ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года N 602
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2011-2013 ГОДЫ)"
(с изменениями от 22.03.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 131, НГР RU190002011000119)
(с изменениями от 28.06.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 387, НГР RU19000201100324)
(с изменениями от 07.10.2011., постановление Правительства Республики Хакасия N 647, НГР RU19000201100552)
(с изменениями от 27.10.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 706, НГР RU19000201100595)
(с изменениями от 06.12.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 834. НГР RU19000201100743)
(с изменениями от 30.12.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 949, НГР RU19000201100907)
(с изменениями от 21.02.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 93, НГР RU19000201200107)
(с изменениями от 23.03.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 176, НГР RU19000201200196)
(с изменениями от 29.05.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 345, НГР RU19000201200409)
(с изменениями от 03.09.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 586, НГР RU19000201200806)
(с изменениями от 26.10.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 716, НГР RU19000201201005)
(с изменениями от 21.11.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 788, НГР RU19000201201112)
(с изменениями от 27.12.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 916, НГР RU19000201201252)
(с изменениями от 02.04.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 170, НГР RU19000201300187)
(с изменениями от 13.12.2013 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 695, НГР RU19000201300929)
(фактически утратило силу)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" и в целях обеспечения экологической безопасности окружающей среды и населения Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Хакасия (2011-2013 годы)" (приложение).
2. Признать утратившими силу с 01 января 2011 года постановления Правительства Республики Хакасия:
от 10.11.2009 N 487 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы";
от 30.07.2010 N 392 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2009 года N 487 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы";
от 03.11.2010 N 564 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую программу "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2009 N 487".
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Экологическая безопасность Республики Хакасия (2011-2013 годы)"
Наименование | - долгосрочная республиканская целевая программа "Экологическая безопасность Республики Хакасия (2011-2013 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование | - постановление Правительства Республики Хакасия от 21.09.2010 N 484 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" |
Государственные заказчики | - Министерство регионального развития Республики Хакасия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия |
Цель | - предупреждение и ликвидация негативного воздействия природного и антропогенного характера |
Задачи | - в сфере безопасности обращения с отходами - обеспечение нормативной санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки населенных пунктов и объектов окружающей среды республики за счет оптимизации структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов; |
Показатели результативности (целевые индикаторы) | - в сфере безопасности обращения с отходами - снижение количества отходов, размещаемых в настоящее время на несанкционированных свалках (нарастающим итогом): |
Сроки и этапы реализации | - 2011-2013 годы (этапы не предусматриваются) |
Перечень подпрограмм | - "Безопасность обращения с отходами Республики Хакасия"; |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования мероприятий |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - снижение количества отходов, размещаемых в настоящее время на несанкционированных свалках, на 31% за счет строительства и ввода в эксплуатацию трех муниципальных полигонов ТБО; |
Достижение целей, поставленных в Программе, реализуется решением двух проблем: организация сбора, транспортировки, утилизации бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности, обеспечением снижения факторов риска здоровью населения и обеспечение безаварийного пропуска половодья и паводковых вод на территории Республики Хакасия, повышение уровня защиты населения от последствий воздействия водной среды.
Приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Хакасия является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.
Сложившаяся в Республике Хакасия ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения республики.
На 100 необустроенных объектах размещения отходов (свалках), занимающих площадь 277,896 га, ежегодно размещается 534 тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных отходов, из которых 56,5% являются отходами IV класса опасности, образованными населением республики и социальной инфраструктурой поселений.
Эксплуатация практически всех свалок осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм и правил. Размещение ТБО г. Саяногорска на существующей свалке привело к загрязнению подземных вод. В связи с переполнением свалки ТБО г. Абазы создалась ситуация, близкая к чрезвычайной. Свалки поселений эксплуатируются с нарушением правил обращения с отходами. В связи с этим происходит возгорание отходов, что способствует загрязнению атмосферного воздуха вредными химическими веществами (сероводород, индол, скатол и т.п.). Свалочный фильтрат, содержащий вредные химические и биохимические препараты, загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а затем в открытые водоемы. Наиболее проблемными территориями по размещениям ТБО являются населенные пункты, расположенные в пойме реки Абакан. При возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, попадают в воды реки Абакан, что может стать источником массового заболевания людей и животных.
Места свалок являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры и паразитической микро- и макрофауны. При положительной температуре на свалках активно развиваются переносчики инфекционных заболеваний (патогенная микрофлора) и гельминтофауна, мухи и грызуны. Переносу инфекционных заболеваний способствуют и представители орнитофауны, в первую очередь, вороны.
