• Текст документа
  • Статус
  • Оперативная информация
Оглавление
Поиск в тексте
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык «Оперативная информация»
Действующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2013 года N 954


Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан"

(с изменениями на 10 сентября 2018 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.05.2014 N 317, от 24.09.2014 N 670, от 12.11.2014 N 861, от 26.03.2015 N 189, от 02.12.2016 N 889, от 28.05.2018 N 404, от 10.09.2018 N 765)




     В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан" (далее - Программа).

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

2. Определить Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан государственным заказчиком Программы и уполномоченным органом по осуществлению контроля за ходом ее выполнения, а также по взаимодействию с Министерством энергетики Российской Федерации.

3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.

4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 15.12.2010 N 1069 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 15.12.2010 N 1070 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 04.08.2011 N 634 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604";

от 30.05.2012 N 442 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604";

от 31.05.2012 N 458/1 "О внесении изменения в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604";

от 31.05.2012 N 458/2 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 20.10.2012 N 874 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 06.11.2012 N 968 "О внесении изменения в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 09.04.2013 N 240 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604";

от 29.07.2013 N 529 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604";

от 03.10.2013 N 714 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 31.01.2011 N 61 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

от 17.09.2011 N 772 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.2011 N 61 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года".

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ

Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан"



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 4 декабря 2013 г. N 954

(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.05.2014 N 317, от 24.09.2014 N 670, от 12.11.2014 N 861, от 26.03.2015 N 189, от 02.12.2016 N 889, от 28.05.2018 N 404, от 10.09.2018 N 765)

Паспорт Государственной программы

Наименование программы

Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан" (далее - Программа)

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

Государственный заказчик Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, государственное автономное учреждение "Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан"

Цели Программы

Формирование эффективной системы управления энергосбережением и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан при неуклонном повышении качества жизни, конкурентоспособности выпускаемой продукции

Задачи Программы

1. Повышение энергетической эффективности и конкурентоспособности за счет технической и технологической модернизации;

2. Создание благоприятных условий для реализации проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3. Внедрение научных разработок и инновационных технологий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4. Развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственном секторе

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2021 годы

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 33 531 718,5 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 266 582,0 тыс. рублей, средств бюджета Республики Татарстан - 2 423 321,1 тыс. рублей, внебюджетных источников - 30 841 815,4 тыс. рублей

(тыс. рублей)

Год

Всего

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Средства из внебюджетных источников

2014

4 813 302,2

1 273 412,8

266 582,0

3 273 307,4

2015

4 666 847,5

1 136 565,5

0,0

3 530 282,0

2016

3 891 326,0

0,0

0,0

3 891 326,0

2017

4 329 307,4

8 607,4

0,0

4 320 700,0

2018

4 760 635,4

4 735,4

0,0

4 755 900,0

2019

5 247 600,0

0,0

0,0

5 247 600,0

2020

5 822 700,0

0,0

0,0

5 822 700,0

2021

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

33 531 718,5

2 423 321,1

266 582,0

30 841 815,4

Суммы средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, по направлениям Программы будут ежегодно уточняться в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год.

Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством энергетики Российской Федерации и

Кабинетом Министров Республики Татарстан соглашениями на условиях софинансирования расходных обязательств Республики Татарстан

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Снижение к 2021 году энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) за счет реализации мероприятий Программы на 26,1 процента относительно уровня 2007 года (значение индикатора к 2021 году составит 20,26 т.у.т./млн рублей)

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения

Настоящая Программа разработана на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 512-р.

Программа направлена на формирование эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в Республике Татарстан при неуклонном повышении качества жизни населения, конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Энергоемкость ВРП Республики Татарстан в 1,5 раза выше среднемирового уровня и в 2 - 2,5 раза выше, чем в развитых странах. По величине энергоемкости промышленности Республика Татарстан в 2 - 3 раза уступает аналогичным показателям США, Японии и развитым странам Европы.

Сохранение высоких показателей энергоемкости является сдерживающим фактором экономического роста республики.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из важнейших механизмов экономического развития Республики Татарстан.

1.1. Потребление топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан

В 2012 году в Республике Татарстан объем потребления первичных энергоносителей (природный газ, дизельное топливо, бензин, мазут, уголь, покупная электрическая энергия) составил 20,18 млн т.у.т., в том числе природного газа - 16,72 млн т.у.т., дизтоплива - 1,77 млн т.у.т., бензина - 1,58 млн т.у.т., мазута - 0,11 млн т.у.т., угля - 6,96 тыс. т.у.т.

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан в 2012 году приведена на рис. 1, из которого следует, что основным первичным энергоносителем является природный газ.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 1. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан в 2012 году



     Рис. 1. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан в 2012 году

На рис. 2 приведена структура потребления природного газа в Республике Татарстан в 2012 году, где основным потребителями газа являются энергетика и промышленность.

