МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 25 ноября 2016 года N 630

Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России



В целях реализации статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы"

_______________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч.1), ст.6249; 2016, N 27 (ч.2), ст.4287.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2118.


приказываю:

1. Утвердить Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России (далее - Порядок) (приложение N 1).

2. Утвердить Состав рабочей группы по обобщению и анализу правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России (приложение N 2).

3. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации организовать подготовку сведений в соответствии с утвержденным Порядком и их представление до 20 января года, следующего за отчётным периодом, в бумажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Word в федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почёта" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

4. Начальнику ФГБУ ВНИИПО МЧС России проводить обработку и обобщение поступивших данных и не позднее 10 февраля года, следующего за отчётным периодом, представлять их в бумажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Word в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Кададова С.А.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Министр
В.А.Пучков

     

     

     

Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 25 ноября 2016 года N 630

     

Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан с целью организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики по исполнению государственных функций по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых органами надзорной деятельности МЧС России.

2. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единообразия практики применения органами надзорной деятельности МЧС России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты государственного надзора);

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов надзорной деятельности МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения органами надзорной деятельности МЧС России обязательных требований;

выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применяться объектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

координация деятельности органов надзорной деятельности МЧС России.

II. Формирование сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России

4. Обобщение и анализ правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России (далее - обобщение и анализ правоприменительной практики) проводится по двум основным направлениям:

правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечень тематических вопросов приведён в Разделе 1 приложения к настоящему Порядку;

правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечень тематических вопросов приведён в Разделе 2 приложения к настоящему Порядку.

5. В качестве источников формирования сведений для обобщения и анализа правоприменительной практики надзорной деятельности МЧС России используются:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;

результаты опросов (в том числе проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;

разъяснения надзорной деятельности МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные органами надзорной деятельности МЧС России от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.

III. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России

6. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики обеспечивается Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы.

7. Для координации работы создается рабочая группа по обобщению и анализу правоприменительной практики (далее - Рабочая группа) под председательством директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, состоящая из представителей подразделений, участвующих в работе по обобщению и анализу правоприменительной практики по направлениям надзорной деятельности, и федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

8. Территориальные органы МЧС России представляют в ФГБУ ВНИИПО МЧС России сведения о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

9. ФГБУ ВНИИПО МЧС России обобщает поступившие сведения о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России и направляет их на рассмотрение в Рабочую группу Департамента надзорной деятельности и профилактической работы.

10. Рабочая группа с учетом вопросов, по которым поступили материалы о различной практике их применения и предложений по совершенствованию законодательства, на основе анализа правоприменительной практики проводит корректировку и подготовку проекта обобщения и анализа правоприменительной практики. В указанных целях могут быть использованы позиции федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование в области контрольно-надзорной деятельности, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов (далее - государственные органы).

11. Проект обобщения и анализа правоприменительной практики до 10 марта размещается на официальном сайте МЧС России с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения в территориальные органы МЧС России и в общественные организации.

Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту обобщения и анализа правоприменительной практики не может быть менее 25 рабочих дней. В указанный период рабочей группой могут проводиться иные мероприятия, направленные на поиск оптимального решения по вопросам, по которым имеется различная практика их применения.

12. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении от государственных органов предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности, указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки соответствующих предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства в области контрольно-надзорной деятельности.

13. В проект по обобщению и анализу правоприменительной практики включаются рекомендации по организации работы органов государственного пожарного надзора в целях совершенствования правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, а также обязательные для исполнения указания по порядку единообразного применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

14. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора утверждается директором Департамента надзорной деятельности и профилактической работы - главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и в срок до 30 апреля размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте МЧС России, а также направляется для руководства в территориальные органы МЧС России.

15. Обзор может использоваться при информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе в рамках проведения месячников пожарной безопасности и гражданской обороны, дней "открытых дверей" и иных общедоступных мероприятий, семинаров и конференций с представителями бизнес-сообществ, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.

Приложение
к Порядку обобщения и анализа
правоприменительной практики
органов надзорной деятельности
МЧС России

     

Сведения о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России

Раздел 1. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

N п/п

Перечень тематических вопросов по применению законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора

Актуальные вопросы, возникающие при применении законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора

1.

Подготовка с учетом применения риск-ориентированного подхода и "надзорных каникул" ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры, в том числе при использовании правовых данных из информационных ресурсов: "Единый государственный реестр юридических лиц", "Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"

2.

Отнесение объектов защиты к определенной категории риска в соответствии с установленными критериями, принятие решений об изменении ранее установленной категории риска

3.

Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры

4.

Исчисление и соблюдение сроков проведения плановых и внеплановых проверок

5.

Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственных функций

6.

Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам

7.

Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

8.

Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти (должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России), средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям

9.

Привлечение лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении надзорных функций, в том числе оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо

10.

Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"

11.

Рассмотрение заявлений организаций и граждан о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности

12.

Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере надзорной деятельности

13.

Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований

14.

Соблюдение обязательных для применения и исполнения на территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества

15.

Межведомственное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного пожарного надзора, надзоров в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»