Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО

ПИСЬМО

от 18 мая 2017 года N 06-517

О дополнительных мерах



Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) с целью принятия дополнительных мер по обеспечению профессиональным образованием и обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью сообщает следующее.

Конвенцией о правах инвалидов определено, что инвалиды должны иметь доступ к профессиональному образованию в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе.

В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В рамках исполнения пункта 9 Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 23 мая 2016 г. N 3467п-П8, Департамент проводит мониторинг по вопросу планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - мониторинг).

Также с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по приему на обучение в профессиональные образовательные организации лиц с ОВЗ и инвалидностью направляем методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Просим организовать работу в указанном направлении деятельности.

Сведения мониторинга необходимо заполнить на сайте Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) https://miccedu.ru в выделенных "рабочих кабинетах" в разделе "Среднее профессиональное образование".

Коды доступа ("Имя" и "Пароль") для работы в "рабочем кабинете" остаются прежними.

Приложение 1 в формате PDF необходимо прикрепить до 25 мая 2017 г. в рабочем кабинете, в окне сбора данных.

Врио директора Департамента
И.А.Черноскутова

     

     

     

     

          Приложение 1

(наименование субъекта Российской Федерации)

    

Мониторинг планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам

     

     

     

          

Таблица

N строки

В 9 классе*

Планируют продолжить

Численность обучающихся 9 классов, планирующих продолжить обучение по программам

обучение в 10 классе

профессио-
нального обучения

профессио-
нального обучения на базе адаптированных основных общеобразо-
вательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифици-
рованных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-инва-
лиды (инва-
лиды)

________________

* Контингент инвалидов и лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября 2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям.

1

2

4**

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

_______________

** Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)

01

Из них (из стр.01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

02

Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

03

Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

04

x

x

x

x

x

x

     
Продолжение таблицы

N строки

В 11 (12) классах*

Численность обучающихся 11 (12) классов, планирующих продолжить обучение по программам

профессио-
нального обучения

профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразо-
вательных программ (для лиц с различными формами умственной отсталости)

подготовки квалифици-
рованных рабочих, служащих

подготовки специалистов среднего звена

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

Лица с ОВЗ и дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

из них дети-
инва-
лиды (инва-
лиды)

________________

* Контингент инвалидов и лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября 2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям.

1

2

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04)

01

Из них (из стр.01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

02

Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

03

Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

04

x

x

x

x

x

x


Руководитель

(органа государственной власти
субъекта РФ или уполномоченного
органа субъекта РФ в сфере образования)

(подпись)

(Ф.И.О.)

М.П.

Исполнитель

Тел.

Эл. почта

(Ф.И.О.)

     

     

     

     

          Приложение 2

     

Методические рекомендации по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения

     

     

     

     

          1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на получение среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;

Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;

Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г.* N 1309;

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 9 ноября 2015 г.". - Примечание изготовителя базы данных.


Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Директора департамента государственной политики в сфере рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.

1.2. Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования и профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.3. При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти в сферах образования, труда и занятости населения, социальной защиты населения, органов муниципальной власти, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, и работодателей.

1.4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с участием органов муниципального образования рекомендуется осуществлять мониторинг, направленный на выявление количества выпускников с ОВЗ, в том числе обучавшихся по основным адаптированным общеобразовательным программам образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, с целью прогнозирования количества потенциальных абитуриентов образовательных организаций профессионального образования в субъекте Российской Федерации в текущем году.

1.5. Формирование объемов государственного задания на реализацию программ профессионального обучения проводится с учетом данных мониторинга, направленного на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, желающих поступать на обучение в профессиональные образовательные организации и потребностей органов муниципального образования, региональных рынков труда.

2. Используемые термины, определения, сокращения


Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Базовая профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданная в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»