Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2013 года N 175

О республиканской целевой программе "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы"

признано утратившим силу постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17.12.2013 N 578 НГР ru08000201300773 с 01.01.2014

В целях повышения эффективного воспроизводства, сохранения ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесов Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.

3. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.

4. Установить, что основные параметры Программы подлежат уточнению при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства

Республики Калмыкия И. Зотов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 апреля 2013 г. N 175

Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы"

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 27 февраля 2013 г. N 57-р об утверждении Концепции республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы"

Государственные заказчики

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия

Основные разработчики программы

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия

Цели и задачи программы

Цель Программы - увеличение площади лесов на территории Республики Калмыкия за счет принятия земель в состав лесного фонда,  обеспечение их эффективного воспроизводства, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
 Задачи:
 повышение жизнеустойчивости лесных насаждений, произрастающих в неблаго-приятных природно-климатических условиях за счет увеличения доли лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;

 улучшение качественного и породного состава насаждений;

  обновление морально и физически устаревшей лесохозяйственной техники и оборудования;

  увеличение количества механизированных  уходов за старовозрастными насаждениями;

  создание единой системы получения,  обработки, сохранения и использования информации о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристик, об их использовании, охране, защите и воспроизводству лесов;

  повышение эффективности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах;

  обеспечение качественного и своевременного повышения профессионального уровня руководящих работников, специалистов лесного хозяйства.

Сроки этапы реализации программы

2013-2020 годы
 I - этап 2013-2015 годы;

 II - этап 2016-2020 годы.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

к 2021 году предусматривается достижение следующих показателей:
 увеличение лесистости территории республики;

 увеличение доли посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами, %;

 снижение доли списанных лесных культур пятилетнего и младшего возрастов от площади заложенных лесных культур за последние 5 лет;

  рост объема платежей в бюджетную систему от использования лесов в расчете на 1 га лесных земель, руб/га;

  снижение доли площади очагов вредителей и болезней к площади земель, покрытых лесной растительностью, %;

 увеличение возмещаемости ущербов от лесонарушений, %;

  увеличение доли специалистов лесного хозяйства, повысивших квалификацию за год в общей численности занятых в лесном хозяйстве, %.

Создание рабочих мест

Создание 35 дополнительных рабочих мест, в том числе постоянных - 15 мест и временных на период лесокультурного сезона - 20 мест.

Объемы и источники финансирования по направлениям и по годам

Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
 Общий объем финансирования составляет 905 767,0 тыс. руб., в том числе:
 из федерального бюджета - 870 273,6 тыс. руб.:
 2013 год - 109 182,2 тыс. руб.;

 2014 год - 95 154,8 тыс. руб.;

 2015 год - 116 970,4 тыс. руб.;

 2016 год - 105 192,6 тыс. руб.;

 2017 год - 113 060,8 тыс. руб.;

 2018 год - 110 237,6 тыс. руб.;

 2019 год - 110 237,6 тыс. руб.;

 2020 год - 110 237,6 тыс. руб.;

 из республиканского бюджета - 35 493,4 тыс. руб.:
 2013 год - 12 191,4 тыс. руб.;

 2014 год - 7 936,0 тыс. руб.;

 2015 год - 2 561,0 тыс. руб.;

 2016 год - 2 561,0 тыс. руб.;

 2017 год - 2 561,0 тыс. руб.;

 2018 год - 2 561,0 тыс. руб.;

 2019 год - 2 561,0 тыс. руб.;

 2020 год - 2 561,0 тыс. руб.

Ожидаемый результат от  реализации программы

Повышение лесистости территории за счет увеличения объемов лесовосстановления на землях лесного фонда с 880 га - 2012 г. до 2258 га. – 2020 г ;

 повышение жизнеустойчивости создаваемых лесных насаждений за счет применения районированного посадочного материала и регулярного проведения уходов за лесными культурами;

 доведение доли списанных лесных культур пятилетнего и младшего возрастов от площади заложенных лесных культур за последние 5 лет  до 30% к 2020 году;

 доведение доли посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами до 6%  к  2020году;

 снижение площади очагов вредных организмов к площади земель, покрытых лесной  растительностью,  до 3% к 2020 году;

 увеличение лесного дохода с единицы площади;

 доведение доли специалистов лесного хозяйства, ох ваченных системой повышения квалификации за год, от общей численности занятых в лесном хозяйстве  до 5,0%;

 достижение 90% возмещения ущерба от лесонарушений ;

 развитие системы интенсивного использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы площади, расширение объемов различных видов использования лесов;

 создание единой системы государственного лесного реестра;

 внедрение системы электронного документооборота при оказании государственных услуг гражданам и юридическим лицам в сфере лесных отношений;

 оптимизация системы переподготовки и повышения квалификации лесных кадров;

 улучшение экологической ситуации региона и повышение качества жизни граждан, состояния их здоровья.

