РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 июля 2016 года N Р-948
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минкультуры России от 2 августа 2017 года N Р-965
____________________________________________________________________
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21.07.2015 N Пр-1441 (пп."б" п.1), от 08.12.2015 N Пр-2508 (пп.12 п.1), поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:
1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.
3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2016 N Р-547 признать утратившим силу.
Врио Министра
В.В.Аристархов
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры
В соответствии с п.2 ст.44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст.1; ст.12; ст.30; ст.37; ст.39; ст.40 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, необходимо обеспечить:
________________
ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:
- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с Приложением*, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
________________
* Текст приложения на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
________________
Ст.29.1; 29.2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 30.12.2015)
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
________________
Ст.35 Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
________________
Ст.14-15 ФЗ "О библиотечном деле" от 29.12.94 (ред. 08.06.2015 N 151-ФЗ)
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
- условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.
________________
Ст.12 ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1
Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально- технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
________________
Ст.15 ФЗ "О библиотечном деле" от 29.12.94, (ред. 08.06.2015 года N 151-ФЗ)
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:
Администра- | Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта | Обеспеченность тыс.чел. на населенный пункт | Единица измере- | Доступность |
Субъект Российской Федерации | Универсальная библиотека | Административный центр с населением от 150 тыс.чел. | 1 | Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Детская библиотека | 1 | |||
Библиотека инвалидов по зрению | 1 | |||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам | 2 | |||
Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению | Административный центр с населением до 150 тыс.чел. | 1 | ||
Детская библиотека | 1 | |||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам* | 2 | |||
Городской округ | Общедоступная библиотека | на 25 тыс.чел. | 1 | Транспортная доступность 30-40 минут |
Детская библиотека | на 15 тыс. детей до 14 лет | 1 | ||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам | 2 | |||
Муниципальный район | Межпоселенческая библиотека | Административный центр района | 1 | Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Детская библиотека | Административный центр района | 1 | ||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам | Административный центр района | 1 | ||
Городское поселение | Общедоступная библиотека с детским отделением | на 15 тыс.чел. | 1 | Шаговая доступность 15-30 минут/Транспортная доступность 15-30 минут |
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам | 1 | |||
Сельское поселение | Общедоступная библиотека с детским отделением | Административный центр сельского поселения | 1 | Шаговая доступность 15-30 минут/Транспортная доступность 15-30 минут |
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам | Административный центр сельского поселения | 1 | ||
Филиал общедоступных библиотек с детским отделением | на 1 тыс.чел. | 1 |