(с изменениями на 8 мая 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397, от 08.05.2019 N 185)
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)
1. Утвердить государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)
2. Признать утратившими силу:
3) постановление Правительства Забайкальского края от 1 марта 2016 года N 73 "О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78.
Исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
Д.В.КОЧЕРГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397, от 08.05.2019 N 185)
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Соисполнители Программы | Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края. |
Подпрограммы Программы | "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве"; "Повышение энергетической эффективности в государственном секторе"; "Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов"; "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности". |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397) | |
Цели Программы | Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае. |
Задачи Программы | 1. Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики. 2. Создание условий для повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры. 3. Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе. 4. Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. 5. Организация реализации Программы. |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в 2016 - 2021 годах в два этапа: 1-й этап - 2016 - 2018 годы, 2-й этап - 2019 - 2021 годы. |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185) | |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 16 447 933,4 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 52 191,4,0 тыс. рублей, из федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей, из местных бюджетов - 13 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 16 382 742,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 256 293,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 256 293,0 тыс. рублей; 2017 год - 306 742,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 6 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 300 742,0 тыс. рублей; 2018 год - 188 410,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 15 000,0 тыс. рублей, из местных бюджетов - 7 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 166 410,0 тыс. рублей; 2019 год - 4 930 176,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 14 464,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 4 915 712,0 тыс. рублей; 2020 год - 2 744 966,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 11 441,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 2 733 525,0 тыс. рублей; 2021 год - 8 021 346,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 11 286,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 8 010 060,0 тыс. рублей. Из них по подпрограммам: "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей" - 1 428 767,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 37 727,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 1 391 040,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 219 891,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 219 891,0 тыс. рублей; 2017 год - 289 682,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 289 682,0 тыс. рублей; 2018 год - 164 350,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 15 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 149 350,0 тыс. рублей; 2019 год - 323 652,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 10 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 313 652,0 тыс. рублей; 2020 год - 224 906,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 6 441,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 218 465,0 тыс. рублей; 2021 год - 206 286,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 6 286,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 200 000,0 тыс. рублей; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве" - 20 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 10 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 10 000,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 5 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 5 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 5 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 5 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; "Повышение энергетической эффективности в государственном секторе" - 58 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 3 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 55 000,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 7 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 1 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 6 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 14 000,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 2 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 12 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 12 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 12 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 15 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 15 000,0 тыс. рублей; 2021 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 10 000,0 тыс. рублей; "Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов" - 14 926 222,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 14 926 222,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 36 222,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 36 222,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 4 590 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 4 590 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 2 500 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 2 500 000,0 тыс. рублей; 2021 год - 7 800 000,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 7 800 000,0 тыс. рублей; "Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" - 14 944,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 14 464,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 480,0 тыс. рублей. Из них по годам: 2016 год - 180,0 тыс. рублей, в том числе из внебюджетных источников - 180,0 тыс. рублей; 2017 год - 60,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей; 2018 год - 60,0 тыс. рублей, в том числе: из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей; 2019 год - 4 524,2 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 4 464,2 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей; 2020 год - 5 060,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 5 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей; 2021 год - 5 060,0 тыс. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 5 000,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей. |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185) | |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы | К 2021 году ожидается достижение следующих показателей реализации Программы: "Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации мероприятий по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 37 мест; "Увеличение производительности труда за счет реализации мероприятий в области энергосбережения" - рост на 2%; "Энергоемкость валового регионального продукта в фактических условиях" - снижение до 22,0 кг у.т./тыс. рублей; "Энергоемкость валового регионального продукта в сопоставимых условиях" - снижение до 31 кг у.т./тыс. рублей; "Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта" - снижение до 21%. |
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185) |
В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач в нашей стране, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. На данный момент топливно-энергетический комплекс России активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта (далее - ВВП), около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза.
В Забайкальском крае около 35 - 40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни населения края. Энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, Сибирскому федеральному округу, Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Томской областям и др.
В таблице N 1 приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.
Показатели энергоемкости Забайкальского края
Наименование показателя | Количественное значение, годы | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 (отчет) | 2016 (оценка) | |
ВРП Забайкальского края, млн. руб. | 214479,00 | 241708,70 | 259167,50 | 274204,00 | 290433,60 |
Потребление ТЭР, тыс. т у.т. | 7116,00 | 6884,30 | 6649,00 | 6758,40 | 6756,20 |
Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб. | 33,18 | 28,48 | 25,66 | 24,65 | 23,26 |
Потребление электрической энергии, млн. кВт.<*>ч | 7905,30 | 7972,90 | 7835,30 | 7735,30 | 7795,00 |
Электроемкость ВРП, кВт.<*>ч/тыс. руб. | 36,86 | 32,99 | 30,23 | 28,21 | 26,84 |
Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал | 6101,40 | 6111,50 | 8597,60 | 8460,90 | 8485,60 |
Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей | 28,45 | 25,28 | 33,17 | 30,86 | 29,22 |
Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.
Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 19,9%, потери воды - 10,4%; в 2015 году - 12,6%, 18,3% и 16,3% соответственно.
Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.
Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.
В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12 - 18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.
Недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.
Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.
Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)
Повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2021 года.
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)
Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:
высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;
высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;
низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Забайкальского края, в том числе обусловленная отсутствием организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;
высокий уровень потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов, в том числе и при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении коммунального хозяйства, что создает повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет края;
несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню, низкий КПД;
недостаточность или отсутствие приборов учета топливно-энергетических ресурсов, что не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов;