ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 года N 1267
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА N 2038
{Изменение и дополнение:
Постановление Правительства области от 26.12.2012 N 1599}
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 23 декабря 2009 года N 2038, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Губернатор области О.А. Кувшинников
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011 - 2013 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | - долгосрочная целевая Программа организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011 - 2013 годы |
Основание для разработки Программы | - перечень поручений Президента Российской Федерации от 6 мая 2009 года Пр-1098ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 22 апреля 2009 года |
Основная цель и задачи Программы | - цель - у лучшение качества подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; задачи: - организация допризывной подготовки юношей, формирование морально-психологической и физической готовности к службе в Вооруженных Силах, военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи с учетом новых подходов к организации этой работы в системе образования; - обучение знаниям об основных положениях Конституции и законодательства Российской Федерации по вопросам воинской обязанности граждан; - физическая закалка и формирование психологической устойчивости для выполнения воинского долга; - организация профильного и углубленного обучения военному делу, соответствующим военно-учетным специальностям юношей, изъявивших желание подготовить себя к поступлению в военные учебные заведения |
Сроки реализации Программы | - 2011 - 2013 годы |
Ответственный исполнитель Программы | - Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области |
Соисполнители Программы | - Департамент образования области; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области; Департамент социальной защиты населения области; Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (по согласованию, до 01.01.2012). |
Объемы и источники финансирования Программы | - объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета: 8 017,5 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 3 357,2 тыс. рублей; 2012 год - 2 000,0 тыс. рублей; 2013 год - 2 660,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - обеспечить полное и качественное выполнение учебной программы подготовки учащихся к военной службе; - улучшить физическо е здоровье и повысить духовно-нравственный потенциал молодежи призывного возраста; - повысить эффективность военно-патриотического воспитания молодежи; - повысить уровень развития военно-прикладных видов спорта; - привлечь детей и молодежь к обучению массовым техническим профессиям, имеющим военно-прикладное значение. |
В системе образования области во всех типах общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования подготовка учащихся к военной службе организуется в процессе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Программа курса в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формирования у учащихся сознательного отношения к имеющимся проблемам личной и общественной безопасности и обеспечивает приобретение учащимися специальных умений, знаний, навыков, которые позволяют повысить уровень готовности призывника к военной службе.
Вне школы деятельность по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, подготовке юношей к службе в армии проводят учреждения дополнительного образования, такие как военно-патриотические клубы, кружки, а также общественные организации, в частности: Вологодская областная Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), Вологодский областной совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Вологодская областная молодежная общественная организация "Вологодский поисковый отряд", общественная организация "Вологодское окружное казачье общество".
Тем не менее качество подготовки призывников, вступающих в ряды Вооруженных Сил, по многим параметрам не отвечает предъявляемым требованиям.
Так, в сознании многих молодых людей все еще присутствует негативное отношение к военной службе, а отсюда следует, что часть молодых солдат не выдерживает психологической и физической напряженности военной службы.
Нарушение правил воинского учета | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Уклонились от первичной постановки граждан на воинский учет (% от общего числа граждан, подлежащих постановке на воинский учет) | 3,1 | 3,0 | 1,9 |
Уклонились от призыва (% от общего числа граждан, подлежащих призыву) | 0,9 | 0,7 | 0,2 |
Самовольно оставили часть | 49 | 38 | 30 |
В настоящее время требуется усиление социальной адаптации призывников к условиям военной службы, важнейшим элементом которой должна стать целенаправленная подготовка их к военной службе.
