ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ


РЕШЕНИЕ


от 14 апреля 2017 года N 7

     

Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы


Высший Евразийский экономический совет

решил:

1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы.

2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы.

Члены Высшего
Евразийского экономического совета:

от Республики Армения

от Республики Беларусь

от Республики Казахстан

от Кыргызской Республики

от Российской Федерации

     

     

     
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 14 апреля 2017 года N 7

     

Основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы



Настоящий документ разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлен на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28.

Экономическое развитие государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в 2016 году было обусловлено необходимостью их адаптации к сложившимся внешним условиям и преодоления негативных последствий воздействия ряда внешних шоков последних лет, связанных в первую очередь со снижением цен на основные экспортируемые товары и ухудшением экономической ситуации в мировой экономике и странах - основных торговых партнерах.

Дополнительным негативным фактором, влияющим на развитие экономик государств-членов, стало продление действия ограничительных (санкционных) мер в отношении Российской Федерации со стороны ряда стран и международных организаций, связанных с доступом к внешнему финансированию, товарам и технологиям, а также реализацией совместных проектов.

Темпы роста мировой экономики в 2016 году по оценкам Международного валютного фонда и Всемирного банка замедлились и были ниже, чем ожидалось. Замедление или снижение темпов экономического роста было характерно в той или иной мере для всех крупнейших экономик мира, включая Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Китайскую Народную Республику, страны Латинской Америки, при этом наиболее выраженным являлось замедление роста в крупных развивающихся странах и странах - экспортерах сырьевых товаров.

В соответствии с прогнозными оценками Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2017 году предполагается ускорение темпов роста мировой экономики в основном за счет восстановления деловой активности в развивающихся странах. Основными понижательными рисками для роста мировой экономики являются политическая и экономическая неопределенность, нестабильность на финансовых рынках, низкий уровень деловой активности в развитых странах, замедление притока инвестиций в развивающиеся страны, сдерживающее рост производительности, а также ухудшение условий и снижение объемов мировой торговли.

Постепенное повышение спроса на нефть, обусловленное продолжающимся мировым экономическим ростом, в совокупности с сокращением добычи нефти странами-производителями будет способствовать достижению баланса спроса и предложения. Также ожидаются стабилизация ситуации и нарастание положительных тенденций на других сырьевых рынках.

В этих условиях государствами-членами проводилась экономическая политика, направленная на смягчение воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на их экономики посредством принятия мер, необходимых для достижения макроэкономической устойчивости и поддержки ряда отраслей и секторов экономики.

В результате принятых правительствами и национальными (центральными) банками государств-членов мер удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию в государствах- членах. Снизилась волатильность курсов национальных валют. На протяжении 2016 года курс российского рубля демонстрировал устойчивую тенденцию к росту, укрепившись по итогам года по отношению к доллару США на 20,1 процента. Также в 2016 году укрепились кыргызский сом и казахстанский тенге на 8,8 процента и 1,8 процента соответственно. Значительно снизились темпы роста инфляции по сравнению с 2015 годом в Российской Федерации и Республике Казахстан, небольшое замедление инфляции наблюдалось и в Республике Беларусь.

Для улучшения макроэкономической ситуации в государствах-членах, превысивших установленные статьей 63 Договора количественные значения макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, Евразийской экономической комиссией были подготовлены рекомендации, направленные на ее стабилизацию.

В то же время на фоне сложной внешнеэкономической конъюнктуры в 2016 году сохранилось превышение всеми государствами-членами как минимум одного из показателей, определяющих устойчивость экономического развития. Превышение расчетного уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации было менее значительным, чем в 2015 году, и составило 6,7 процентного пункта, 4,6 процентного пункта и 1,5 процентного пункта соответственно.

Ввиду низкого уровня частных инвестиций поддержка экономик государств-членов осуществлялась в значительной степени за счет увеличения государственных расходов, что на фоне снижения доходов бюджета в некоторых государствах-членах способствовало формированию в 2016 году в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления и увеличению долговой нагрузки во всех государствах-членах.

В Республике Армения сохраняется превышение установленного Договором уровня дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления. Данный показатель превышен и в Кыргызской Республике. Установленный уровень долга сектора государственного управления по-прежнему превышен в Кыргызской Республике, а в Республике Армения он может достичь предельного количественного значения, установленного Договором.

Обеспечение макроэкономической устойчивости является необходимым условием для повышения экономической активности, поэтому государствам-членам и в дальнейшем следует принимать национальные и интеграционные меры по улучшению макроэкономической ситуации.

На фоне стабилизации макроэкономической ситуации в Российской Федерации и Республике Беларусь значительно замедлились темпы сокращения валового внутреннего продукта, наметились тенденции к росту промышленного и сельскохозяйственного производства, что положительно сказывается на экономическом развитии Союза в целом.

В Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике в 2016 году наблюдался прирост валового внутреннего продукта. В Республике Армения оживление экономической активности отмечено в промышленном секторе и секторе услуг, вырос объем внешней и взаимной торговли. В Республике Казахстан и Кыргызской Республике наиболее высокие темпы роста экономической активности наблюдались в строительном и агропромышленном секторах. Однако темпы роста экономик государств-членов и экономическое развитие Союза в целом оставались ниже потенциального уровня.

