Приложение к Приказу Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 3 июля 2017 г. N 948/пр
НЦС 81-02-08-2017
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
СБОРНИК N 08. Автомобильные дороги
1. Укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС), приведенные в настоящем сборнике, предназначены для определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, планирования инвестиций (капитальных вложений), иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, строительства автомобильных дорог, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
2. Показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2017 для базового района (Московская область).
3. Показатели НЦС представляют собой сумму денежных средств, необходимую для строительства автомобильных дорог, рассчитанную на установленную единицу измерения (1 км автомобильной дороги; 100 м пересечения и примыкания, велосипедных дорожек; 1 м площадки отдыха; 100 п.м. шумозащитных экранов, водопропускных труб; 1 п.м. подпорных стен).
4. Для расчета инвестиционной стоимости объекта строительства показатели сборника НЦС-08 рекомендуется применять совместно с НЦС-09 "Мосты и путепроводы" (мостовые переходы, эстакады съездов, надземные пешеходные переходы), НЦС-16 "Малые архитектурные формы" (дорожки и тротуары, ограждение территории, пешеходные ограждения), НЦС-17 "Озеленение", НЦС-19 "Объекты городской инфраструктуры" (очистные сооружения очистки ливневых (дождевых) и талых вод) и прочими НЦС для определения стоимости комплексного сооружения.
5. Сборник состоит из следующих частей:
Часть 1. Автомобильные дороги общего пользования.
Раздел 1. Автомобильные дороги I категории.
Раздел 2. Автомобильные дороги II категории.
Раздел 3. Автомобильные дороги III категории.
Раздел 4. Автомобильные дороги IV категории.
Раздел 5. Автомобильные дороги V категории.
Часть 2. Пересечения и примыкания.
Раздел 6. Пересечения и примыкания.
Часть 3. Улично-дорожная сеть населенных пунктов.
Раздел 7. Велосипедные дорожки.
Раздел 8. Площадки отдыха.
Часть 4. Защитные инженерные сооружения.
Раздел 9. Подпорные стены.
Раздел 10. Шумозащитные экраны.
Часть 5. Искусственные сооружения.
Раздел 11. Водопропускные трубы.
6. Показатели НЦС разработаны для объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам, и обеспечивающих оптимальный уровень комфорта.
7. Показатели НЦС разработаны по ресурсно-технологическим моделям, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии с действующими на момент разработки НЦС строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
8. В показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ по строительству автомобильных дорог в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
9. Показатели НЦС учитывают стоимость строительных материалов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
10. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.
11. Показатели НЦС не учитывают следующие затраты:
- плата за землю и земельный налог в период строительства;
- снос зданий и сооружений;
- плату за временный и постоянный отвод земель;
- подготовку территории строительства, очистку территории строительства от леса и кустарника;
- замена грунта, непригодного для строительства;
- размещение излишков грунта на специальных полигонах;
- разработка грунта в карьере для строительства насыпи;
- применение черного щебня;
- устройство разделительных полос (за исключением дорог 1 категории);
- переустройство и вынос коммуникаций, железнодорожных и трамвайных путей;
- дополнительные мероприятия, связанные с охраной окружающей природной среды;
- устройство регуляционных сооружений;
- сооружения, устройства и оборудование сигнализации, связи;
- устройство средств технического регулирования дорожного движения (светофорных объектов), информационных табло, АСУДД;
- устройство пешеходных ограждений;
- строительство очистных сооружений;
- установка фундаментов и опорных конструкций под дорожные знаки;
- осуществление строительства "вахтовым методом" и затраты по содержанию вахтовых поселков, командировочные расходы, перевозка рабочих;
- передислокацию строительных организаций;
- строительство и содержание временных автомобильных дорог;
- получение электроэнергии от передвижных электростанций;
- противопаводковые мероприятия;
- устройство мероприятий для маломобильных групп населения (укладка тактильной плитки, устройство пандусов);
- затраты, вызванные консервацией объекта (прекращением строительства объекта по какой-либо причине).
Стоимость указанных работ следует определять дополнительно.
12. Показатели НЦС на устройство автомобильных дорог дифференцированы в зависимости от категории автомобильных дорог, числа полос движения (1-но, 2-х, 4-х, 6-и, 8-и полосные), состава работ.
13. Показатели НЦС автомобильных дорог и транспортных развязок учитывают затраты на выполнение работ:
земляное полотно:
- снятие растительного грунта;
- замена грунта (в показателях учтено 50% местного, 50% привозного грунта);
- рыхление грунта, уплотнение грунта и полив уплотняемого грунта водой;
- подвозка/вывоз грунта;
- разработка грунта для устройства насыпи;
- возведение насыпей;
- планировка площадей и откосов, уплотнение насыпи катками;
- укрепление откосов земляного полотна посевом многолетних трав;
- устройство водоотвода (без учета устройства бортового камня вдоль всей проезжей части);
дорожная одежда:
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песка;
- устройство оснований из щебеночно-гравийно-песчаных смесей, с проливкой слоев органическими и неорганическими вяжущими;
- устройство оснований методом заклинки из щебня;
- устройство оснований из щебеночно-гравийных смесей непрерывной гранулометрии;
- устройство асфальтобетонного или цементобетонного покрытия;
- устройство и укрепление обочин;
- устройство разделительных полос (для дорог 1 категории);
- устройство остановочных полос;
обстановка и обустройство:
- установка бесфундаментных дорожных знаков;
- устройство дорожных ограждений барьерного типа при устройстве разделительных полос дорог I категории и направляющих устройств;
- устройство дорожной разметки (осевой линии) для разделения транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дороге, имеющей две или три полосы движения, а также разметки для обозначения границ полос движения при их числе две и более в одном направлении.
14. К показателям НЦС дополнительно учитывается устройство искусственного наружного освещения на автомобильной дороге - стоимости наружного освещения приведены в таблице 1 в зависимости от расположения опор на автомобильной дороге и их направленности. В стоимости работ учтены светильники TDM, ЖКУ.
Стоимость наружного освещения в зависимости от расположения опор на 1 км автодороги
Таблица 1
Расположение опор освещения на автомобильной дороге | Ед.изм. | Стоимость, тыс.руб. |
на обочине по одной стороне (однонаправленные) | 1 км | 2722 |
на разделительной полосе (разнонаправленные) | 1 км | 3130 |
Показатели таблицы 1 обеспечивают требования по освещенности для дорог вне города.
15. В показателях НЦС учтена высота земляного полотна 1,7 м исходя из требования норм по снегозаносимости для Московской области и соотношении 50% на 50% местного грунта из выемки и засыпки привозного песка. При изменении высоты насыпи земляного полотна применять коэффициенты, по таблице 2.