ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 февраля 2013 года N 57-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 35493,4 тыс. руб. (тридцать пять миллионов четыреста девяносто три тысячи четыреста рублей).

4. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ

27 февраля 2013 года

N 57-р



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 27 февраля 2013 года N 57-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ"


 1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Концепция республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Калмыкия на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 14 апреля 2011 года N ВЗ-П9-2314 в целях создания условий, обеспечивающих эффективное управление лесами при соблюдении требований повышения устойчивости лесов, усиления их средообразующих функций и повышения доходов от использования лесных ресурсов.

Искусственные лесные насаждения являются средством многофункционального воздействия на среду, одним из самых надежных и экономичных способов сохранения, восстановления экологического равновесия и биологического благоустройства земель. Их значение особенно велико для полупустынных и пустынных территорий, экологические связи которых очень хрупки.

Основными задачами, стоящими перед лесным хозяйством республики являются:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

повышение устойчивости лесных насаждений, произрастающих в неблагоприятных природно-климатических условиях;

снижение площади непокрытых лесом земель в лесном фонде;

обеспечение защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды, а также создание условий для комфортного проживания населения;

закрепление подвижных песков, создание защитных лесных насаждений на деградированных пастбищах, создание защитных лесных насаждений, предотвращающих водную и ветровую эрозию, а также создание насаждений, играющих важную роль в деле охраны и улучшения окружающей среды.

Отсутствие эффективных мер государственной поддержки лесного хозяйства и защитного лесоразведения в республике не позволяет реализовать задачи по улучшению социально-экономической ситуации в республике.

Реализация Программы позволит сконцентрировать усилия органов исполнительной власти по улучшению экологической ситуации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития республики.

1.2. Проблемы в области лесного хозяйства и обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды в Республике Калмыкия

Общая площадь земель лесного фонда Республики Калмыкия составляет 55,3 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 16,1 тыс. га. Несмотря на незначительную лесистость территории, которая составляет 0,2%, леса республики имеют исключительно эстетическую и экологическую ценность в системе степных и полупустынных ландшафтов.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение благоприятной экологической ситуации в республике. Социально-экологическая обстановка в регионе продолжает оставаться сложной. Создавшаяся экологическая ситуация в регионе Черных Земель и отсутствие средств на восстановление нормальной среды обитания явилось причиной исчезновения 25 населенных пунктов. Опустынивание на долгое время лишает население средств к существованию, что создает множество социально-экономических и демографических проблем не только в ареалах опустынивания, но и на прилегающих территориях, негативно отражаясь на судьбах поколений.

Высоки потери лесного хозяйства от воздействия неблагоприятных климатических и почвенных условий, которые в конечном итоге отражаются на состоянии лесных культур. Высока доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной, которой является недостаточное финансирование проведения механизированных уходов за лесными культурами.

Тяжелые лесорастительные условия Калмыкии требуют особых затратных технологий создания лесных культур. В основу технологии создания лесных культур в засушливой зоне заложен комплекс мероприятий, направленных на накопление влаги в почве, которая обеспечивается за счет сплошной подготовки почвы по системе двухлетнего черного пара с обязательной плантажной вспашкой на глубину 40-45 см.

Устойчиво снижается объем выращивания посадочного материала для лесокультурного производства. В последнее время из-за аномальных природных явлений выращивание посадочного материала во временных лесных питомниках становится нерентабельным, из-за установления длительной засухи, когда поступающая солнечная энергия уже большей частью расходуется не на синтез органического вещества, а на перегрев и обезвоживание растений, это в конечном итоге приводит к замедлению роста древесно-кустарниковой растительности. Несовершенство водополивной техники приводит к заболачиванию почв. В результате выше перечисленных факторов за последние годы во временных лесных питомниках необеспечивается выход нормативного посадочного материала с единицы площади. За вегетационный период сеянцы древесно-кустарниковых пород не достигают стандартного размера.

При воспроизводстве лесов практически не используются сортовые семена лесных растений, заготовленных с объектов лесосеменных плантаций (далее - ЛСП). Недостаточное финансирование организации и обеспечения объектов единого генетико-селекционного комплекса (далее - ЕГСК) не привело к своевременному обеспечению воспроизводства лесов семенами с улучшенными наследственными свойствами. Доля улучшенных семян лесных растений не превышает 2,5%. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту спелости для насаждений, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 2,5%.

Нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ на территории Республики Калмыкия приводит к получению недостоверной информации о лесах для принятия обоснованных управленческих решений. Последнее лесоустройство проводилось в 1996 году. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет.

В течение длительного периода использования машинотракторного парка износ превысил 150%, его ремонт становится нерентабельным. Отсутствие современной высокотехнологичной техники отражается на качественном ведении лесного хозяйства.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора на региональном уровне. В связи с резким сокращением государственной лесной охраны и отсутствием передвижного транспорта в территориальных органах управления лесным хозяйством возникла проблема по своевременному обнаружению и пресечению нарушителей лесного законодательства.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров. Подготовка специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Остается низким по сравнению с другими отраслями экономики уровень оплаты труда лиц, работающих в лесном хозяйстве.

В целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды, а также комфортного проживания населения создаются зеленые зоны вокруг населенных пунктов.

