ПИСЬМО
от 18 мая 2017 года N 06-517
О дополнительных мерах
Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) с целью принятия дополнительных мер по обеспечению профессиональным образованием и обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью сообщает следующее.
Конвенцией о правах инвалидов определено, что инвалиды должны иметь доступ к профессиональному образованию в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе.
В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В рамках исполнения пункта 9 Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 23 мая 2016 г. N 3467п-П8, Департамент проводит мониторинг по вопросу планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - мониторинг).
Также с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по приему на обучение в профессиональные образовательные организации лиц с ОВЗ и инвалидностью направляем методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ОВЗ и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Просим организовать работу в указанном направлении деятельности.
Сведения мониторинга необходимо заполнить на сайте Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) https://miccedu.ru в выделенных "рабочих кабинетах" в разделе "Среднее профессиональное образование".
Коды доступа ("Имя" и "Пароль") для работы в "рабочем кабинете" остаются прежними.
Приложение 1 в формате PDF необходимо прикрепить до 25 мая 2017 г. в рабочем кабинете, в окне сбора данных.
Врио директора Департамента
И.А.Черноскутова
(наименование субъекта Российской Федерации) |
Мониторинг планируемого приема в профессиональные образовательные организации на программы среднего профессионального образования и профессионального обучения профессионального обучения выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам
Таблица
N строки | В 9 классе* | Планируют продолжить | Численность обучающихся 9 классов, планирующих продолжить обучение по программам | ||||||||||
обучение в 10 классе | профессио- | профессио- | подготовки квалифици- | подготовки специалистов среднего звена | |||||||||
Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети-инва- | ||
________________ * Контингент инвалидов и лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября 2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям. | |||||||||||||
1 | 2 | 4** | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
_______________ ** Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных. | |||||||||||||
Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04) | 01 | ||||||||||||
Из них (из стр.01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 02 | ||||||||||||
Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 03 | ||||||||||||
Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 04 | x | x | x | x | x | x |
Продолжение таблицы
N строки | В 11 (12) классах* | Численность обучающихся 11 (12) классов, планирующих продолжить обучение по программам | |||||||||
профессио- | профессионального обучения на базе адаптированных основных общеобразо- | подготовки квалифици- | подготовки специалистов среднего звена | ||||||||
Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | Лица с ОВЗ и дети- | из них дети- | ||
________________ * Контингент инвалидов и лиц с ОВЗ в организациях, осуществляющих подготовку по программам общего образования (форма ФСН N ОО-1, на 1 октября 2016 г.) в 9 и 11 (12) классах, по трем категориям. | |||||||||||
1 | 2 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Численность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) (сумма строк 02 - 04) | 01 | ||||||||||
Из них (из стр.01) в классах, кроме классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 02 | ||||||||||
Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 03 | ||||||||||
Из них (из стр.01) в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 04 | x | x | x | x | x | x |
Руководитель | ||||||||||
(органа государственной власти | (подпись) | (Ф.И.О.) | ||||||||
М.П. | ||||||||||
Исполнитель | Тел. | Эл. почта | ||||||||
(Ф.И.О.) |
Методические рекомендации по организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения
1.1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью на получение среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Конвенцией ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года;
Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464;
Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36;
Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 января 2015 г.* N 1309;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 9 ноября 2015 г.". - Примечание изготовителя базы данных.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292;
Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, письмо Директора департамента государственной политики в сфере рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 06-281;
Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515.
1.2. Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью профессионального образования и профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
1.3. При организации и осуществлении эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в субъекте Российской Федерации необходимо взаимодействие органов исполнительной власти в сферах образования, труда и занятости населения, социальной защиты населения, органов муниципальной власти, образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, и работодателей.
1.4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с участием органов муниципального образования рекомендуется осуществлять мониторинг, направленный на выявление количества выпускников с ОВЗ, в том числе обучавшихся по основным адаптированным общеобразовательным программам образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, с целью прогнозирования количества потенциальных абитуриентов образовательных организаций профессионального образования в субъекте Российской Федерации в текущем году.
1.5. Формирование объемов государственного задания на реализацию программ профессионального обучения проводится с учетом данных мониторинга, направленного на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, желающих поступать на обучение в профессиональные образовательные организации и потребностей органов муниципального образования, региональных рынков труда.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Базовая профессиональная образовательная организация - профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданная в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.