Недействующий

О государственной программе "Развитие инфраструктуры сети муниципальных дошкольных образовательных организаций в Астраханской области на 2012-2016 годы и на перспективу до 2028 года"

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации акцентировано на создании равных стартовых возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей дошкольного возраста. Система дошкольного образования должна обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы муниципальном образовании Астраханской области он ни проживал, к какой бы социальной группе он ни принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства ребенка в муниципальные дошкольные образовательные организации, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной и (согласно Методическим рекомендациям по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, указанным в письме Департамента государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2007 N 03-1883) место в муниципальной дошкольной образовательной организации должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки - от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Негативные экономическая и демографическая ситуации, сложившиеся на рубеже 90-х годов в Российской Федерации в целом, и в Астраханской области в частности, повлияли на текущее состояние муниципальных систем дошкольного образования.

Данная тенденция характерна и для Астраханской области, где ситуация с обеспеченностью населения муниципальными дошкольными образовательными организациями на протяжении нескольких лет остается напряженной. Количество дошкольных образовательных учреждений в Астраханской области недостаточно для обеспечения всех детей, нуждающихся в устройстве в детские сады. Так, согласно анализу, проведенному министерством экономического развития Астраханской области совместно с министерством образования и науки Астраханской области, ситуация с потребностью в дошкольных образовательных учреждениях муниципальных образований Астраханской области сложилась следующим образом.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

В 2011 году в области функционировало 204 муниципальных дошкольных образовательных организаций. Из 76,3 тыс. детей дошкольного возраста в области 41,9 тыс. детей посещают детские сады (охват около 54,9%). По данным министерства образования и науки Астраханской области, около 19,6 тыс. стоят в очереди на получение места в детском саду, из них 59% - жители г. Астрахани. Наиболее напряженная ситуация сложилась в населенных пунктах Харабалинского района - потребность составляет 36,2% от общего числа детей дошкольного возраста, Черноярском районе - 34,0%, Наримановском районе – 25,5%, Приволжском районе – 18,2%.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

Основными факторами, повлиявшими на повышение спроса на услуги муниципальных дошкольных образовательных организаций, являются рост рождаемости и отсутствие соответствующего предложения данных услуг ввиду недостаточности средств на расширение сети муниципальных дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствуют следующие данные: число родившихся выросло с 13 437 в 2007 году до 14 371 в 2011 году, общий коэффициент рождаемости вырос с 13,5 на 1000 чел. в 2007 году до 14,2 на 1000 чел. в 2011 году. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,629 рождения на 1 женщину в 2007 году до 1,746 рождения на 1 женщину в 2011 году.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

Для решения данной проблемы была принята отраслевая целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 30.07.2008 N 414-П, в рамках которой предусматривался ряд мероприятий по развитию сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в том числе по введению в эксплуатацию 15 помещений для размещения групп дошкольного образования на базе образовательных учреждений.

Но ограниченность средств бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области не позволила реализовать запланированные программные мероприятия.

Принимаемые меры по открытию дошкольных групп в детских садах и школах, возвращению в систему дошкольного образования типовых зданий дошкольных учреждений, использующихся не по назначению, строительству новых зданий дошкольных учреждений не способствуют сокращению численности детей, стоящих в очереди на получение места в детском саду.

В настоящее время ежегодный прирост создаваемых мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях в рамках утвержденных муниципальных программ развития дошкольного образования составляет около 350-500 единиц, что не позволяет обеспечить необходимую потребность.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

Таким образом, при существующих темпах расширения сети муниципальных дошкольных образовательных организаций и без применения принципиально новых методов решения проблемы сложившаяся ситуация с недостатком мест в них может быть решена лишь через 45 лет.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

Необходимость решения проблемы обеспеченности муниципальными дошкольными образовательными организациями населения Астраханской области обозначена в Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) для строительства объектов общественной инфраструктуры.

Таким образом, решение поставленной проблемы невозможно без применения программно-целевого подхода, который позволит обеспечить:

- координацию действий различных участников в рамках Программы,

- концентрацию ресурсов, необходимых для решения проблемы;

- нормативные правовые основы реализации механизма расширения сети муниципальных дошкольных образовательных организаций;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2013 N 390-П)

- снижение рисков возникновения объектов-долгостроев и незавершенных объектов из-за бюджетных ограничений при передаче ответственности за своевременный ввод объекта частному инвестору.