ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2017 года N 566-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 363-П


Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 363-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы" (Южноуральская панорама, 2 декабря 2013 г., N 183, спецвыпуск N 43; 2 сентября 2014 г., N 133, спецвыпуск N 36; 18 ноября 2014 г., N 180; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2014, выпуск 4, часть III; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.; 28 марта 2016 г.; 26 августа 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4, часть XII; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 мая 2017 г., 19 июля 2017 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 363-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 20 октября 2017 года N 566-П)

Государственная программа Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы


 Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Главное управление лесами Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Подпрограммы государственной программы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Основная цель государственной программы

-

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов Челябинской области

Основные задачи государственной программы

-

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от пожаров и незаконных рубок;

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от вредных организмов;

повышение эффективности воспроизводства лесов; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

повышение продуктивности и качества лесов, повышение эффективности управления лесами

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

-

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;

отношение площади лесов, на которой были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов;

лесистость территории Челябинской области;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

срок реализации государственной программы 2014 - 2020 годы:

I этап - 2014 - 2016 годы;

II этап - 2017 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2014 - 2020 годах составит 4957846,21 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета (субвенции) - 1780066,8 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 274148,6 тыс. рублей;

2015 год - 246996,8 тыс. рублей;

2016 год - 232241,2 тыс. рублей;

2017 год - 249870,8 тыс. рублей;

2018 год - 243328,7 тыс. рублей;

2019 год - 247706,3 тыс. рублей;

2020 год - 285774,4 тыс. рублей;

областного бюджета - 528073,51 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 9011,2 тыс. рублей;

2015 год - финансирование не предусмотрено;

2016 год - 68245,81 тыс. рублей;

2017 год - 88804,6 тыс. рублей;

2018 год - 76728,8 тыс. рублей;

2019 год - 76728,8 тыс. рублей;

2020 год - 208554,3 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 805115,9 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 56362,8 тыс. рублей;

2015 год - 252772,7 тыс. рублей;

2016 год - 63654,9 тыс. рублей;

2017 год - 97399,6 тыс. рублей;

2018 год - 95739,6 тыс. рублей;

2019 год - 95833,4 тыс. рублей;

2020 год - 143352,9 тыс. рублей;

арендаторов - 1844590,0 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 84388,7 тыс. рублей;

2015 год - 511946,9 тыс. рублей;

2016 год - 288024,4 тыс. рублей;

2017 год - 258464,1 тыс. рублей;

2018 год - 285491,4 тыс. рублей;

2019 год - 294555,9 тыс. рублей;

2020 год - 121718,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

в результате реализации государственной программы в 2020 году планируется достичь следующих результатов:

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит не менее 79,74 процента;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров составит не более 2,2 процента;

отношение площади лесов, на которой были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов составит 18,4 процента;

лесистость территории Челябинской области сохранится на уровне 29,4 процента;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда составит 32,3 процента;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда увеличится до 69,2 процента;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 92,3 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства ежегодно составит 2,5 процента


 Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

В государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" (далее именуется - Государственная программа РФ), определены основные стратегические цели:

обеспечение устойчивого управления лесами;

сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса.

Цель настоящей государственной программы соответствует Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 октября 2008 года N 248/482, Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 года N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", в части решения следующих задач:

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;

обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса.

2. Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Челябинской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Челябинской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Челябинской области и сопредельных областей.

Развитие городов и транспортной инфраструктуры Челябинской области осуществляется главным образом за счет земель лесного фонда. Расширяющееся дачное и загородное строительство ведет к увеличению рекреационных нагрузок на леса.

Леса Челябинской области, входящие в состав земель лесного фонда Российской Федерации, занимают 2642,1 тыс. гектаров, из которых покрытые лесной растительностью земли составляют 2347,5 тыс. гектаров, или 88,5 процента. На каждого жителя Челябинской области приходится около 0,7 гектара покрытых лесной растительностью земель. Средняя лесистость Челябинской области составляет 29,44 процента.

Основная часть лесов Челябинской области (78 процентов) отнесена к защитным лесам, выполняющим противоэрозионные, водоохранные и санитарно-гигиенические защитные функции. Из них 33,7 процента занимают противоэрозионные леса, а 16,4 процента лесов расположено в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Эксплуатационные леса составляют 22 процента от общей площади лесов и сосредоточены в северной и северо-западной частях Челябинской области.

Допустимый объем изъятия древесины (данные на 1 января 2017 года) составляет 2060,0 тыс. куб. метров, в том числе по рубкам в спелых и перестойных насаждениях - 1228,0 тыс. куб. метров.

Породный состав лесных насаждений Челябинской области довольно разнообразен. В лесах Челябинской области произрастает более 10 разновидностей древесных пород (сосна, ель, лиственница, пихта, дуб, ильм, ольха, липа, береза, осина). В лесах, расположенных на западе Челябинской области (горная местность), преимущественно произрастают хвойные насаждения. На севере, в средней части и на северо-востоке Челябинской области (равнинная местность) доминируют лиственные насаждения с преобладанием березы, осины, ольхи серой, на юге и юго-западе Челябинской области - колочные мягколиственные насаждения.

В целом по Челябинской области основными лесообразующими породами являются береза и сосна, на их долю соответственно приходится 53 и 24,1 процента от общей площади лесных земель.

Хвойные породы занимают 30,9 процента площадей, покрытых лесной растительностью, из них 78,2 процента заняты сосной.

Челябинская область по богатству природных ресурсов является одним из уникальнейших регионов России. Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, составляет 852,9 тыс. гектаров, или 9,6 процента от общей площади Челябинской области, в том числе площадь заповедников и национальных парков - 203,16 тыс. гектаров, или 2,3 процента.

На землях Челябинского городского округа находится Челябинский лесопарк, организованный в границах Каштакского бора и Челябинского (городского) бора, который отнесен к особо охраняемым природным территориям - памятникам природы областного значения. Общая площадь лесопарка составляет 2168,1 гектара. Лесные земли составляют 88,1 процента от общей площади лесопарка. В состав древостоя лесопарка входят сосна обыкновенная (60 процентов), береза бородавчатая, береза пушистая, осина и другие породы. Площадь лесопарка, нуждающаяся в лесовосстановлении, составляет 57 гектаров.

На территории лесопарка допускается проведение научных исследований, эколого-просветительская, спортивно-туристическая, рекреационная, природоохранная деятельность и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

3. В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит повышение эффективного и рационального использования лесных ресурсов, находящихся в границах территории Челябинской области, при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

Высокая хозяйственная освоенность территории Челябинской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ земель лесного фонда, высокая плотность населения создают существенную рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Хвойные молодняки (в основном чистые сосновые насаждения) произрастают на площади 382,9 тыс. гектаров и представляют большую пожарную опасность. Леса Челябинской области относятся к третьему классу природной пожарной опасности. Для Челябинской области характерны часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, что влечет за собой высокую пожарную опасность в лесных насаждениях.

Челябинская область на протяжении последних лет занимает одно из первых мест по количеству лесных пожаров среди субъектов Уральского федерального округа. За период с 2007 по 2016 год на территории Челябинской области произошло 13880 лесных пожаров на площади 112,2 тыс. гектаров.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и системы государственного пожарного надзора в лесах приводит к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное сжигание сухой стерни и травы на полях и лугах, поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.

В целях сохранения экологической значимости лесов необходимо усовершенствовать систему охраны лесов от возникновения лесных пожаров.

4. Постоянную угрозу лесным насаждениям представляют вредители леса, которые повреждают лесные насаждения и вызывают их гибель.

С целью уточнения общего состояния ослабленных и расстроенных насаждений планируется проведение лесопатологических обследований на площади 149,5 тыс. гектаров.

По состоянию на 1 января 2017 года в лесах Челябинской области очаги вредителей леса выявлены на площади 4254,5 гектара. В березовых насаждениях лесостепной зоны на площади 3643,8 гектара имеются очаги непарного шелкопряда, очаги звездчатого пилильщика-ткача - на площади 391,3 гектара, очаги стволовых вредителей - на площади 219,4 гектара. За последние годы гибель лесных насаждений от вредных насекомых возросла с 47 гектаров в 2014 году до 183 гектаров в 2016 году. Всего от воздействия вредных организмов с 2014 года погибли леса на площади 442 гектара.

5. Целями лесовосстановления являются своевременное восстановление лесов, выращивание лесов на не покрытых лесом землях, предотвращение увеличения доли малоценных лиственных лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда.

Ежегодно на территории лесного фонда Челябинской области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняк и спелые насаждения, то есть увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, отчего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, которая переходит в пустыри и редины.

По данным государственного лесного реестра, на 1 января 2017 года по Челябинской области структура площадей, требующих восстановления, следующая: вырубки - 19,1 тыс. гектаров (42 процента), прогалины - 9,5 тыс. гектаров (21 процент), погибшие насаждения - 3,6 тыс. гектаров (8 процентов), гари - 13,1 тыс. гектаров (29 процентов).

В условиях, характерных для Челябинской области, необходимо осуществлять уход за лесными культурами сразу после их посадки, когда интенсивно растут не только лесные культуры, но и травянистая растительность. В целях предотвращения зарастания поверхности почвы на территориях с созданными лесными культурами сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве должен осуществляться агротехнический уход.

Территории с лесными культурами хвойных пород, созданными на свежих вырубках, интенсивно зарастают нежелательными лиственными породами, которые угнетают высаженные растения. Вырастить культуры в таких условиях и сформировать хвойные насаждения можно только при своевременном осветлении их в раннем возрасте.

Необходимо отметить, что при недостаточности и несвоевременности ухода за лесными культурами в молодом возрасте они оказываются под пологом мягколиственных растений и в дальнейшем заглушаются. Таким образом, трудовые, финансовые и материальные затраты по созданию лесных культур являются напрасными. В связи с этим необходимо проведение своевременного агротехнического ухода за территориями с созданными лесными культурами.

6. Ревизионный период проведения лесоустроительных работ составляет 10 лет. По состоянию на 1 января 2017 года 52 процента лесов имеют давность проведения лесоустройства более 10 лет, 48 процентов - до 10 лет. Лесной план Челябинской области и лесохозяйственные регламенты лесничеств, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках разработаны на основании материалов лесоустройства со сверхнормативным сроком действия, что отрицательно сказывается на качестве подготовки документов. С 2007 года работы по таксации насаждений проводятся преимущественно за счет средств арендаторов. Отсутствие свежих материалов лесоустройства затрудняет актуализацию таксационных и картографических баз и соответственно ведение обновленного государственного лесного реестра, крайне необходимого для организации устойчивого управления лесами.

Все это подчеркивает важность и необходимость проведения лесоустройства как комплекса мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде.

7. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства Челябинской области не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией с профессиональной и квалификационной подготовкой специалистов.

По состоянию на 1 января 2017 года штатная численность инженерно-технических работников Главного управления лесами Челябинской области и лесничеств составляет 705 человек, из них 76 - вакансий.

Из работающих руководителей и специалистов лесного хозяйства Челябинской области 52 процента имеют высшее образование и 27 процентов - среднее профессиональное образование. Среди специалистов лесного хозяйства в настоящее время 132 человека имеют большой опыт работы, но не имеют образования (21 процент), большую часть из них составляют мастера леса - 107 человек (81 процент).

Для эффективной работы в изменившихся условиях специалисты должны поддерживать необходимый уровень квалификации, обладать информацией об изменениях лесного законодательства и достаточным уровнем образования для занимаемой должности. Необходимо привлекать квалифицированных молодых специалистов для работы в отрасли лесного хозяйства.

8. Наиболее актуальными проблемами в сфере лесного хозяйства являются:

необходимость обеспечения сохранности и воспроизводства лесов в условиях хозяйственного и антропогенного воздействия;

необходимость обеспечения своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда;

необходимость обеспечения охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней леса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»