В Республике Татарстан в 2012 году из первичных топливно-энергетических ресурсов (природный газ, мазут, уголь) генерирующими компаниями выработано 24 млрд кВт.ч электрической и 32 млн Гкал тепловой энергии.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 2. Структура потребления природного газа в Республике Татарстан в 2012 году



     Рис. 2. Структура потребления природного газа в Республике Татарстан в 2012 году

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы по сложившемуся размещению производительных сил принята следующая классификация экономических районов с наибольшей концентрацией промышленных предприятий: Столичный экономический район (Казанская агломерация), Южный экономический район (Закамская экономическая зона), Нефтяной экономический район (Юго-Восточная экономическая зона), Камский экономический район (Набережночелнинская агломерация), Западный экономический район (Предволжская экономическая зона), Северный экономический район (Предкамская экономическая зона).

В таблице 1 представлены объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг на территории Республики Татарстан в 2012 году, структура потребления топливно-энергетических ресурсов в экономических районах представлена на рис. 3.

Таблица 1. Объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг по территории Республики Татарстан в 2012 году



Таблица 1



     (т.у.т.)

Наименование экономических районов

Природный газ

Мазут

Уголь

Бензин

Дизельное топливо

Электроэнергия

Тепловая энергия

Всего

Республика Татарстан

15 110 515

110 878

9 395

204 395

996 545

2 695 997

3 834 917

22 962 643

Столичный,

11 308 180

102 199

7 428

78 234

318 828

1 170 344

997 176

13 982 389

в том числе: г. Казань

11 031 387

102 199

5 661

62 296

246 259

1 103 269

920 115

13 471 187

Камский

2 677 402

5 466

656

50 891

235 789

910 614

2 576 008

6 456 826

Нефтяной

638 350

365

197

39 596

229 744

545 260

205 911

1 659 424

Южный

117 856

0

5

12 895

92 502

26 735

8 569

258 561

Северный

109 041

189

191

16 131

77 175

18 418

3 525

224 670

Западный

259 686

2 659

918

6 648

42 507

24 626

43 728

380 773


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 3. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в экономических районах Республики Татарстан



     Рис. 3. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в экономических районах Республики Татарстан

На рис. 4 представлена энергоемкость выпуска продукции и оказания услуг в текущих ценах 2012 года в экономических районах Республики Татарстан, которая рассчитывается как отношение объема выпуска продукции к материальным затратам на топливо, энергию и воду. Распределение энергоемкости продукции по экономическим районам свидетельствует о высокой энергоемкости продукции в Столичном экономическом районе, Камском экономическом районе, которая связана в основном с промышленным производством. Сопоставимая энергоемкость продукции Северного и Западного экономических районов связана с сельскохозяйственным производством.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 4. Энергоемкость выпуска продукции и оказания услуг в текущих ценах 2012 года в экономических районах Республики Татарстан



     Рис. 4. Энергоемкость выпуска продукции и оказания услуг в текущих ценах 2012 года в экономических районах Республики Татарстан (рублей/рублей)

1.1.1. Потребление топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики Республики Татарстан

В таблице 2 представлены объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг по отраслям экономики Республики Татарстан в 2012 году.

Специфика экономики Республики Татарстан - энергоемкое промышленное производство. На предприятия реального сектора экономики республики приходится более 85 процентов всего объема потребления топливно-энергетических ресурсов. Одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в области энергосбережения является повышение энергетической эффективности промышленного производства.

Таблица 2. Объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг по отраслям экономики Республики Татарстан в 2012 году



Таблица 2



     (т.у.т.)

Наименование отрасли

Газ

Мазут

Уголь

Бензин

Дизельное топливо

Электроэнергия

Тепловая энергия

Всего

Экономика - всего

15 110 514

110 878

9 396

204 395

996 544

2 695 997

3 834 918

22 962 644

Промышленность, в том числе:

14 089 684

110 167

7 883

49 115

198 791

2 226 328

3 472 723

20 154 693

энергетика

11 908 767

104 950

4 747

8 835

9 930

595 980

56 243

12 689 453

другие отрасли промышленности

2 180 917

5 217

3 136

40 280

188 861

1 630 348

3 416 480

7 465 240

Строительство и ЖКХ

51 810

17

109

40 120

183 602

32 452

47 016

355 126

Транспорт и связь

812 961

345

505

49 853

323 693

281 432

44 236

1 513 025

Сельское хозяйство

60 099

173

629

28 911

243 607

59 988

58 214

451 622

Прочие

95 960

175

269

36 396

46 851

95 797

212 728

488 179

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики Республики Татарстан представлена на рис. 5.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 5. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики Республики Татарстан



     Рис. 5. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям экономики Республики Татарстан (в т.у.т.)

