Недействующий

 
ЗАКОН

 САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 июля 2011 года N 85-ЗО

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Сахалинской области от 28.02.2018 N 11-ЗО, вступившего в силу со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.03.2018).
____________________________________________________________________

(в редакции Законов Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО, от 30.12.2016 N 127-ЗО)

Принят
Сахалинской областной Думой
7 июля 2011 года


Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин

     г. Южно-Сахалинск
     27 июля 2011 года
     N 85-ЗО

     




Приложение
к Закону
Сахалинской области
"О Программе
социально-экономического развития
Сахалинской области
на 2011 - 2015 годы
и на период до 2018 года"

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

(в редакции Законов Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО, от 30.12.2016 N 127-ЗО)



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав Сахалинской области, распоряжение администрации Сахалинской области от 15.10.2009 N 733-ра "Об итогах социально-экономического развития области за январь - сентябрь 2009 года и ожидаемых итогах до конца текущего года"

Государственный заказчик

Правительство Сахалинской области

Разработчик-координатор Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области, министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, министерство здравоохранения Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, агентство по рыболовству Сахалинской области, агентство по труду Сахалинской области, агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области

Цели и задачи Программы

Цели:

1) реализация мер по комплексной модернизации, повышению конкурентоспособности региональной экономики, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития;

2) повышение качества жизни сахалинцев и курильчан;

3) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них полномочий;

4) укрепление системы обеспечения национальной безопасности.

Задачи:

1) диверсификация региональной экономики на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала. Развитие традиционных отраслей экономики и формирование новых "точек роста" на территории всех муниципальных образований;

2) сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию области;

3) обеспечение развития интеграционных процессов области со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на основе продвижения экспортного и инвестиционного потенциала области, развития международных обменов в целях повышения качества жизни населения области;

4) проведение ответственной социальной политики, включающей оказание помощи малообеспеченным, дальнейшая поддержка работников бюджетной сферы;

5) реформирование бюджетной сферы, внедрение стандартов качества предоставляемых услуг;

6) формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

7) формирование численности населения, трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед областью, повышение качества человеческого капитала;

8) развитие кадрового потенциала;

9) оптимизация системы государственного и муниципального управления в области;

10) совершенствование бюджетного процесса и управления государственным имуществом;

11) создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области, обеспечение надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в период 2011 - 2018 годов

Источники финансирования

Мероприятия Программы реализуются в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ Сахалинской области, ведомственных целевых программ Сахалинской области. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственных программ Сахалинской области, ведомственных целевых программ Сахалинской области уточняется в соответствии с законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период

(в ред. Закона Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО)

Исполнители и соисполнители мероприятий Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области, министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области, министерство здравоохранения Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, агентство по рыболовству Сахалинской области, агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области, агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области, агентство по труду Сахалинской области, агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, органы местного самоуправления Сахалинской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

I. Реализация мер по комплексной модернизации, повышению конкурентоспособности региональной экономики, достижению среднероссийского уровня социально-экономического развития:

1) объем валового регионального продукта на душу населения;

2) объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения;

3) объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";

4) объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;

5) общая площадь земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и комплексной застройки;

6) оборот розничной торговли;

7) объем реализации платных услуг;

8) объем туристических услуг;

9) объем внешнеторгового оборота;

10) объем экспорта товаров и услуг;

11) объем импорта товаров и услуг;

12) вывоз угля в другие регионы Российской Федерации и на экспорт;

13) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

14) численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых и средних предприятиях;

15) оборот малых предприятий;

16) расходы областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства.

II. Повышение качества жизни сахалинцев и курильчан, создание комфортных условий проживания населения:

1) общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя области;

2) удельный вес площади ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади;

3) ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования;

4) выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух;

5) общий коэффициент рождаемости на 1 тыс. населения;

6) коэффициент миграционного прироста на 1 тыс. населения;

7) обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

8) обеспеченность организациями культурно-досугового типа;

9) обеспеченность спортивными залами;

10) уровень безработицы (по методологии международной организации труда);

11) уровень зарегистрированной безработицы (в среднем за год);

12) реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников;

13) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в процентах ко всему населению.

III. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них полномочий:

1) доля государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами исполнительной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления, информация о которых размещена на региональном Интернет-портале государственных (муниципальных) услуг;

2) уровень удовлетворенности населения качеством общего образования;

3) уровень удовлетворенности населения медицинской помощью;

4) уровень удовлетворенности населения условиями для занятия физической культурой и спортом;

5) уровень удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами;

6) уровень удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Сахалинской области, в том числе их информационной открытостью;

7) соотношение числа государственных гражданских служащих до 35 лет к числу государственных гражданских служащих старше 45 лет;

8) объем поступлений арендной платы от использования государственного имущества Сахалинской области;

9) объем поступлений доходов от аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Сахалинской области;

10) объем поступлений части чистой прибыли областных государственных унитарных предприятий;

