• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

от 2 марта 2005 года N 12-кз


О местном самоуправлении в Ставропольском крае

(с изменениями на 5 марта 2018 года)

(в ред. Законов Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз, от 11.05.2006 N 29-кз, от 13.10.2006 N 73-кз, от 01.06.2007 N 22-кз, от 18.12.2007 N 68-кз, от 09.04.2008 N 18-кз, от 30.04.2009 N 23-кз, от 08.10.2009 N 64-кз, от 11.05.2010 N 23-кз, от 24.12.2010 N 108-кз, от 04.02.2011 N 7-кз, от 07.07.2011 N 56-кз, от 27.02.2012 N 20-кз, от 18.06.2012 N 58-кз, от 15.03.2013 N 22-кз, от 07.02.2014 N 3-кз, от 11.02.2014 N 6-кз, от 07.11.2014 N 103-кз, от 06.04.2015 N 26-кз, от 22.07.2015 N 75-кз, от 27.07.2015 N 81-кз, от 06.10.2015 N 92-кз, от 04.04.2016 N 27-кз, от 08.04.2016 N 40-кз, от 02.11.2016 N 86-кз, от 10.04.2017 N 30-кз, от 06.10.2017 N 101-кз, от 12.10.2017 N 105-кз, от 05.03.2018 N 18-кз)




Принят
Государственной Думой
Ставропольского края
17 февраля 2005 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление в Ставропольском крае


Местное самоуправление в Ставропольском крае - форма осуществления населением Ставропольского края своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Ставропольского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Правовая основа местного самоуправления в Ставропольском крае


Правовую основу местного самоуправления в Ставропольском крае составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Ставропольского края, настоящий Закон, иные законы Ставропольского края и нормативные правовые акты Ставропольского края, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе


Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления


1. К полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления относятся:


1) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Ставропольском крае в случаях и порядке, установленных Федеральным законом;


2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Ставропольского края и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;


3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Ставропольского края, а также в пределах полномочий органов государственной власти Ставропольского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;


4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Ставропольского края в порядке, установленном Федеральным законом.


2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Ставропольского края в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ставропольского края.

Статья 5. Муниципальные правовые акты


1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.


2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Ставропольского края.


3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.


За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами, законами Ставропольского края.


4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, настоящему Закону, законам и нормативным правовым актам Ставропольского края.

Статья 6. Межмуниципальное сотрудничество


1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуется Совет муниципальных образований Ставропольского края.


2. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе на территории Ставропольского края могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Организация и деятельность указанных объединений осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.


(в ред. Закона Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз)


3. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Статья 7. Официальные символы муниципальных образований


1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.


2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.


3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Глава II. Принципы территориальной организации местного самоуправления в Ставропольском крае

Статья 8. Территории муниципальных образований


1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ставропольского края в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах.


В городских округах в соответствии с законами Ставропольского края местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


     1

    1 . Утратила силу. - Закон Ставропольского края от 11.05.2010 N 23-кз.

     2

    1 .  Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского

поселения,  муниципального  района,  городского округа, городского округа с

внутригородским  делением,  внутригородского  района осуществляется законом

Ставропольского края.


Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом Ставропольского края с учетом мнения населения соответствующего городского округа, выраженного представительным органом данного городского округа, в соответствии с его уставом.


(часть 1.2 введена Законом Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


2. Установление, изменение границ муниципальных образований, преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляются законами Ставропольского края в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13.1 Федерального закона.


(часть 2 в ред. Закона Ставропольского края от 09.04.2008 N 18-кз)

Глава III. Вопросы местного значения

Статья 9. Вопросы местного значения городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


1. Вопросы местного значения городских поселений и городских округов определяются Федеральным законом.


2. К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона.


    3.  За  сельскими  поселениями  помимо  вопросов,  указанных  в части 2

                                                                          1

настоящей  статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4 - 6, 7

              1                              1    2

-  8,  13,  13 ,  15,  18,  22,  26,  31,  33 , 33 , 38  части 1  статьи 14

Федерального закона.


(в ред. Закона Ставропольского края от 08.04.2016 N 40-кз)


Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.


4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.


(в ред. Закона Ставропольского края от 06.10.2015 N 92-кз)


5. Вопросы местного значения муниципальных районов определяются Федеральным законом и частью 4 настоящей статьи.