В таблице 3 представлены объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг по отраслям промышленности в 2012 году (без учета энергетики).

Таблица 3. Объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг по отраслям промышленности в 2012 году



Таблица 3



     (т.у.т.)

Наименование отрасли

Газ

Мазут

Уголь

Бензин

Дизельное топливо

Электроэнергия

Тепловая энергия

Всего

Промышленность (без энергетики),

2 180 918

5 217

3 137

40 279

188 862

1 630 347

3 416 480

7 465 239

в том числе:

химия и нефтехимия

890 180

1 335

416

5 077

22 203

631 703

2 806 135

4 357 050

топливная

291 202

0

0

8 487

86 319

563 158

233 263

1 182 429

машиностроение

335 754

1 889

491

7 850

12 235

286 696

237 736

882 651

легкая

11 554

0

0

396

692

6 205

2 471

21 318

пищевая

387 567

837

2 225

12 891

46 075

62 209

88 647

600 450

деревообрабатывающая

69 690

1 083

0

1 232

3 456

29 903

4 263

109 626

прочие

194 971

73

5

4 346

17 882

50 473

43 965

311 715

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям промышленности Республики Татарстан представлена на рис. 6.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 6. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям промышленности Республики Татарстан



     Рис. 6. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов по отраслям промышленности Республики Татарстан

Таким образом, основное потребление топливно-энергетических ресурсов приходится на промышленность (87,8 процента), транспорт и связь (6,6 процента); в отраслях промышленности - на химию и нефтехимию (58,4 процента), топливную промышленность (15,8 процента), машиностроение (11,8 процента), пищевую промышленность (8 процента).

На рис. 7 представлена структура потребления топлива по отраслям экономики, из которой следует, что в промышленности (без энергетики) основными топливно-энергетическими ресурсами являются природный газ (29,2 процента), тепловая и электрическая энергия (45,8 и 21,8 процента соответственно); в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - природный газ (15 процентов), дизтопливо (52 процента), бензин (11 процентов), тепловая и электрическая энергия (13 и 9 процентов соответственно); в транспорте и связи - природный газ (53,7 процента), дизтопливо (21,4 процента), электрическая энергия (18,6 процента); в сельском хозяйстве - природный газ (13,3 процента), дизтопливо (53,9 процента), бензин (6,4 процента), тепловая и электрическая энергия (12,9 и 13,3 процента соответственно).
     


Об утверждении Государственной программы



Об утверждении Государственной программы

Рисунок 7. Структура потребления топлива по отраслям экономики



     Рис. 7. Структура потребления топлива по отраслям экономики

В таблице 4 представлена структура потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции по отраслям промышленности в 2012 году, из которой следует, что в химии и нефтехимии основными топливно-энергетическими ресурсами являются природный газ (20,4 процента), тепловая и электрическая энергия (64,4 и 14,5 процента соответственно); в топливной промышленности - природный газ (24,6 процента), дизтопливо (7,3 процента), тепловая и электрическая энергия (19,7 и 47,6 процента соответственно); в машиностроении - природный газ (38 процентов), тепловая и электрическая энергия (26,9 и 32,5 процента соответственно); в легкой промышленности - природный газ (54,2 процента), тепловая и электрическая энергия (11,6 и 29 процентов соответственно); в пищевой промышленности - природный газ (64,5 процента), дизтопливо (7,7 процента), тепловая и электрическая энергия (14,8 и 10,4 процента соответственно); в деревообрабатывающей промышленности - природный газ (63,6 процента), электрическая энергия (27,3 процента).

Таблица 4. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции по отраслям промышленности в 2012 году



Таблица 4



     (процентов)

Наименование отрасли

Газ

Мазут

Уголь

Бензин

Дизельное топливо

Электроэнергия

Тепловая энергия

Химия и нефтехимия

20,43

0,03

0,01

0,12

0,51

14,50

64,40

Топливная

24,63

0,00

0,00

0,72

7,30

47,63

19,73

Машиностроение

38,04

0,21

0,06

0,89

1,39

32,48

26,93

Легкая

54,20

0,00

0,00

1,86

3,25

29,11

11,59

Пищевая

64,55

0,14

0,37

2,15

7,67

10,36

14,76

Деревообрабатывающая

63,57

0,99

0,00

1,12

3,15

27,28

3,89

Прочие

62,55

0,02

0,00

1,39

5,74

16,19

14,10

1.2. Тенденции изменения энергетической эффективности в Республике Татарстан

На рис. 8 представлены значения ВРП Республики Татарстан (в ценах 2007 года) и темпы его роста за период 2010 - 2012 годов.
     


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 8. Значения ВРП Республики Татарстан (в ценах 2007 года) и темпы его роста



     Рис. 8. Значения ВРП Республики Татарстан (в ценах 2007 года) и темпы его роста (млрд рублей)

На рис. 9 представлен объем потребления первичных энергоносителей в Республике Татарстан (природный газ, дизтопливо, бензин, мазут, уголь, покупная электроэнергия).


