МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 января 2017 года N 3

Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года]



В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879, N 27, ст.4210) и подпункта "е" пункт 3 правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 699 "Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 29, ст.4499)

приказываю:

Утвердить Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года согласно приложению к настоящему приказу

Министр
А.Н.Ткачев


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

     

     

     

     

          Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года

     

     

     

     

          Основные положения Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года одобрены на совместном заседании Президиума и Коллегии Научно-технического совета Минсельхоза России 30 марта 2016 г.

     

     

     

     Проект Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года одобрен на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий 13 декабря 2016 г.

     

     

     

     Введение

     

     

     

     Научно-технологическое прогнозирование - основа современного стратегического планирования развития экономики


Наметившиеся в последние годы ускорение темпов развития науки и технологий, сокращение цикла внедрения инноваций в экономике и социальной сфере привели к значительным изменениям подходов к формированию и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Сегодня вряд ли можно говорить об эффективном стратегическом планировании без научно-технологического прогнозирования. Прогнозы научно-технологического развития, формируемые на регулярной основе с использованием методов форсайта, становятся неотъемлемым компонентом системы информационного и экспертно-аналитического обеспечения принятия долгосрочных решений в развитых и ведущих развивающихся странах мира, международных организациях.

Россия находится в русле глобального тренда развития систем технологического прогнозирования на национальном, отраслевом, региональном и корпоративном уровнях. С конца 1990-х годов с использованием методологии форсайта регулярно формируются приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечни критических технологий Российской Федерации, с середины 2000-х - постепенно выстраивается единая методология разработки государственных прогнозов научно-технологического развития.

В последние годы задача создания национальной системы технологического прогнозирования ставится на высшем государственном уровне. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" государственная социально-экономическая политика направлена, в частности, на формирование системы прогнозирования научно-технологического развития, усиление интеграции науки, образования и производства. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" содержит прямое поручение предусмотреть мероприятия по формированию в стране системы технологического прогнозирования.

В 2014 г. председателем Правительства Российской Федерации был утвержден Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Сегодня ведется активная работа по созданию государственной системы технологического прогнозирования на уровне секторов экономики, подготовке базы для систематической разработки и корректировки отраслевых прогнозов научно-технологического развития. Указанная система призвана выполнять функции раннего информирования лиц, принимающих решения, о глобальных вызовах и трендах, новых угрозах и возможностях научно-технологического развития.

Отраслевые прогнозы научно-технологического развития - ключевой элемент системы технологического прогнозирования


Необходимость разработки прогнозов научно-технологического развития для всех секторов (отраслей) экономики России, в том числе для агропромышленного комплекса (АПК), вытекает из положений Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ и ряда других нормативных правовых актов. Статья 22 данного федерального закона устанавливает, что прогноз научно-технологического развития Российской Федерации содержит прогноз технологического развития секторов (отраслей) экономики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 699 "Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития России" (пункт 3 "е") федеральные органы исполнительной власти представляют в Минобрнауки России сформированные прогнозы научно-технологического развития секторов (отраслей) экономики по сферам своего ведения.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством прогноз научно-технологического развития АПК - это документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития АПК Российской Федерации на долгосрочный период, на основе которого формируются отраслевые стратегии и программы.

Агропромышленный комплекс - один из первых секторов российской экономики, в котором создается отраслевая система технологического прогнозирования


Необходимость научно-технологического прогнозирования в сфере АПК зафиксирована в перечне поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева (протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24 ноября 2014 г.) и в Плане мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса в рамках ВТО (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 21 января 2016 г. N 287-п-П11). Указанный План мероприятий предусматривает "разработку прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса и на его основе предложений по корректировке приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации".

Прогноз научно-технологического развития АПК разработан в соответствии с требованиями пункта 21 Указа Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и пункта 54 Указа Президента Российской Федерации N 683 от 31 декабря 2015 г. "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" в части мер по обеспечению продовольственной безопасности, пункта 2 "а" Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступило к работе в этом направлении, начав подготовку Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Прогноз, ПНТР АПК).

Цель Прогноза - определение наиболее перспективных направлений научно-технологического развития АПК Российской Федерации на период до 2030 года, гарантирующих обеспечение продовольственной безопасности и позволяющих России стать мировым поставщиком продуктов питания высокой глубины переработки.

