РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2016 года N 161
(с изменениями на 15 апреля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета ЕЭК от 15 апреля 2022 года N 65 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 18.04.2022).
____________________________________________________________________
В целях реализации пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с пунктом 40 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии
решил:
2. Пункт утратил силу с 18 мая 2022 года - решение Совета ЕЭК от 15 апреля 2022 года N 65. - См. предыдущую редакцию.
3. Признать утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 306 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия" с даты вступления в силу решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о принятии перечней стандартов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Решения.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48.
Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:
От Республики Армения
В.Габриелян
От Республики Беларусь
В.Матюшевский
От Республики Казахстан
А.Мамин
От Кыргызской Республики
О.Панкратов
От Российской Федерации
И.Шувалов
Порядок разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза, и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и определяет правила разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза (далее соответственно - технический регламент, Союз), и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее - перечни стандартов), и порядок внесения в них изменений.
2. Международные и региональные стандарты включаются в перечни стандартов после принятия их в качестве межгосударственных или национальных (государственных) стандартов.
3. Разработка проектов перечней стандартов осуществляется разработчиком проекта соответствующего технического регламента (далее - разработчик) совместно с уполномоченными органами по стандартизации государств - членов Союза (далее - государства-члены) и рабочей группой, формируемой для разработки проекта технического регламента (далее - рабочая группа), в соответствии с порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (далее соответственно - порядок разработки технических регламентов, Комиссия), в рамках подготовки комплекта документов к первой редакции проекта технического регламента.
В целях применения настоящего Порядка под разработчиком понимается орган государственной власти государства-члена, ответственный за разработку проектов технических регламентов.
4. Разработка проектов перечней стандартов осуществляется по формам согласно приложению N 1 путем включения в них стандартов с учетом следующих приоритетов для соответствующих структурных элементов проекта технического регламента:
а) межгосударственные стандарты, разработанные на основе международных стандартов и идентичные соответствующим международным стандартам;
б) межгосударственные стандарты, разработанные на основе международных стандартов и модифицированные по отношению к соответствующим международным стандартам;
в) межгосударственные стандарты, разработанные на основе международных стандартов и неэквивалентные соответствующим международным стандартам;
г) межгосударственные стандарты, разработанные на основе региональных стандартов и идентичные соответствующим региональным стандартам;
д) межгосударственные стандарты, разработанные на основе региональных стандартов и модифицированные по отношению к соответствующим региональным стандартам;
е) межгосударственные стандарты, разработанные на основе региональных стандартов и неэквивалентные соответствующим региональным стандартам;
ж) межгосударственные стандарты, разработанные не на основе международных и (или) региональных стандартов;
з) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе международных стандартов и идентичные соответствующим международным стандартам;
и) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе международных стандартов и модифицированные по отношению к соответствующим международным стандартам;
к) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе международных стандартов и неэквивалентные соответствующим международным стандартам;
л) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе региональных стандартов и идентичные соответствующим региональным стандартам;
м) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе региональных стандартов и модифицированные по отношению к соответствующим региональным стандартам;
н) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные на основе региональных стандартов и неэквивалентные соответствующим региональным стандартам;
о) национальные (государственные) стандарты государств-членов, разработанные не на основе международных и (или) региональных стандартов.
5. Исключения при определении приоритетности включения стандартов в проекты перечней стандартов составляют случаи, когда стандарты, обладающие большим приоритетом в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, не соответствуют целям принятия технического регламента (в том числе в силу климатических или географических факторов, технологических и других особенностей).
6. Межгосударственные стандарты, предусмотренные подпунктами "а" - "ж" пункта 4 настоящего Порядка, включаются в проекты перечней стандартов при условии присоединения к ним всех государств-членов.
В случае отсутствия указанных в пункте 4 настоящего Порядка межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, в соответствующий проект перечня стандартов до разработки указанных межгосударственных стандартов включаются национальные (государственные) стандарты государств-членов либо методики исследований (испытаний) и измерений (с учетом соблюдения требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка) с указанием конкретного срока их применения.
Методики исследований (испытаний) и измерений, содержащие методы исследований (испытаний) и измерений, альтернативные методам, содержащимся в межгосударственных стандартах, национальных (государственных) стандартах государств-членов, включаемых в проекты перечней стандартов, могут включаться в проекты перечней стандартов до разработки на их основе межгосударственных стандартов (с учетом соблюдения требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка) с указанием конкретного срока их применения.
Предоставление доступа к методикам исследований (испытаний) и измерений осуществляется в порядке согласно приложению N 2.
Положения абзаца первого настоящего пункта не применяются в отношении перечней стандартов, утвержденных до даты вступления настоящего Порядка в силу, до внесения в них изменений в соответствии с пунктами 22-36 настоящего Порядка.
7. Включенные в проекты перечней стандартов национальные (государственные) стандарты государств-членов или методики исследований (испытаний) и измерений применяются до разработки и включения в перечни стандартов соответствующих межгосударственных стандартов.
8. При разработке проектов перечней стандартов разработчик:
а) проводит анализ требований технического регламента и составляет перечень объектов (групп объектов) технического регулирования технического регламента, а также перечень устанавливаемых техническим регламентом требований к каждому объекту (группе объектов) технического регулирования технического регламента;
б) проводит анализ стандартов для определения возможности обеспечения в результате их применения соблюдения требований технического регламента и проведения исследований (испытаний) при осуществлении оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента с учетом приоритетов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
в) определяет для объектов технического регулирования технического регламента стандарты, в результате применения которых на добровольной основе может быть обеспечено соблюдение требований технического регламента;
г) определяет для объектов технического регулирования технического регламента стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, которые могут быть использованы для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, с учетом приоритетов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
д) в случае отсутствия межгосударственных стандартов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта, определяет для объектов технического регулирования технического регламента национальные (государственные) стандарты государств-членов и (или) методики исследований (испытаний) и измерений, которые могут быть использованы для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента.
9. Стандарты, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, включаются в проекты перечней стандартов при соблюдении следующих условий:
а) соблюдение соответствующих требований технического регламента должно быть обеспечено путем применения одного или нескольких стандартов (разделов, пунктов, подпунктов стандарта).
В случае если соблюдение соответствующих требований технического регламента обеспечено межгосударственными стандартами (их разделами, пунктами, подпунктами), национальные (государственные) стандарты государств-членов в проекты перечней стандартов не включаются.
В случае если отсутствуют межгосударственные стандарты, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 4 настоящего Порядка, по согласованию с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов и органами государств-членов, участвующими в разработке проекта технического регламента, из национальных (государственных) стандартов государств-членов с учетом приоритетов, указанных в подпунктах "з" - "о" пункта 4 настоящего Порядка, определяются по одному национальному (государственному) стандарту от каждого государства-члена (при наличии), наиболее соответствующему целям принятия технического регламента.
При включении в проекты перечней стандартов национальных (государственных) стандартов государств-членов внесение в них изменений или их отмена осуществляется по согласованию с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов и органами государств-членов, участвующими в разработке проекта технического регламента;
б) применение и исполнение требований технического регламента должно быть обеспечено правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов;
в) проведен анализ стандартов, область применения которых распространяется на объекты технического регулирования технического регламента, для определения возможности обеспечения в результате их применения соблюдения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента;
г) выполнение требований стандарта, в результате применения которого обеспечивается соблюдение требований технического регламента, должно быть обеспечено методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов.
10. Стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента, включаются в проект перечня стандартов в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка при соблюдении следующих требований:
а) стандарты должны обеспечивать применение и исполнение требований технического регламента, а также осуществление оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента установленным в нем требованиям;
б) содержащиеся в стандартах методы исследований (испытаний) и измерений должны обеспечивать необходимые достоверность результатов и точность измерений (предел обнаружения (для качественных методов исследований (испытаний) и измерений) и предел количественного определения (для количественных методов исследований (испытаний) и измерений) должны обеспечивать определение установленного показателя (характеристики) с необходимой точностью), если это требуется для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента.
11. Методики исследований (испытаний) и измерений включаются в проект перечня стандартов в случае отсутствия соответствующих межгосударственных стандартов и национальных (государственных) стандартов государств-членов либо наряду с ними, если они содержат альтернативные методы исследований (испытаний) и измерений, обеспечивающие воспроизводимость результатов исследований (испытаний) и измерений, при соблюдении следующих требований:
а) методики исследований (испытаний) и измерений аттестованы (валидированы) и утверждены в соответствии с законодательством государств-членов, предложивших их для включения, сведения о них включены в информационные фонды по обеспечению единства измерений (реестры, каталоги) государств-членов;
б) методики исследований (испытаний) и измерений должны обеспечивать применение и исполнение требований технического регламента, а также осуществление оценки соответствия объектов технического регулирования технического регламента установленным в нем требованиям;
в) применение включаемых в проект перечня стандартов методик исследований (испытаний) и измерений должно обеспечивать необходимые достоверность результатов и точность измерений (предел обнаружения (для качественных методов исследований (испытаний) и измерений) и предел количественного определения (для количественных методов исследований (испытаний) и измерений) должны обеспечивать определение установленного показателя (характеристики) с необходимой точностью);
г) обеспечен доступ к указанным методикам исследований (испытаний) и измерений в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка.
12. В случае если в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка для проведения исследований (испытаний) и измерений в целях осуществления оценки соответствия требованиям технического регламента в перечень стандартов включены несколько межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов и (или) методик исследований (испытаний) и измерений, содержащих альтернативные методы исследований (испытаний) и измерений, обеспечивающие воспроизводимость результатов исследований (испытаний) и измерений, то разработчик совместно с уполномоченными органами по стандартизации государств-членов и органами государств-членов, участвующими в разработке проекта технического регламента, выбирает из них один межгосударственный стандарт, национальный (государственный) стандарт или методику исследований (испытаний) и измерений, метод исследований (испытаний) и измерений которого обеспечивает наибольшую точность измерений, для оценки правильности результатов измерений, полученных с использованием других включенных в перечень стандартов межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов или методик исследований (испытаний) и измерений. Информация о межгосударственном стандарте, национальном (государственном) стандарте или методике исследований (испытаний) и измерений, обладающих наибольшей точностью измерений, приводится в графе 4 перечня стандартов.