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 9. Объем потребления первичных энергоносителей в Республике Татарстан



     Рис. 9. Объем потребления первичных энергоносителей в Республике Татарстан (млн т.у.т.)

Для оценки эффективного использования энергоносителей в Республике Татарстан применяется основной индикатор энергоемкости ВРП - отношение объемов потребляемых первичных энергоносителей к ВРП в сопоставимых ценах 2007 года (т.у.т./млн рублей), принятый за базовый год, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

На рис. 10 представлены значения индикатора энергоемкости ВРП по первичным энергоносителям в сопоставимых ценах 2007 года. По итогам 2012 года программные значения индикатора достигнуты.
     


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 10. Значения индикатора энергоемкости ВРП по первичным энергоносителям в сопоставимых ценах 2007 года



     Рис. 10. Значения индикатора энергоемкости ВРП по первичным энергоносителям в сопоставимых ценах 2007 года (т.у.т./млн рублей)

1.3. Риски при реализации Программы

При реализации Программы имеются следующие риски:

финансово-бюджетные риски, связанные с уменьшением объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы из федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных источников;

недостаточный уровень квалификации кадров, ошибки при разработке и реализации мероприятий по повышению энергоэффективности, нарушение договорных обязательств подрядчиками, поставщиками;

неспособность участников проекта обеспечить эффективное использование ресурсов, изменения внешних условий (повышение цен, увеличение налоговых ставок) и др.;

инфляция, колебания валютных курсов, рост стоимости ресурсов на рынке капитала, могущие повлечь увеличение сроков строительства и реконструкции объектов и невыполнение мероприятий в запланированные сроки.

При реализации Программы предпринимаются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

Риски при реализации мероприятий Программы и мероприятия по их минимизации представлены в таблице N 5.

Таблица N 5. Возможные риски при реализации Программы и мероприятия по их минимизации



Таблица N 5

Наименование рисков

Анализ причин их возникновения

Механизмы минимизации

Финансовые риски

Возникновению финансовых рисков способствуют инфляция, колебание валютных курсов, рост стоимости ресурсов на рынке капитала, что повлечет увеличение сроков реализации проектов и невыполнение проектов в запланированные сроки

К реализации проектов будут привлечены предприятия и организации с опытом работы в профильной сфере

Управленческие риски

Возникновение рисков связано с недостаточным уровнем квалификации кадров, нарушением договорных обязательств подрядчиками, поставщиками

Исполнители программных мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета, будут определяться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Реализацию программных мероприятий за счет собственных средств будут осуществлять организации, обладающие опытом работы в профильной сфере

Риски реализации проекта

К рискам реализации проекта относятся ошибки при разработке и реализации мероприятий по повышению энергоэффективности, неспособность участников проекта обеспечить эффективное использование ресурсов, изменение внешних условий (повышение цен, увеличение налоговых ставок)

С целью обеспечения успешной реализации и соблюдения условий эффективного и целевого использования бюджетных средств в механизме реализации Программы предусмотрен регулярный мониторинг реализации проектов и мероприятий Программы

II. Основные цели, задачи, описание ожидаемых конечных результатов реализации Программы, сроки и этапы ее реализации

Целью Программы является формирование эффективной системы управления энергосбережением и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан при неуклонном повышении качества жизни, конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

повышение энергетической эффективности и конкурентоспособности за счет технической и технологической модернизации;

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

создание благоприятных условий для реализации проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

внедрение научных разработок и инновационных технологий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственном секторе.

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

Для решения поставленных задач требуется реализовать основные программные мероприятия, приведенные в приложении N 1 к настоящей Программе, сбалансированные по ресурсам и срокам исполнения.

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

Решение поставленных задач предполагает совершенствование технологической базы отраслей экономики республики, внедрение современных информационных технологий для организации мониторинга хода выполнения Программы и состояния энергоэффективности экономики республики. Перечень отраслевых государственных программ Республики Татарстан (в области здравоохранения, образования и другие), содержащих мероприятия и индикаторы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

(в ред. Постановления КМ РТ от 02.12.2016 N 889)

Решение поставленных в Программе задач предусматривает следующие основные направления реализации государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях

В целях стимулирования энергосбережения органы государственной власти Республики Татарстан устанавливают нормативно-правовые основы энергосбережения в государственных и муниципальных учреждениях по подведомственным сферам деятельности.

Необходимым шагом для реализации энергосберегающих мероприятий в государственных и муниципальных учреждениях является проведение энергетического обследования с целью выявления потенциала энергосбережения, определения перечня энергосберегающих мероприятий, установления нормативных показателей энергопотребления для учреждений бюджетной сферы.