6. В случае перераспределения законами Ставропольского края полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ставропольского края отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений осуществляются органами государственной власти Ставропольского края.


7. Права органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов, определяются Федеральным законом.


             1       1

Статьи 9.1 - 11.1. Утратили силу

    Статьи  9   -  11 .  Утратили   силу.  -   Закон  Ставропольского  края

от 27.02.2012 N 20-кз.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с Федеральным законом обладают следующими полномочиями:


1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;


2) установление официальных символов муниципального образования;


3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;


4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;


5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;


6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении";


7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";


     1

    7 ) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными

Федеральным  законом  от  28  июня  2014  года  N  172-ФЗ "О стратегическом

планировании в Российской Федерации";


(п. 7.1 введен Законом Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;


9) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;


(п. 9 в ред. Закона Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;


(в ред. Закона Ставропольского края от 06.04.2015 N 26-кз)


11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;


12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;


13) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;


(в ред. Закона Ставропольского края от 27.07.2015 N 81-кз)


14) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;


15) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом, уставами муниципальных образований.


2. Законами Ставропольского края может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ставропольского края в соответствии с требованиями Федерального закона.


               1

Статья 12.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

    Статья   12 .  Оценка   эффективности   деятельности  органов  местного

самоуправления


(введена Законом Ставропольского края от 09.04.2008 N 18-кз)


1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.


2. Нормативными правовыми актами Губернатора Ставропольского края может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета Ставропольского края грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Глава IV. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Статья 13. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями


1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Ставропольского края, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края осуществляется законами Ставропольского края. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края иными нормативными правовыми актами не допускается.


Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами Ставропольского края допускается, если это не противоречит федеральным законам.


3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом Ставропольского края.


4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Ставропольского края на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.


5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Ставропольского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.


Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.


6. Закон Ставропольского края, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:


1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;


2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;


3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Ставропольского края для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;


4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;


5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;


6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;


7) условия и порядок прекращения исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.


     1

    6 . Закон  Ставропольского  края,  предусматривающий  наделение органов

местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации,

переданными  для  осуществления  органам  государственной  власти  субъекта

Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:


1) права и обязанности Губернатора Ставропольского края, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;


2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям Губернатора Ставропольского края, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.


(часть 6.1 введена Законом Ставропольского края от 09.04.2008 N 18-кз)


7. Утратил силу. - Закон Ставропольского края от 07.02.2014 N 3-кз.

Статья 14. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий


1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы исполнительной власти Ставропольского края в случаях, установленных федеральными законами и законами Ставропольского края, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.


2. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Глава V. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Статья 15. Местный референдум


1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.


2. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края.


(часть 2 в ред. Закона Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз)

Статья 16. Муниципальные выборы


1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.


3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Ставропольского края.


(в ред. Закона Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз)


4. Условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств устанавливаются Законом Ставропольского края от 12 мая 2017 г. N 50-кз "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" в соответствии с федеральным законодательством.


(часть 4 введена Законом Ставропольского края от 07.07.2011 N 56-кз; в ред. Законов Ставропольского края от 15.03.2013 N 22-кз, от 11.02.2014 N 6-кз, от 12.10.2017 N 105-кз)


5. Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.


(часть 5 введена Законом Ставропольского края от 15.03.2013 N 22-кз)


6. В случае если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.


(часть 6 введена Законом Ставропольского края от 15.03.2013 N 22-кз; в ред. Закона Ставропольского края от 11.02.2014 N 6-кз)

Статья 17. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образовани


Статья 17. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования


1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.


2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом. При этом положения Федерального закона, закона Ставропольского края, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.


3. В случае если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.


(часть 3 введена Законом Ставропольского края от 07.07.2011 N 56-кз)

Статья 18. Сход граждан


(в ред. Закона Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз)


Сход граждан проводится в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом.

Статья 19. Правотворческая инициатива граждан


С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Статья 20. Территориальное общественное самоуправление


1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.


(в ред. Закона Ставропольского края от 06.10.2017 N 101-кз)


Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.


(в ред. Закона Ставропольского края от 06.10.2017 N 101-кз)


2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
 

Статья 21. Публичные слушания, общественные обсуждения


(в ред. Закона Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.


2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.


Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.


3. На публичные слушания должны выноситься:


1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Ставропольского края или законов Ставропольского края в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;


(п. 1 в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2017 N 30-кз)


2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;


     1

    2 )  проект  стратегии социально-экономического развития муниципального

образования;


(п. 2.1 введен Законом Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


3) утратил силу. - Закон Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз;


4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.


