Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2014 года N 256


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 345

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 17.08.2020 N 180.
____________________________________________________________________


В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:

1. Государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 345 (в редакции Постановления Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 61), изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики А.А. Магомадова.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.

Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 15 декабря 2014 года N 256


"Утверждена
Постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 19 декабря 2013 года N 345



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"     

ПАСПОРТ государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Соисполнители программы

Министерство Чеченской Республики по делам молодежи, Комитет Чеченской Республики по дошкольному образованию, Министерство финансов Чеченской Республики

Участники программы

Министерство Чеченской Республики по национальной политики, внешним связям, печати и информации, Духовное образовательное учреждение "Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи", Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту, Министерство культуры Чеченской Республики, Академия наук Чеченской Республики

Наименование Подпрограмм программы

Подпрограмма 1. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки";
Подпрограмма 2. "Развитие общего и дополнительного образования Чеченской Республики";
Подпрограмма 3. "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Чеченской Республики";
Подпрограмма 4. "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики";
Подпрограмма 5. "Допризывная подготовка детей и молодежи Чеченской Республики";
Подпрограмма 6. "Реализация мероприятий в области развития образования" в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)";
Подпрограмма 7. "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама";
Подпрограмма 8. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования";
Подпрограмма 9. "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики";
Подпрограмма 10. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере молодежной политики";
Подпрограмма 11. "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность";
Подпрограмма 12. "Сельская молодежь Чеченской Республики"
Подпрограмма 13. "Развитие чеченского языка"

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цели программы

обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально - экономического развития республики;
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;
обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации Государственной программы;
повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики;
обеспечение доступности и повышение качества общего, профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики;
создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики;
обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования;
обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;
создание полноценной системы поликультурного образования;
создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения;
обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного профессионального образования;
ликвидация трехсменного обучения в общеобразовательных учебных учреждениях Чеченской Республики за счет строительства новых зданий общеобразовательных учреждений;
подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;
создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, общее, дополнительное и профессиональное образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия;
противодействие вовлечению молодежи Чеченской Республики в ряды незаконных вооруженных формирований; совершенствование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе; формирование у граждан готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, выполнению обязанностей по защите Отечества;
создание условий для развития сферы молодежной политики Чеченской Республики;
стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;
создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Чеченской Республики;
сохранение, изучение и развитие чеченского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации чеченского народа;
обеспечение функционирования чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики;
удовлетворение языковых и культурных потребностей чеченского народа, в том числе его представителей, проживающих за пределами Чеченской Республики.

Задачи программы

совершенствование социально-экономических условий для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей;
обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включая воспитание учащихся;
модернизация общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;
формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе - разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;
повышение профессионального уровня педагогов;
совершенствование системы профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда;
формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов;
обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья;
совершенствование содержания и технологий среднего профессионального образования;
повышение качества организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере среднего профессионального образования;
создание оптимальных условий для занятия детей в кружках и объединениях по интересам и обеспечение услуг доступности дополнительного образования детей независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;
совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
строительство новых общеобразовательных учреждений;
разработка и апробация образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ по направлению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;
повышение доступности дошкольного образования в Чеченской Республике;
увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет новых форм;
обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования;
укрепление материально-технической базы системы дошкольного образования;
обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с проблемами в развитии (ППМС-центры, ПМПК, центры ранней помощи и т.д.);
апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений, решающих задачи интегрированного, инклюзивного, дистанционного или специального образования и комплексного сопровождения процессов обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
обеспечение условий трудовой и профессиональной подготовки на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений системы СПО и ВПО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их психофизиологическими возможностями и потребностями современного рынка труда;
обеспечение равных возможностей детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации через включение в социально значимые события различные виды социальной, творческой деятельности;
создание системы обучения и просвещения родителей детей-инвалидов с использованием дистанционных и других форм с целью повышения их родительского потенциала для создания ребенку необходимых семейных условий воспитания, реабилитации и профилактики вторичных психологических нарушений;
создание эффективной системы допризывной подготовки молодежи к военной службе с учетом перехода на одногодичный срок службы;
повышение качества допризывной подготовки молодежи в образовательных учреждениях и по месту жительства;
вовлечение молодежи Чеченской Республики в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды;
обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях;
содействие занятости молодежи в сельской местности и вовлечение в реализацию программ экономического развития села;
совершенствование нормативно-правовой базы в языковой сфере Чеченской Республики;
популяризация чеченского языка, чеченской литературы и культуры чеченского народа, в том числе и среди представителей чеченского народа, проживающих за пределами Чеченской Республики;
создание условий для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
обеспечение образовательных учреждений республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
создание условий для функционирования чеченского языка в информационных системах, в том числе в международной сети Интернет;
использование информационных технологий в развитии чеченского языка;
проведение научных исследований и разработок по чеченской филологии;
увеличение объема теле- и радиопередач на чеченском языке, в том числе в прямом эфире;
сохранение и расширение издательской деятельности на чеченском языке.