Важнейшим направлением развития энергосбережения в государственных и муниципальных учреждениях является привлечение частных инвестиций в реализацию энергосберегающих проектов. Для этого требуется создать условия формирования энергосервисной инфраструктуры и дать возможность заключения государственными и муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов, по которым расчет за выполнение работы будет осуществляться из полученной экономии по оплате коммунальных услуг.

Стимулирование государственных и муниципальных учреждений к заключению договоров с энергоснабжающими организациями, направленных на рациональное использование энергоресурсов в бюджетной сфере, осуществляется путем установления плановых значений (индикаторов) энергоэффективности и введения механизма использования сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт, закупку технологического оборудования компьютерной техники и инвентаря для нужд государственных и муниципальных учреждений, а также на премирование персонала. Использование этого механизма позволит ввести обязательные для выполнения государственными и муниципальными учреждениями задания по снижению энергопотребления как одного из показателей качества оказываемых ими услуг.

Для повышения эффективности использования энергоресурсов государственным заказчикам при проведении закупок для государственных нужд в конкурсную документацию необходимо включать требования по энергоэффективности продукции как одной из технических характеристик закупаемого товара. При разработке рекомендаций необходимо учитывать также и экономические показатели, такие как стоимость и срок окупаемости энергоэффективных продукции и мероприятий по сравнению с неэнергоэффективными аналогами.

Также одной из действенных мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств на оплату потребляемых энергетических ресурсов является создание республиканской системы метрологического обеспечения коммерческих приборов учета энергоресурсов (тепловой и электрической энергии, воды и природного газа) в государственных и муниципальных учреждениях Республики Татарстан. В рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

на этапе проектирования - проведение метрологической экспертизы (что позволит обеспечить выполнение метрологических требований наиболее рациональными методами и средствами, исключить ошибочные или недостаточно обоснованные решения при проектировании и снизить затраты по оснащению государственных и муниципальных учреждений приборами учета энергоресурсов);

на этапе внедрения на объекте - приемка из монтажа и наладки, проведение метрологической аттестации измерительных каналов;

в процессе эксплуатации - поверка и калибровка измерительных каналов, регулярное сервисное обслуживание, осуществление метрологического контроля и надзора.

2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде

Одним из важнейших направлений повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и жилищном фонде является применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.

Список мероприятий для жилых и общественных зданий включает в себя следующий перечень рекомендуемых мероприятий, прошедших апробацию в реальных условиях эксплуатации:

проведение энергетических обследований для выявления первоочередных мер сокращения потерь с составлением энергетического паспорта зданий;

усиление теплозащиты стен и перекрытий (замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов);

снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения щелей и неплотностей оконных и дверных проемов, установка доводчиков входных дверей;

оптимизация работы вентиляционных систем, утилизация теплоты вентиляционных выбросов (рециркуляция, теплообменники-утилизаторы);

теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в неотапливаемых подвалах и на чердаках;

комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий кустовым методом с установкой автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и ликвидацией центральных тепловых пунктов;

снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования;

установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами;

горизонтальная разводка системы отопления в квартирах с регуляторами расхода;

установка квартирных приборов учета тепла (счетчиков тепла - при горизонтальной разводке труб и радиаторных распределителей - при вертикальной разводке), установка радиаторных термостатов;

установка теплоотражателя между отопительным прибором и стеной;

установка (наладка) воздушных завес;

применение тепловых насосов для повышения эффективности использования располагаемого потенциала теплоносителя;

применение энергосберегающих, экологически безопасных и экономичных светильников и светодиодных ламп для освещения промышленных объектов, многофункциональных светодиодных прожекторов для внешнего и внутреннего освещения придомовых территорий частных и многоквартирных домов;

модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов;

оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток приборами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия);

снижение температуры воздуха в помещениях в нерабочее время;

внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии, замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали;

оборудование зданий устройствами компенсации реактивной мощности.

Существенный энергосберегающий эффект может быть получен за счет повышения качества эксплуатации зданий и энергетических систем жилищного фонда (паспортизация, строгое соблюдение температурных режимов, учет и автоматизация потребления энергии, рекуперация тепла, утепление подвальных и чердачных помещений, подъездов и т.д.).

В целях привлечения энергосервисных компаний к реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах необходимо использовать предусмотренный законодательством Республики Татарстан механизм предоставления государственных гарантий как способ обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию энергосервисных контрактов в жилищной сфере.

Основными направлениями деятельности органов государственной власти по стимулированию применения энергосервисных контрактов являются:

подготовка методических документов по порядку заключения энергосервисных контрактов;

подготовка нормативно-методических документов по порядку претензионной деятельности к энергосервисным организациям;

проведение широкой рекламной кампании среди населения об экономической выгоде заключения энергосервисных контрактов;

предоставление государственных гарантий как способ обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию энергосервисных контрактов;

создание фондов энергосбережения, основной целью которых является предоставление кредитов или поручительства по кредитам банков для проведения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья энергосберегающих мероприятий.