К характерным недостаткам в вопросах организации и ведения подготовки учащихся к военной службе необходимо отнести:
1) тематика раздела "Основы военной службы", включенная в соответствии с приказом Министерства образования России от 30 июня 1999 года в обязательный минимум содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" среднего (полного) общего образования не предусматривает изучение вопросов по огневой, тактической и строевой подготовке, которые были характерны для прежнего курса начальной военной подготовки;
2) состояние материальной базы курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и допризывной подготовки большинства учебных заведений области низкое и часто неудовлетворительное. В настоящее время только 52,6% учебных заведений области имеют отдельные кабинеты для преподавания курса ОБЖ, 31,3 % - тиры, 83,4% - гимнастические городки;
3) профессиональная подготовка контингента преподавателей ОБЖ и допризывной подготовки недостаточная и методическое обеспечение преподавания предмета слабое. Укомплектованность должностями преподавателей ОБЖ в области в 2008/2009 учебном году составляла 96,5 %, причем из них: 32,2% - совместители, 18,8 % - преподаватели-женщины, 9% - преподаватели старше 60 лет. Преподаватели, имеющие высшее военное образование составляют 19,3%;
4) в сложившихся социально-экономических условиях система медицинских и оздоровительных мероприятий, проводимых в области образования, не обеспечивает систематическое повышение состояния здоровья учащихся. Количественный показатель по объему лечебно-оздоровительной работы с допризывной молодежью (диспансеризация юношей) отражается положительными значениями, однако эффективность этой работы имеет отрицательную динамику.
Лечебно-оздоровительные мероприятия | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Диспансеризация юношей 15-16 лет | 90,6% | 90,6% | 91,5% |
При первичной постановке граждан на воинский учет признаны годными и годными с незначительными ограничениями | 68,7% | 68,9% | 70,6% |
При явке на заседание призывной комиссии признаны годными и годными с незначительными ограничениями | 75,2% | 74,9% | 72,3% |
Эффективность лечебно-оздоровительной работы | +6,2% | +5,9% | +3,0% |
Объем и качество дополнительного образования не вносит существенного вклада в дело подготовки юношей к военной службе, в том числе и из-за отсутствия материально-технической базы, позволяющей осуществлять подготовку по военно-прикладным и общеразвивающим видам спорта.
Основной целью Программы является улучшение качества подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в течение 2011 - 2013 годов необходимо решение следующих задач:
- организация допризывной подготовки юношей, формирование морально-психологической и физической готовности к службе в Вооруженных Силах, военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи с учетом новых подходов к организации этой работы в системе образования;
- обучение знаниям об основных положениях Конституции и законодательства Российской Федерации по вопросам воинской обязанности граждан;
- физическая закалка и формирование психологической устойчивости для выполнения воинского долга;
- организация профильного и углубленного обучения военному делу, соответствующего военно-учетным специальностям юношей, изъявивших желание подготовить себя к поступлению в военные учебные заведения.
Сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.
Перечень мероприятий Программы содержится в приложении 1 к Программе.
Финансирование мероприятий Программы производится за счет средств областного бюджета.
Общий объем средств областного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 8 017,5 тыс. рублей и представлен в приложении 2 к Программе.
Объем финансирования мероприятий Программы по получателям бюджетных средств представлен в приложении 3 к Программе.
Субсидии органам местного самоуправления предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на организацию учебных сборов в рамках реализации долгосрочной целевой программы организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011-2013 годы, представленными в приложении 4 к настоящей Программе, на основании заключенных соглашений.
Общее управление реализацией Программы осуществляется Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике области.
Председатель Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике области является руководителем Программы. Ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств несут соисполнители Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области проводит консультационно-справочную работу и дает разъяснения положений Программы в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации.
Мероприятия Программы, на реализацию которых требуются энергетические ресурсы, осуществляются с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 2 сентября 2011 года N 1063.
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить полное и качественное выполнение учебной программы подготовки учащихся к военной службе;
улучшить физическое здоровье и повысить духовно-нравственный потенциал молодежи призывного возраста; повысить эффективность военно-патриотического воспитания молодежи;
повысить уровень развития военно-прикладных видов спорта;
привлечь детей и молодежь к обучению массовым техническим профессиям, имеющим военно-прикладное значение.
Количественные (измеряемые) показатели приведены в таблице:
Наименование показателей, характеризующих проблемы, решаемые Программой | Единицы измерения | Год, предшествующий началу реализации Программы | Годы реализации Программы | |||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||
Количество молодежи допризывного возраста, охваченное мероприятиями Программы | человек | 8192 | не менее 30000 | не менее 10000 | не менее 10000 | не менее 10000 | ||
Доля учащихся, прошедших учебные сборы (% от общего числа учащихся привлеченных на учебные сборы) | проценты | 93 | не менее 95 | не менее 95 | не менее 95 |
К социальным последствиям реализации Программы относятся:
повышение правового самосознания молодых людей;
повышение уровня физической и психологической готовности молодых граждан к выполнению воинского долга и служению Отечеству.
