ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2017 года N 258-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 363-П


Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 363-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы" (Южноуральская панорама, 2 декабря 2013 г., N 183, спецвыпуск N 43; 2 сентября 2014 г., N 133, спецвыпуск N 36; 18 ноября 2014 г., N 180; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2014, N 4, часть III; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.; 28 марта 2016 г.; 26 августа 2016 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Председатель
Правительства
Челябинской области
Б.А.ДУБРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 363-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 24 мая 2017 года N 258-П)

Государственная программа Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы


 Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Главное управление лесами Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Основные цели государственной программы

-

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие Челябинской области, обеспечение экологической безопасности и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса и в услугах в этой области

Основные задачи государственной программы

-

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от пожаров и незаконных рубок;

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от вредных организмов;

повышение эффективности воспроизводства лесов; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

повышение продуктивности и качества лесов, повышение эффективности управления лесами

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве пожаров;

удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение первых суток (по числу случаев), в общем количестве в отчетном году;

удельный вес крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров в отчетном году (по числу случаев);

отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов в лесах к общей площади таких очагов на начало отчетного периода;

отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов;

доля лесных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных лесных семян в отчетном году;

доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления;

отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов от их сплошных рубок и гибели;

доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме лесных культур;

коэффициент лесистости;

доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

сокращение доли площади земель лесного фонда с давностью лесоустройства 10 и более лет;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

соотношение стоимости 1 кубического метра древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства;

выявляемость правонарушений лесного законодательства

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

I этап - 2014 - 2016 годы;

II этап - 2017 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составит 4941720,41 тыс. рублей, в том числе средства:

федерального бюджета (субвенции) - 1770066,8 тыс. рублей;

областного бюджета - 521947,71 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 805115,9 тыс. рублей;

арендаторов - 1844590,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации государственной программы:

2014 год - 423911,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 274148,6 тыс. рублей;

областной бюджет - 9011,2 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 56362,8 тыс. рублей;

средства арендаторов - 84388,7 тыс. рублей;

2015 год - 1011716,4 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 246996,8 тыс. рублей;

областной бюджет - финансирование не предусмотрено;

внебюджетные источники - 252772,7 тыс. рублей;

средства арендаторов - 511946,9 тыс. рублей;

2016 год - 652166,31 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 232241,2 тыс. рублей;

областной бюджет - 68245,81 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 63654,9 тыс. рублей;

средства арендаторов - 288024,4 тыс. рублей;

2017 год - 678413,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 239870,8 тыс. рублей;

областной бюджет - 82678,8 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 97399,6 тыс. рублей;

средства арендаторов - 258464,1 тыс. рублей;

2018 год - 701288,5 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 243328,7 тыс. рублей;

областной бюджет - 76728,8 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 95739,6 тыс. рублей;

средства арендаторов - 285491,4 тыс. рублей;

2019 год - 714824,4 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 247706,3 тыс. рублей;

областной бюджет - 76728,8 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 95833,4 тыс. рублей;

средства арендаторов - 294555,9 тыс. рублей;

2020 год - 759400,2 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет (субвенции) - 285774,4 тыс. рублей;

областной бюджет - 208554,3 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 143352,9 тыс. рублей;

средства арендаторов - 121718,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров составит не более 12,8 процента;

удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение первых суток (по числу случаев), в общем количестве составит не менее 88,6 процента;

удельный вес крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров (по числу случаев) составит не более 2 процентов;

отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов в лесах к общей площади таких очагов не менее 27,1 процента;

отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов 18,4 процента;

доля лесных семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных лесных семян составит 2,3 процента, или 25 килограммов ежегодно;

доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления увеличится на 7 процентов;

отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели увеличится с 37,6 процента до 46,4 процента (за счет ежегодного увеличения площади искусственного лесовосстановления);

доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме лесных культур составит 2,4 процента;

доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составит 32,5 процента;

коэффициент лесистости составит 29,4 процента;

доля площади земель лесного фонда с давностью лесоустройства 10 и более лет сократится до 67 процентов;

выявляемость правонарушений лесного законодательства;

повышение уровня квалификации специалистов лесного хозяйства;

соотношение стоимости 1 кубического метра древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, составит 150 процентов за 1 кубический метр;

рост объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда в 1,9 раза

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Челябинской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Челябинской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Челябинской области и сопредельных областей.

