УТВЕРЖДАЮ
начальник Управления
государственного надзора
в сфере труда Роструда
Е.Н.Иванов
7 апреля 2017 года

     

Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев



Используемые условные сокращения:

АИС ГИТ - Автоматизированная информационная система;

АП - Административное производство;

ГИТ - Государственная инспекция труда;

ГИТСТАТ - Модуль статотчетности;

ГУВД - Главное Управление внутренних дел;

ГрК - Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Договор ГПХ - Договор гражданско-правового характера;

ДМС - Добровольное медицинское страхование;

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие;

Инспектор - государственный инспектор труда;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

НС - несчастный случай;

ОМС - Обязательное медицинское страхование;

ППР - Проект производства работ;

ПОС - Проект организации строительства;

Родственник - законный представитель пострадавшего работника или иное доверенное лицо погибшего работника;

СК - Следственный комитет Российской Федерации;

СМИ - Средства массовой информации;

СИЗ - Средства индивидуальной защиты;

СОУТ - Специальная оценка условий труда;

ТД - Трудовой договор;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

ФЗ - Федеральный закон;

ФСС РФ - Фонд социального страхования Российской Федерации.

Раздел 1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая

1.1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях наиболее полного исполнения статей 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень основных правовых актов и нормативных документов, которыми следует руководствоваться государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев:

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 N 157 "О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)";

- постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

- приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";

- приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";

- приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";

- приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами"";

- приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам";

- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426 "О специальной оценке условий труда";

- Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н;

- другие документы.

1.2. Заключение соглашений


В целях незамедлительного получения информации и оперативного обмена информацией о тяжелых, смертельных несчастных случаях и организации выезда на место НС ГИТ необходимо заключить соглашения с ГУВД и Следственными комитетами субъектов Российской Федерации, а также необходимо заключить соглашение о взаимодействии между ГИТ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения (в том числе с учетом приказа Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 N 1045н).

Основные вопросы, которые должны быть отражены в соглашениях:

1. Процедура обмена информацией о несчастных случаях между органами.

2. Порядок осмотра места несчастного случая.

3. Документация, подлежащая изучению при осмотре места НС.

4. Порядок опроса очевидцев НС и должностных лиц.

5. Процедура установления организаций или индивидуальных предпринимателей, которыми выполнялись работы, при выполнении которых здоровью или жизни пострадавшего причинен вред.

6. Порядок вручения запроса на предоставление необходимых документов.

1.3. Общие вопросы по организации расследования НС


Издать приказ ГИТ о порядке регистрации поступающей информации о происшедших несчастных случаях в регионе (разместить на сайте информацию о порядке и сроках предоставления работодателями извещений о произошедших НС).

При получении ГИТ извещения о НС необходимо проверить извещение на предмет соответствия установленной приложением 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" форме, а также полноты заполнения сведений, тем самым решить вопрос о возбуждении административного производства (при выявлении неполной, недостоверной информации, либо направления извещения по неустановленной форме). Наряду с этим необходимо установить своевременность направления работодателем извещения о НС (в течение суток с момента происшествия). В случае нарушения сроков подачи извещения работодатель и должностное лицо, ответственное за направление извещения в организации, установленные ТК РФ, привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Поступившие в ГИТ извещения о несчастных случаях на производстве подлежат регистрации в системе АИС ГИТ и ГИТСТАТ. Также регистрации подлежит информация о случаях травматизма, поступающая из следственных, правоохранительных органов и учреждений здравоохранения.

В целях обеспечения работы территориальной ГИТ по осуществлению выездов на место НС, осуществления необходимых мероприятий, связанных с несчастными случаями, необходимо провести следующие мероприятия:

1. Назначить ответственное должностное лицо в территориальной ГИТ.

2. Ежемесячно разрабатывать и доводить до должностных лиц график дежурств по выездам на несчастные случаи.

Порядок действий ответственных должностных лиц:

1. Ответственное должностное лицо в территориальной ГИТ независимо от времени суток, выходных или праздничных дней использует постоянно включенное мобильное устройство связи с возможностью подключения электронной почты.

2. Ответственное должностное лицо ГИТ по факту поступления информации о произошедшем несчастном случае доводит информацию до должностного лица, осуществляющего дежурство согласно графику дежурств по выезду на НС.