Приложение 1 к Программе
N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Исполнители | Объем финансирования (тыс. рублей) | |||
всего | 2011 | 2012 | 2013 | ||||
1. Мероприятия по патриотическому воспитанию допризывной молодежи и формированию положительного имиджа армейской службы | |||||||
1.1. | Кинолекторий "Служу Отечеству" | 2011 год | Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области | 12,0 | 12,0 | 0 | 0 |
1.2. | Театрализованное кинопредставление "Аты-баты шли солдаты" | 2011 год | Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области | 18,0 | 18,0 | 0 | 0 |
1.3. | Торжественная отправка в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, посвященная Всероссийскому Дню призывника | 2011, 2013 годы | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 42,3 | 20,0 | 0 | 22,3 |
Итого по разделу 1 | 72,3 | 50,0 | 0 | 22,3 | |||
2. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для допризывной молодежи | |||||||
2.1. | Областные военно-спортивные соревнования обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образова ния | 2011-2013 годы | Департамент образования области, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 781,9 | 281,9 | 300,0 | 200,0 |
2.2. | Областные финалы детских и молодежных оборонно-спортивных игр | 2011-2013 годы | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области, Депа ртамент образования области | 2 909,4 | 995,3 | 800,0 | 1 114,1 |
2.3. | Профильный лагерь "Спецназовец" | 2011 год | Департамент образования области | 499,1 | 499,1 | 0 | 0 |
2.4. | Предоставление субсидий муниципальным образованиям для проведения учебных сборов учащихся старших классов (курсов) образовательных учреждений среднего (полного), начального и среднего профессионального образования | 2011-2013 годы | Департамент образования области | 2 207,5 | 607,5 | 900,0 | 700,0 |
2.5. | Организация профильных военно-патриотических лагерей | 2011 год | Департамент образования области | 465,2 | 465,2 | 0 | 0 |
2.6. | Областные соревнования по полиатлону среди допризывной молодежи | 2013 год | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 178,3 | 0 | 0 | 178,3 |
2.7. | Участие сборных команд области по полиатлону в соревнованиях Северо-Западного Федерального округа, всероссийских соревнованиях и фестивалях допризывной молодежи | 2013 год | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 111,4 | 0 | 0 | 111,4 |
2.8. | Организация военно-патриотических сборов "Неделя в армии" для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации | 2011 год | Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 162,4 | 162,4 | - | - |
2.9. | Организация страйкбольных соревнований с допризывной молодежью | 2011 год | Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области | 90,8 | 90,8 | - | - |
Итого по разделу 2 | 7 406,0 | 3 102,2 | 2 000,0 | 2 693,8 | |||
3. Методическая работа и информационное обеспечение деятельности по допризывной подготовке молодежи | |||||||
3.1. | Приобретение методической литературы, программного обеспечения, дидактических материалов, наглядных пособий для организации работы по патриотическому воспитанию подростков | 2011 год | Департамент социальной защиты населения области | 50,0 | 50,0 | 0 | 0 |
3.2. | Изготовление наглядной агитации (баннеров) и создание видеороликов на АТВ, направленных на формирование положительного отношения к армейской службе | 2013 год | Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области | 334,2 | 0 | 0 | 334,2 |
3.3. | Организация мероприятий по правовой культуре и гражданскому воспитанию среди воспитанников областных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации | 2011 год | Департамент социальной защиты населения области | 50,0 | 50,0 | 0 | 0 |
3.4. | Приобретение литературы и подписка на периодические издания военно-патриотической тематики для ГУК "Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова" | 2011 год | Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области | 35,0 | 35,0 | 0 | 0 |
3.5. | Издание методических материалов для библиотек области, а также дайджестов, буклетов, рекомендательных списков для призывников и их родителей | 2011 год | Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области | 70,0 | 70,0 | 0 | 0 |
Итого по разделу 3 | 539,2 | 205,0 | 0 | 334,2 | |||
Итого по Программе | 8 017,5 | 3 357,2 | 2 000,0 | 2 660,3 |