В рамках представленной в настоящем докладе работы получены следующие основные результаты:

выявлены и детально проанализированы глобальные вызовы, оказывающие влияние на АПК России, включая экономические, социальные, экологические и технологические вызовы;

проведен анализ современного состояния развития сектора, рассмотрены его производственный, инновационный и научно-технический потенциал;

разработаны сценарии развития отечественного АПК на средне- и долгосрочный период, включая цели, задачи развития, макроэкономические параметры сценариев, приоритеты научно-технологического развития в разрезе сценариев, сценарный анализ развития рынков, перспективных направлений научно-технологического развития АПК (исходя из приоритетов развития АПК страны, сформулированных в послании Президента России Федеральному собранию от 3 декабря 2015 г.);

предложены перечни перспективных направлений научно-технологического развития сектора: более 60 традиционных и перспективных рынков АПК с прогнозом их динамики и более 200 конкретных областей науки и технологий;

приведены рекомендации по совершенствованию научно-технической политики в АПК и реализации Прогноза.

Роль Прогноза в системе государственного стратегического планирования развития АПК России в настоящее время особенно велика вследствие ряда сложившихся обстоятельств. Во-первых, это сложная экономическая ситуация, выражающаяся, в частности, в сокращении промышленного производства и расходов бюджета, что повышает актуальность задачи приоритезации усилий государства. Второй фактор - экономические санкции со стороны ряда зарубежных стран, включая ограничения на импорт некоторых видов технологий и техники, определяющие неотложную необходимость усиления внимания к вопросам продовольственной безопасности и связанную с этим целесообразность импортозамещения по определенным направлениям развития АПК. В-третьих, обеспечение продовольственной безопасности невозможно без форсированного создания новых и развития существующих конкурентоспособных отечественных технологий передового уровня и их внедрения в производство.

Организация и методология прогнозирования, инфраструктура Прогноза


Залог обоснованности положений и успешности реализации Прогноза - участие в его разработке ведущих экспертов отрасли, наличие комплексной методологии, отвечающей лучшим мировым практикам, и развитой инфраструктуры прогнозирования.

Для обеспечения требований части 5 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в части научной обоснованности, ПНТР АПК формировался с опорой на методологию форсайта, сочетающую аналитические и экспертные, количественные и качественные методы. Применялись современные подходы к сбору и анализу информации - технологии обработки больших массивов данных, включая библиометрический анализ научных публикаций в ведущих международных журналах, патентный и статистический анализ (включая анализ данных государственной статистики и информации из государственных информационных систем), "текст-майнинг" с использованием международных баз данных и собственных разработок Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), анализ деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки в АПК, и инновационной деятельности компаний АПК, анализ ключевых международных и российских прогнозных документов, системный анализ целей и задач государственной политики в АПК. Комплексное использование различных инструментов позволило взаимно дополнять их и верифицировать обоснованность получаемых выводов.

С учетом возможных сочетаний перспективных трендов и развилок (неопределенностей будущих условий и ключевых событий) разработаны два сценария развития АПК, для каждого из которых рассмотрены следующие аспекты: роль АПК в экономике России, доминирующие бизнес-модели, кадровое обеспечение, перспективные направления научно-технологического развития.

В ходе разработки ПНТР АПК создана информационно-методическая база развития системы технологического прогнозирования АПК Российской Федерации. Сформированы и верифицированы перечни экспертов АПК, включающие более 300 ведущих ученых и специалистов-практиков; налажена постоянная коммуникация с экспертным сообществом. Подготовлены рекомендации по формированию сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования в АПК на базе профильных вузов.

Источники информации, обсуждение и валидация результатов Прогноза


В рамках подготовки ПНТР АПК проведен автоматический семантический анализ свыше 200000 информационных документов, в том числе 16000 документов в сфере АПК, осуществлен экспертный анализ более 650 документов. Изучались аналитические и прогнозные материалы, стратегические документы, нормативные правовые акты международных организаций (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирного банка и др.), национальных ведомств, ведущих научных центров, университетов, организаций АПК России и нескольких десятков стран мира.

При формировании Прогноза были учтены положения действующих документов национальной системы стратегического планирования и прогнозирования, в том числе: Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (в первую очередь, в части перспективных направлений научно-технологического развития, прямо или косвенно относящихся к АПК), проекта Прогноза научно-технологического развития топливно-энергетического комплекса на период до 2035 года, государственных программ научно-технологической направленности, отраслевых стратегий, программ инновационного развития компаний с государственным участием, стратегических программ исследований профильных технологических платформ.

В разработке ПНТР АПК, обсуждении его результатов принимали участие представители более 400 ведущих научных организаций, вузов, компаний, отраслевых союзов; был использован широкий круг аналитических и прогнозных материалов, в том числе материалы Минсельхоза России, Росстата, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, ФАНО России, Внешэкономбанка, НИУ ВШЭ, а также ряда других российских и зарубежных организаций. Результаты ПНТР АПК обсуждались на крупнейших международных и российских профильных форумах и конференциях с участием ведущих мировых ученых и специалистов.

1. Глобальные вызовы в развитии мирового агропромышленного комплекса

     

     

     

     1.1. Экономические вызовы


Интенсивный рост спроса на продовольствие, увеличение потребления животноводческой продукции способствует росту долгосрочных рисков нестабильности на мировых агропродовольственных рынках. По оценкам ФАО и ОЭСР, в результате роста численности населения и душевых доходов к 2050 г. глобальное производство продукции АПК должно вырасти на 60-70% по сравнению с 2000-ми гг., что будет означать необходимость производства дополнительных 940 млн т зерновых и 200-300 млн т мяса в год. Поскольку основным источником корма для выращивания мясного и отчасти молочного скота является зерно, потенциально годное в пищу, большее потребление мяса означает увеличение нагрузки на экосистемы и меньшую доступность простых продуктов питания для широких слоев населения. В то же время среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства ожидаются на уровне ниже 1,7% и будут, по существующим прогнозам, снижаться, если не произойдет активное внедрение радикальных технологических инноваций. Темпы прироста численности населения в мире составляют 1,13%, увеличивается среднее душевое потребление продовольствия. Поэтому существует долгосрочный риск превышения темпов роста спроса над темпами роста предложения.


В этой ситуации России необходимо своевременно занять твердые позиции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, включая как сырье, так и продукцию глубокой переработки. Драйверами для этого являются модернизация крупных предприятий, оптимизация использования агроклиматического потенциала, концентрация товарного сельского хозяйства в южных регионах. Приоритетными рынками должны стать страны с развивающейся экономикой (прежде всего, Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза), где покупательная способность населения растет быстрее, чем возможности национальных АПК.

Растущая концентрация населения в крупных городах ведет к обострению проблемы бесперебойного снабжения урбанизированных зон продуктами питания. По данным ООН, в период с 1950 г. по 2014 г. доля городского населения в мире выросла с 30% до 54% и к 2050 г. достигнет 66%. Серьезные опасения с точки зрения обеспечения стабильности функционирования больших производственных и распределительных систем вызывает быстрый рост мегаполисов с численностью населения свыше 10 млн чел. Они характеризуются сложной логистической инфраструктурой, высокой интенсивностью хозяйственных процессов, каскадными эффектами в случае сбоев в функционировании отдельных элементов инфраструктуры, критической зависимостью жителей от произведенной за пределами таких городов продукции, прежде всего продовольствия. Проблема гарантированного бесперебойного снабжения крупных урбанизированных зон продуктами питания может быть решена за счет развития инфраструктуры урбанизированного сельского хозяйства. На сегодняшний день такие технологии, как вертикальные фермы и роботизированные тепличные комплексы, в России остаются невостребованными из-за высоких издержек в условиях экстенсивного развития АПК. Но по мере технологического прогресса в этой сфере, структура издержек, связанных с указанными технологиями, может радикально измениться. В таком случае Россия будет вынуждена стать импортером подобных технологий, упустив окно возможностей для их самостоятельного развития.


Поскольку Россия является страной больших городов, внедрение организационных и логистических решений для гарантированного предотвращения перебоев в снабжении продовольствием крупных городских агломераций должно стать одним из приоритетов в сфере продовольственной безопасности.

Продолжается рост объемов сельскохозяйственного производства и интенсивности международной торговли продовольствием. В последние годы, несмотря на эффекты глобального финансово-экономического кризиса и растущую мировую нестабильность, среднегодовые темпы прироста агропромышленного производства не опускались ниже 2% в том числе в России. Одним из негативных последствий роста международной торговли продукцией АПК стала волатильность мировых продовольственных рынков, усиление их зависимости от спекулятивной активности, оторванной от реального соотношения спроса и предложения. Это создает угрозы продовольственной безопасности на общенациональном уровне для беднейших развивающихся стран, а также для бедных слоев населения ряда стран, не относящихся к этой категории.


Для России указанные тенденции представляют окно возможности для завоевания новых продовольственных рынков развивающихся стран.

Требования национальной продовольственной безопасности ограничивают возможности снятия международных торговых барьеров. Позиция национальных правительств многих стран по вопросам продовольственной безопасности все больше расходится с принципами свободной международной торговли. В рамках ВТО и других международных механизмов развитые страны способны ограничить доступ на собственные продовольственные рынки с использованием мер нетарифного регулирования, эффективно добиваясь значительной открытости внутренних рынков развивающихся стран. Подобное положение дел ослабляет производственный потенциал АПК многих развивающихся стран, придерживающихся политики открытого продовольственного рынка. В силу таких причин, как возможное геополитическое давление, скоординированное эмбарго и другие враждебные действия, правительства ряда стран склонны считать, что продовольственная безопасность определяется не эффективным доступом на глобальный рынок продовольствия, а долей национальной продукции АПК на внутреннем рынке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»