Развитие городов и транспортной инфраструктуры Челябинской области осуществляется главным образом за счет земель лесного фонда. Расширяющееся дачное и загородное строительство ведет к увеличению рекреационных нагрузок на леса.

2. Леса Челябинской области, входящие в состав земель лесного фонда Российской Федерации, занимают 2637,8 тыс. гектаров, из которых покрытые лесной растительностью земли составляют 2341,9 тыс. гектаров, или 89 процентов. На каждого жителя Челябинской области приходится около 0,7 гектара покрытых лесной растительностью земель. Средняя лесистость Челябинской области составляет 29,4 процента.

Основная часть лесов Челябинской области (78 процентов) отнесена к защитным лесам, выполняющим противоэрозионные, водоохранные и санитарно-гигиенические защитные функции. Из них 44 процента занимают противоэрозионные леса, а 26,3 процента лесов расположено в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Эксплуатационные леса составляют 22 процента от общей площади лесов и сосредоточены в северной и северо-западной частях Челябинской области.

Допустимый объем изъятия древесины (данные на 1 января 2013 года) составляет 2007,6 тыс. куб. метров, в том числе по рубкам в спелых и перестойных насаждениях - 1030 тыс. куб. метров.

Породный состав лесных насаждений Челябинской области довольно разнообразен. В лесах Челябинской области произрастают более 10 разновидностей древесных пород (сосна, ель, лиственница, пихта, дуб, ильм, ольха, липа, береза, осина). В лесах, расположенных на западе Челябинской области (горная местность), преимущественно произрастают хвойные насаждения. На севере, в средней части и на северо-востоке Челябинской области (равнинная местность) доминируют лиственные насаждения с преобладанием березы, осины, ольхи серой, на юге и юго-западе Челябинской области - колочные мягколиственные насаждения.

В целом по Челябинской области основными лесообразующими породами являются береза и осина, на их долю соответственно приходится 52 и 25 процентов от общей площади лесных земель.

Хвойные породы занимают 31 процент площадей, покрытых лесной растительностью, из них 78,3 процента заняты сосной.

Челябинская область по богатству природных ресурсов является одним из уникальнейших регионов России. Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, составляет 852,9 тыс. гектаров, или 9,6 процента от общей площади Челябинской области, в том числе площадь заповедников и национальных парков - 203,16 тыс. гектаров, или 2,3 процента.

На землях Челябинского городского округа находится Челябинский лесопарк, организованный в границах Каштакского бора и Челябинского (городского) бора, который отнесен к особо охраняемым природным территориям - памятникам природы областного значения. Общая площадь лесопарка составляет 2168,1 гектара. Лесные земли составляют 91 процент от общей площади лесопарка. В состав древостоя лесопарка входят сосна обыкновенная (более 90 процентов), береза бородавчатая, береза пушистая, осина и другие породы. В лесопарке нуждается в лесовосстановление более 55,1 гектара.

На территории лесопарка допускается проведение научных исследований, эколого-просветительская, спортивно-туристическая, рекреационная, природоохранная деятельность и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

3. В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит повышение эффективного и рационального использования лесных ресурсов, находящихся в границах территории Челябинской области, при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.

Высокая хозяйственная освоенность территории Челябинской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ земель лесного фонда, высокая плотность населения создают существенную рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Хвойные молодняки (в основном чистые сосновые насаждения) произрастают на площади 274,3 тыс. гектаров и представляют большую пожарную опасность. Леса Челябинской области относятся к третьему классу природной пожарной опасности. Для Челябинской области характерны часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, что влечет за собой высокую пожарную опасность в лесных насаждениях.