11) объем поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим Сахалинской области;

12) доля муниципальных образований, внедривших механизм бюджетирования, ориентированного на результат;

13) доля муниципальных образований, принявших программы (планы) проведения административной реформы;

14) уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления;

15) объем поступлений доходов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;

16) объем поступлений доходов от аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

IV. Укрепление национальной безопасности:

1) число зарегистрированных преступлений;

2) уровень смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий;

3) уровень удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Сахалинской области по обеспечению безопасности граждан

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и оценка ее социально-экономической эффективности

В 2015 году по сравнению с 2010 годом ожидается:

1) увеличение объема валового регионального продукта в 1,4 раза (сопоставимые цены);

2) увеличение индекса промышленного производства в 1,3 раза;

3) увеличение объема инвестиций в основной капитал на 17,5%;

4) рост объемов производства продукции сельского хозяйства на 4,4%;

5) увеличение розничного товарооборота на 12,1%;

6) увеличение объема платных услуг на 22,9%;

7) реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников возрастет на 6,6%;

8) реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 17,2%;

9) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению снизится с 11,1% до 9,1%;

10) уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению в 2015 году не превысит 1%;

11) увеличение рождаемости (коэффициент рождаемости возрастет с 11,9% в 2010 году до 12,4% в 2015 году);

12) снижение смертности (коэффициент смертности снизится с 14,6% в 2010 году до 13,8% в 2015 году);

13) прирост продолжительности жизни населения - 0,6 года.

В 2018 году по сравнению с 2010 годом ожидается:

1) увеличение объема валового регионального продукта в 1,6 раза (сопоставимые цены);

2) увеличение индекса промышленного производства в 1,6 раза;

3) увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,3 раза;

4) рост объемов производства продукции сельского хозяйства на 6,7%;

5) увеличение розничного товарооборота на 19%;

6) увеличение объема платных услуг на 35,6%;

7) реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников возрастет на 14,2%;

8) реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 25,4%;

9) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению снизится с 11,1 до 8,5%;

10) уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению в 2018 году не превысит 1%;

11) увеличение рождаемости (коэффициент рождаемости возрастет с 12,2% в 2010 году до 12,8% в 2018 году);

12) снижение смертности (коэффициент смертности снизится с 14,9% в 2010 году до 13,9% в 2018 году);

13) прирост продолжительности жизни населения - 1,4 года

ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав Сахалинской области, распоряжение администрации Сахалинской области от 15.10.2009 N 733-ра "Об итогах социально-экономического развития Сахалинской области за январь - сентябрь 2009 года и ожидаемых итогах до конца текущего года".

Программа является одним из ключевых элементов системы управления развитием области и служит инструментом для достижения общенациональных целей экономического и социального развития: повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивых темпов экономического роста, создания потенциала развития и укрепления системы обеспечения национальной безопасности.

При разработке Программы учтены основные положения Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, предложения органов исполнительной и законодательной власти Сахалинской области, а также органов местного самоуправления.

Программа разработана с учетом итогов социально-экономического развития Сахалинской области за 2010 год, прогнозных условий функционирования Российской Федерации и Сахалинской области на период до 2014 года.

Программа содержит:

1) анализ социально-экономического развития Сахалинской области по основным направлениям;

2) описание конкурентных преимуществ и недостатков Сахалинской области по отношению к другим Дальневосточным регионам Российской Федерации;

3) описание стратегических целей и задач социально-экономического развития области;

4) перечень мероприятий по решению приоритетных задач и достижению поставленных целей, включая инвестиционные проекты, которые соответствуют стратегическим приоритетам области и будут реализованы в 2011 - 2018 годах;

5) систему индикаторов, характеризующих результативность Программы;

6) систему мероприятий.

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Сахалинская область расположена на Дальнем Востоке Российской Федерации, у восточных берегов Евразийского материка в переходной зоне от континента к Тихому океану. Граничит с Камчатской областью, Хабаровским краем и Приморским краем.

Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Расстояние от Южно-Сахалинска до Москвы - 10417 км.

Разница во времени между Южно-Сахалинском и Москвой составляет 7 часов.

Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв. км.

Сахалинская область - единственный российский островной регион. Она состоит из 59 островов (остров Сахалин с прилегающими островами Монерон и Тюлений и 56 островов Курильской гряды).

Большая протяженность территории Сахалинской области предопределяет существенное разнообразие климатических условий и ее природных ресурсов.

На острове Сахалин климат имеет муссонный характер, на Курильских островах - океанический.

Поверхность островов изрезана густой сетью небольших и неглубоких горных рек общей протяженностью около 22 тыс. км. Озерный фонд области составляет свыше 17 тыс. озер общей площадью 1118 кв. км.

Флора области насчитывает около 1500 различных видов растений. Свыше 100 из них являются редкими и находятся под охраной государства, 20 - занесены в Красную книгу Российской Федерации; в области два заповедника - Поронайский и Курильский, 12 заказников, 50 памятников природы.