(в ред. Закона Ставропольского края от 06.10.2015 N 92-кз)


4. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.


(в ред. Законов Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз, от 05.03.2018 N 18-кз)


5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.


(часть 5 введена Законом Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)

Статья 22. Собрание граждан


1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.


2. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Статья 23. Конференция граждан (собрание делегатов)


1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).


2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Статья 24. Опрос граждан


(в ред. Закона Ставропольского края от 27.07.2015 N 81-кз)


1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения муниципального образования и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Ставропольского края. Результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.


2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Участие жителей муниципального образования в опросе граждан является свободным и добровольным.


3. Каждый житель муниципального образования участвует в опросе граждан лично и обладает одним голосом.


4. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в опросе граждан либо воспрепятствовать свободному выражению гражданином своего мнения.


5. Вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) при проведении опроса граждан, не должен (не должны) противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Ставропольского края и муниципальным правовым актам соответствующего муниципального образования и должен (должны) быть сформулирован (сформулированы) таким образом, чтобы исключалась возможность его (их) множественного толкования.


6. Опрос граждан проводится по инициативе:


1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;


2) органов государственной власти Ставропольского края - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.


7. Инициатива представительного органа муниципального образования о проведении опроса граждан оформляется решением представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан. Инициатива Губернатора Ставропольского края, Думы Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, главы соответствующего муниципального образования о проведении опроса граждан направляется в представительный орган местного самоуправления муниципального образования.


8. Решение о назначении опроса граждан либо об отказе в назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования в течение 30 календарных дней со дня поступления соответствующей инициативы.


9. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:


1) дата и сроки проведения опроса;


2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;


3) методика проведения опроса;


4) форма опросного листа;


5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.


10. Решение об отказе в назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования в случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края и муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования.


11. Решение представительного органа муниципального образования об отказе в назначении опроса граждан должно содержать мотивы такого отказа и подлежит направлению субъекту инициативы о проведении опроса граждан не позднее 10 календарных дней со дня его принятия.


12. Решение представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не менее чем за 10 календарных дней до дня проведения опроса граждан.


13. Для организации и проведения опроса граждан представительный орган муниципального образования не позднее 10 календарных дней со дня принятия решения о назначении опроса граждан формирует комиссию по проведению опроса граждан (далее - комиссия), в состав которой включаются депутаты представительного органа муниципального образования, представители местной администрации, заинтересованных органов и организаций. При проведении опроса граждан по инициативе органов государственной власти Ставропольского края в состав комиссии включаются также представители соответствующих органов государственной власти Ставропольского края. Численный состав комиссии, порядок и формы ее деятельности определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.


14. Опрос граждан может проводиться в течение одного или нескольких дней подряд, но не более 10 календарных дней, включая выходные и праздничные дни, с 9 часов до 20 часов.


15. Для проведения опроса граждан могут привлекаться лица и (или) организации на основании гражданско-правовых договоров.


16. Опрос может проводиться в пунктах, определенных для проведения опроса, по месту работы, учебы, путем поквартирного (домового) обхода граждан, на улицах, в иных общественных местах.


17. Опрос граждан проводится путем заполнения гражданами опросного листа в сроки и время, установленные решением представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан.


18. Опросный лист выдается участнику опроса граждан при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При проведении опроса граждан ведется список участников опроса, в котором указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, а также серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Участник опроса граждан расписывается в соответствующей графе списка в получении опросного листа и указывает дату его получения.


19. Опросный лист заполняется гражданином самостоятельно. Участник опроса граждан наносит любой знак в квадрате, относящемся к тому из вариантов ответа, в отношении которого им сделан выбор.


20. Участник опроса граждан, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении опросного листа или заполнить его, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника опроса граждан, не являющегося лицом, проводящим опрос граждан. При этом в соответствующей графе списка указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь участнику опроса граждан.


21. Заполненный опросный лист опускается участником опроса граждан в опечатанный ящик для проведения опроса граждан.


22. Комиссия признает опрос граждан несостоявшимся, если число граждан, принявших участие в опросе граждан, окажется меньше минимальной численности жителей муниципального образования, участвующих в опросе граждан, установленной решением представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан.