Целевые показатели эффективности реализации программы

доля государственных услуг Министерства образования и науки Чеченской Республики, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве государственных услуг, оказываемых Министерством образования и науки Чеченской Республики;
укомплектованность Министерства образования и науки Чеченской Республики государственными гражданскими служащими;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к среднемесячной заработной плате в Чеченской Республике;
доля численности работников образовательных учреждений Чеченской Республики, успешно прошедших повышение квалификации, от общего количества работников образовательных учреждений Чеченской Республики, проходивших повышение квалификации, от общей численности работников образовательных учреждений Чеченской Республики (в образовательных учреждениях повышения квалификации);
охват детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами коррекционного образования;
доля общеобразовательных организаций, в которых обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, в общем количестве общеобразовательных организаций;
охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательными услугами в государственных образовательных организациях Чеченской Республики;
доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании;
уровень оснащения государственных и муниципальных образовательных учреждений персональными компьютерами, используемыми в учебных целях (среднее количество учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, приходящихся на 1 персональный компьютер, используемый учащимися в учебных целях);
наличие функционирующей региональной системы оценки качества общего образования;
количество проведенных мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Чеченской Республики, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления Чеченской Республики,
осуществляющих управление в сфере образования, в год;
количество полученных патентов на результаты проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических и гуманитарных наук в год;
удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников;
удельный вес количества обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми;
доля педагогических работников, повысивших квалификацию по индивидуальным образовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий;
удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям;
доля руководителей и специалистов управленческого корпуса системы образования, прошедших повышение квалификации в области методов управления в системе образования, соответствующих современным требованиям.
удельный вес количества обучающихся, принявших участие в региональных, межрегиональных мероприятиях этнокультурной направленности;
уровень обеспеченности образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой национально-региональной тематики;
удельный вес количества преподавателей, использующих ЭОР в профессиональной деятельности;
удельный вес численности республиканских и муниципальных учреждений образования, имеющих безлимитный доступ к сети Интернет;
удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей на всех ступенях и уровнях образования;
доля профессиональных и общественных экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и повышение квалификации;
удельный вес количества педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в сфере ИКТ в течение трех лет;
удельный вес произведенных с привлечением независимых экспертов процедур аккредитации образовательных учреждений;
доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Чеченской Республике;
удельный вес численности детей, охваченных услугами дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет;
удельный вес образовательных организаций, в которых внедрены механизмы эффективного контракта;
удельный вес специальных (коррекционных) образовательных учреждений, материально-техническое и кадровое обеспечение которых соответствует требованиям к организации образовательного процесса;
доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме от общего числа которым не противопоказана данная форма обучения;
повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с ФГОС СПО;
увеличение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели;
обеспечение профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным оборудованием;
создание в профессиональных образовательных организациях условий для обучения инвалидов, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
создание учебных центров прикладной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций);
организация и проведение конкурсов, олимпиад профессионального мастерства и спортивных соревнований;
количество участников детских и молодежных военно-патриотических объединений;
количество информационных материалов по вопросам военной службы, допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания, опубликованных через сеть Интернет;
количество допризывной и призывной молодежи, охваченной мероприятиями по добровольной подготовке граждан к военной службе;
количество допризывной и призывной молодежи, занимающейся в организациях РОСТО (ДОСААФ);
увеличение удельного веса учащихся, занимающихся в первую смену, в общем числе учащихся до 62,64% к 2020 году, с учетом демографической ситуации;
количество подготовленных специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук);
количество имамов мечетей республики прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку;
количество педагогов школ по духовно-нравственному воспитанию прошедших курсы повышения квалификации;
наличие разработанного проекта концепции развития дошкольного образования в Чеченской Республике до 2025 года;
доля воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования;
наличие функционирующего информационного банка передового педагогического опыта учреждений дошкольного образования;
доля педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования Чеченской Республики за год;
доля муниципальных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования, в которых оценка их деятельности, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений;
доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;
доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования к среднемесячной заработной плате учреждений общего образования Чеченской Республики;
количество вновь созданных мест в учреждениях дошкольного образования в год;
отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в школе;
количество мероприятий, проведенных в сфере молодежной политики;
количество молодежи, вовлеченной в мероприятия, проводимые в сфере молодежной политики;
количество участников образовательных мероприятий Программы;
количество разработанных участниками Программы бизнес-планов;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных участниками Программы;
количество сельской молодежи, получившей различные виды консультаций по программам социального и экономического развития села;
количество сельской молодежи, обучившейся основам социального проектирования и бизнес-планирования;
уменьшение количества безработных граждан в возрасте до 35 лет, проживающих в сельской местности;
количество сельской молодежи, вовлеченной в интеллектуально-творческие и спортивно-оздоровительные мероприятия;
доля обучающихся в Чеченской Республике, в общей численности обучающихся, изучающих чеченский язык как родной, которым созданы условия для обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
обеспеченность образовательных учреждений республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
доля учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
количество справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в международной сети Интернет;
доля программ приоритетных научных исследований и разработок по чеченской филологии в общем числе программ приоритетных научных исследований и разработок по филологии;
численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики;
доля эфирного времени, отводимого на теле- и радиопередачи на чеченском языке, в том числе в прямом эфире;
количество периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы
Выделение этапов не предусматривается

Объемы ассигнований программы

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 185755659,914 тыс. рублей,
в том числе по годам:
- в 2014 году - 21743517,598 тыс. рублей;
- в 2015 году - 27494946,998 тыс. рублей;
- в 2016 году - 23598896,586 тыс. рублей;
- в 2017 году - 26009730,799 тыс. рублей;
- в 2018 году - 27378377,337 тыс. рублей;
- в 2019 году - 28723049,459 тыс. рублей;
- в 2020 году - 30807141,137 тыс. рублей.
из них:
- средства федерального бюджета по предварительной оценке: 16567324,796 тыс. рублей,
в том числе:
- в 2014 году - 1463911,800 тыс. рублей;
- в 2015 году - 6549569,700 тыс. рублей;
- в 2016 году - 527063,500 тыс. рублей;
- в 2017 году - 1675004,675 тыс. рублей;
- в 2018 году - 1823314,509 тыс. рублей;
- в 2019 году - 1912084,884 тыс. рублей;
- в 2020 году - 2616375,728 тыс. рублей.
- средства республиканского бюджета по предварительной оценке: 169188335,118 тыс. рублей,
в том числе:
- в 2014 году - 20279605,798 тыс. рублей;
- в 2015 году - 20945377,298 тыс. рублей;
- в 2016 году - 23071833,086 тыс. рублей;
- в 2017 году - 24334726,124 тыс. рублей;
- в 2018 году - 25555062,828 тыс. рублей;
- в 2019 году - 26810964,575 тыс. рублей;
- в 2020 году - 28190765,408 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации Государственной программы предполагается:
обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования;
обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан 7 - 18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования;
повысить качество общего образования;
повысить качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;
повысить социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий;
повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшению их материально-технической базы, увеличению количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования детей;
увеличение не менее чем до 70% от общего количества детей дошкольного и школьного возраста, охваченных услугами дополнительного образования детей на момент завершения программы;
соответствие образовательных программ всех образовательных учреждений Чеченской Республики требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
формирование функционирующей региональной системы оценки качества общего образования;
поддержание среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования на уровне не ниже среднемесячной заработной платы в Чеченской Республике;
соответствие всех образовательных программ учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, по которым учатся воспитанники, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
создание условий для предоставления всем детям в возрасте 3 - 7 лет в Чеченской Республике возможности получать услуги дошкольного образования;
укрепить материально-техническую базу детских садов;
создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования;
создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях;
повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;
повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшению их материально-технической базы, увеличению количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования детей;
создание учебно-методической и кадровой базы общеобразовательной школы для работы в условиях поликультурной образовательной среды;
по всем профессиям и специальностям СПО будут разработаны примерные основные образовательные программы;
доля профессиональных образовательных организаций, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 0 до 100 процентов;
создание республиканской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования;
рост количества профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным учебным оборудованием;
обеспечение отраслей и предприятий республики высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена;
будет подготовлено 590 специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области исламских наук и теологии) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;
создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие инклюзивного дошкольного образования;
обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства;
создание условий для социализации и творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;
формирование среди населения доброжелательного и ответственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
повышение эффективности системы допризывной подготовки молодежи Чеченской Республики и привлечению к ее реализации всех общественных организаций, а также предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
формирование у молодежи гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину, свой народ, свою республику и ответственности за развитие общества;
повышение уровня физической подготовки молодежи;
увеличить число молодых людей, принявших участие в мероприятиях программ по государственной поддержке малого среднего предпринимательства;
увеличить число субъектов малого предпринимательства за счет молодых людей, участвовавших в мероприятиях Подпрограммы;
увеличение удельного веса сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального и экономического развития села,
вовлеченной в интеллектуально-творческие мероприятия и участвующей в программах формирования здорового образа жизни;
уменьшение числа безработных граждан в возрасте до 35 лет, проживающих в сельской местности;
отсутствие пробелов в законодательстве о языках в Чеченской Республике;
100-процентное обеспечение к 2020 году образовательных учреждений общего образования и среднего профессионального образования республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке в соответствии с заявками образовательных учреждений;
рост численности учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;
доступность справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в международной сети Интернет;
увеличение доли программ приоритетных научных исследований по чеченской филологии от общего числа программ приоритетных научных исследований по филологии;
увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, чеченскую литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики;
рост доступности специальных дистанционных образовательных технологий в обучении чеченскому языку и чеченской литературе, в том числе для лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики;
рост доступности информационных материалов по истории и культуре чеченского народа, в том числе в сети Интернет;
увеличение доли эфирного времени теле- и радиопередач на чеченском языке, в том числе в прямом эфире;
увеличение количества периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет.


      1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы и прогноз развития на перспективу


Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики", Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 18 декабря 2013 года N 406-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики", учтены мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 295), Распоряжение Главы Чеченской Республики от 21 мая 2014 года N 92-рг "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Чеченской Республики "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.

В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы", республиканских целевых программ.

Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.

В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.

1. Общее образование. В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные учреждения различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.

Учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики ведут 23157 педагогических работников. В 79 общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену, 321 учреждений осуществляют обучение в две смены и 56 учреждения в три смены.

В Чеченской Республике функционируют государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Чеченский институт повышения квалификации работников образования" и государственное казенное учреждение "Институт развития образования Чеченской Республики".

Изменения, произошедшие за последнее время в системе общего образования Чеченской Республики, свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления. В республике в настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, улучшаются материальные и организационные условия для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.

456 общеобразовательных школ республики имеют доступ к сети Интернет.

2. Дополнительное образование. Система дополнительного образования детей Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, технического творчества, эколого-биологическое.

В сфере дополнительного образования Чеченской Республики функционируют 67 учреждений.

3. Профессиональное образование. При реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики система профессионального образования приобретает особое значение как один из основных ресурсов необходимого кадрового обеспечения. Главной проблемой системы начального и среднего профессионального образования республики является ее отставание от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов, при высоком спросе на рабочие специальности среднего звена на рынке труда.

4. Молодежная политика. Естественный прирост населения республики, обеспечивающий увеличение количества молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, изменения в социально-экономической ситуации на селе, связанные, в том числе, с оттоком сельского населения в города (общей тенденцией к урбанизации), ломкой механизмов социальной защиты населения, напряженностью на рынке труда и другими факторами, требуют формирования действенной системы мер, направленной на создание дополнительных условий для полноценного развития и самореализации личности.