Разнообразен животный мир. Из промысловых зверей обитают такие, как медведь, росомаха, лисы, соболь, заяц, северный олень, белка, бурундук, горностай, выдра. В последние 20 лет акклиматизировались пятнистый олень, уссурийский енот, ондатра, баргузинский соболь. Встречаются также изюбр, кабарга. На острове обитают и лесные птицы: глухарь, рябчик-вальдшнеп, белая куропатка, синица, дятел, кряква, чирок, кайры, бакланы. На Курилах распространены птичьи базары.

Млекопитающих, зарегистрированных на Сахалине, - 12 видов, птиц - 97 видов (в том числе 50 гнездящихся), рыб - 7 видов, беспозвоночных - 20 видов, сосудистых растений - 113 видов, мохообразных - 13 видов, водорослей - 7 видов, грибов - 14 видов и лишайников - 20 видов. Всего 136 видов животных, 133 вида растений и 34 вида грибов имеют статус охраняемых и занесены в Красную книгу Сахалинской области, при этом около трети из них входят в Красную книгу Российской Федерации.

Моря, омывающие берега Сахалина и Курильских островов, являются одними из наиболее продуктивных районов мирового океана. Биологические ресурсы области уникальны, а по своему количеству и качеству имеют не только общероссийское, но и мировое значение.

Площадь земель лесного фонда превышает 69 тыс. кв. км (87% территории области).

Недра области богаты нефтью, природным газом, каменным и бурыми углями, черными, цветными, редкими и благородными металлами, горно-химическим и агрохимическим сырьем.

Широкое распространение имеют минеральные и термальные воды (углекислые, сульфидные, железистые, йодные, бромные, борные, бальнеологического значения), а также целебные минеральные грязи.

Сахалинская область включает в себя 22 муниципальных образования, из которых 18 - имеют статус "городской округ" и 1 - "муниципальный район". В состав Углегорского муниципального района входят два городских поселения и одно сельское.

Распределение жителей по территории области неравномерно. Основная часть населения проживает в южной части Сахалина и Курильских островов, то есть в более благоприятных климатических условиях, чем ее северная часть.

Средняя плотность населения - 5,7 чел. на 1 кв. км, что ниже среднероссийского показателя (8,4 чел. на 1 кв. км), но выше показателя по Дальневосточному федеральному округу (1 чел. на кв. км).

Наиболее крупные по численности населения муниципальные образования сосредоточены на юге и в центральной части области: административный центр области - городской округ "Город Южно-Сахалинск", "Холмский городской округ", "Корсаковский городской округ", городской округ "Охинский", "Углегорский муниципальный район".

Наибольшую площадь занимают муниципальные образования городской округ "Охинский" - 14815,9 кв. км, "Городской округ Ногликский" - 11294,8 кв. км, городской округ "Смирныховский" - 10457,4 кв. км.

Сахалинская область характеризуется высоким уровнем урбанизации - около 78,3% населения проживает в городах и поселках городского типа.

Основными транспортными артериями является автодороги Южно-Сахалинск - Оха, Южно-Сахалинск - Корсаков, Южно-Сахалинск - Холмск, а также железнодорожные линии Корсаков - Ноглики, Шахта - Ильинск - Арсентьевка.

На территории области имеются 7 аэропортов, 8 морских портов, 14 морских терминалов, входящих в границы морских портов Невельск (Курильские терминалы) и Москальво (терминал Набиль), транспортный флот и морская железнодорожная паромная переправа "Ванино - Холмск".

Наиболее важной особенностью функционирования электроэнергетики области является технологическая изолированность.


1.1. Конкурентные преимущества Сахалинской области


Конкурентные преимущества Сахалинской области:

- выгодное экономико-географическое положение, формирующее кратчайшие транспортные маршруты по направлению "Восток - Запад" в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- значительные запасы природных ресурсов (углеводородные, уголь, рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические ресурсы, а также гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы);

- наличие морского побережья и внешней границы как возможностей для организации и развития международного и межрегионального сотрудничества.


1.2. Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Сахалинской области


К числу сдерживающих факторов развития области относятся:

- высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России;

- экстремальные природно-климатические условия (повышенная сейсмичность, тайфуны, снежные завалы), требующие компенсации повышенных затрат на производство продукции и жизнеобеспечение населения;

- наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничением осуществления любых видов деятельности в Сахалинской области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг;

- ресурсная зависимость экономики при низкой степени переработки природных ресурсов;

- сокращение численности населения при росте рождаемости на фоне опережающего увеличения смертности и сохранения отрицательного миграционного прироста.


1.3. Основные цели и задачи Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и период до 2018 года


1. Детальный анализ конкурентных позиций Сахалинской области, учитывающий благоприятные возможности и потенциальные опасности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды, позволил уточнить задачи регионального развития на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года.

Сформированная система стратегических целей и задач развития направлена на решение системных проблем области, ограничивающих возможности реализации имеющегося социально-экономического потенциала (приложение 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»