Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2009 года N 487

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

(с изменениями от 30.07.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 392, НГР RU19000201000360)

(с изменениями от 03.11.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 564, НГР RU19000201000506)

(с изменениями от 26.11.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 641, НГР RU19000201000558)

(утратило силу постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 602, НГР RU19000201000538)

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов" (с последующими изменениями) и в целях обеспечения экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами, Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы".

Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия А. Голышев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 10.11.2009 г. N 487


ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010 - 2012 годы"

ПАСПОРТ долгосрочной республиканской целевой программы "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010 - 2012 годы"

Наименование

- долгосрочная республиканская целевая программа "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы".

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов" (с последующими изменениями).

Государственный заказчик

- Государственный комитет по промышленности и экологии Республики Хакасия.

Цель

- решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечения уменьшения факторов риска здоровью населения.

Задачи

- обеспечение необходимых санитарно-экологических условий функционирования населенных пунктов республики и устранение предпосылок для образования несанкционированных свалок; - оптимизация структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов, в полной мере соответствующей экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам; - укрепление материально-технической базы специализированных предприятий по обращению с отходами производства и потребления; - интеграция ТБО в поселениях на районных полигонах, обеспечивающая стимулирование создания пунктов сортировки ТБО для последующей утилизации и переработки.

Показатели результативности (целевые индикаторы)

- в 2010 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 23%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 10% загрязнение окружающей среды отходами поселений; - в 2011 году: за счет строительства полигона ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 3%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 51% загрязнение окружающей среды отходами поселений; - в 2012 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы условия для снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду на 55%, оснащение мусоровозами и бункерами муниципальных образований снизит на 9% загрязнение окружающей среды отходами поселений.

Сроки и этапы реализации

- 2010 - 2012 годы.

Объемы финансирования

- общий объем финансирования составляет 226,3 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия - 75 млн. рублей, из них в 2010 году - 28,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 млн. рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей; внебюджетных средств - 151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 7,0 млн. рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации

- за период реализации Программы будет построено шесть полигонов ТБО, на которых будет обеспечено захоронение в соответствии с экологическими и санитарно- эпидемиологическими требованиями 81% коммунальных отходов, образующихся в Республике Хакасия; - в пяти муниципальных образованиях будет обеспечено усиление материальной базы районных управлений коммунального хозяйства, что обеспечит снижение на 70% объемов отходов, размещаемых на несанкционированных и санкционированных свалках поселений районов; - мусоросортировочный комплекс обеспечит сортировку 37% ТБО Республики Хакасии, а также обеспечит безопасное захоронение 100% пожароопасных отходов III и IV классов опасности, образованных на территории Республики Хакасия.

1. Характеристика проблемы

Приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Хакасия является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.

Сложившаяся в Республике Хакасия ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения республики.

По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы), по которой отчитываются предприятия и организации производственной сферы, общее количество отходов производства и потребления, накопленных на территории Республики Хакасия к началу 2009 года, составляет 1220 млн. тонн. За 2008 год данными предприятиями и организациями образовано 54 млн. тонн отходов производства и потребления различных классов опасности.

Из общего количества годового образования отходов 99,7%, являются инертными отходами добывающей или перерабатывающей промышленности, степень вредного воздействия которых на окружающую среду незначительна.

Таким образом, в целях повышения уровня экологической безопасности территории Республики Хакасия от негативного воздействия на окружающую среду необходимо обеспечить безопасное обращение с отходами I - IV класса опасности.

Сложившаяся практика обращения с отходами на территории Республики Хакасия показывает, что на объекты размещения отходов (хранение более трех лет или захоронение) направляются только опасные отходы IV класса опасности. Более опасные отходы I - III класса опасности, как правило, передаются для обезвреживания, использования или транспортировки на объекты переработки в республике или за ее пределами. Исключением из этого правила являются отходы различных материалов и веществ, загрязненных нефтепродуктами.

Следовательно, основным направлением по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления должно быть создание системы управления безопасного обращения с отходами IV класса опасности.

Система управления безопасного обращения с отходами должна включать следующие подсистемы:

- дифференцированный сбор отходов;

- временное накопление отходов;

- сортировка и брикетирование;

- захоронение неутилизируемых компонентов отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).

Учитывая тот факт, что статистическому учету по форме 2-ТП (отходы) подлежат отходы предприятий производственной сферы, был произведен расчет норматива образования отходов населения, а также учреждений и организаций социальной инфраструктуры поселений, который составил 303680,1 т/год: из них отходов IV класса опасности - 63,2%.

Таким образом, суммарный годовой норматив образования опасных отходов (IV класса опасности) на территории республики, включающий в себя отходы предприятий производственной сферы, отходы населения, учреждений и организаций социальной инфраструктуры, составил 339446,1 т/год, из них 56,5% опасных отходов образованы населением республики и социальной инфраструктурой поселений.

Ежегодно 534 тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных отходов, размещается на 100 необустроенных объектах размещения отходов, занимающих площадь 277,896 га. Так, до настоящего времени свалка Абакано-Черногорского промузла не обустроена до уровня, соответствующего полигону ТБО. Размещение ТБО г. Саяногорска на существующей свалке привело к загрязнению подземных вод. Переполнение свалки ТБО г. Абазы создало ситуацию, близкую к чрезвычайной. Несмотря на выполнение работ по обустройству свалок ряда поселений, эти свалки продолжают эксплуатироваться с нарушением правил обращения с отходами. В связи с этим происходит возгорание отходов. Не ведется мониторинг загрязнения подземных вод, атмосферы и почвы в зоне воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.

