Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2005 года N 1041

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ВАКЦИОНОПРОФИЛАКТИКА" НА 2006-2010 ГОДЫ

{Утратил силу:

Постановление Законодательного Собрания области от 14.11.2008 N 918}

{Изменения и дополнения:

Постановление Законодательного Собрания области от 25.10.2006 N 697;

Постановление Законодательного Собрания области от 21.02.2007 N 118;

Постановление Законодательного Собрания области от 26.09.2007 N 797;

Постановление Законодательного Собрания области от 07.12.2007 N 1122;

Постановление Законодательного Собрания области от 24.09.2008 N 713}

Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 2006-2010 годы (далее именуется - Программа).

2. Правительству области предусмотреть расходы на реализацию указанной Программы исходя из возможностей областного бюджета.

Председатель Законодательного

Собрания области Н.В.Тихомиров

Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 22.11.2005 N 1041



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА" НА 2006-2010 ГОДЫ Паспорт Программы


Наименование Программы

-

областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 2006-2010 годы

Основания для разработки Программы

-

статья 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы), подпрограмма "Вакцинопрофилактика", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 ноября 2001 года N 790

Государственный заказчик Программы

-

департамент здравоохранения области

Разработчик Программы

-

департамент здравоохранения области

Цели Программы

-

предупреждение, ограничение распространения и ликвидация отдельных инфекционных болезней на территории Вологодской области; снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики

Задачи Программы

-

совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики; достижение и поддержание высокого (не менее 95 процентов) уровня охвата профилактическими прививками контрольных групп населения в рамках календаря профилактических прививок; обеспечение лечебно-профилактических учреждений области медицинскими иммунобиологическими препаратами (МИБП) для обеспечения календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; создание эффективной системы транспортировки и хранения МИБП; подготовка медицинского персонала по вопросам иммунизации населения; постоянное информирование населения о мерах профилактики инфекций

Сроки реализации Программы

-

2006-2010 годы

ИсполнителиПрограммы

-

департамент здравоохранения - координатор Программы; территориальное управление Роспотребнадзора по Вологодской области; ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области"

Объемы и источники финансирования Программы

-

областной бюджет, объем финансирования на 5 лет - 271255,0 тыс. рублей, в том числе на: 2006 год - 13245,0 тыс. рублей; 2007 год - 64500,0 тыс. рублей; 2008 год - 64500,0 тыс. рублей; 2009 год - 64500,0 тыс. рублей; 2010 год - 64510,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

достижение и поддержание высокого (не менее 95 процентов) уровня охвата профилактическими прививками в контролируемых группах населения; поддержание статуса территории области как свободной от полиомиелита; ликвидация к 2010 году заболеваемости корью; снижение до единичных случаев заболеваемости краснухой, дифтерией, эпидемическим паротитом, коклюшем; снижение заболеваемости вирусным гепатитом В до 10,0 на 100,0 тыс. населения; предупреждение вспышечной заболеваемости и эпидемического распространения гепатита А; снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ среди привитых по сравнению с непривитым населением в 1,7-2 раза

Система контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения области



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В области были приняты и реализованы две областные целевые программы "Вакцинопрофилактика" на период 1995-1999 годов и на период 2000-2005 годов, что позволило решить вопросы целенаправленного обоснованного обеспечения лечебно-профилактических учреждений области МИБП и достигнуть высоких показателей привитости у детей в контролируемых группах. В результате проведенной работы снизилась заболеваемость корью в 2004 году в сравнении с 1995 годом в 6,7 раза, эпидемическим паротитом - в 29,6 раза, коклюшем - в 6,3 раза, дифтерией - в 10,5 раз, краснухой - в 8,3 раза, вирусным гепатитом В - в 1,7 раза.

В 2002 году область сертифицирована как территория, свободная от полиомиелита.

Вместе с тем острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) продолжают оставаться серьезной проблемой для большинства стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, в целом в мире ежегодно во время гриппозных эпидемий болеют от 3 до 5 млн. человек, а умирает от 250 до 500 тыс. человек. В России на грипп и ОРВИ приходится свыше 90 процентов от всей инфекционной заболеваемости. В Вологодской области ежегодно гриппом и ОРВИ болеют до 400 тыс. человек, в том числе 56 процентов - дети. Ежегодный экономический ущерб от данных инфекций в области превышает 400 млн. рублей.