3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве и распределении энергоресурсов

Энергосберегающие мероприятия направлены на экономию первичного топлива на стадии производства тепловой и электрической энергии за счет сокращения удельных расходов топлива на выработку энергии.

Структурно первоочередные программные мероприятия можно представить в следующем виде, исходя из оценок имеющегося потенциала повышения энергоэффективности:

внедрение энергосберегающих технологий, в том числе ввод новых мощностей, основанных на парогазовых и газотурбинных технологиях, и прочих передовых технологий (шарикоочистка, пластинчатый теплообменник и т.д.);

реконструкция оборудования, в том числе замена базовых узлов котлов (воздухоподогреватель, пароперегреватель и т.д.), замена базовых узлов турбин, вспомогательное оборудование;

экономия электроэнергии на собственное потребление, в том числе внедрение регулируемых приводов и проведение мероприятий по снижению потерь электроэнергии во внутристанционной сети;

экономия топлива и тепла на собственные нужды, в том числе внедрение автоматизированных теплоэнергосберегающих тепловых пунктов, модернизация внутриплощадочных отопительных систем, улучшение тепловой изоляции;

оптимизация параметров технологических процессов, в том числе снижение доли пиковых водогрейных котельных, редукционно-охладительных устройств, повышение теплофикационной выработки, улучшение первичных топливно-энергетических показателей;

внедрение ресурсосберегающих мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на экономию реагентов, воды, материалов.

Применение отдельных видов энергоэффективной нанотехнологической продукции:

внедрение применения термоизоляции трубопроводных систем для транспортирования теплоносителей на основе нанопористых аэрогелей;

переход от традиционных энергоемких установок очистки дымовых газов топливопотребляющих агрегатов на фильтры из наноструктурированных стекловолокнистых катализаторов;

переход на нанодисперсные полимерные композиционные материалы для кабельной и трубной продукции;

использование возможностей мембранной технологии нанофильтрации воды в системах водоподготовительных установок объектов теплоэнергетики;

применение теплоизоляционных материалов, созданных на основе нанотехнологий, обладающих хорошей адгезией (прилипанием) к наружным поверхностям трубопроводов тепловых сетей и стойкостью к атмосферным и механическим воздействиям;

внедрение применения наноструктурированных композитных электрических проводов повышенной прочности и электропроводности;

переход на наномодифицированные полимерные электроизоляционные материалы для высоковольтных изоляторов;

внедрение высокотемпературных проводов для линий электропередач с композитным сердечником на основе нанотехнологий;

внедрение проводов для линий электропередач с малым сопротивлением на основе использования нанотрубок;

внедрение устройств компенсации реактивной мощности с конденсаторами, изготовленными с применением нанотехнологий;

внедрение кабелей, не поддерживающих горение, с изоляцией на основе нанотехнологий;

внедрение аккумуляторов повышенной емкости и долговечности, изготовленных с использованием нанотехнологий;

внедрение противогололедной смазки проводов линий электропередач;

внедрение волоконно-оптических датчиков тока и напряжения на основе нанотехнологий;

внедрение энергосберегающих осветительных установок;

внедрение коммутационного оборудования с повышенным коммутационным ресурсом;

внедрение композитных материалов с нанодобавками для ремонта железобетонных конструкций.

4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности

В Республике Татарстан наиболее энергоемким сектором экономики является промышленность. В целях оценки эффективности потребления энергии для выпуска продукции промышленности на рис. 11 представлена динамика изменения индикатора энергоемкости продукции, равного отношению объемов потребляемых первичных топливно-энергетических ресурсов (природный газ, дизтопливо, бензин, мазут, уголь), пересчитанных в т.у.т., к объему выпускаемой продукции (млн рублей) в сопоставимых ценах 2007 года, принятого базовым годом.
     


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 11. Значения индикатора энергоемкости продукции промышленности



     Рис. 11. Значения индикатора энергоемкости продукции промышленности

На рис. 12 представлена динамика индикатора электроемкости промышленной продукции в ценах 2007 года.


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 12. Значения индикатора электроемкости промышленной продукции в ценах 2007 года



     Рис. 12. Значения индикатора электроемкости промышленной продукции в ценах 2007 года (тыс. кВт.ч/тыс. рублей)

На рис. 13 и 14 представлена динамика изменения индикаторов энергоемкости и электроемкости продукции основных отраслей промышленности соответственно.
     