Крупные зеленые массивы оказывают определенное влияние на климат населенных пунктов: регулируют количество осадков, служат резервуарами чистого воздуха, обогащая атмосферу кислородом за счет фотосинтеза, предохраняют почвенный покров от водной и ветровой эрозии, препятствуют оврагообразованию, предохраняют водные источники от высыхания и загрязнения. В течение вегетационного периода деревья уменьшают запыленность воздуха на 42%, в безлиственный период - на 37%. Наилучшие пылезащитные свойства наблюдаются у вяза и сирени.

Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами.

Кроме того, население республики будет обеспечено дикорастущими плодами, ягодами, грибами и другими лесными ресурсами.

Жители, проживающие в Республике Калмыкия, не могут ощутить влияние полезных зеленых насаждений. Ранее существовавшая зеленая зона г. Элисты из-за смены собственника и отсутствия финансирования прекратила свое существование. Нависшая экологическая обстановка и изменение климата требуют безотлагательных мер по восстановлению зеленой зоны не только вокруг г. Элисты, но и районных центров.

Республика Калмыкия расположена в самом засушливом регионе Российской Федерации. Ежегодная потребность в воде составляет от 600 до 800 млн. кубометров, а водоисточники, расположенные на территории республики, могут дать лишь 50 млн. кубометров. В связи с этим ведется строительство объекта "Элистинское водохранилище на балке Гашун-Сала для обеспечения водными ресурсами г. Элиста, Республика Калмыкия" на площади 600 га. Его полезный объем составит 35 млн. кубометров. Водохранилище хорошо впишется в местный ландшафт и будет достаточно близко расположено к городу, а создание водоохранных лесов позволит создать условия к более равномерному поступлению воды в источники за счет атмосферных дождевых и снеговых осадков и предохранит искусственные водоемы от засорения. На его берегах в водоохранной зоне планируется разместить современные базы отдыха, что в сочетании с зелеными насаждениями создаст благоприятные условия для отдыха населения.

Защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог предназначены:

для защиты дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов;

защиты прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений;

создания элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги;

защиты дорог от снежных заносов, аэродинамических воздействий, снижения уровня шума;

выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и создания благоприятных условий для проживания населения республики Концепцией развития лесного хозяйства предусматривается:

создание защитного пояса вокруг г. Элисты и районных центров республики;

создание водоохранной зоны вокруг Элистинского водохранища;

создание защитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в Республике Калмыкия.

Для этого необходимо выделить лесопригодные земли и осуществить их перевод в состав земель лесного фонда в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

На основании ГОСТов, стандартов и нормативов установлен размер зеленых зон для городов и населенных пунктов, площадь которых зависит от численности населения и лесорастительных зон. Расчет потребности земель для создания защитных лесных насаждений вокруг населенных пунктов составлен с учетом увеличения населения в 1,5-2 раза.

Площадь земельных участков, предполагаемых для закладки защитных лесных насаждений, приведена в таблице.

ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ В СОСТАВ ЛЕСНОГО ФОНДА И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЗАКЛАДКИ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ, В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

га


 Административные

 районы        

 Зеленая

 зона

 вокруг

населенных

 пунктов  


 Элистинское

 водохранилище


 Вдоль

автомобильных

 дорог     


Итого земель

 подлежащих

 принятию   

г. Городовиковск     

 300,0   

 300,0    

г. Лагань            

 400,0   

 400,0    

г. Элиста            

 5200    

 5200,0    

п. Большой Царын     

 200,0   

 200,0    

п. Ики-Бурул         

 230,0   

 230,0    

п. Кетченеры         

 250,0   

 650,0     

 900,0    

п. Комсомольский     

 250,0   

 250,0    

с. Малые Дербеты     

 230,0   

 230,0    

с. Приютное          

 200,0   

 200,0    

с. Садовое           

 250,0   

 250,0    

с. Троицкое          

 400,0   

 600,0     

 180,0     

 1180,0    

п. Цаган-Аман        

 230,0   

 230,0    

с. Яшалта            

 230,0   

 230,0    

п. Яшкуль            

 230,0   

 230,0    

Итого по республике  

 8600,0   

 600,0     

 830,0     

 10030,0   



Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия до принятия земель в состав земель лесного фонда (в федеральную собственность), должно провести изыскательские работы с привлечением проектных организаций на лесопригодность земель и составить проекты создания защитных лесных насаждений.

Проведение организационно-правовых и технических мероприятий по передаче земель в состав земель лесного фонда должно производиться землепользователями:

проведение межевания для получения кадастровых паспортов на земельные участки;

перевод земель населенных пунктов (городских) в земли лесного фонда в соответствии с действующим законодательством об изменении границ населенных пунктов;

подготовка проекта постановления Правительства Республики Калмыкия о переводе земель из одной категории в другую.

Защитное лесоразведение следует рассматривать как важную государственную задачу, способную решать в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами проблемы сохранения и восстановления плодородия почв, земель ландшафтов, как национальное достояние Калмыкии.

В настоящее время объемы работ по закреплению песков снизились в несколько десятков раз, а наметившаяся тенденция роста овцепоголовья приводит к возрастающей нагрузке на пастбища. Задержка работ на Черных землях по лесомелиорации приводит к ежегодной потере новых площадей функционирующих пастбищ и неподдающимся экономической оценке и прогнозу негативным экологическим последствиям. Наметившиеся тенденции, в случае непринятия адекватных организационно-технических мер, могут усилиться и привести к необратимым последствиям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»