23. Комиссия признает опрос граждан недействительным, если при его проведении допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края и муниципальных правовых актов, не позволяющие с достоверностью установить результаты опроса граждан.


24. В случае если опрос граждан комиссией признан состоявшимся, комиссия принимает одно из следующих решений по результатам опроса граждан:


1) о признании вопроса, предлагаемого при проведении опроса граждан, одобренным;


2) о признании вопроса, предлагаемого при проведении опроса граждан, не одобренным.


25. Если опрос граждан проводился по нескольким вопросам, комиссия принимает решение по результатам опроса по каждому вопросу отдельно.


26. Вопрос, предлагаемый при проведении опроса граждан, признается одобренным, если число голосов участников опроса граждан, поданных за обсуждаемый вопрос, окажется больше числа голосов участников опроса граждан, поданных против обсуждаемого вопроса.


27. В течение пяти календарных дней со дня окончании срока проведения опроса граждан комиссия готовит отчет о результатах опроса граждан по вопросу (вопросам), предложенному (предложенным) при проведении опроса, и направляет его в представительный орган муниципального образования. Отчет подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, определенном уставом муниципального образования для опубликования (обнародования) нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.


28. В течение пяти календарных дней со дня принятия решения (решений) по результатам опроса граждан, решения о признании опроса граждан несостоявшимся, решения о признании опроса граждан недействительным комиссия передает в представительный орган муниципального образования решение (решения) по результатам опроса граждан, сшитые и пронумерованные опросные листы, решение о признании опроса граждан несостоявшимся, решение о признании опроса граждан недействительным и другие документы (далее - материалы опроса граждан).


29. В течение пяти календарных дней со дня принятия решения (решений) по результатам опроса граждан, решения о признании опроса граждан несостоявшимся, решения о признании опроса граждан недействительным комиссия передает один экземпляр решения (решений) по результатам опроса граждан, решения о признании опроса граждан несостоявшимся, решения о признании опроса граждан недействительным субъекту инициативы о проведении опроса граждан.


30. Материалы опроса граждан хранятся в представительном органе муниципального образования в течение пяти лет.


31. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:


1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса граждан по инициативе органов местного самоуправления;


2) за счет средств бюджета Ставропольского края - при проведении опроса граждан по инициативе органов государственной власти Ставропольского края.

Статья 25. Обращения граждан в органы местного самоуправления


(в ред. Закона Ставропольского края от 01.06.2007 N 22-кз)


1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.


2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении


Наряду с предусмотренными Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону и иным федеральным законам, законам Ставропольского края.

Глава VI. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Статья 27. Органы местного самоуправления


1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


(в ред. Законов Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз, от 18.06.2012 N 58-кз)


2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.


Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз)


Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 04.02.2011 N 7-кз; в ред. Законов Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз, от 10.04.2017 N 30-кз)


3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


4. В Ставропольском крае с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие варианты наименования органов местного самоуправления:


1) муниципального района:


а) представительный орган муниципального района - совет (наименование муниципального района);


б) глава муниципального района - глава (наименование муниципального района);


в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) - администрация (наименование муниципального района);


2) поселения, городского округа:


а) представительный орган поселения, городского округа - совет (наименование поселения, городского округа), совет депутатов (наименование поселения, городского округа) или дума (наименование поселения, городского округа);


б) глава поселения, городского округа - глава (наименование поселения, городского округа) или глава-мэр (наименование поселения, городского округа);


в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган поселения, городского округа) - администрация (наименование поселения, городского округа).


(часть 4 в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


5. Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти Ставропольского края при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.


Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона Ставропольского края об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию Ставропольского края в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Ставропольского края о проведении местного референдума. Избирательная комиссия Ставропольского края формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти Ставропольского края.


При отсутствии предусмотренной Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.


(часть 5 в ред. Закона Ставропольского края от 12.12.2005 N 66-кз)

Статья 28. Представительный орган муниципального образования


1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет пять лет.


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


     1

    1 .  Уставом   муниципального  образования  определяется  правомочность

заседания  представительного  органа  муниципального образования. Заседание

представительного  органа  муниципального  образования  не  может считаться

правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных

депутатов.  Заседания  представительного  органа муниципального образования

проводятся не реже одного раза в три месяца.