Геологическая среда в районах расположения населенных пунктов республики, как правило, лимитирует создание объектов размещения отходов без искусственных экранов в виде глиняного замка толщиной не менее 50 см, а также нагорных канав для перехвата талых вод и ливневых стоков.

Кроме того, на свалках поселений, территориально удаленных от городов, в которых есть спрос на перегной и навоз для дачных участков, избыточный для приусадебного участка навоз размещается на свалки совместно с ТБО. Анализ структуры отходов на таких свалках показывает, что на 70% отходы состоят из навоза и ботвы, потерянных для повышения плодородия сельскохозяйственных земель.

Места свалок являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро и макрофауны. При положительной температуре на свалках активно развиваются переносчики инфекционных заболеваний (патогенная микрофлора) и гельминтофауна, мухи и грызуны. Переносу этих инфекционных заболеваний способствуют и представители орнитофауны, в первую очередь - вороны.

Эксплуатация практически всех объектов размещения отходов осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы.

Обследования на предмет эмиссии вредных веществ в окружающую среду, проведенные в ряде городов России в рамках федеральной программы "Диоксины", показали, что при горении одного килограмма бытовых отходов происходит выброс 40 мкг диоксинов. Среднее содержание диоксинов в дымовых газах составляет около 1 нг/куб. м (2180 ПДК). Кроме диоксинов происходит выброс полихлорбефинилов и полициклических ароматических углеводородов (концентрация бенз(а)пирена в воздухе под факелом горения до 47 раз превышает ПДК).

Наличие возле поселений необустроенных мест для размещения ТБО делает прилегающие к дорогам земли непригодными для сельскохозяйственных нужд, так как вдоль подъездных путей вываливается бытовой мусор и другие отходы. Ветер разносит полиэтиленовые пакеты, бумагу на большие расстояния, что засоряет близлежащие земли.

Наиболее проблемными территориями по размещениям ТБО являются населенные пункты, расположенные в пойме реки Абакан. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, попадают в воды реки Абакан, что может стать источником массового заболевания людей и животных.

Сложившаяся ситуация усугубляется произошедшими изменениями в разграничении полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. С 1 января 2005 года из полномочий Российской Федерации исключены полномочия по разработке, утверждению и реализации федеральных целевых программ в области обращения с отходами, все полномочия по решению вопросов утилизации и переработки отходов переданы районным муниципалитетам, которые не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, поскольку большинство районов республики является дотационными.

Анализ реальных действий по решению проблемы обеспечения экологической безопасности при обращении с коммунальными отходами показал, что администрации районов и городов имеют разную степень готовности к выполнению требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий.

1.1. Степень готовности муниципальных образований к выполнению требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами в рамках своих полномочий


Стадия реализации полномочий по утилизации и переработке отходов

Муниципальное образование

Степень готовности

Наличие полигона ТБО

Аскизский район

Полигон не сдан в эксплуатацию и не получена лицензия

Таштыпский район

Не . в полной мере выполнены работы, предусмотренные проектом. Не получена лицензия

Усть-Абаканский район

Не получена лицензия

г.Черногорск

Не получена лицензия

Наличие проекта полигона

Ширинский район

Получено положительное заключение государственной экспертизы

г.Сорск

Получено положительное заключение государственной экспертизы

Наличие акта выбора участка земли для строительства полигона

Боградский район

Проект полигона устарел, поэтому требуется его корректировка и повторное проведение государственной экспертизы

Орджоникидзевский район

Отсутствует

Алтайский район

Отсутствует

Бейский район

Отсутствует

г.Саяногорск

Отсутствует

г.Абаза

Отсутствует

Наличие заключения гидрогеологов на строительство мусороперерабатывающего комплекса Абакано-Черногорского промузла

г. Абакан, г. Черногорск

Предложено три альтернативных участка, благоприятных по гидрогеологическим условиям

Кроме коммунальных отходов необходимо решить проблему размещения отходов предприятий, загрязненных пожароопасными веществами. Эти отходы относятся к III и IV классам опасности для окружающей природной среды. Они в соответствии с санитарными нормами и правилами не могут быть размещены в картах по захоронению ТБО как из-за пожароопасных свойств отходов, так и из-за более жестких требований к обустройству карт захоронения этих отходов.

1.2. Сведения об образовании пожароопасных твердых и шламообразных отходов производства III и IV классов опасности по форме 2-ТП (отходы)


N строки

Отходы, сгруппированные по классам опасности для окружающей природной среды и видам отходов

Код отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО)

Норматив образование отходов за год, т/год

1

ВСЕГО ОТХОДОВ

630,908

2

Третий класс опасности для окружающей природной среды (всего)

471,259

в том числе:

3

Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел - 15% и более)

1713020104033

20,885

4

Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - 15% и более)

3140230204033 3140230304033

115,163

5

Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более)

5490270101033

0,443

6

Пенька промасленная (содержание масла 15% и более)

5490300201033

0,957

7

Сальниковая набивка асбестографитовая, промасленная (содержание масла 15% и более)

5490300301033

0,241

8

Отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (масляные фильтры)

5490300000000

333,570

9

Четвертый класс опасности для окружающей природной среды (всего)

159,649

в том числе:

10

Опилки древесные, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - менее 15%)

1713020101034 1713020201034 1713030101034

49,191

11

Песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов - менее 15%)

3140230201034

49,933

12

Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%)

5490270101034

55,608

13

Пенька промасленная (содержание масла менее 15%)

5490300201034

0,284

14

Сальниковая набивка асбестографитовая, промасленная (содержание масла менее 15%)

5490300301034

0,567

15

Отходы лакокрасочных средств

5550000000000

4,066

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»