Ключевое влияние на отсутствие высоких темпов экономического роста в государствах-членах оказывают слабый уровень потребительского и инвестиционного спроса, а также снижение внешнего спроса на товары государств-членов. Снижение эффективных обменных курсов национальных валют государств-членов в течение последних лет привело к перераспределению доходов от сектора услуг и частного потребления в пользу секторов, производящих торгуемые товары. В связи с этим финансовые результаты деятельности организаций в государствах-членах показывают значительный рост прибыли корпоративного сектора по сравнению с 2015 годом. При этом темпы роста инвестиций в основной капитал в большинстве государств-членов продолжают сокращаться. Государствам-членам необходимо проводить инвестиционную политику, направленную на активизацию внутренних источников финансирования, задействование имеющихся сбережений, а также на улучшение инвестиционного климата и повышение качества бизнес-среды.

В 2016 году объемы экспорта по Союзу в целом снизились по сравнению с предыдущим годом. Основной причиной этого стало сокращение стоимостного объема экспорта промежуточных товаров, в первую очередь энергетических. В то же время вырос экспорт потребительских товаров, однако их доля в общем объеме экспорта государств-членов остается невысокой. В этих условиях стимулирование экспорта несырьевой продукции государств-членов в совокупности с постепенным снижением зависимости их экономик от продажи сырьевых ресурсов и повышением конкурентоспособности экспортируемых товаров становится одним из приоритетов экономической политики государств-членов.

В связи с этим большое значение будет иметь наращивание добавленной стоимости, создаваемой в Союзе, в том числе путем реализации интеграционного потенциала Союза. Встраивание предприятий государств-членов в международные цепочки добавленной стоимости будет создавать дополнительные возможности для развития эффективного взаимодействия экономик государств-членов.

Таким образом, важнейшей задачей для государств-членов в кратко- и среднесрочном периоде становятся создание условий для эффективного экономического развития и переход к устойчивому экономическому росту посредством реализации мер по следующим направлениям.

Улучшение макроэкономической ситуации, в том числе путем:

соблюдения установленных статьей 63 Договора количественных значений показателей, определяющих устойчивость экономического развития;

разработки и учета подготовленных Евразийской экономической комиссией рекомендаций, направленных на соблюдение количественных значений показателей, определяющих устойчивость экономического развития (в случае их превышения);

продолжения работы по переходу государств-членов к режиму таргетирования инфляции;

согласования порядка установления среднесрочного ориентира по уровню инфляции (индексу потребительских цен) государств - членов Евразийского экономического союза;

обеспечения расширения использования национальных валют государств-членов во взаимных расчетах резидентов государств-членов;

координации проводимой государствами-членами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на национальном уровне.

Стимулирование корпоративного сектора экономик государств-членов к увеличению объемов инвестиций в основной капитал, в том числе путем:

использования лучших мировых практик и практик государств-членов по реализации структурных преобразований в экономике;

обеспечения предсказуемости формирования фискальной нагрузки для инвесторов, создания дополнительных налоговых стимулов для приоритетных отраслей и секторов экономики и инвестиционных проектов;

упрощения административных процедур и снижения административных барьеров для инвесторов в целях повышения инвестиционной привлекательности и улучшения позиций государств-членов в международных рейтингах;

развития конкурентной среды и конкурентных рынков в государствах-членах;

активизации применения механизмов государственно-частного партнерства и расширения возможностей для доступа частного капитала к реализации инвестиционных проектов;

использования механизмов гарантирования инвестиций, создающих дополнительные гарантии возврата вложенных средств и покрытия рисков инвестора;

расширения набора применяемых инструментов, позволяющих привлекать долгосрочное финансирование;

активизации использования финансовых возможностей национальных и региональных институтов развития, включая Евразийский фонд стабилизации и развития и Евразийский банк развития.

Увеличение добавленной стоимости, создаваемой в Союзе, в том числе путем:

подготовки совместных кооперационных проектов государств-членов в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом;

создания и развития международных цепочек добавленной стоимости с участием государств-членов;

развития эффективных форм сотрудничества государств-членов в сфере промышленной, агропромышленной и энергетической политики в целях создания продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках;

постепенного устранения барьеров и минимизации изъятий и ограничений для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Развитие несырьевого экспорта, в том числе путем:

развития торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;

повышения эффективности участия Союза в многосторонней торговой системе;

использования механизмов поддержки экспорта, включая кредитование, страхование и перестрахование, а также информационно-консультационную поддержку;

развития транспортно-логистической инфраструктуры Союза;

развития транзитных и смешанных перевозок в целях ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг;

активизации взаимной торговли государств-членов;

совершенствования таможенного регулирования и упрощения порядка совершения таможенных операций в Союзе;

упрощения и ускорения таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности без потери качества таможенного контроля и иных видов контроля на таможенной границе Союза.

Реализация указанного комплекса мер будет способствовать завершению адаптации экономик государств-членов к сложившимся внешним условиям, преодолению последствий негативных экономических явлений, восстановлению экономик государств-членов и переходу к устойчивому экономическому росту, в том числе за счет реализации интеграционного потенциала и использования интеграционных возможностей Союза.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Евразийского экономического союза
www.eaeunion.org, 17.04.2017

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»