В силу эволюционно выработанной способности вирусов гриппа к мутациям, позволяющим возбудителям преодолевать защитные иммунологические барьеры и активно циркулировать среди людей (а вирусам животных - среди животных и, в первую очередь, птиц, вызывая у них заболевания), сохраняется постоянная опасность эпидемий гриппа среди людей и эпизоотий гриппа среди животных.

В последние годы отмечаются крупные эпизоотии гриппа среди кур в Юго-Восточной Азии. Случаи заболеваний, вызванных вирусами гриппа птиц, зарегистрированы среди людей, имевших тесный контакт с больными птицами, во Вьетнаме, Тайланде, Китайской Народной Республике, Гонконге, Канаде, США.

По мнению ведущих специалистов мира, вероятность развития пандемии в ближайшие годы достаточно высока. Подтверждением этой точки зрения являются тревожные факты появления в последние годы локальных очагов гриппозной инфекции с высокой смертностью среди инфицированных людей. Лидирующая роль принадлежит вирусам гриппа птиц, вызвавших вспышки заболевания среди людей в 1997 году в Гонконге, в 2003 году - в Нидерландах, в 2003-2004 годах - в ряде стран Юго-Восточной Азии. Заболевания отличались крайне тяжелым клиническим течением и высокой летальностью, достигнув в Тайланде и Вьетнаме 70 процентов.

Всемирная организация здравоохранения прогнозирует появление в ближайшие годы нового антигенного варианта вируса гриппа, что может привести к развитию крупной пандемии гриппа с 4-5-кратным ростом заболеваемости и 5-10-кратным ростом смертности.

За последние годы в области отмечен рост заболеваемости вирусным гепатитом А. Заболеваемость вирусным гепатитом А в 2004 году увеличилась в сравнении с 2000 годом в 3,1 раза. В эпидемический процесс ежегодно вовлекаются новые административные территории. В Сокольском районе заболеваемость вирусным гепатитом А в 2004 году приобрела эпидемический характер, показатель которой составил 772,2 на 100,0 тыс. населения и в 10,7 раза превысил среднеобластной уровень. На фоне сложной эпидемиологической ситуации по парентеральным вирусным гепатитам В и С в области участились случаи регистрации у пациентов комбинированных форм заболеваний гепатита А, В и С, что негативно сказывается на исходе заболевания.

Экономический ущерб за 2004 год от данной инфекции в области составил более 26,0 млн. рублей.

В настоящее время наиболее эффективным, надежным и доступным средством профилактики гриппа, вирусного гепатита А является иммунизация населения, в первую очередь - групп населения высокого риска последствий заболевания и высокого риска заражения. Данные группы определены действующими нормативными документами.

Вместе с тем с 2003 года прекращено обеспечение учреждений здравоохранения в регионах, в том числе и нашей области, вакцинами против гриппа по федеральным поставкам. Выделяемые из средств муниципальных бюджетов ассигнования были крайне недостаточны и не компенсировали необходимые затраты на приобретение вакцин против гриппа. На большинстве территорий области за 2004 год охват населения прививками против гриппа составил лишь 2,5-4,0 процентов, что не обеспечивает защиту населения при сохраняющейся угрозе развития пандемии гриппа.

Ежегодно в области должны проводиться и проводятся профилактические прививки среди населения по эпидемическим показаниям против туляремии, сибирской язвы, бешенства, клещевого энцефалита, менингококковой инфекции, вирусного гепатита А, вирусного гепатита В, гриппа, эпидемического паротита, кори. Для организации данной работы планируются ежегодные закупки МИБП по 11 наименованиям.

Медицинские иммунобиологические препараты Национального календаря профилактических прививок (13 наименований) распределяются в область по госзаказу с оплатой за счет средств федерального бюджета.

Учитывая ежегодно возрастающие объемы иммунизации (за 2004 год привито по области 641,6 тыс.человек от 17 инфекционных заболеваний), для централизованного планирования, учета и отчетности крайне необходимо внедрение в работу поликлиник городов Вологды, Череповца, центральных районных больниц единой автоматизированной системы управления (АСУ) иммунизацией населения. Для решения данного вопроса необходимо закупить соответствующие программные продукты.

Для повышения эффективности иммунизации населения крайне необходимо решение вопросов по соблюдению "холодовой цепи" на всех этапах транспортировки и хранения МИБП от завода-изготовителя до непосредственного исполнителя (фельдшерско-акушерский пункт, детское образовательное учреждение и т.п.). Для решения данного вопроса необходимо закупить соответствующее оборудование.

Серологические исследования служат объективной оценкой состояния иммунитета среди населения, позволяют оценить ситуацию и внести изменения в организацию работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия области.

Состояние иммунитета планируется оценивать по 10 нозологическим формам (дифтерия, столбняк, корь, эпидемический паротит, полиомиелит, клещевой энцефалит, туляремия, бруцеллез, лихорадка КУ, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом), используя методы лабораторного контроля.

В соответствии с вышеизложенным необходима разработка и реализация областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" с финансированием из областного бюджета на выполнение мероприятий по разделам:

мероприятия, направленные на достижение высокого уровня охвата населения области профилактическими прививками;

создание эффективной системы транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов для вакцинопрофилактики;

совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

II. Основные цели и задачи Программы

Цели программы:

предупреждение, ограничение распространения и ликвидация отдельных инфекционных болезней на территории Вологодской области;

снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;

достижение и поддержание высокого (не менее 95 процентов) уровня охвата профилактическими прививками контрольных групп населения в рамках календаря профилактических прививок;

обеспечение лечебно-профилактических учреждений области медицинскими иммунобиологическими препаратами (МИБП) для обеспечения календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

создание эффективной системы транспортировки и хранения МИБП;

подготовка медицинского персонала по вопросам иммунизации населения;

постоянное информирование населения о мерах профилактики инфекций.

Срок реализации Программы - 2006-2010 годы.

III. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий прилагается (приложение 1).

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложению 2.

V. Механизм реализации Программы

Ответственным за реализацию Программы является департамент здравоохранения области.

Департамент здравоохранения области в соответствии с действующим законодательством заключает договор с организацией в части решения вопросов получения, учета, ответственного хранения с соблюдением условий "холодовой" цепи, выдачи в уполномоченные учреждения городов и районов области медицинских иммунобиологических препаратов Национального календаря профилактических прививок (13 наименований). Распределение данных МИБП по муниципальным образованиям области обеспечивается департаментом здравоохранения области на основании заявок, полученных от лечебно-профилактических учреждений, и расчетных потребностей в препаратах с учетом планируемых объемов иммунизации по территориям на текущий год.

Для организации прививок населению по эпидемическим показаниям департаментом здравоохранения области с учетом плана профилактических прививок, планируемых объемов иммунизации по территориям, ожидаемой эпидемиологической ситуации определяются конкретные объемы закупаемых МИБП. Приобретение данных препаратов осуществляется в соответствии с действующим законодательством о закупках для нужд области. Закупленные препараты распределяются по муниципальным образованиям по той же схеме, как и МИБП Национального календаря профилактических прививок.

В целях оценки состояния иммунитета среди населения департаментом здравоохранения области совместно со специалистами территориального управления Роспотребнадзора по Вологодской области и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Вологодской области с учетом эпидемиологической ситуации определяются муниципальные образования, группы лиц и планируемые объемы серологических исследований по определению иммунитета к инфекционным заболеваниям с указанием конкретных нозологических форм.

Закуп услуг на проведение диагностических, серологических исследований в части оценки состояния иммунитета у населения, закуп программного обеспечения по учету и контролю за иммунизацией населения, термоконтейнеров для соблюдения условий "холодовой" цепи осуществляются в соответствии с действующим законодательством о закупках для нужд области.

VI. Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий вопросы здравоохранения.

Департамент здравоохранения области несет ответственность за конечные результаты реализации мероприятий Программы, целевое и эффективное использование выделяемых средств, подготовку и представление аналитической информации.

VII. Оценка эффективности и последствий реализации Программы

Главной формой борьбы и профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, является иммунизация населения. Поэтому критериями оценки эффективности реализации Программы являются:

достижение и поддержание 95-процентного охвата профилактическими прививками в контролируемых группах населения;

поддержание статуса территории области как свободной от полиомиелита;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»