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 13. Значения индикатора энергоемкости продукции отраслей промышленности в ценах 2007 года



     Рис. 13. Значения индикатора энергоемкости продукции отраслей промышленности в ценах 2007 года (т.у.т./млн рублей)
     


Об утверждении Государственной программы

Рисунок 14. Значения индикатора электроемкости продукции отраслей промышленности в ценах 2007 года



     Рис. 14. Значения индикатора электроемкости продукции отраслей промышленности в ценах 2007 года (кВт.ч/тыс. рублей)

Реализация энергосберегающих мероприятий на промышленных предприятиях позволит повысить энергоэффективность производства, снизить показатель удельного потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции.

Необходимо внедрение следующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающих применение отдельных видов энергоэффективной нанотехнологической продукции:

применение энергосберегающих, экологически безопасных и экономичных светодиодных ламп для освещения промышленных объектов, многофункциональных светодиодных прожекторов для внешнего и внутреннего освещения;

организация промышленного производства нанокомпозитного теплозащитного состава ТЗП-нано.

Органы государственной власти Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан, предоставляют государственную поддержку организациям для развития производства оборудования и средств измерений, используемых для реализации энергосберегающих мероприятий.

5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспортном комплексе

Основными видами транспорта в республике являются железнодорожный, воздушный, внутренний водный и автомобильный. Доля валовой добавленной стоимости отрасли "Транспорт" в ВРП составила в 2012 г. 6,4 процента. Транспортную систему Республики Татарстан составляют железнодорожный транспорт, гражданская авиация, речной транспорт, автомобильный транспорт и электротранспорт.

Основными потребителями электрической энергии являются железнодорожный транспорт и муниципальный электротранспорт, светлых нефтепродуктов и дизельного топлива - автомобильный.

Для развития энергосбережения на транспорте должны осуществляться следующие мероприятия:

проведение энергетических обследований предприятий транспорта;

внедрение современных энергосберегающих технологий;

замена силовых установок на современные установки с более высоким коэффициентом полезного действия;

внедрение энергосберегающих светотехнических устройств;

использование современных материалов в конструкциях транспортных средств;

разработка системы тарифов, штрафов и поощрений, направленных на стимулирование эффективного использования энергоресурсов;

мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающие применение отдельных видов энергоэффективной нанотехнологической продукции:

применение современных систем светодиодного освещения при реконструкции и строительстве объектов транспортного комплекса (автодорог, мостовых переходов, путепроводов и т.д.);

применение композиционных контактных проводов для высокоскоростного городского транспорта и железнодорожного транспорта при реконструкции, ремонте и строительстве контактных и кабельных сетей.

6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в агропромышленном комплексе

Сельское хозяйство республики потребляет значительное количество энергоресурсов: дизельное топливо, бензин, масла, электроэнергию, природный газ. Основными энергоресурсами являются дизельное топливо, электроэнергия и газ.

За последние годы в системе агропромышленного комплекса Республики Татарстан удалось добиться значительного уменьшения потребления дизельного топлива и электроэнергии за счет внедрения энергосберегающих технологий.

Необходимо продолжать внедрение в агропромышленном комплексе энергосберегающих технологий, переходить на инновационные, менее энергоемкие технологии, технику и электроприборы, а также продолжить внедрение передовых технологий в растениеводстве, поддерживать развитие элитного семеноводства, повышать плодородие почв. Вместе с тем следует использовать в животноводстве прогрессивные технологии, поддерживать развитие племенного животноводства, а также оптимизировать долю затрат на энергоносители в производимой продукции.

Приоритетом в процессе реконструкции, модернизации и оснащения производства должно быть использование более современного технологичного оборудования и техники. К ним относятся:

техническая модернизация парка тракторов, комбайнов и другой техники;

внедрение энергосберегающих технологий минимальной обработки и нулевого посева в растениеводстве;

внедрение энергосберегающего оборудования по комплексной механизации трудоемких процессов в животноводстве;

внедрение систем учета, нормирования, лимитирования потребления горюче-смазочных материалов;

внедрение передовых технологий в растениеводстве;

поддержка элитного семеноводства;

повышение плодородия почв;

внедрение прогрессивных технологий в животноводстве, поддержка племенного животноводства;

мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающие применение отдельных видов энергоэффективной нанотехнологической продукции, в том числе применение энергосберегающих, экологически безопасных и экономичных светодиодных ламп для освещения промышленных объектов, многофункциональных светодиодных прожекторов для внешнего и внутреннего освещения.

7. Создание систем управления эффективным использованием энергии (энергетический менеджмент) и повышением энергоэффективности предприятий и организаций республики на основе стандарта ISO 50001

Система управления эффективным использованием энергии (энергетический менеджмент) - относительно новый подход к управлению издержками при производстве и потреблении энергии. Уменьшение энергозатрат через улучшение энергоэффективности приведет к целому ряду преимуществ, в числе которых:

увеличение прибыльности предприятия;

повышение конкурентоспособности;

сохранение рабочих мест.

