулирует развитие таких отраслей экономики, как связь, транспорт, торговля, общественное питание, строительство, сельское хозяйство, народные художественные промыслы.

Республика Башкортостан располагает уникальными природными ресурсами, предоставляя инвесторам широкие возможности для развития туристской и рекреационной деятельности. В республике осуществляются активное строительство и развитие инфраструктурных объектов, туристских комплексов и зон рекреации. Уникальные природные ресурсы региона создают возможности для развития лечебно-оздоровительного, спортивного, этнографического, культурно-познавательного туризма.

Республика Башкортостан насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно официальным данным Росстата по итогам 2013 года, относятся 93 музея, 10 театров, 23 парка культуры и отдыха, 1891 памятник истории и культуры.

Башкортостан - лидер по количеству природных парков на Урале. Рекреационный потенциал республики сформирован 1 биосферным резерватом "Башкирский Урал" (ЮНЕСКО), 3 заповедниками, 7 заказниками по охране лекарственных растений, 17 охотничьими заказниками, 3 комплексными (ландшафтными) заказниками, 4 природными парками, более чем 180 естественными памятниками природы, 24 лечебно-оздоровительными учреждениями, более чем 30 базами отдыха и пансионатами, 19 горнолыжными центрами, большим количеством центров культурно-исторического наследия.

Значительный рекреационный потенциал создает предпосылки для развития сферы услуг, создания территориальных туристских кластеров, комплексных туристских парков.

По основным показателям развития туризма Республика Башкортостан традиционно входит в тройку лидеров среди регионов Приволжского федерального округа и в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации (таблица 1).

Так, по оперативным данным Росстата по итогам 2013 года:

объем туристских услуг увеличился на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 4,28 млрд. рублей;

объем санаторно-оздоровительных услуг составил 4,02 млрд. рублей (101,5% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах);

объем услуг гостиниц и аналогичных мест размещения составил 3,75 млрд. рублей (98,5% к уровню 2012 года в сопоставимых ценах).

Таблица 1

ОБЪЕМ платных услуг населению в сфере туризма по основным видам

Наименование услуги

Годы

Место по данным 2013 года

2011

2012

2013

ПФО

РФ

Туристские услуги, млн. руб.

2572,5

2742,3

4280,3

1

7

темп роста, %

101,7

100,8

111,5

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

2810,4

3346,8

3746,1

1

7

темп роста, %

102,9

106,3

98,52

Санаторно-оздоровительные услуги

3365,8

4010,3

4022,2

1

4

темп роста, %

109,9

100,4

101,4


Одной из составляющих индустрии туризма являются туристские фирмы.

За последние пять лет количество туристских фирм увеличилось в 1,5 раза и в 2012 году составило 311 единиц; по данному показателю Республика Башкортостан занимает третье место среди регионов Приволжского федерального округа.

По итогам 2012 года услугами туристских фирм воспользовались 130,4 тыс. граждан России, из которых 39,2 тыс. граждан посетили Республику Башкортостан, что составляет 30,1% от общего количества обслуженных туристов и 74,8% - от числа туристов, отдыхавших в России.

В комплексе услуг, предоставляемых туристам, ведущее место принадлежит коллективным средствам размещения: гостиницам и аналогичным средствам размещения, санаторно-курортным организациям, организациям отдыха и туристским базам.

В 2012 году в республике функционировало 374 коллективных средств размещения, из них на гостиницы и аналогичные средства размещения приходилось 57,8% всех мест, остальные 42,2% - на специализированные средства размещения.

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения в 2012 году составила 835,6 тыс. человек, из них 2% составили иностранные граждане.

В целях развития туристской индустрии на территориях муниципальных образований республики реализуется 44 инвестиционных проекта. Общая сумма собственных средств, вкладываемых инвесторами, составляет 13,8 млрд. рублей. Основной объем (9,7 млрд. рублей или 70%) приходится на город Уфу, где предусмотрено строительство 9-ти современных гостиничных комплексов в рамках подготовки к проведению заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) и встречи глав государств и правительств БРИКС (далее - БРИКС) в 2015 году.

В проектах строительства гостиниц участвуют известные мировые операторы - Hilton, Holiday Inn, Hampton by Hilton, Sheraton.

Номерной фонд новых гостиниц составит почти 2000 единиц.

Башкортостан обладает богатым природным потенциалом, способствующим развитию круглогодичных видов отдыха, таких, как экологический и активный туризм. В 2012 году число отдыхающих достигло 145,6 тыс. человек, это в основном клиенты туристских баз и других организаций отдыха.

Из 32 горнолыжных курортов Урала, которые посещают около 1 млн. человек, 19 курортов в Башкортостане, в том числе "Абзаково", "Банное", "Мраткино", "Павловский парк", "Уязы-тау", "Кандры-куль", "Куш-тау", принимают по разным оценкам до 800 тыс. человек.

Ежегодно растет количество посетителей природных парков республики (таблица 2). По итогам 2013 года общее количество посетителей составило 146,8 тыс. человек, что на 36% больше, чем в 2012 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»