В этой связи, в современных условиях эффективная молодежная политика приобретает особое значение, так как именно молодежь является наиболее мобильным участником социально-экономических процессов, происходящих в государстве и обществе. Стратегические приоритеты социально-экономического развития страны со всей остротой выдвигают на повестку дня воспитание свободного, образованного, энергичного, инициативного молодого человека.

Актуальность настоящей проблемы резко возрастает в связи с тем, что в последнее время наблюдается снижение уровня вовлеченности молодежи в социальную практику. Так, доля молодых людей, активно участвующих во всех сферах жизни общества - гражданской, профессиональной, культурной, семейной - составляет около 21% от общей численности молодежи республики. Это свидетельствует о том, что потенциал, которым обладает молодежь - мобильность, инициативность, восприимчивость к изменениям, новым технологиям - используется не в полной мере.

Анализ состояния сферы молодежной политики Чеченской Республики свидетельствует о необходимости ее дальнейшего развития и совершенствования. При этом можно выделить следующие основные направления:

стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;

создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Чеченской Республики.

5. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В зоне особого внимания Главы и Правительства Чеченской Республики находится вопрос социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей.

Однако не решена полностью задача обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства, по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу.

6. Дошкольное образование. Основной проблемой дошкольного образования является неспособность в условиях демографического подъема удовлетворить растущие потребности населения республики в получении дошкольного образования.

Несмотря на то что, за последние годы ситуация в системе дошкольного образования Чеченской Республики существенно изменилась, а именно: по различным программам построены и сданы в эксплуатацию почти 40 дошкольных образовательных учреждений более чем на 5000 мест, восстановлены почти 32 учреждений на 5000 мест, проводится капитальный ремонт зданий, создано почти 3000 новых рабочих мест, увеличился охват детей дошкольным образованием с 5% в 2007 году до 37,5% в 2014 году, дальнейшего улучшения требует качество дошкольного образования. Лишь чуть более половины детских садов размещены в типовых зданиях, почти треть из них размещены в арендуемых помещениях, 15% - в приспособленных помещениях. Условия содержания более 7 тысяч детей в детских садах, размещенных в приспособленных и арендуемых помещениях, не соответствуют современным требованиям.

Необходимо пополнение оборудованием медицинских кабинетов, пищеблоков и прачечных. Неудовлетворительным является состояние антитеррористической защищенности учреждений дошкольного образования.

С учетом сравнительно высокого уровня рождаемости в Чеченской Республике (более 29 новорожденных на 1000 человек населения) и относительно низкого в сравнении с другими субъектами Российской Федерации охвата детей дошкольным образованием проблема развития системы дошкольного образования Чеченской Республики приобретает еще более актуальное значение.

Охват детей дошкольным образованием в Чеченской Республике составляет всего 37,5%. при среднем по Российской Федерации более 60%.

Требует решения задача повышения качества образования на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий.

Основной проблемой системы образования республики, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования. Медленно происходит обновление педагогического состава. Растет число учителей пенсионного возраста, и сокращается доля молодых специалистов.

Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.

Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования".

В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.

Более подробно анализ состояния и прогноз развития сферы образования и молодежной политики изложен в соответствующих разделах подпрограмм: "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки"; "Развитие общего и дополнительного образования Чеченской Республики"; "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов чеченской Республики"; "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики"; "Допризывная подготовка детей и молодежи Чеченской Республики"; "Реализация мероприятий в области развития образования" в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)"; "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама"; "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования"; "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики"; "Обеспечение реализации государственной программы в сфере молодежной политики"; "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность"; "Сельская молодежь Чеченской Республики"; "Развитие чеченского языка".


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации


В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.

Поэтому на территории республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р (далее - Стратегия), создается новая модель системы образования, позволяющая каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики. Это даст возможность каждому жителю устроиться по приобретенной специальности и достойно реализовать себя.

Стратегические ориентиры развития системы образования республики до 2020 года определены в соответствии со следующими документами:

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»