Осуществление мероприятий по улучшению энергетической эффективности должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении. Исторически российские предприятия обращают большее внимание на удовлетворение потребностей производственного процесса в энергии и не придают особого значения эффективности ее передачи и использования.

Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента, как и любой другой дорогостоящий ресурс, является первым шагом к улучшению энергоэффективности и снижению затрат.

Опыт показывает, что многие предприятия могут значительно снизить свои энергетические затраты (минимум на 10 - 15 процентов) путем организации системы энергоменеджмента.

Основными задачами системы управления эффективным использованием энергии являются:

разработка и реализация пилотных проектов по внедрению систем энергетического менеджмента (далее - СЭМ) на предприятиях Республики Татарстан;

сертификация по ISO 50001 (Добровольная система сертификации);

научно-методическое и кадровое обеспечение внедрения стандарта ISO 50001 "Энергетический менеджмент";

доступ к новым рынкам и потребителям.

Мероприятиями и механизмами развития энергосбережения являются:

подготовка проекта республиканского стандарта по энергоменеджменту на основе ISO 50001;

проведение обучающих семинаров "Оперативное планирование разработки СЭМ";

разработка программ предприятий по созданию систем управления энергосбережением и повышением энергоэффективности;

тиражирование и углубление успешного опыта внедрения систем управления энергосбережением и повышением энергоэффективности на основе стандарта ISO 50001.

Реализация указанных мероприятий позволит:

приблизить показатели удельного потребления энергии в реальном секторе экономики к уровню промышленно развитых стран с аналогичным климатом;

стимулировать модернизацию предприятий и организаций;

перейти на модель менеджмента, апробированную в мировой практике;

снизить барьеры развития эффективности, сформированные в период дешевых энергоресурсов;

обеспечить научно-методическую поддержку предприятий и организаций республики в области развития СЭМ;

стимулировать участие предприятий и организаций в целевых программах модернизации экономики;

провести подготовку и повысить квалификацию персонала предприятий и организаций по методикам эффективного управления предприятием.

8. Информационная поддержка и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Татарстан

Для успешной реализации Программы необходимы развитие энергосберегающего сознания у населения, проведение разъяснительной, пропагандистской, просветительской и обучающей деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности.

Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения, структура и элементы которой созданы в предыдущем отчетном периоде, требует дальнейшего ее укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.

Программные мероприятия по данному направлению следующие:

организация тематических семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в организациях и учреждениях республики;

организация пропаганды энергосбережения для эффективного воздействия на жителей с привлечением отечественных и международных общественных организаций;

совершенствование учебных программ и создание учебно-методических пособий в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования и координация их с Программой;

создание демонстрационных центров компетенции и технологии в области энергоэффективности, в том числе создание компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах базовых учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

открытие республиканских научно-исследовательских и образовательных центров на базе передовых предприятий для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации ресурсов науки и производства;

проведение занятий по основам энергосбережения среди учащихся образовательных учреждений, позволяющих формировать мировоззрение на бережное использование энергии начиная с детского возраста;

вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья и других организаций.

В таблице 6 приведены целевые значения индикатора энергоемкости ВРП в сопоставимых ценах 2007 года.

Таблица 6. Целевые значения индикатора энергоемкости ВРП на период до 2021 года



Таблица 6

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)




     (т.у.т./млн рублей)

Наименование индикатора

2007 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Энергоемкость ВРП в ценах 2007 года

27,41

21,53

21,37

21,20

21,04

20,88

20,72

20,57

20,41

20,26

В таблице 7 приведены целевые значения индикатора энергоемкости для районов Республики Татарстан за счет выполнения энергосберегающих мероприятий, программные значения снижения индикатора энергоемкости добавленной стоимости (отношение потребления электрической и тепловой энергии в т.у.т. к добавленной стоимости, в млн рублей) районов Республики Татарстан (без учета сельскохозяйственных организаций, преобразовавшихся в крестьянские (фермерские) хозяйства, и размещения обособленных подразделений крупнейших предприятий Республики Татарстан) за счет энергосберегающих мероприятий в сопоставимых ценах 2009 года, рассчитанные относительно базового 2007 года.

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)

Таблица 7. Целевые значения индикатора энергоемкости для районов Республики Татарстан за счет выполнения энергосберегающих мероприятий



Таблица 7

(в ред. Постановления КМ РТ от 10.09.2018 N 765)




     (т.у.т./млн рублей)

Наименование экономического района, муниципального образования

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан" (с изменениями на 10 сентября 2018 года)

Название документа: Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан" (с изменениями на 10 сентября 2018 года)

Номер документа: 954

Вид документа: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан

Статус: Действующий

Документ будет изменен

Опубликован: Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 95-96 от 24.12.2013
Дата принятия: 04 декабря 2013

Дата начала действия: 04 декабря 2013
Дата редакции: 10 сентября 2018


     В настоящий документ вносятся изменения на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2019 N 32.