Недействующий

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 мая 2017 года N 146-р

Об утверждении требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга

(с изменениями на 7 ноября 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 октября 2021 года на основании распоряжения
 Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и
 обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга
 от 26 октября 2021 года N 545-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 7 ноября 2017 года N 305-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 10.11.2017).

____________________________________________________________________



В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия:

1. Утвердить прилагаемые требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга согласно Приложению.

2. Отделу координации аварийных работ (И.К.Березин) организовать и вести учет (реестр) загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов Санкт-Петербурга с целью определения потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды.

3. Рекомендовать Администрациям районов Санкт-Петербурга:

3.1. Разработать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории районов города.

3.2. Заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды на территории района предприятиями, организациями (учреждениями), имеющими в своей деятельности оборот с нефтью и нефтепродуктами.

4. Рекомендовать предприятиям, организациям (учреждениям), осуществляющим переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга, независимо от форм собственности:

4.1. Разработать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для поддержания необходимых сил и средств в постоянной готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных разливом нефти и нефтепродуктов.

4.2. Иметь аварийный запас сорбентов и других средств с учётом максимально возможного объёма разлива нефти и нефтепродуктов.

4.3. Иметь страховое обеспечение, позволяющее возместить ущерб с учётом максимально возможного объёма разлива нефти и нефтепродуктов с экономическим обоснованием.

4.4. Обеспечить безопасное временное хранение собранных нефтепродуктов и замазученного мусора до их последующей транспортировки на утилизацию в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию.

5. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

Председатель Комитета
И.А.Григорьев


Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

9 июня 2017 года

Регистрационный N 22348

     

     

Приложение
к распоряжению Комитета по
природопользованию, охране
окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности
от 25 мая 2017 года N 146-р

     

Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга



1. Настоящие требования разработаны на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (далее - постановление Правительства N 613), от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 240), от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 1189), приказа МЧС Российской Федерации от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (далее - приказ МЧС РФ от 28.12.2004 N 621), с учетом особенностей территорий Санкт-Петербурга, характера расположения города в устье реки Невы.

2. Настоящие требования предназначены для формирования единого порядка разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Санкт-Петербурга (далее - планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - календарные планы).

3. Настоящие требования обязательны для организаций, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами (далее - организации), комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности районов города (далее - КЧС и ОПБ района), комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее - ЧС(Н), в зависимости от величины объема, в соответствии с пунктом 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства N 613.

5. Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения к разряду ЧС(Н) определяется на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".

6. В соответствии с требованиями постановлений Правительства N 613 и N 240 максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов для следующих объектов составляет:

- нефтеналивное судно - 2 танка;

- нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;

- стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

- автоцистерна - 100 процентов объема;

- железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;

- трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Из указанного списка, для определения максимальных разливов нефти и нефтепродуктов на акватории выделены следующие объекты:

- нефтеналивные суда;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - плавучие автозаправочные станции на р.Неве.

Транспортировка нефтепродуктов по р.Неве в основном обеспечивается танкерами "река-море" типа "Волго-Нефть" проекта N 550/558, 550А и N 1577 дедвейтом до 4980 тонн. Объем 2-х танков максимальной вместимости танкера "Волго-Нефть", указанных проектов, составляет около 1420 м ~ 1407 тонн.

Помимо транспортировки на акватории осуществляется бункеровка и заправка топливом судов с судов-бункеровщиков и плавучих АЗС:

- при бункеровке судов на акватории р.Невы и Невской губы, максимальный объем разлива нефтепродуктов при повреждении судна бункеровщика составит 1016 м ~ 1007 тонн;

- при заправке судов с плавучей АЗС, максимальный объем разлива нефтепродуктов при разгерметизации емкостей АЗС составит 50 м ~ 43 тонны.

Объекты, которые не отмечены в вышеперечисленных постановлениях Правительства Российской Федерации и с которых также возможны разливы нефтепродуктов, объем которых можно ориентировочно оценить:

- топливные танки сухогрузных и пассажирских судов - до 200 тонн;

- грузовые шланги судов бункерщиков, используемых для прегрузки нефтепродуктов на бункеруемое судно - до 30 м ~ 26 тонн;

- прогулочные катера и экскурсионные суда (топливные танки), например теплоходы "Охтинка", "Фонтанка", "Чижик") - не более 3 тонн;

- маломерные суда - не более 0,3 тонн;

- выпуски сточных вод - до 100 тонн.

7. В зависимости от уровня возможной ЧС(Н) организации разрабатывают планы соответствующего уровня: локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также календарные планы соответствующего уровня и для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих планов в подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и их звеньях, планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н).

8. Организации предоставляют по одному экземпляру разработанных и утвержденных в установленном порядке планов в комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации района Санкт-Петербурга (далее - КЧС и ОПБ района), на территории которого организация осуществляет хозяйственную и иную деятельность, для информации и в Главное управление МЧС России по г.Санкт-Петербургу для согласования.

9. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет по природопользованию) разрабатывает план ЛРН территориальной подсистемы РСЧС для Санкт-Петербурга.

10. Планы организаций при определении состава сил и средств при учете особенностей районов возможной ЧС(Н) должны учитывать требования постановления Правительства N 1189 и содержать:

- для района Невской Губы - силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение в условиях мелководья, прибрежной растительности и на береговое полосе;

- для района судового хода реки Невы - силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение на акватории в условиях сильного течения, а также силы и средства для очистки набережных;

- для рек и каналов центральной части города - силы и средства, способные ликвидировать нефтяное загрязнение на акватории, а также силы и средства для очистки набережных;

- для малых рек и каналов и обособленных водных объектов - силы и средства, способные доставить и работать с акватории и берега, для ликвидации нефтяного загрязнения;

- для участка акватории Финского залива со стороны Курортного района Санкт-Петербурга - суда соответствующего класса Регистра судоходства, а также силы и средства для ликвидации разлива нефтепродуктов на береговой полосе.

11. Структура планов, соответствующих им календарных планов, а также сроки введения их в действие определяются приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.

12. Планы и календарные планы организаций для локального уровня утверждаются их руководителями и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС(Н), в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления по согласованию с Северо-Западным управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу по согласованию с Ростехнадзором. Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.

Планы и календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу по согласованию с Ростехнадзором и Комитетом по природопользованию.

Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС утверждаются Главным управлением МЧС России по г.Санкт-Петербургу после согласования с Ростехнадзором и Комитетом по природопользованию.

Планы и календарные планы организаций на морских акваториях согласовываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства N 1189.

13. Утверждение планов организаций регионального и федерального уровней, а также планов функциональных подсистем РСЧС, звеньев функциональных подсистем РСЧС, территориальной подсистемы РСЧС Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.

14. В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработка, согласование и утверждение планов должны осуществляться в указанные ниже сроки с момента введения в действие настоящих требований, а также после государственной регистрации вновь создаваемых организаций и прав на созданные объекты.

Планы организаций:

- объектового и местного уровней - четыре месяца;

- территориального уровня - шесть месяцев;

- регионального уровня - девять месяцев;

- федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев.

Планы ОМС - шесть месяцев.

Планы территориальных подсистем РСЧС - девять месяцев.

Планы регионов - двенадцать месяцев.

Планы функциональных подсистем РСЧС - двенадцать месяцев.

Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальные - шесть месяцев, региональные - двенадцать месяцев.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»