(часть 1.1 введена Законом Ставропольского края от 18.12.2007 N 68-кз)

     2

    1 . Вновь  избранный  представительный орган муниципального образования

собирается  на  первое  заседание  в  установленный  уставом муниципального

образования  срок,  который  не  может  превышать  30  дней со дня избрания

представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

(часть 1.2 введена Законом Ставропольского края от 18.12.2007 N 68-кз)

    2.  Представительный  орган  поселения,  городского  округа  состоит из

депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)

     1

    2 .  Представительный  орган поселения не формируется, если численность

жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100

человек.  В  этом  случае  полномочия  представительного  органа  поселения

осуществляются  сходом  граждан.  Уставом  поселения с численностью жителей

более   100   и   не  более  300  человек  может  быть  предусмотрено,  что

представительный  орган  не  формируется  и  его  полномочия осуществляются

сходом граждан.

(часть  2.1  введена  Законом Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз; в

ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)

     2                                                          1

    2 .  В  случае  если  в  поселении, предусмотренном частью 2  настоящей

статьи,  численность  жителей  поселения,  обладающих избирательным правом,

составит  более  300  человек, избирается представительный орган поселения.

Численность  и срок полномочий депутатов представительного органа поселения

определяются  населением  данного  поселения  на  сходе  граждан.  В случае

отсутствия  инициативы  граждан о проведении указанного схода численность и

срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва

устанавливаются   законом   Ставропольского  края.  Избирательная  комиссия

Ставропольского  края  формирует  избирательную комиссию поселения, которая

назначает  выборы в представительный орган данного поселения и осуществляет

иные  предусмотренные федеральными законами и законами Ставропольского края

полномочия  избирательной комиссии муниципального образования по проведению

выборов.   Полномочия   избирательной   комиссии  данного  поселения  могут

возлагаться  на  территориальную  избирательную  комиссию  в соответствии с

Федеральным  законом  от  12  июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях

избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме граждан Российской

Федерации".


(часть 2.2 введена Законом Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз; в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


3. Утратила силу. - Закон Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз.


4. Порядок формирования представительных органов муниципальных районов определяется уставами муниципальных районов в соответствии с настоящим Законом. При этом представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата.


(в ред. Законов Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз, от 06.10.2017 N 101-кз)


     1

    4 . Утратила силу. - Закон Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз.


5. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:


1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;


2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;


3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;


4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;


(п. 4 в ред. Закона Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;


6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;


(в ред. Законов Ставропольского края от 04.02.2011 N 7-кз, от 18.06.2012 N 58-кз)


7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;


8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;


9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;


10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;


(п. 10 введен Законом Ставропольского края от 08.10.2009 N 64-кз)


11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.


(п. 11 введен Законом Ставропольского края от 05.03.2018 N 18-кз)


     1

    5 .  Представительный   орган  муниципального  образования  заслушивает

ежегодные   отчеты   главы   муниципального   образования,   главы  местной

администрации   о   результатах   их   деятельности,  деятельности  местной

администрации  и  иных  подведомственных  главе  муниципального образования

органов   местного   самоуправления,   в  том  числе  о  решении  вопросов,

поставленных представительным органом муниципального образования.

(часть 5.1 введена Законом Ставропольского края от 08.10.2009 N 64-кз)


6. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований.


7. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Порядок избрания, полномочия, срок полномочий и условия их исполнения, а также случаи и порядок досрочного прекращения полномочий председателя представительного органа муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.


(часть 7 введена Законом Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз)


               1

Статья 28.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

    Статья   28 .     Фракции   в  представительном  органе  муниципального

образования


(введена Законом Ставропольского края от 07.07.2011 N 56-кз)


1. Порядок организации фракций, вхождения в состав фракций депутатов устанавливается Федеральным законом.


2. Порядок деятельности фракций устанавливается регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

Статья 29. Глава муниципального образования


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


Положения части 1 статьи 29 применяются после истечения срока полномочий глав муниципальных образований Ставропольского края, избранных до дня вступления в силу Закона Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз.


1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


Порядок избрания главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом. Срок полномочий главы муниципального образования составляет пять лет.


(в ред. Закона Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз)


Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


2. Глава муниципального района, городского округа избирается представительным органом соответствующего муниципального района, городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.


(в ред. Законов Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз, от 04.04.2016 N 27-кз)


3. Глава городского поселения в соответствии с уставом городского поселения избирается на муниципальных выборах либо представительным органом соответствующего городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.


В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, глава городского поселения в соответствии с уставом городского поселения избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа городского поселения и исполняет полномочия его председателя либо избирается представительным органом соответствующего городского поселения из своего состава на срок полномочий данного представительного органа и исполняет полномочия его председателя.


(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2017 N 30-кз)


(часть 3 в ред. Закона Ставропольского края от 04.04.2016 N 27-кз)


4. Глава сельского поселения в соответствии с уставом сельского поселения избирается на муниципальных выборах либо представительным органом соответствующего сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.


Уставом сельского поселения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.


В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, глава сельского поселения в соответствии с уставом сельского поселения избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа сельского поселения и исполняет полномочия его председателя либо избирается представительным органом соответствующего сельского поселения из своего состава на срок полномочий данного представительного органа и исполняет полномочия его председателя.


(в ред. Закона Ставропольского края от 10.04.2017 N 30-кз)


(часть 4 в ред. Закона Ставропольского края от 04.04.2016 N 27-кз)


     1

    4 . Утратила силу. - Закон Ставропольского края от 04.04.2016 N 27-кз.


5. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частями 2 - 4 настоящей статьи:


(в ред. Законов Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз, от 04.04.2016 N 27-кз)


1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;


2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;


3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;


4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;


5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.


6. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.


7. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.


8. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения устанавливается представительным органом соответствующего муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.


(в ред. Закона Ставропольского края от 04.04.2016 N 27-кз)


Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.


В муниципальном районе, городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - Губернатором Ставропольского края.


В городском, сельском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего городского, сельского поселения, а другая половина - главой соответствующего муниципального района.


(в ред. Закона Ставропольского края от 04.04.2016 N 27-кз)


В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 27 настоящего Закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом данного муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром данного муниципального района, а половина - Губернатором Ставропольского края.


Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


Предпочтительными требованиями к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам для осуществления главой муниципального района, городского округа отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, учитываемыми в условиях конкурса, являются:


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


1) наличие у кандидата высшего образования;


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


2) знание кандидатом законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края по вопросам, касающимся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


3) владение кандидатом профессиональными навыками планирования, принятия управленческих решений, осуществления контроля за их выполнением, организации работы и взаимодействия с органами государственной власти Ставропольского края.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 02.11.2016 N 86-кз)


(часть 8 введена Законом Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз)

 

Статья 30. Местная администрация


1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.


Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования.


(в ред. Закона Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз)


Местная администрация обладает правами юридического лица.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.


(абзац введен Законом Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


2 - 7. Утратили силу. - Закон Ставропольского края от 22.07.2015 N 75-кз.


              1

Статья 30.1. Контрольно-счетный орган муниципального образования, отдельные вопросы его деятельности

    Статья  30 .  Контрольно-счетный   орган   муниципального  образования,

отдельные вопросы его деятельности


(введена Законом Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз)


1. В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.


(часть 1 в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами Ставропольского края.


3. Должностные лица контрольно-счетного органа муниципального образования в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя контрольно-счетного органа муниципального образования посредством использования телефонной связи, а также направления ему в этот же срок письменного уведомления по форме согласно приложению к настоящему Закону.


4. Акты, составленные контрольно-счетным органом муниципального образования при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в течение пяти рабочих дней со дня получения акта, составленного контрольно-счетным органом муниципального образования, прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.


5. Контрольно-счетный орган муниципального образования по форме, установленной муниципальным нормативным правовым актом и регламентом контрольно-счетного органа муниципального образования, направляет запросы о представлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностным лицам, а также в органы государственной власти Ставропольского края и государственные органы Ставропольского края, органы управления государственными внебюджетными фондами, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения.


Органы и организации, указанные в абзаце первом настоящей части, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса контрольно-счетного органа муниципального образования обязаны представить в контрольно-счетный орган муниципального образования указанные в его запросе информацию, документы и материалы.

Статья 31. Муниципальная служба


Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.


(в ред. Закона Ставропольского края от 30.04.2009 N 23-кз)

Глава VII. Экономическая основа местного самоуправления

Статья 32. Экономическая основа местного самоуправления


В соответствии с Федеральным законом экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Статья 33. Муниципальное имущество


Перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определяется в соответствии с Федеральным законом.

Статья 34. Местные бюджеты


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).


Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.


2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 35. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Ставропольском крае


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз)


Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.


(в ред. Законов Ставропольского края от 07.11.2014 N 103-кз, от 06.10.2015 N 92-кз)

Статья 36. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий


Общий размер субвенций, предоставляемых из бюджета Ставропольского края местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.


(в ред. Закона Ставропольского края от 07.02.2014 N 3-кз)


2. Утратил силу. - Закон Ставропольского края от 07.02.2014 N 3-кз.

Глава VIII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Статья 37. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления


Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.


             1

Статья 37.1. Удаление главы муниципального образования в отставку

    Статья 37 . Удаление главы муниципального образования в отставку


(введена Законом Ставропольского края от 08.10.2009 N 64-кз)


Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе Губернатора Ставропольского края по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 38. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления


Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.


2. Пункт 8 части 1 статьи 10, пункт 9 части 1 статьи 11 настоящего Закона вступают в силу в сроки, установленные Федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Статья 40. Приведение нормативных правовых актов Ставропольского края в соответствие с настоящим Законом


1. Предложить Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.


До приведения нормативных правовых актов Ставропольского края в соответствие с требованиями настоящего Закона указанные акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.


2. Предложить представительным органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу настоящего Закона внести соответствующие изменения и дополнения в уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты.

Статья 41. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Ставропольского края


Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:


1) Закон Ставропольского края от 31.12.96 N 44-кз "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае";


2) Закон Ставропольского края от 31.12.96 N 46-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае";


3) Закон Ставропольского края от 31.12.96 N 47-кз "О финансовых основах местного самоуправления в Ставропольском крае";


4) Закон Ставропольского края от 08.07.98 N 16-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О территориальном общественном самоуправлении в Ставропольском крае";


5) Закон Ставропольского края от 11.08.98 N 22-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О финансовых основах местного самоуправления в Ставропольском крае";.


6) Закон Ставропольского края от 28 июля 2000 г. N 21-кз "О внесении изменения в статью 8 Закона Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае";


7) Закон Ставропольского края от 1 августа 2000 г. N 34-кз "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края и порядке контроля за их реализацией";


8) Закон Ставропольского края от 18 июля 2001 г. N 44-кз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае".



Губернатор
Ставропольского края
А.Л.ЧЕРНОГОРОВ


г. Ставрополь
2 марта 2005 г.
N 12-кз

Приложение. Уведомление



Приложение
к Закону Ставропольского края
"О местном самоуправлении
в Ставропольском крае"


(введено Законом Ставропольского края от 18.06.2012 N 58-кз)



                            Председателю __________________________________

                                          (наименование контрольно-счетного

                                         органа муниципального образования)

                            _______________________________________________

                                       (фамилия, имя, отчество)

                            аудитора (инспектора) _________________________

                                          (наименование контрольно-счетного

                                         органа муниципального образования)

                            _______________________________________________

                                       (фамилия, имя, отчество)


                               УВЕДОМЛЕНИЕ.


____________________________________         "___"______________________ г.

        (место составления)

    "___" _____________  г.  на  основании  пункта  2  части  1  статьи  14

Федерального   закона   "Об  общих  принципах  организации  и  деятельности

контрольно-счетных  органов  субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований" в ходе проведения контрольного мероприятия "_________________

__________________________________________________________________________"

                  (наименование контрольного мероприятия)

в _________________________________________________________________________

                   (наименование проверяемого субъекта)

в связи с _________________________________________________________________

                             (указать обстоятельства)

было произведено _________________________________________________________,

                    (опечатывание кассы, кассовых и служебных помещений,

                     складов и архивов, изъятие документов и материалов)

о чем составлен акт от "____" ______________________ г.

    Вышеуказанные   действия   осуществлены   с   участием   уполномоченных

должностных лиц проверяемого субъекта:

    1. ____________________________________________________________________

                       (должность, фамилия, имя, отчество)

    2. ____________________________________________________________________

                       (должность, фамилия, имя, отчество)

    Копия акта на _________ л. прилагается.


_____________________________________  __________  ________________________

(должностное лицо контрольно-счетного   (подпись)  (фамилия, имя, отчество)

 органа муниципального образования)

О местном самоуправлении в Ставропольском крае (с изменениями на 5 марта 2018 года)

Название документа: О местном самоуправлении в Ставропольском крае (с изменениями на 5 марта 2018 года)

Номер документа: 12-кз

Вид документа: Закон Ставропольского края

Принявший орган: Дума Ставропольского края

Статус: Действующий

Дата принятия: 02 марта 2005

Дата редакции: 05 марта 2018