ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2016 года N 530


Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае"

(с изменениями на 8 мая 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397, от 08.05.2019 N 185)




В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)


1. Утвердить государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (прилагается).


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)


2. Признать утратившими силу:


1) постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)";


2) постановление Правительства Забайкальского края от 25 мая 2015 года N 238 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)";


3) постановление Правительства Забайкальского края от 1 марта 2016 года N 73 "О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 февраля 2014 года N 78.



Исполняющий обязанности
Губернатора Забайкальского края
Д.В.КОЧЕРГИН



Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 30 декабря 2016 г. N 530



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397, от 08.05.2019 N 185)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Соисполнители Программы

Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края; органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края.

Подпрограммы Программы

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей";

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве";

"Повышение энергетической эффективности в государственном секторе";

"Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов";

"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 397)

Цели Программы

Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Забайкальском крае.

Задачи Программы

1. Создание условий для повышения энергетической эффективности в сфере энергетики.

2. Создание условий для повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.

3. Создание условий для повышения энергетической эффективности в государственном секторе.

4. Расширение использования в крае возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

5. Организация реализации Программы.

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2016 - 2021 годах в два этапа:

1-й этап - 2016 - 2018 годы,

2-й этап - 2019 - 2021 годы.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 16 447 933,4 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 52 191,4,0 тыс. рублей,

из федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей,

из местных бюджетов - 13 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 16 382 742,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 256 293,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 256 293,0 тыс. рублей;

2017 год - 306 742,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 6 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 300 742,0 тыс. рублей;

2018 год - 188 410,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 15 000,0 тыс. рублей,

из местных бюджетов - 7 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 166 410,0 тыс. рублей;

2019 год - 4 930 176,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 14 464,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 4 915 712,0 тыс. рублей;

2020 год - 2 744 966,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 11 441,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 2 733 525,0 тыс. рублей;

2021 год - 8 021 346,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 11 286,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 8 010 060,0 тыс. рублей.

Из них по подпрограммам:

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике, развитие генерации и электрических сетей" - 1 428 767,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 37 727,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 1 391 040,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 219 891,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 219 891,0 тыс. рублей;

2017 год - 289 682,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 289 682,0 тыс. рублей;

2018 год - 164 350,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 15 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 149 350,0 тыс. рублей;

2019 год - 323 652,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 10 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 313 652,0 тыс. рублей;

2020 год - 224 906,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 6 441,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 218 465,0 тыс. рублей;

2021 год - 206 286,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 6 286,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 200 000,0 тыс. рублей;

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве" - 20 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 10 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 10 000,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 5 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 5 000,0 тыс. рублей;

2018 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 5 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 5 000,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

"Повышение энергетической эффективности в государственном секторе" - 58 000,0 тыс. рублей, в том

числе:

из местных бюджетов - 3 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 55 000,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 7 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 1 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 6 000,0 тыс. рублей;

2018 год - 14 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из местных бюджетов - 2 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 12 000,0 тыс. рублей;

2019 год - 12 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 12 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 15 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 15 000,0 тыс. рублей;

2021 год - 10 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 10 000,0 тыс. рублей;

"Расширение использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов" - 14 926 222,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 14 926 222,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 36 222,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 36 222,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 4 590 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 4 590 000,0 тыс. рублей;

2020 год - 2 500 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 2 500 000,0 тыс. рублей;

2021 год - 7 800 000,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 7 800 000,0 тыс. рублей;

"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" - 14 944,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 14 464,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 480,0 тыс. рублей.

Из них по годам:

2016 год - 180,0 тыс. рублей,

в том числе из внебюджетных источников - 180,0 тыс. рублей;

2017 год - 60,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей;

2018 год - 60,0 тыс. рублей, в том числе:

из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей;

2019 год - 4 524,2 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 4 464,2 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей;

2020 год - 5 060,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 5 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей;

2021 год - 5 060,0 тыс. рублей, в том числе:

из краевого бюджета - 5 000,0 тыс. рублей,

из внебюджетных источников - 60,0 тыс. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации Программы

К 2021 году ожидается достижение следующих показателей реализации Программы:

"Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест за счет реализации мероприятий по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 37 мест;

"Увеличение производительности труда за счет реализации мероприятий в области энергосбережения" - рост на 2%;

"Энергоемкость валового регионального продукта в фактических условиях" - снижение до 22,0 кг у.т./тыс. рублей;

"Энергоемкость валового регионального продукта в сопоставимых условиях" - снижение до 31 кг у.т./тыс. рублей;

"Отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта" - снижение до 21%.

(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач в нашей стране, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. На данный момент топливно-энергетический комплекс России активно влияет на состояние и перспективы развития экономики, на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта (далее - ВВП), около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза.


В Забайкальском крае около 35 - 40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни населения края. Энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, Сибирскому федеральному округу, Красноярскому краю, Иркутской, Кемеровской, Томской областям и др.


В таблице N 1 приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.



Таблица N 1



Показатели энергоемкости Забайкальского края

Наименование показателя

Количественное значение, годы

2012

2013

2014

2015 (отчет)

2016 (оценка)

ВРП Забайкальского края, млн. руб.

214479,00

241708,70

259167,50

274204,00

290433,60

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

7116,00

6884,30

6649,00

6758,40

6756,20

Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб.

33,18

28,48

25,66

24,65

23,26

Потребление электрической энергии,

млн. кВт.<*>ч

7905,30

7972,90

7835,30

7735,30

7795,00

Электроемкость ВРП, кВт.<*>ч/тыс. руб.

36,86

32,99

30,23

28,21

26,84

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

6101,40

6111,50

8597,60

8460,90

8485,60

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. рублей

28,45

25,28

33,17

30,86

29,22


Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость ВРП Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и, соответственно, сокращения энергопотребления.


Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. В 2011 году суммарные фактические потери электроэнергии составили 13,8%, потери тепловой энергии - 19,9%, потери воды - 10,4%; в 2015 году - 12,6%, 18,3% и 16,3% соответственно.


Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.


Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает всех проблемных аспектов энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне. Во-вторых, платежеспособность потребителей при значительном росте тарифов опустится ниже возможного уровня.


В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12 - 18%. Примерно 22% затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.


Недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.


Все эти негативные факторы обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения в крае.


Основной проблемой, решению которой способствует государственная программа Забайкальского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае" (далее - Программа), является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)


Повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2021 года.


(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 N 185)


Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена Программа, заключаются в следующем:


высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;


высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;


низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Забайкальского края, в том числе обусловленная отсутствием организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты;


высокий уровень потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов, в том числе и при оказании жилищно-коммунальных услуг и ведении коммунального хозяйства, что создает повышенную финансовую нагрузку на потребителей ресурсов жилищно-коммунального и бюджетного сектора хозяйства и на бюджет края;


несоответствие оснащенности объектов топливно-энергетического комплекса современному научно-техническому уровню, низкий КПД;


недостаточность или отсутствие приборов учета топливно-энергетических ресурсов, что не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»