ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 года N 17
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
3. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обеспечить включение Программы в государственную программу "Развитие транспортной системы Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 января 2014 года N 18.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева М.Ш.
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
Наименованием Программы | Республиканская целевая программа "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года N 388 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ" (с последующими изменениями) |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607) | |
Государственный заказчик - координатор Программы | Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607) | |
Основные разработчики и (или) исполнители Программы | Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Безопасный регион"; |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607) | |
Цель и задачи Программы | Цель: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013 - 2015 годы |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607) | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансового обеспечения Программы составит 395538,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы | Сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий, в том числе детской смертности, к 2015 году на 9,2% по сравнению с 2010 годом; |
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Республике Башкортостан в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 7 тыс. человек. На дорогах республики за последние 7 лет погибли 4989 человек, среди которых 167 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 3835 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2005 - 2011 годы по республике составил 13090 человек.
Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущербов от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетами социально-экономического развития страны в долгосрочной и среднесрочной перспективах.
Одним из главных направлений демографической политики обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики должна стать реализация республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
Предварительные результаты реализации республиканских целевых программ, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 и 2010 - 2012 годы, свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике. Только за первый период реализации соответствующей республиканской целевой программы в 2007 - 2009 годах удалось достичь снижения количества погибших на 12,5% по сравнению с 2006 годом (с 756 до 661 человека), раненых - 6,4% (с 6937 до 6489 человек).
Несмотря на эффективность реализации республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2010 - 2012 годы, движение по улично-дорожной сети республики остается небезопасным.
Текущая ситуация с аварийностью в Республике Башкортостан характеризуется следующими параметрами:
число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составило 658 человек, количество дорожно-транспортных происшествий - 5163, тяжесть последствий - 9,3 погибших на 100 пострадавших;
около 70% дорожно-транспортных происшествий в республике совершается на автодорогах за пределами населенных пунктов, в этих происшествиях погибают почти 70% и получают ранения 60% от общего числа пострадавших;
основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (34,6% от всех дорожно-транспортных происшествий и 32,4% погибших);
свыше половины (61,1%) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых половина - наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет);
в 2010 году зарегистрировано 4542 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погиб 21 ребенок и получили ранения 468 детей; в 52,6% всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей несовершеннолетние участники дорожного движения были пешеходами;
в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (82% и 85% соответственно); в таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших (84% от общего числа погибших и 86% от общего числа раненых).
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:
разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;
отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
В этом случае государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ ее функционирования и "латанию дыр", что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.
Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей до уровня развитых стран мира необходимы продолжение системной реализации программных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование. В связи с этим требует дальнейшего развития институциональное обеспечение реализации комплексных мер по:
обеспечению баланса в понимании обществом опасности дорожного движения с возможностями и мерами, принимаемыми руководством республики по обеспечению безопасного движения на дорогах;
расширению использования возможности влияния законодательства и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников движения;
урегулированию организационно-технических вопросов в сфере организации движения транспортных средств и пешеходов.
Продолжение применения программно-целевого метода в решении проблем дорожно-транспортной аварийности в Республике Башкортостан позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в республике в 2015 году, но и сформировать предпосылки для достижения стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на предстоящий период.
Для выбора оптимального сценария реализации Программы были рассмотрены и проанализированы возможные источники и объемы финансового обеспечения ее реализации и программные механизмы использования инвестиций.
Признано целесообразным включить Программу как подпрограмму в состав государственной программы "Развитие транспортной системы Республики Башкортостан".
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
Достижение целей Программы должно быть обеспечено в основном за счет реализации в Республике Башкортостан ключевых мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма:
обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении;
предупреждение социально опасного поведения участников дорожного движения;
эффективная организация движения транспортных средств и пешеходов;
обеспечение безопасности дорожных условий;
повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Общая потребность финансового обеспечения указанных мероприятий оценивается в 395538,4 тыс. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 20.12.2014 N 607)
Опыт взаимодействия федерального центра с субъектами Российской Федерации в ходе реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" показал, что менее всего субъекты Российской Федерации заинтересованы в реализации мероприятий, софинансирование которых за счет средств федерального бюджета осуществляется в объеме не более 30% (третий вариант развития Программы). При таком софинансировании (первый вариант) исключается возможность системного влияния федерального центра на установление субъектами Российской Федерации приоритетов снижения дорожно-транспортного травматизма и на обеспечение единства реализации программных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Следовательно, при третьем варианте развития Программы в регионах будут финансироваться только малозатратные или быстроокупаемые мероприятия, то есть наиболее выгодные в данный конкретный момент. Скорее всего, это будут мелкие локальные мероприятия, не позволяющие воздействовать на дорожную ситуацию в целом. Такой подход, по оценкам экспертов, позволит к 2020 году обеспечить снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях лишь на 25% от целевого значения (или на 8,2% по сравнению с 2010 годом).
Второй вариант софинансирования программных мероприятий, предполагающий не более 70% из средств федерального бюджета и не менее 30% из средств региональных бюджетов, лишает регионы необходимой самостоятельности в принятии решений в силу излишней централизации. При таком соотношении средств регионы предпочтут участвовать в реализации капиталоемких мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией дорожной инфраструктуры, а софинансирование только капиталоемких мероприятий, скорее всего, будет невозможно для дотационных регионов, поэтому они не смогут принять участие в Программе. В таком случае появляется риск в недофинансировании мероприятий, направленных на пропаганду безопасности дорожного движения, что опять предопределяет потерю системности в реализации Программы в целом.
Таким образом, для периода 2013 - 2020 годов при возможных вариантах софинансирования федеральным бюджетом мероприятий Программы только при наличии паритета достигается наибольший эффект от реализации программных мероприятий (на 25,0% больше по сравнению с 2010 годом). Следовательно, только выбор первого варианта сценарных условий позволит обеспечить достижение целей Программы.
Реализация мероприятий Программы может сопровождаться возникновением законодательных рисков (правовые пробелы и противоречия в нормативной правовой базе, ограничивающие действия и взаимодействие органов власти и их способность эффективно реагировать на ситуацию с автоаварийностью), информационных рисков (недостаточность, а иногда и отсутствие информации о целях, направлениях и результатах деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; недостаточная пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников дорожного движения), а также кадровых и иных рисков.
Минимизация влияния указанных рисков на реализацию Программы потребует формирования и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, межведомственного и межуровневого взаимодействия, обеспечения публичности, информационной открытости и инвестиционной привлекательности Программы.
Целью Программы является сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2015 году на 9% по сравнению с 2010 годом.
Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:
предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
снижение тяжести травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий;
развитие современной системы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения.
Предлагаемый перечень задач позволит создать взаимоувязанную систему направлений деятельности и детализирующих их программных мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в Республике Башкортостан и обеспечить: