Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2014 года N 78

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 30.12.2016 N 530.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.05.2015 N 238, от 01.03.2016 N 73)


В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)" (прилагается).

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.05.2015 N 238)

Губернатор
Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ






Утверждена
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 18 февраля 2014 года N 78
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 25 мая 2015 года N 238)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

(в редакции Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.05.2015 N 238, от 01.03.2016 N 73)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Соисполнители Программы

Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 01.03.2016 N 73)

Подпрограммы Программы

Подпрограмма "Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей";

подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности";

подпрограмма "Повышение энергетической эффективности в государственном секторе";

подпрограмма "Создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде";

подпрограмма "Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте";

подпрограмма "Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов";

подпрограмма "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".

Цели Программы

Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.

Задачи Программы

1. Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики и системах коммунальной инфраструктуры.

2. Создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах промышленности.

3. Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе.

4. Создание условий для повышения энергетической эффективности на объектах жилищного фонда.

5. Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте.

6. Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

7. Организация реализации Программы.

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2014 - 2020 годах в два этапа:

1-й этап - 2014 - 2016 годы,

2-й этап - 2017 - 2020 годы.

Объемы бюджетных

ассигнований Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 10940195,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1706367,5 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета - 132499,8 тыс. рублей;

2015 год - 2980075,5 тыс. рублей;

2016 год - 2569871,4 тыс. рублей;

2017 год - 1478535,9 тыс. рублей;

2018 год - 815369,3 тыс. рублей;

2019 год - 706945,5 тыс. рублей;

2020 год - 683030,5 тыс. рублей;

из них по подпрограммам:

"Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, развитие генерации и электрических сетей" - 7679772,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1430467,9 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета - 125799,8 тыс. рублей;

2015 год - 982920,5 тыс. рублей;

2016 год - 1684980,5 тыс. рублей;

2017 год - 1405701,9 тыс. рублей;

2018 год - 785725,5 тыс. рублей;

2019 год - 706945,5 тыс. рублей;

2020 год - 683030,5 тыс. рублей.

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности" - 829154,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 595741,4 тыс. рублей;

2016 год - 233413,4 тыс. рублей;

"Повышение энергетической эффективности в государственном секторе" - финансирование подпрограммы не запланировано.

"Создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде" - 210098,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 110574,4 тыс. рублей;

2015 год - 99523,7 тыс. рублей;

"Создание условий для повышения энергетической эффективности на транспорте" - 1238834,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 142473,3 тыс. рублей;

2015 год - 958366,7 тыс. рублей;

2016 год - 137994,0 тыс. рублей;

"Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов" - 130446,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 105042,0 тыс. рублей;

2016 год - 25404,0 тыс. рублей.

"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" - 849523,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 20484,7 тыс. рублей, из них объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета - 6700,0 тыс. рублей;

2015 год - 343523,2 тыс. рублей;

2016 год - 408441,5 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы

К 2020 году ожидается достижение следующих показателей реализации Программы:

"Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации мероприятий по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - создание 37 мест;

"Увеличение производительности труда за счет реализации мероприятий в области энергосбережения" - рост на 2%;

"Энергоемкость ВРП в фактических условиях" - снижение до 26,9 кг у.т./тыс. рублей;

"Энергоемкость ВРП в сопоставимых условиях" - снижение до 32 кг у.т./тыс. рублей;

"Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему ВРП" - снижение до 21,1%;

"Доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ" - 100%;

"Доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта РФ" - 82%;

"Доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 100%;

"Доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации" - 100%;

"Количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в т.ч. относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации" - 350 единиц;

"Энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции (работ, услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации в сфере промышленного производства" - снижение до 38,5 кг у.т./тыс. рублей.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач в нашей стране, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. На данный момент топливно-энергетический комплекс России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта (далее - ВВП), около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза.

В Забайкальском крае около 35 - 40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни населения края. Энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, Сибирскому федеральному округу, Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Томской областям и др.

В таблице N 1 приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.

Таблица N 1


 Показатели энергоемкости Забайкальского края

Наименование показателя

Количественное значение, годы

2010

2011

2012

2013 (отчет)

2014 (оценка)

ВРП Забайкальского края, млн. руб.

166742,5

208257,7

214479,0

229782,0

259415,01

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

7321,9

7321,9

7116,0

6884,3

6649,0

Энергоемкость ВРП, кг у.т./тыс. руб.

43,91

35,15

33,17

29,96

25,63

Потребление электрической энергии, млн. кВт/ч

7569,0

7562,6

7905,3

7972,9

7835,3

Электроемкость ВРП, кВт/ч/тыс. руб.

45,39

36,31

36,85

34,69

30,20

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

13886,2

14247,2

14395,3

14642,3

14891,2

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей

83,27

68,41

67,12

63,72

57,40


Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.

Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 23,1%, потери воды - 11,8%; в 2012 году - 10,4%, 13,6% и 22,1% соответственно.

Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.

Усугубляют ситуацию рост цен на топливо, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, инфляция, что приводит к снижению конкурентоспособности краевых товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.

Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию.

Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными.

Проблемой также является ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, предприятий и организаций края.

Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.

В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепловую энергию - 63,9%; затраты на электроэнергию составляют 30,6%, на водоснабжение - 5,5% (по состоянию на 2012 год). В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12 - 18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.

Одной из причин нерационального потребления энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях является использование электрообогревателей из-за неэффективной работы отопительных систем учреждений и недостаточных мер по утеплению зданий. Кроме того, недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.

В настоящее время потребители несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов. Договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии в местах общего пользования отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.

Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности являются устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания необходимых темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.

Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к превышению порога платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты энергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности.

С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы края предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

росту затрат предприятий, расположенных на территории края, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

снижению эффективности отраслей экономики края, вызванному ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающим темпы экономического развития;

росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на региональное управление;

опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Следовательно, повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2020 года. Повышение энергоэффективности имеет, кроме того, и важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию инвестиционных проектов. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением инвестиционных проектов будут только усугубляться.

Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.

Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:

высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;

высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;

расточительное расходование энергоресурсов при их высокой стоимости;

низкое качество угля местных угольных разрезов;

низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Забайкальского края, в том числе обусловленная отсутствием организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;

высокий уровень износа основных фондов экономики, особенно в энергетике и коммунальной инфраструктуре;

значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

высокий уровень потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов, в том числе и при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении коммунального хозяйства, что создает повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет края;

несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню, низкий КПД;

недостаточность или отсутствие приборов учета топливно-энергетических ресурсов, что не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»