3. Дежурство должностных лиц, осуществляющих выезды на место несчастного случая, осуществляется круглосуточно (вне рабочего времени осуществляется удаленно).

Лица, осуществляющие дежурство, по факту выезда в обязательном порядке докладывают первоначальные сведения о произошедшем несчастном случае ответственному должностному лицу.

1.4. Предварительный сбор документов по НС

1.4.1. Выезд инспектора на место НС совместно с сотрудниками СК.

Соглашением между ГИТ и Следственным комитетом Российской Федерации устанавливается определенный порядок действий (для каждого субъекта Российской Федерации) по организации совместного выезда на место НС, по сообщению о нарушении требований охраны труда, а также о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных работ, повлекших тяжкий вред здоровью или смерть человека.

1.4.2. Порядок организации работы в случае совместного выезда на место НС с сотрудниками СК.

После получения информации от СК о произошедшем тяжелом НС либо НС со смертельным исходом инспектор, находящийся на дежурстве, согласно графику дежурств осуществляет выезд на место НС. При поступлении информации о НС в ГИТ из других источников (органов МВД России, МЧС России, медицинских учреждений и др.) инспектор информирует руководителя следственного отдела района, в котором произошел несчастный случай, и согласовывает время совместного выезда на место НС. Информирование осуществляется по телефонам, указанным в соглашении.

После прибытия на место инспектор по возможности предлагает следователю обратить внимание на предметы, от которых пострадавший получил повреждения, а также на те предметы, которые относятся к средствам обеспечения безопасности и средствам индивидуальной защиты (ограждения, строительные каски, страховочные пояса и т.д.), из-за отсутствия или ненадлежащего исполнения которых пострадавший получил повреждения либо погиб. В случае представления опасности для осмотра определенных мест на объекте (при осмотре мест вблизи открытых перепадов высоты более 1,8 метра, мест с ограниченной видимостью, труднодоступных мест и т.д.) необходимо применять выданные в ГИТ СИЗ либо обязать руководителя организации, на которой произошел НС, обеспечить таковыми.

Также в рамках совместного осмотра необходимо при возможности сделать копии всей имеющейся на объекте документации, определяющей обеспечение безопасных условий производственного процесса (журналы инструктажей, ППР, ПОС и др.), а также все документы по охране труда, имеющие отношение к пострадавшему (карточки учета выдачи СИЗ, документы по проведенной СОУТ, документы по проведенным медицинским осмотрам, документы, подтверждающие прохождение пострадавшим обучения по охране труда, по профессии и т.д.).

В необходимых случаях принимать участие в проведении опроса очевидцев должностных лиц. В ходе опроса имеющихся на объекте должностных лиц установить организации и индивидуальных предпринимателей, которые проводили работы на объекте (полное наименование, юридические и фактические адреса, телефоны, а также структуру взаимоотношений организаций). Установить обязанности на каждое должностное лицо по соблюдению требований безопасности при ведении работ. В обязательном порядке получить объяснения от работников и руководителей объекта с целью установления факта наличия трудовых отношений или других правоотношений между пострадавшим и работодателем. При этом необходимо выяснить, какой период времени работник проработал на объекте, когда и где он получал заработную плату, заключал ли он какие-либо договоры с работодателем, кто именно допустил его к работе, как был организован производственный процесс, каким образом давались задания и контролировалось ли их исполнение, кто и как контролировал безопасные условия выполнения работ, проводилось ли с пострадавшим обучение по безопасному проведению работ и т.д.

1.4.3. По итогам выезда на место НС инспектором готовится служебная записка по факту выезда, содержащая основную информацию о НС с приложением следующих документов:

- фотографии объекта, где произошел НС, места НС, пострадавшего, документов, имеющихся на месте НС;

- наименование организации, работником которой являлся пострадавший (юридический и фактический адреса, Ф.И.О. руководителя);

- контактные данные организации, ее руководителя, ИНН, ОГРН;

- копии документов, устанавливающих правоотношения между работодателем и пострадавшим (по возможности);

- Ф.И.О. пострадавшего, копии документов, удостоверяющих личность пострадавшего (по возможности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»