Наличие возле поселений не обустроенных для размещения ТБО мест делает прилегающие к дорогам земли не пригодными для сельскохозяйственных нужд, так как вдоль дорог к поселениям выбрасываются бытовой мусор и другие отходы. Ветер разносит полиэтиленовые пакеты, бумагу на большие расстояния, что засоряет близлежащие земли.
Сложившаяся ситуация усугубляется произошедшими изменениями в разграничении полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с которыми решение вопросов утилизации и переработки отходов входит в полномочия органов местного самоуправления. Однако они не в состоянии самостоятельно решить данную проблему, поскольку большинство районов республики являются дотационными.
Финансирование обустройства маломощных объектов размещения ТБО для отдельных сельских поселений нецелесообразно, так как эксплуатация таких объектов экономически не оправдана. Кроме того, это противоречит полномочиям, определенным федеральными законами для органов местного самоуправления поселений.
Основным направлением по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления должно быть создание системы управления безопасного обращения с отходами IV класса опасности. Уровень безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления может быть существенно повышен за счет создания системы управления обращением с ТБО, основанной на применении элементов инновационных технологий коммунального хозяйства.
На территории Республики Хакасия остаются неудовлетворительными состояние и эксплуатация гидротехнических сооружений (далее - ГТС), что с каждым годом увеличивает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.
Результаты обследования ГТС на территории республики свидетельствуют о том, что:
многие сооружения построены более 25 лет назад;
абсолютное большинство сооружений построено хозяйственным способом, без проекта;
проектно-сметная документация на значительную часть ГТС, построенных по проектам, утеряна их бывшими владельцами;
часть ГТС потеряла свою хозяйственную и социальную значимость.
В 2010 году из 280 ГТС республиканской, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС 189 требуют проведения ремонта (находятся в аварийном, предаварийном или неудовлетворительном состоянии). В случае их разрушения будет нанесен значительный материальный ущерб населению, объектам экономики и окружающей среде.
Положение безопасности населения усугубляется заилением, засорением русел рек, что снижает их пропускную способность, создаются предпосылки возникновения ледяных заторов, паводковых затоплений, наледных образований и эрозийных процессов берегов водных объектов.
На основании анализа состояния ГТС, увеличения обращений глав муниципальных образований и населения об угрозах и возникновении чрезвычайных ситуаций при разрушении берегов водных объектов и наледных подтоплений начата работа по установлению собственников бесхозяйных сооружений, разработке деклараций безопасности сооружений и включению сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений, а также в соответствии с федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" сформирован перечень первоочередных проблемных мероприятий, решение которых целесообразно осуществить программно-целевым методом.
Целью Программы являются предупреждение и ликвидация негативного воздействия природного и антропогенного характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
в сфере безопасности обращения с отходами - обеспечение нормативной санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки населенных пунктов и объектов окружающей среды республики за счет оптимизации структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов;
в сфере развития водохозяйственного комплекса - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Срок реализации Программы - 2011-2013 годы.
Основные мероприятия Программы выполняются в рамках реализации подпрограмм, перечень которых с указанием объема финансирования представлен в таблице.
N п/п | Наименование подпрограммы, источник финансирования | Объем финансирования, | Государственный заказчик | |||
по годам | всего | |||||
2011 | 2012 | 2013 | ||||
1 | Безопасность обращения с отходами Республики Хакасия | 20000 | 20658 | 18594 | 59252 | Минрегион Хакасии, Минприроды Хакасии |
Республиканский бюджет Республики Хакасия | 20000 | 20658 | 18594 | 59252 | ||
Субсидии бюджетам муниципальных образований | 20000 | 20658 | 18594 | 59252 | ||
2 | Развитие водохозяйственного комплекса Республики Хакасия | 42611 | 53005 | 41631 | 137247 | |
Республиканский бюджет Республики Хакасия | 42611 | 53005 | 41631 | 137247 | ||
3 | ВСЕГО на реализацию Программы | 62611 | 73663 | 60225 | 196499 | |
Республиканский бюджет Республики Хакасия | 62611 | 73663 | 60225 | 196499 | ||
Субсидии бюджетам муниципальных образований | 20000 | 20658 | 18594 | 59252 |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 196499 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет Республики Хакасия - 196499 тыс. рублей, из них 2011 год - 62611 тыс. рублей; 2012 год - 73663 тыс. рублей; 2013 год - 60225 тыс. рублей.
Подпрограммой "Безопасность обращения с отходами Республики Хакасия" предусматривается выполнение мероприятий на сумму 59252 тыс. рублей, в том числе: