Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2013 года N 207

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2018 ГОДЫ"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Тульской области от 01.10.2013 N 503; НГР: RU71000201300594}

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 703; НГР: RU71000201300790}

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 "О Порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы" (приложение).

2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Первый заместитель губернатора Тульской области - председатель правительства Тульской области

Ю.М. Андрианов


Приложение к постановлению правительства
Тульской области
от 30.04.2013N 207

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы"

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы


Наименование долгосрочной целевой программ ы

Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы (далее -Программа)

Дата принятия решения о разработке долгосрочной целевой программы (дата и номер соответствующего  нормативного акта)

Распоряжение правительства Тульской области от 03.04.2013 N 402-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области на 2013-2018 годы"

Государственный заказчик

Министерство культуры и туризма Тульской области

Основные разработчики  долгосрочной целевой  программы

Министерство культуры и туризма Тульской области

Исполнители долгосрочной целевой программы

Министерство культуры и туризма Тульской области, администрации муниципальных образований Тульской области (по согласованию)

Цели и задачи  долгосрочной целевой  программы

Цель Программы - формирование на территории Тульской области современного конкурентоспособного высокоэффективного туристского пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
устойчивое развитие туристской индустрии на основе межотраслевого взаимодействия.
 Задачи  Программы:
 развитие туристских комплексов и кластеров Тульской области, создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;

 повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Тульской области, расширение ассортимента предлагаемого турпродукта;

 продвижение туристского продукта Тульской области на мировом и внутреннем туристских рынках

Важнейшие целевые показатели

Доля новых туристских комплексов и кластеров, для которых утверждены схемы зонирования, процентов.
 Количество созданных новых рабочих мест, единиц.
 Общий объем туристского потока, тыс. человек.
 Общее количество посетителей региона (нерезидентов), тыс. чел.
 Общий объем услуг, оказанных в сфере туризма, млн. руб.
 Совокупный номерной фонд в коллективных средствах размещения*, мест/номеров.
 Количество введенных в строй новых/ реконструированных объектов, единиц.
 Количество конкурсов, смотров, выставок, совещаний, семинаров, конференций,  проведенных в Тульской области, единиц в год.
 Количество установленных знаков ориентирующей туристской информации, единиц.
 Количество СМИ других регионов, в которых присутствует реклама туристского продукта региона, единиц.
 Количество выставочно-ярмарочных мероприятияй, способствующих популяризации и продвижению туристского потенциала Тульской области, единиц.
 Количество рекламно-информационной продукции о турресурсах Тульской области, тыс.экз.
 Количество пресс-туров для представителей средств массовой информации, единиц.
 Количество рекламно-информационных туров, единиц,  в т.ч.:
 для российских туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма;

 для зарубежных туроператоров, формирующих туры в Россию.
 Количество значимых туристских мероприятий, проведенных на территории региона при поддержке министерства культуры и туризма Тульской области, единиц.
 Количество граждан, воспользовавшихся услугами региональных туристско-информационных центров (далее - ТИЦ), человек.
 Доля лиц, воспользовавшихся услугами ТИЦ, от общего количества посетителей региона, процентов.
 Количество услуг, оказываемых ТИЦ, единиц.
 Популярность (посещаемость) регионального Интернет-портала, посещений в год

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

2013-2015 год - первый этап (разработка механизма формирования современного регионального туристского комплекса, создание первоочередных объектов – "точек роста" кластеров);

 2016-2018 год - второй этап (применение механизма, создание/развитие комплексов, кластеров)

Перечень подпрограмм (мероприятий)

Мероприятия по созданию условий для развития внутреннего и въездного туризма в Тульской области;

 мероприятия по повышению качества туристских услуг и расширению ассортимента предлагаемого турпродукта;

 мероприятия по продвижению турпродукта Тульской области

Объем и источники финансирования, в том числе по годам

Общий объем средств, направляемых на реализацию  мероприятий Программы:
 всего - 14048618,7 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 г . -  419748,7 тыс. рублей;

 2014 г . -  2374900 тыс. рублей;

 2015 г . -  2804850 тыс. рублей;

 2016 г . -  2793375 тыс. рублей;

 2017 г . -  2797120 тыс. рублей;

 2018 г . -  2858625 тыс. рублей
 Из них по источникам:
 1. Средства федерального бюджета:
 всего -  37877,5 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 г . - 36947,5 тыс. рублей;

 2014 г . -  600 тыс. рублей;

 2015 г . -  300 тыс. рублей;

 2016 г . -  — тыс. рублей;

 2017 г . -  — тыс. рублей;

 2018 г . -  — тыс. рублей.
 2. Средства бюджета Тульской области:
 всего - 161148 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 г . -  6732,5 тыс. рублей;

 2014 г . - 18945,5 тыс. рублей;

 2015 г . -  45515  тыс. рублей;

 2016 г . -  25255  тыс. рублей;

 2017 г . -  28785  тыс. рублей;

 2018 г . -  35915  тыс. рублей.
 3. Средства бюджета муниципальных образований  Тульской области:
 всего - 500 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 г . - 500 тыс. рублей;

 2014 г . -  — тыс. рублей;

 2015 г . -  — тыс. рублей;

 2016 г . -  — тыс. рублей;

 2017 г . -   — тыс. рублей;

 2018 г . -  — тыс. рублей.
 4. Внебюджетные источники:
 всего - 13849093,2 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 г . - 375568,7  тыс. рублей;

 2014 г . - 2355354,5  тыс. рублей;

 2015 г . - 2759005  тыс. рублей;

 2016 г . - 2768120  тыс. рублей;

 2017 г . - 2768335  тыс. рублей;

 2018 г . - 2822710  тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой  программы и показатели социально-экономической  эффективности

Развитие приоритетных направлений туризма, развитие туристской инфраструктуры, повышение занятости населения:
 доля новых туристских комплексов и кластеров, для которых утверждены схемы зонирования - 100%;

 количество созданных новых рабочих мест - 5000 единиц.
 Увеличение туристского потока:
 общего объема туристского потока -  до 1000 тыс. человек;

 общего количества посетителей региона (нерезидентов) - до 2770 тыс. человек;

 увеличение общего объема услуг, оказанных в сфере туризма - 3518 млн. руб.;

 рост совокупного номерного фонда в коллективных средствах размещения до 14306 мест /6160 номеров;

 введение в строй новых/ реконструированных объектов - 14 шт.
 Существенное повышение качества и эффективности туристских услуг:
 проведение в Тульской области конкурсов, смотров, выставок, совещаний, семинаров, конференций - 4 единицы в год;

 создание системы ориентирующей туристской информации, количество установленных знаков ориентирующей туристской информации - 360 единиц.
 Популяризация и продвижение туристского потенциала Тульской области:
 количество СМИ других регионов, в которых присутствует реклама туристского продукта региона - 24 единицы;

 количество выставочно-ярмарочных мероприятий - 16 единиц;

 количество рекламно-информационной продукции о турресурсах Тульской области, 144 тыс.экз.;

 количество пресс-туров для представителей средств массовой информации, в том числе отраслевых, 12 единиц;

 количество рекламно-информационных туров, 17 единиц,  в т.ч.:
 для российских туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма;

 для зарубежных туроператоров, формирующих туры в Россию;

 кол ичество значимых туристских мероприятий, проведенных на территории региона при поддержке министерства культуры и туризма Тульской области, 7 единиц;

 количество граждан, воспользовавшихся услугами региональных ТИЦ - 1000 тыс. человек;

 доля лиц, воспользовавшихся услугами ТИЦ, от общего количества посетителей региона - 50%;

 количество услуг, оказываемых ТИЦ - 7 единиц;

 популярность (посещаемость) регионального Интернет-портала, 1000 тыс. посетителей в год.

* В соответствии с утвержденным статистическим инструментарием:

- коллективные средства размещения общего назначения (гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и другие организации гостиничного типа);

- специализированные коллективные средства размещения (санаторно-курортные организации: санатории, пансионаты с лечением, санаторные оздоровительные лагеря, бальнеологические и грязелечебницы, санатории-профилактории, организации отдыха: дома и базы отдыха, кемпинги; туристские базы и другие средства размещения ночлега).

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Туризм в Тульской области, являясь неотъемлемой частью единого туристского пространства России, обладает всеми составляющими, чтобы стать значительным источником дохода в бюджеты всех уровней. Туризм оказывает непосредственное влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как дорожное хозяйство, транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство и потребительский рынок, в т.ч. услуги торговли, питания, производство сувенирной и иной продукции и другие отрасли.

Важную роль играет развитие туризма в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения области.

Географическое расположение в самом центре России, в 200 км от Москвы, транспортная доступность, наличие уникального культурно-исторического, высокого научно-технического и рекреационно-оздоровительного потенциала, наличие более двух десятков отраслевых брендов позволяют развивать на территории области практически все виды туризма: культурно-познавательный, религиозный, событийный, деловой, сельский (агротуризм), рекреационный, оздоровительный, экологический, активный, приключенческий, самодеятельный, социальный, молодежный, детский, автотуризм, VIP-туризм и другие.

К основным объектам показа, расположенным на территории Тульской области, относятся: 4 музея федерального значения - Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле", Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия. Особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются в настоящее время два из них: "Ясная Поляна" и "Куликово поле". Список достопримечательностей нашего края, получивших мировое признание, активно дополняется появлением новых объектов на туристской карте региона. Знаковым событием для повышения туристской привлекательности региона стал в 2012 г. ввод в эксплуатацию нового здания Тульского государственного музея оружия - уникального архитектурного сооружения.

На территории региона расположены краеведческие музеи старейших городов Тульской области (Белева, Одоева, Ефремова), древние монастыри, храмы, памятные и заповедные места, связанные с историей России, жизнью и деятельностью знаменитых писателей, поэтов, художников и других выдающихся деятелей государства.

На государственную охрану поставлено 1118 памятников архитектуры, истории и культуры, из которых в собственности Тульской области - 41, в муниципальной собственности - 225 памятников, иные виды собственности – 862, в том числе 271 – памятников федерального значения. Находятся в пользовании: учреждений культуры – 32, религиозных организаций – 95, юридических лиц - 402, физических лиц – 52.

Активно развиваются и пользуются популярностью народные промыслы: филимоновская глиняная игрушка, тульская городская глиняная игрушка, белевское коклюшечное кружево, лозоплетение, пряничные доски, традиционная обрядовая и необрядовая кукла, лоскутное шитье, кружевоплетение, резьба по дереву, кузнечное дело, холодное оружие, инкрустация, художественная обработка оружия, вышивка, гончарное искусство.

В настоящее время на территории Тульской области действуют более 350 туристических фирм, 20 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (в т.ч. в следующих сферах туроператорской деятельности: внутренний туризм - 20 операторов, внутренний и международный выездной туризм - 3 оператора и 1 туроператор – внутренний и международный въездной туризм).

Гостям, жителям области уже сегодня предлагается широкий круг возможностей для оздоровления и культурного обогащения, отдыха и развлечений. Их расширение, приумножение носит приоритетный характер в работе регионального правительства.

Цели, задачи, основные направления и механизмы развития туризма в регионе сформулированы и закреплены в "Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 01.10.2012 N 532.

В целях создания благоприятных условий, разработки мер, направленных на дальнейшее устойчивое развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области, определения и координации взаимных направлений деятельности, в 2012 году было заключено Соглашение о взаимодействии в сфере туризма между Федеральным агентством по туризму и правительством Тульской области, а в 2013 году - Дополнительное соглашение между Федеральным агентством по туризму и правительством Тульской области по формированию и реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Модельный подход к развитию индустрии туризма в регионе (на примере Тульской области)".

Положительная динамика развития отрасли прослеживается в ряде показателей:

Наименование показателя

Единица измерения

2010

2011

2012
 (оценка)

Общий объем турпотока в регионе

тыс. чел.

309,72

391,96

425,17

% к предыдущему году

106,96

126,55

108,47

Количество иностранных туристов

тыс. чел.

6,98

7,96

38,7

% к предыдущему году

95,88

114,04

486,18

Значительное увеличение (486,18%) в 2012 году по показателю "Количество иностранных туристов" связано с изменением методики его определения. С 2012 года при его определении учитывается информация УФМС России по Тульской области.

Наименование показателя

Единица измерения

2010

2011

2012
 (оценка)

Объем оказанных туристских услуг в Тульской области

млн. рублей

357,4

775,4

1213,63

% к предыдущему году

96,1

216,96

156,5

По информации Федеральной службы государственной статистики в Тульской области на протяжении ряда последних лет увеличивается количество коллективных средств размещения (с учетом микропредприятий) и число мест в них. Однако темп роста этого показателя не удовлетворяет существующую потребность.

2007

2008

2009

2010

2011

Число коллективных средств размещения
 (с учетом микропредприятий)

98

99

104

100

107

Число номеров в коллективных средствах размещения

4753

4701

5023

4904

4960

Число мест в коллективных средствах размещения

10731

11211

11664

11656

11906

Число ночевок в коллективных средствах размещения

1530280

1541306

1391134

1248619

1228951

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения

244138

258067

204222

208945

218785

Таким образом, введение в эксплуатацию в 2011 году 7 новых коллективных средств размещения добавило в туристскую инфраструктуру региона 56 номеров общей вместимостью 250 мест. Показатель "количество размещенных лиц" и "число ночевок" еще не достиг докризисных значений.

Немаловажной проблемой и сдерживающим фактором для развития туризма в регионе является не только недостаток средств размещения туристского класса, но и бессистемный подход к выбору места строительства. В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма Тульской области необходим комплексный подход, учитывающий, в том числе и перспективы развития объектов показа.

На территории Тульской области туристам доступно 46 памятников природы, Дендрарий Крапивенского лесхоза-техникума, 1 курорт "Краинка" с 2 бальнеологическими источниками, 1 лечебно-оздоровительная местность "Грумант".

Нельзя не отметить неконкурентоспособный уровень материально-технической базы ряда санаторно-курортных предприятий региона, ориентированных на обслуживание социальных категорий граждан, оздоровление которых финансируется за счет средств бюджетов. Сформировавшаяся система не способствует созданию условий для предоставления соответствующего современным требованиям к отдыху и оздоровлению набора и качества услуг, сопоставимых с ценами на аналогичные услуги за рубежом и в других субъектах РФ.

В то же время наличие инфраструктуры (водопроводные и канализационные системы, электрические сети), существующей дорожной сети обусловливает высокий потенциал данных туристских систем и создает объективные предпосылки для их модернизации, создания и развития на их базе современных конкурентоспособных локальных туристско-рекреационных комплексов в регионе.

Обобщив и проанализировав проблемы, сдерживающие создание современного конкурентоспособного туристского комплекса в регионе, можно выделить несколько аспектов.

Экономический


Инфраструктурные ограничения туристско-рекреационных территорий.

Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.

Слаборазвитая материально-техническая база предприятий санаторно-курортного комплекса.

Неконкурентоспособный уровень качества обслуживания отдыхающих, недостаточное применение стандартов качества туристско-рекреационных услуг.

Административно-кадровый


Недостаточный уровень использования современных систем управления туристской отраслью в регионе.

Недостаточный административно-кадровый ресурс обеспечения отрасли в Тульской области.

Продвижение туристского потенциала


Отсутствие на протяжении ряда последних лет возможностей для реализации рекламно-маркетинговой стратегии продвижения туристского потенциала Тульской области в России и за рубежом.

Усложненные таможенные и визовые процедуры для иностранных компаний и граждан (проблема общероссийского характера).

Низкая конкурентоспособность услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Тульской области.

Необходимость устранения выявленных проблем развития туризма в Тульской области требует системного подхода к решению сформулированных задач развития туризма, скоординированных действий всех органов исполнительной власти Тульской области и органов местного самоуправления, привлечения финансовых средств из различных источников и использования специальных инструментов контроля и повышения эффективности бюджетных расходов, а значит, требует более высокого в целом уровня управления деятельностью по развитию туризма в регионе.

Достижение такого уровня управления возможно с применением программно-целевого метода, который позволяет:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»