КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 29 декабря 2008 года N 1649-КЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Законов Краснодарского края от 28.07.2010 N 2032-КЗ, от 29.12.2010 N 2170-КЗ, от 06.04.2011 N 2211-КЗ, от 04.10.2011 N 2342-КЗ, от 07.11.2011 N 2366-КЗ, от 26.03.2012 N 2465-КЗ, от 14.12.2012 N 2620-КЗ, от 02.10.2013 N 2798-КЗ)
Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
24 декабря 2008 года
Утвердить краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы (прилагается).
Администрации Краснодарского края обеспечить финансирование краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
г. Краснодар
29 декабря 2008 года
N 1649-КЗ
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Законов Краснодарского края от 28.07.2010 N 2032-КЗ, от 29.12.2010 N 2170-КЗ, от 06.04.2011 N 2211-КЗ, от 04.10.2011 N 2342-КЗ, от 07.11.2011 N 2366-КЗ, от 26.03.2012 N 2465-КЗ, от 14.12.2012 N 2620-КЗ, от 02.10.2013 N 2798-КЗ)
Наименование программы краевая целевая программа "Обращение с твердыми
бытовыми отходами на территории Краснодарского
края" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)
Основание для разработки решение совета по региональным проектам и
Программы программам при главе администрации (губернаторе)
Краснодарского края от 22 декабря 2008 года N 28
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики департамент жилищно-коммунального хозяйства
Программы Краснодарского края
департамент по чрезвычайным ситуациям и
государственному экологическому контролю
Краснодарского края
департамент комплексного развития курортов и
туризма Краснодарского края
департамент биологических ресурсов и охраны
окружающей среды Краснодарского края
департамент имущественных отношений
Краснодарского края
Координатор Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
Цели и задачи Программы улучшение экологической обстановки в
Краснодарском крае, снижение антропогенной
нагрузки на природные сообщества путем
совершенствования системы управления и внедрения
новых технологий в области обращения с твердыми
бытовыми отходами
оформление проектно-сметной и разрешительной
документации
приведение полигонов (свалок) твердых бытовых
отходов на территории края в соответствие с
требованиями природоохранного законодательства
сокращение количества размещаемых на свалках
твердых бытовых отходов путем строительства
мусоросортировочных линий и комплексов
Срок реализации Программы 2009 - 2013 годы
Объемы и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 215263,0 тысячи рублей, в том числе:
Программы из средств краевого бюджета - 201545,0 тысячи
рублей;
из местных бюджетов - 13718,0 тысячи рублей (по
согласованию)
(в ред. Закона Краснодарского края от 02.10.2013 N 2798-КЗ)
Контроль за выполнением контроль за выполнением Программы осуществляют
Программы администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Ежегодно в крае их образуется и размещается на полигонах (свалках) около 2 миллионов тонн. К ТБО относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях. В своем составе они содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования (вторичных материальных ресурсов) (далее - ВМР). Процентное соотношение компонентов вторичных материальных ресурсов в составе ТБО показано в таблице 1.
Морфологический состав ТБО по массе
Компонент | ТБО жилого фонда, проценты | ТБО общественных и торговых предприятий, проценты |
Бумага, картон | 30 - 35 | 45 - 52 |
Пищевые отходы | 25 - 32 | 10 - 15 |
Дерево, листья | 1 - 2 | 3 - 5 |
Текстиль | 4 - 5 | 4 - 5 |
Кожа, резина | 1 | 1 - 2 |
Полимерные материалы | 7 | 8 - 12 |
Кости | 1 - 2 | 1 - 2 |
Черный металл | 3 - 4 | 3 - 4 |
Цветной металл | 1 | 1 - 4 |
Стекло | 4 - 5 | 1 - 3 |
Камни, керамика | 1 | 2 - 3 |
Прочее | 1 - 2 | 2 - 3 |
Отсев менее 15 мм | 5 - 7 | 5 - 7 |
При захоронении ТБО на полигонах ценные ВМР (бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы) безвозвратно теряются. В частности, в среднем по Краснодарскому краю теряется более 600 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 140 тысяч тонн полимерных материалов, 400 тысяч тонн пищевых отходов, 80 тысяч тонн стекла.
Таким образом, система сбора, сортировки и приема вторичных материальных ресурсов на территориях муниципальных образований Краснодарского края работает неэффективно. В городах и районах края функционируют разрозненные приемные пункты, ориентированные на сбор легкодоступных и дорогостоящих компонентов отходов, в основном это черные и цветные металлы, бумага и картон. Кроме того, система санитарной очистки территории края несовершенна. Так, наблюдается недостаток оборудованных мест для сбора ТБО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), их несоответствие санитарным правилам и нормам, недостаточное техническое оснащение предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов. Отдельные населенные пункты не охвачены системой санитарной очистки.
ТБО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 374, из них 302 - несанкционированные. Общая площадь свалок составляет 971 га, из них 530 га площади занято несанкционированными свалками.
Важным аспектом является практически повсеместное отсутствие необходимой документации - землеотводной и разрешительной, регламентирующей эксплуатацию полигонов (свалок) ТБО.
Заполняемость некоторых полигонов (свалок) ТБО достигает 100 процентов. Зачастую территории свалок являются очагами экологического бедствия. С грубыми нарушения санитарных требований эксплуатируются действующие свалки ТБО в городах Сочи, Краснодаре, Кропоткине, Славянске-на-Кубани, Анапе, Геленджике, а также Абинском, Брюховецком, Калининском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Усть-Лабинском, Курганинском и других районах.
Свалки не обустроены, ограждение, освещение, техническое водоснабжение отсутствуют. Состояние подъездных дорог неудовлетворительное, нет площадок и оборудования для мойки контейнеров. Планировка территорий свалок проводится нерегулярно, допускаются случаи вывоза на свалку жидких бытовых отходов (Новокубанский район), а также крупногабаритных и опасных отходов, строительного материала. Селективный сбор, сортировка, учет, складирование доставляемых ТБО не ведутся.
В некоторых районах (Кореновский, Тбилисский, Брюховецкий, Успенский) свалки размещены в водоохранной зоне.
Крайне негативно описанная ситуация сказывается на почвах. Сточные воды свалок являются загрязнителями литосферы и гидросферы ртутью, мышьяком, цианидами, тяжелыми металлами в радиусе 500 - 600 метров, а по отдельным компонентам - до 1500 метров. Например, в Краснодаре на территориях, прилегающих к свалкам и контейнерным площадкам, предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) цинка превышена в 2,6 раза, меди - в 2,42, свинца - в 1,9 и никеля - в 1,3 раза. Общая токсичность фильтрата превышает нормативную в тысячи раз.
Площади свалок ежегодно возрастают. При этом необратимо разрушаются естественные природные сообщества, на месте которых возникают специфические рудеральные экосистемы, состоящие из сорной растительности (амброзия, полынь, некоторые злаковые), различных насекомых и грызунов. Такие растения в период массового цветения вызывают вспышки аллергических заболеваний, животные переносят возбудителей различных инфекционных заболеваний, насекомые наносят ущерб сельскому хозяйству.
Вместе с тем территории свалок служат источниками загрязнения атмосферного воздуха смесью различных газов: этилмеркапран, метилмеркаптан, метан, соединения углерода и азота, аммиак, толуол, фенол, ксилол, сероводород (состав зависит от компонентного состава ТБО), а также продуктами горения - диоксинами (бензапирен и другие), диоксидом серы, оксидами углерода и азота, хлористым и фтористым водородом, тяжелыми металлами, диберзофуранами, полиароматическими углеводородами, органическими кислотами.
Таким образом, система бесконтрольного размещения ТБО может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения.
Исходя из анализа экологической ситуации, основными причинами возникновения проблем в области обращения ТБО следует считать:
эксплуатацию полигонов (свалок), не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;
отсутствие системы вовлечения твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот;
отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и края в целом.
1.3.1. Экологический аспект.
а) на глобальном уровне:
усиление парникового эффекта и, как следствие, глобального потепления климата посредством поступления в атмосферу парниковых газов и твердых частиц, образовавшихся при эксплуатации и горении полигонов (свалок) ТБО;
разрушение озонового слоя посредством поступления в атмосферу смеси органических и неорганических газов, образовавшихся при эксплуатации полигонов (свалок);
загрязнение Мирового океана посредством поступления в воды рек и морей сточных вод с территории полигонов (свалок).
б) на региональном уровне:
опасность возникновения кислотных осадков посредством проникновения в атмосферу газов, образовавшихся при эксплуатации и горении свалок ТБО;
захламление земель твердыми бытовыми отходами;
загрязнение почв, грунтовых и подземных вод, акватории реки Кубань, Черного и Азовского морей продуктами фильтрации с территории свалок ТБО;
снижение плодородия земель;
частичная деградация естественных, "фоновых" экосистем, снижение видового разнообразия и нарушение межвидовых и внутривидовых связей внутри сообществ;
в) на локальном уровне: