ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 сентября 2017 года N 257-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017 - 2018 ГОДЫ

(в редакции Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 25.07.2018 N 190-р)


В целях осуществления мер, направленных на предпрофессиональную подготовку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Чеченской Республики на 2017 - 2018 годы (далее - Комплекс мер).

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Распоряжения, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 345 "Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы" (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 61, от 15 декабря 2014 года N 256, от 29 декабря 2015 года N 259, от 9 марта 2016 года N 14, от 11 июля 2016 года N 107, от 29 декабря 2016 года N 225, от 4 апреля 2017 года N 76).

3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Ш.С. Ахмадова.

4. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ



Утвержден
Распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 15 сентября 2017 года N 257-р



 КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2017 - 2018 ГОДЫ

 (в редакции Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 25.07.2018 N 190-р)

I. Описание ситуации по тематике Конкурса; оценка действующей системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер


В Чеченской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2012 год - 167000 человек, 2013 год - 178000 человек, 2014 год - 186000 человек, 2015 год - 198000 человек). В 2016 году численность инвалидов составила более 203000 человек, в том числе более 66000 - детей-инвалидов, среди которых свыше 4900 человек имеют трудности в передвижении, около 3000 человек составляют инвалиды по слуху и около 6000 человек - инвалидов по зрению.

Сегодня перед государством и обществом стоит чрезвычайно важная задача - выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ), взять на себя обязанность обеспечить им условия для адаптации к социальной среде, полноценной жизни, учебы и профессиональной подготовки.

В целях реализации конституционного права детей с ОВЗ на образование в программе развития системы образования Чеченской Республики до 2020 года Министерством образования и науки Чеченской Республики поставлена цель: интеграция детей с ОВЗ в общество.

Для достижения поставленной цели Министерством образования и науки Чеченской Республики проводится соответствующая работа.

По состоянию на 1 марта 2017 года в Чеченской Республике функционируют 473 учреждения общего образования с числом обучающихся 258161 человек.

В 2016 году в общеобразовательных организациях республики в соответствии с обращениями родителей (законных представителей) реализовывались адаптированные образовательные программы для 5418 детей-инвалидов и 2017 детей с ОВЗ.

В целях создания условий для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ и получения ими качественного образования в Чеченской Республике созданы и функционируют следующие специальные образовательные учреждения с числом обучающихся - 1119 человек:

ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих" - 282 человека;

ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих" - 161 человек;

ГБОУ "Центр образования" для дистанционного образования детей-инвалидов - 415 человек;

ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с задержкой психического развития" - 98 человек;

МБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ОВЗ г. Грозного" - 126 человек;

МБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Аргун" - 37 человек.

В системе Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики функционируют 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями с ежемесячным охватом, которые занимаются комплексной реабилитацией таких детей:

ГБУ "Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 90 мест;

ГБУ "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова" на 220 мест;

ГБУ "Шалинский социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" на 100 мест.

Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями реализует мероприятия, направленные на медицинскую и социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем. Количество детей и подростков, прошедших реабилитацию в 2015 году, составляет 993 человека, в очереди для определение в Центр состоят еще 60 детей.

В целях социальной поддержки семей с детьми-инвалидами в системе Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики функционирует также ГБУ "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова", созданное в целях оказания несовершеннолетним, имеющим отклонение в физическом развитии, квалифицированной диагностической, медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической и социально-правовой помощи. Реализация программ по реабилитации осуществляется в условиях круглосуточного, дневного стационаров. Количество детей и подростков, прошедших реабилитацию в 2015 году, составляет 2709 детей. В очереди для определение в Центр находятся еще 365 детей.

В целях осуществления социальной защиты несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в бытовом и медико-социальном обслуживании, в 2015 году состоялось открытие ГБУ "Шалинский социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями".

В учреждениях имеются кабинеты социально-бытовой ориентировки, творческие мастерские, релаксационные кабинеты, в которых реабилитанты получают представление об окружающем мире, своих возможностях и способностях, мире профессий. Также действуют кружки: "Мастерица", "Квиллинг", "Выжигание", "Умелые руки", "Краски радуги", "Пение", "Компьюшка", имеются дипломы за участие в различных музыкальных мероприятиях регионального и республиканского уровней.

Сложившаяся и постоянно развивающаяся система общего среднего образования детей с особенностями физического развития создает необходимые предпосылки для последующего предпрофессионального образования, которое рассматривается как важная часть всей системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности для дальнейшего профессионального самоопределения, последующего трудоустройства и социализации.

Основная цель предпрофессиональной подготовки - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

Внедрение программ предпрофессиональной подготовки является важнейшим направлением в общей системе подготовки к самостоятельной жизни детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Предпрофессиональная подготовка обучающихся коррекционных школ позволяет учитывать склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их возможностями, освоить ту или иную профессию в будущем.

Сегодня без оказания соответствующей помощи выпускник коррекционной школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности.

Создание соответствующей материально-технической базы позволило специальным (коррекционным) общеобразовательным школам-интернатам начать предпрофессиональную подготовку своих учащихся по различным направлениям.

Предпрофессиональная подготовка играет большую роль в профессиональной ориентации детей-инвалидов по зрению.

В 2014 - 2016 годах Министерство образования и науки Чеченской Республики обеспечило ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих" современным тифлооборудованием и оборудованием, позволяющим эффективно осуществлять коррекционное сопровождение образовательного процесса. Благодаря этому в настоящее время данное учреждение имеет достаточный уровень материально-технической базы и педагогический состав для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки старшеклассников.

Совместно с организациями дополнительного образования ГБУ "Республиканский детско-юношеский центр туризма и экскурсий", ГБУ "Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества", ГБУ "Республиканский центр развития творчества детей и юношества" в ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих" работают кружки по художественной лепке (гончарная мастерская) - 25 человек, по робототехнике - 20 человек, по бисероплетению - 20 человек, кружки "Умелые ручки" - 20 человек, "Чудо-шашки" - 10 человек, "Дзюдо" - 15 человек, "Мини-футбол" - 16 человек, "Здоровый образ жизни" - 24 человек. Всего в кружках занимаются 150 учащихся.

В ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих" функционирует столярная мастерская, швейная мастерская, кабинет социально-бытовой ориентировки. На территории школы имеются две теплицы общей площадью 122 м(2).

В настоящее время с целью профессионального самоопределения в столярной мастерской проводятся занятия по столярному делу. Кружок посещают 13 мальчиков 14 - 18 лет. На занятиях дети знакомятся с последовательно применяемыми технологиями обработки древесины в современном производстве, со спектром профессий, связанных с обработкой древесины; учатся выполнять работу с основными столярными инструментами на простейшем оборудовании и станках. Под руководством педагога обучающиеся делают деревянные изделия и мебель. Вся деревянная продукция (скамейки, столы, рамки для зеркал, часы, органайзеры и мн. др.), которая имеется в школе, изготовлена в школьной мастерской.

В 2015 году в Театрально-концертном зале им. Ханпаши Нурадилова г. Грозного прошла выставка-ярмарка продукции из дерева с участием детей. На этой выставке было продано деревянных изделий на 60 тысяч рублей.

В сентябре 2016 года в школе-интернате была организована ярмарка-выставка, где были выставлены деревянные поделки обучающихся. От продажи изделий была выручена сумма 110 тысяч рублей. Все вырученные средства потратили на дооборудование школьной мастерской.

В целях реализации программ предпрофессионального обучения и расширения имеющихся возможностей для проведения занятий в столярной мастерской специалистам необходимо пройти обучение новым технологиям работы, а также дооснастить мастерскую станками и оборудованием, средствами индивидуальной защиты, расходным материалом, уборочным инвентарем и демонстрационным оборудованием.

Часть практических занятий по социально-бытовой ориентировке и кружок по овощеводству проводятся в теплице, где выращиваются овощные культуры и зелень. Ребята учатся своими руками выращивать овощи, ухаживать за растениями, обрабатывать почву, различать вредителей и болезни, виды удобрений и их применение в овощеводстве, делать уборку, хранить и перерабатывать овощи, выращивать рассаду, соблюдать правила безопасной работы в теплице.

Вся выращенная витаминная продукция (свежие овощи и зелень) передаются в школьную столовую. В последующем это все используется для приготовления пищи детям и вместе с обедом идет на стол воспитанников данного учреждения. На этих занятиях у детей повышается профессиональная мотивация, формируется положительное отношение к труду, развиваются социальные мотивы трудовой деятельности, развивается интерес к земледелию, повышается уверенность в своих силах, возможностях, собственной значимости в социуме через достигнутые успехи.

На данный момент занятия по овощеводству посещают 36 детей. Это обучающиеся 7 - 10 классов. Все обучающиеся с большим энтузиазмом и интересом посещают занятия. Их мотивирует свежая продукция, которую они получили путем собственного участия в выращивании и которую в дальнейшем можно реализовать.

Однако для более качественного проведения занятий и реализации программы предпрофессиональной подготовки по данному направлению существует ряд проблем: приобретение рассады и семян, садово-огородного оборудования и инвентаря, хозяйственных товаров.

В рамках системы дополнительного образования в ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих" действует 10 объединений по интересам. Показателями эффективности работы системы дополнительного образования служит проведение выставок работ, участие кружковцев в общешкольных мероприятиях. Так, участники кружка "Хореография" и солисты вокального кружка "Жестовое пение" предоставляли номера на всех мероприятиях и концертах, проходящих в школе-интернате и вне ее.

При наличии необходимого оборудования в 2017/2018 учебном году возможно введение новых специальностей, таких как: "Основы программирования", "Основы фотосъемки", "Основы видеосъемки и монтажа", "Основы журналистики и радиовещания". Помещения Центра позволяют вместо учебных кабинетов создать мастерские для практических занятий.

Расширение диапазона предлагаемых предпрофессиональных направлений и внедрение новых специальностей позволит увеличить количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охваченных предпрофессиональной подготовкой, в 2017/2018 учебном году - до 130 человек, в 2018/2019 учебном году - до 160 человек.

ГБОУ "Центр образования" (для дистанционного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата) (далее - Центр образования).

В данном образовательном учреждении на сегодняшний день превалирует модель сетевой формы организации профильного обучения (в ее основу положен принцип интегративности), которая создает все необходимые условия для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами и наклонностями, осуществления ранней профилизации, воспитания устойчивого интереса к избранному профилю и, что немаловажно, позволяет обеспечить социализацию и интеграцию ребенка с ОВЗ.

С 2013 года между Центром образования и ГБОУ ДО "Республиканский центр развития творчества детей и юношества" заключен договор о сетевом взаимодействии.

Обучающиеся Центра образования посещают ряд кружков по интересам, и проводится предпрофильная подготовка по направлениям: пластинография - 20 человек, художественная лепка - 15 человек, живопись - 20 человек, вокальное пение - 15 человек.

В будущем учебном году предусматривается введение элективных курсов "Веб-дизайн", "Интернет-журналистика", "Эффективная анимация во Flash", так как профессии, связанные с информационными коммуникационными технологиями, наиболее востребованы на рынке труда, вызывают интерес обучающихся, имеют широкие возможности профессионального роста.

Также планируется внедрить ведение профильной подготовки по курсу "Швейное дело", для эффективной реализации программ и учебно-методического кабинета (далее - УМК), для которого необходимо приобрести соответствующее оборудование.

Ведется работа по созданию виртуальных залов на сайте Центра образования, которые позволят проводить виртуальные экскурсии в профессиональные образовательные организации Чеченской Республики и за ее пределами под заголовком "Карта профессиональных дорог".

В целях преодоления межведомственных барьеров по данной проблеме и создания сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рамках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия, расширения сотрудничества с ресурсными центрами в других регионах, диссеминации опыта по использованию дистанционных образовательных технологий в образовании и обучении, по обсуждению актуальных проблем взаимодействия и координации деятельности образовательных организаций в сфере работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, планируется проведение вебинаров по теме "Особенности использования дистанционных образовательных технологий в профподготовке будущих специалистов" и обучающий семинар "Организация профильного и предпрофильного обучения через сетевое взаимодействие".

Обеспечение общедоступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ способствует их социализации и социальной адаптации.

В план мероприятий ("дорожную карту") Чеченской Республики "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в 2016 году внесены дополнения в сфере среднего профессионального образования, направленные на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, основные направления которых:

мероприятия, направленные на привлечение абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в систему среднего профессионального образования (далее - СПО);

мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, получивших СПО.

Разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ Чеченской Республики на 2016 - 2018 годы, а также план мероприятий по реализации в Чеченской Республике программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы. Однако для успешного решения задач по развитию предпрофессиональной подготовки обучающихся в коррекционных образовательных организациях, школах-интернатах для детей с ОВЗ, в организациях дополнительного образования имеется ряд проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер:

отсутствие адаптированных предпрофессиональных образовательных программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»