Челябинская область на протяжении последних лет занимает одно из первых мест по количеству лесных пожаров среди субъектов Уральского федерального округа. За период с 2003 по 2012 год на территории Челябинской области произошло 20435 лесных пожаров на площади 121,2 тыс. гектаров.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и системы государственного пожарного надзора в лесах приводит к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесных противопожарных служб.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное сжигание сухой стерни и травы на полях и лугах, поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.

В целях сохранения экологической значимости лесов необходимо усовершенствовать систему охраны лесов от возникновения лесных пожаров.

4. Постоянную угрозу лесным насаждениям представляют вредители леса, которые повреждают лесные насаждения и вызывают их гибель.

По состоянию на 1 января 2013 года в лесах Челябинской области очаги вредителей леса выявлены на площади 6935 гектаров. В березовых насаждениях лесостепной зоны на площади 2900 гектаров имеются очаги непарного шелкопряда, очаг шелкопряда-монашенки - 440 гектаров, очаг рыжего соснового пилильщика - 572 гектара. Из-за отсутствия финансирования и, как следствие, невыполнения истребительных мероприятий по борьбе с вредителями леса объемы гибели лесных насаждений значительно увеличились. За последние годы гибель лесных насаждений от вредных насекомых возросла с 4,2 гектара в 2009 году до 500,7 гектара в 2012 году. Всего от воздействия вредных организмов с 2009 года погибло лесов на площади 713,2 гектара.

5. Целями лесовосстановления являются своевременное восстановление лесов, выращивание лесов на не покрытых лесом землях, предотвращение увеличения доли малоценных лиственных лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда.

Ежегодно на территории лесного фонда Челябинской области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняк и спелые насаждения, то есть увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, отчего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, которая переходит в пустыри и редины.

По данным государственного лесного реестра, на 1 января 2013 года по Челябинской области структура площадей, требующих восстановления, следующая: вырубки - 16,5 тыс. гектаров (36 процентов), прогалины - 8,8 тыс. гектаров (20 процентов), погибшие насаждения - 5,1 тыс. гектаров (11 процентов), гари - 14,9 тыс. гектаров (33 процента).

В условиях, характерных для Челябинской области, необходимо осуществлять уход за лесными культурами сразу после их посадки, когда интенсивно растут не только лесные культуры, но и травянистая растительность. В целях предотвращения зарастания поверхности почвы на территориях с созданными лесными культурами сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве должен осуществляться агротехнический уход.

Территории с лесными культурами хвойных пород, созданными на свежих вырубках, интенсивно зарастают нежелательными лиственными породами, которые угнетают высаженные растения. Вырастить культуры в таких условиях и сформировать хвойные насаждения можно только при своевременном осветлении их в раннем возрасте.

Необходимо отметить, что при недостаточности и несвоевременности ухода за лесными культурами в молодом возрасте они оказываются под пологом мягколиственных растений и в дальнейшем заглушаются. Таким образом, трудовые, финансовые и материальные затраты по созданию лесных культур являются напрасными. В связи с этим необходимо проведение своевременного агротехнического ухода за территориями с созданными лесными культурами.

6. Ревизионный период проведения лесоустроительных работ составляет 10 лет. В настоящее время 52 процента лесов имеют давность проведения лесоустройства более 15 лет, 24 процента - от 10 до 15 лет. Лесной план Челябинской области и лесохозяйственные регламенты лесничеств, проекты освоения лесов на арендуемых лесных участках разработаны на основании материалов лесоустройства со сверхнормативным сроком действия, что отрицательно сказывается на качестве подготовки документов. Ситуация ухудшилась и в связи с прекращением финансирования с 2007 года лесоустроительных работ за счет федерального бюджета. Отсутствие материалов лесоустройства затрудняет актуализацию таксационных и картографических баз и соответственно ведение обновленного государственного лесного реестра, крайне необходимого для организации устойчивого управления лесами.

Все это подчеркивает важность и необходимость проведения лесоустройства как комплекса мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде.

7. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства Челябинской области не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией с профессиональной и квалификационной подготовкой специалистов.

По состоянию на 1 января 2013 года штатная численность инженерно-технических работников Главного управления лесами Челябинской области и лесничеств составляет 681 человек, из них 85 - вакансий. В областном специализированном бюджетном учреждении "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области" (далее именуется - ОСБУ "Центр пожаротушения и охраны леса Челябинской области") штатная численность инженерно-технических работников составляет 162 человека, из них 17 - вакансий.

Из работающих руководителей и специалистов лесного хозяйства Челябинской области 55 процентов имеют высшее образование и 35 процентов - среднее профессиональное образование. Среди специалистов лесного хозяйства в настоящее время 62 человека имеют большой опыт работы, но не имеют образования (10 процентов), большую часть из них составляют мастера леса - 47 человек (75 процентов).

Для эффективной работы в изменившихся условиях специалисты должны поддерживать необходимый уровень квалификации, обладать информацией об изменениях лесного законодательства и достаточным уровнем образования для занимаемой должности. Необходимо привлекать квалифицированных молодых специалистов для работы в отрасли лесного хозяйства.

8. Наиболее актуальными проблемами в сфере лесного хозяйства являются:

необходимость обеспечения сохранности и воспроизводства лесов в условиях хозяйственного и антропогенного воздействия;

необходимость обеспечения своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда;

необходимость обеспечения охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней леса.

Идет увеличение площадей погибших насаждений. За последние 5 лет погибло лесов на площади 19964 гектара, а санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на площади 10270 гектаров. По данным учета лесного фонда, на 1 января 2013 года в Челябинской области насчитывается 20816 гектаров погибшего от различных причин леса. Причем значительную долю в нем занимают погибшие в результате пожаров лесные культуры с неликвидной древесиной, при расчистке площадей погибшего леса невозможно компенсировать затраты путем реализации полученной древесины. В настоящих условиях при существующих темпах ежегодного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на площади около 2,5 тыс. гектаров для очистки площадей погибшего леса и вовлечения их в лесохозяйственный оборот потребуется более 8 лет, при условии, что за эти годы не будет лесных пожаров, ураганных ветров, леса не будут повреждать насекомые и болезни и не возникнут другие причины, приводящие к гибели лесных насаждений. Существует срочная необходимость увеличения объемов обеспечения как финансовыми, так и материальными средствами санитарно-оздоровительных мероприятий как минимум в 3 раза. При существующей зоне сильной лесопатологической угрозы (к ней относятся леса, расположенные в лесостепной части Челябинской области) необходимо предусмотреть наличие резервного фонда для обеспечения проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредителей. Объективная потребность в этом обусловлена существующей ситуацией, когда принятие решения о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредителей и определение затрат на их проведение осуществляются в силу особенностей биологического развития насекомых в то время, когда бюджет уже сформирован.

Недостаточное финансирование лесного хозяйства в последние десятилетия отрицательно сказалось не только на выполнении объемов проведения лесохозяйственных мероприятий, но и привело к резкому физическому износу материально-технической базы лесного хозяйства Челябинской области.

Мероприятия государственной программы предусматривают приобретение техники, оборудования и инвентаря (далее именуется - приобретение техники и оборудования) для укрепления материально-технической базы лесного хозяйства, что обеспечит своевременное проведение профилактических противопожарных и лесовосстановительных мероприятий, тушение лесных пожаров.

9. Государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" определены основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации, в том числе совершенствование охраны и защиты лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокие организационный, технологический и технический уровни, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


10. Мероприятия государственной программы направлены на решение проблемы обеспечения воспроизводства, охраны, защиты и использования лесных ресурсов на территории Челябинской области.

Основные цели государственной программы - обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие Челябинской области, обеспечение экологической безопасности и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах леса и в услугах в этой области.

11. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от пожаров и незаконных рубок;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»