I. Проблемы, на решение которых направлена целевая программа

Республиканская целевая программа "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 14 апреля 2011 г. N ВЗ-П9-2314 и в целях создания условий, обеспечивающих эффективное управление лесами при соблюдении требований повышения устойчивости лесов, усиление их средообразующих функций и повышение доходов от использования лесных ресурсов.

Искусственные лесные насаждения являются средством многофункционального воздействия на среду, одним из самых надежных и экономичных способов сохранения, восстановления экологического равновесия и биологического благоустройства земель. Их значение особенно велико для полупустынных и пустынных территорий, экологические связи в которых очень хрупки.

Основными задачами, стоящими перед лесным хозяйством республики, являются:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

повышение устойчивости лесных насаждений, произрастающих в неблагоприятных природно-климатических условиях;

снижение площади непокрытых лесом земель в лесном фонде;

обеспечение защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды, а также создание условий для комфортного проживания населения;

закрепление подвижных песков, создание защитных лесных насаждений на деградированных пастбищах, создание защитных лесных насаждений, предотвращающих водную и ветровую эрозию, а также создание насаждений, играющих важную роль в деле охраны и улучшения окружающей среды.

Отсутствие эффективных мер государственной поддержки лесного хозяйства и защитного лесоразведения в республике не позволяет реализовать задачи по улучшению социально-экономической ситуации в республике.

Реализация Программы позволит сконцентрировать усилия органов исполнительной власти по улучшению экологической ситуации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития республики.

Общая площадь земель лесного фонда Республики Калмыкия составляет 55,3 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 16,1 тыс. га. Несмотря на незначительную лесистость территории, которая составляет 0,2%, леса республики имеют исключительно эстетическую и экологическую ценность в системе степных и полупустынных ландшафтов.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение благоприятной экологической ситуации в республике. Социально-экологическая обстановка в республике продолжает оставаться сложной. Создавшаяся экологическая ситуация в регионе Черных Земель и отсутствие средств на восстановление нормальной среды обитания явились причиной исчезновения 25 населенных пунктов. Опустынивание на долгое время лишает население средств к существованию, что создает множество социально-экономических и демографических проблем не только в ареалах опустынивания, но и на прилегающих территориях, негативно отражаясь на судьбах поколений.

На территории Республики Калмыкия основными факторами, вызывающими ослабление и гибель лесных насаждений, являются неблагоприятные климатические условия (частое повторение засушливых лет, низкие температуры зимой при неустойчивом снежном покрове), повреждения листогрызущими насекомыми.

Высока доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является недостаточное финансирование проведения механизированных уходов за лесными культурами.

Тяжелые лесорастительные условия Калмыкии требуют особых затратных технологий создания лесных культур. В основу технологии создания лесных культур в засушливой зоне заложен комплекс мероприятий, направленных на накопление влаги в почве, которая обеспечивается за счет сплошной подготовки почвы по системе двухлетнего черного пара с обязательной плантажной вспашкой на глубину 40-45 см.

При воспроизводстве лесов практически не используются сортовые семена лесных растений, заготовленных с объектов лесосеменных плантаций (далее - ЛСП). Недостаточное финансирование организации и обеспечения объектов единого генетико-селекционного комплекса (далее - ЕГСК) не привело к своевременному обеспечению воспроизводства лесов семенами с улучшенными наследственными свойствами. Доля улучшенных семян лесных растений не превышает 2,5%. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту спелости для насаждений, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 2,5%.

В течение длительного периода использования машинотракторного парка его износ превысил 150%, его ремонт становится нерентабельным. Отсутствие современной высокотехнологичной техники отражается на качественном ведении лесного хозяйства.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора на региональном уровне. В связи с резким сокращением государственной лесной охраны и отсутствием передвижного транспорта в территориальных органах управления лесным хозяйством возникла проблема по своевременному обнаружению и пресечению нарушителей лесного законодательства.

Отсутствие единой системы государственного лесного реестра, разрозненность используемых информационных ресурсов препятствуют получению достоверной оценки лесных ресурсов, объективной оценки объемов использования, качества проведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Подготовка специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Остается низким по сравнению с другими отраслями экономики уровень оплаты труда лиц, работающих в лесном хозяйстве.

В целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды, а также для комфортного проживания населения создаются зеленые зоны вокруг населенных пунктов.

Крупные зеленые массивы оказывают определенное влияние на климат населенных пунктов: регулируют количество осадков, служат резервуарами чистого воздуха, обогащая атмосферу кислородом за счет фотосинтеза, предохраняют почвенный покров от водной и ветровой эрозии, препятствуют оврагообразованию, предохраняют водные источники от высыхания и загрязнения. В течение вегетационного периода деревья уменьшают запыленность воздуха на 42%, в безлиственный период - на 37%.

Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами.

Кроме того, население республики будет обеспечено дикорастущими плодами, ягодами, грибами и другими лесными ресурсами.

Жители, проживающие в Республике Калмыкия, не могут ощутить влияния полезных зеленых насаждений. Ранее существовавшая зеленая зона г.Элисты из-за смены собственника и отсутствия финансирования прекратила свое существование. Нависшая экологическая обстановка и изменение климата требуют безотлагательных мер по восстановлению зеленой зоны не только вокруг г. Элисты, но и районных центров.

Республика Калмыкия расположена в самом засушливом регионе Российской Федерации. Ежегодная потребность в воде составляет от 600 до 800 миллионов кубометров, а водоисточники, расположенные на территории республики, могут дать лишь 50 млн. кубометров. В связи с этим ведется строительство объекта "Элистинское водохранилище" на балке Гашун-Сала для обеспечения водными ресурсами г. Элиста, Республики Калмыкия на площади 600 га. Его полезный объем составит 35 млн. кубометров. Водохранилище хорошо впишется в местный ландшафт и будет достаточно близко расположено к городу, а создание водоохранных лесов позволит создать условия к более равномерному поступлению воды в источники за счет атмосферных дождевых и снеговых осадков и предохранит искусственные водоемы от засорения. На его берегах в водоохранной зоне планируется разместить современные базы отдыха, что в сочетании с зелеными насаждениями создаст благоприятные условия для отдыха населения.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и создания благоприятных условий для проживания населения республики Программой развития лесного хозяйства предусматривается:

создание защитного пояса вокруг г.Элисты и районных центров республики;

создание водоохранной зоны вокруг Элистинского водохранища;

создание защитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в Республике Калмыкия.

Для этого необходимо выделить лесопригодные земли и осуществить их перевод в состав земель лесного фонда в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

На основании ГОСТов, стандартов и нормативов установлен размер зеленых зон для городов и населенных пунктов, площадь которых зависит от численности населения и лесорастительных зон. Расчет потребности земель для создания защитных лесных насаждений вокруг населенных пунктов составлен с учетом увеличения населения в 1,5 - 2 раза.

Площадь земельных участков, предполагаемых для закладки защитных лесных насаждений, приведена в таблице.

Площадь земельных участков, необходимых для принятия

в состав лесного фонда и предназначенных для закладки защитных лесных насаждений, в Республике Калмыкия

га

Административные районы

Зеленая зона вокруг населенных пунктов

Элистинское водохранилище

Вдоль автомобильных дорог

Итого земель подлежащих принятию

г. Городовиковск

300,0

300,0

г. Лагань

400,0

400,0

г. Элиста

5200

5200,0

п. Большой Царын

200,0

200,0

п. Ики-Бурул

230,0

230,0

п. Кетченеры

250,0

650,0

900,0

п. Комсомольский

250,0

250,0

с. Малые Дербеты

230,0

230,0

с. Приютное

200,0

200,0

с. Садовое

250,0

250,0

с. Троицкое

400,0

600,0

180,0

1180,0

п. Цаган-Аман

230,0

230,0

с. Яшалта

230,0

230,0

п. Яшкуль

230,0

230,0

Итого по республике

8600,0

600,0

830,0

10030,0

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия до принятия земель в состав земель лесного фонда (в федеральную собственность), должно провести изыскательские работы с привлечением проектных организаций на лесопригодность земель и составить проекты создания защитных лесных насаждений.

Проведение организационно-правовых и технических мероприятий по передаче земель в состав земель лесного фонда должно производиться землепользователями:

проведение межевания для получения кадастровых паспортов на земельные участки;

перевод земель населенных пунктов (городских) в земли лесного фонда в соответствии с действующим законодательством об изменении границ населенных пунктов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»