ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2006 года N 197

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.03.2008 N 113)


На основании распоряжения Президента Республики Калмыкия от 12 марта 2004 года N 23-рп (с изменениями от 11.10.2004 года), в целях обеспечения устойчивого развития Республики Калмыкия на долгосрочную перспективу, создания условий для решения проблемы занятости и повышения уровня жизни населения республики, достижения сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса, соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию Республики Калмыкия на период до 2020 года.

2. Министерству природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия (Эняев С.В.), Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия (Бадмаев Э.Э.) осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией Республики Калмыкия на период до 2020 года.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.03.2008 N 113)

3. Рекомендовать предприятиям и организациям нефтяной и газовой промышленности Республики Калмыкия, независимо от форм собственности, представлять ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.03.2008 N 113)

4. Органам исполнительной власти Республики Калмыкия руководствоваться Энергетической стратегией Республики Калмыкия на период до 2020 года при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса.

5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Циркунова А.А.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.03.2008 N 113)

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
А.КОЗАЧКО



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 31 мая 2006 года N 197

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение

2. Цели и задачи Энергетической стратегии Республики Калмыкия на период до 2020 года.

3. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса Республики Калмыкия.

4. Нефтяной и газовый комплекс Республики Калмыкия.

4.1. Ресурсная база ТЭК

4.2. Нефтяная промышленность

4.3. Газовая промышленность

4.4. Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса

5. Электроэнергетический комплекс Республики Калмыкия

5.1. Оценка текущего состояния электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия

5.2. Основные цели, направления и приоритеты развития электроэнергетики

5.3. Пути достижения поставленных целей и задач реформирования и развития электроэнергетического комплекса

6. Перспективы возобновляемой энергетики в Республике Калмыкия

7. Теплоснабжение

8. Ожидаемые результаты и система реализации Энергетической стратегии Республики Калмыкия

1. ВВЕДЕНИЕ


Основой Энергетической стратегии Республики Калмыкия является система приоритетов (основных направлений), целей и народнохозяйственных задач, на основании которых строится долгосрочная энергетическая политика и механизм регулирования отношений хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса и энергетического хозяйства республики, как между собой, так и со структурами государственного управления всех уровней.

Настоящий документ носит Программный характер и разработан в соответствии с "Энергетической стратегией России на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 года N 1234-р, а также в целях реализации "Программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы", одобренной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.08.2005 года N 263, распоряжений Президента Республики Калмыкия от 12 марта 2004 года N 23-рп и 11 октября 2004 года N 97-рп, определяющих направление и задачи развития энергетики республики.

С точки зрения содержательного результата Энергетическая стратегия Республики Калмыкия является системообразующим документом, определяющим взаимодействие объектов ТЭК, расположенных на территории Республики Калмыкия, субъектов экономики региона и государственных структур всех уровней.

Методологическую основу разрабатываемой энергетической политики Калмыкии определяют федеральные и республиканские законы и нормативные документы, регулирующие комплекс правоотношений в сфере использования ресурсной базы и функционирования отраслей и производств ТЭК. В основу раздела Электроэнергетический комплекс Республики Калмыкия легла Концепция развития электроэнергетического комплекса и создания предпосылок к организации оптово-розничного регионального рынка электроэнергии и мощности Республики Калмыкия, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 23 октября 2003 года N 274.

Энергетическая стратегия РК является документом, на базе которого организуется работа по обеспечению потребностей республики в энергоресурсах, по развитию предприятий ТЭК и определению их места и роли в достижении целей долговременного социально-экономического развития Республики Калмыкия. В документе конкретизируются цели, задачи и основные направления региональной энергетической политики, учитывающей современное состояние отраслей ТЭК, тенденции, масштабы и структуру удовлетворения потребностей в энергоресурсах сопредельных территорий Российской Федерации и предусматривающей создание предпосылок для устойчивого экономического роста, обеспечивающего рост благосостояния и жизненного уровня населения Калмыкии.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Калмыкия является составной частью ТЭК России и призван способствовать решению задач энергообеспечения быстрорастущего хозяйства страны, наращиванию экспортного потенциала Российской Федерации.

Топливно-энергетический комплекс Калмыкии является базой развития экономики республики, инструментом решения социальных проблем. Он характеризуется наличием сырьевой базы (нефть, газ), действующей нефте- и газодобывающей промышленностью, отсутствием нефте- и газоперерабатывающей промышленности и собственных источников электроэнергии.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства Республики Калмыкия, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей республики. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики Калмыкии на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

Главная цель энергетической политики Калмыкии состоит в максимизации экономической и энергетической эффективности использования природных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), накопленного научно-технического и экономического потенциала ТЭК и энергетического хозяйства для повышения качества жизни населения и социально-экономического развития республики.

Кроме того, целью Энергетической стратегии Республики Калмыкия является координация энергетической политики между региональными и федеральными органами власти для повышения надежности энергоснабжения по секторам экономики республики при увеличении эффективности использования энергоресурсов и снижении экологической нагрузки в регионе за счет:

- укрепления собственной топливно-энергетической базы региона;

- упорядочивания потоков финансовых и энергетических ресурсов на государственные и региональные нужды и свободный рынок ТЭР;

- экономии финансовых средств федерального, регионального и местных бюджетов посредством внутренних энергосберегающих технологий.

Достижение этой цели должно осуществляться в увязке с функционированием всей экономики республики и с учетом совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов рынка ТЭР. Структурная многогранность этой цели и возникающих в связи с ее реализацией проблем требует решения следующих взаимоувязанных народнохозяйственных задач:

- повышение эффективности взаимодействия энергетического сектора Калмыкии с экономикой страны и интересами российского общества в целом путем экономически обоснованной минимизации издержек на удовлетворение энергетических потребностей республики;

- оптимизация вклада энергетического сектора в Социально-экономическое развитие Калмыкии с учетом воспроизводства потенциала ТЭК;

- обеспечение энергетической безопасности республики на основе достаточного, экономически эффективного и экологически приемлемого ее энергоснабжения, при сохранении финансово-экономической стабильности и устойчивости функционирования ТЭК;

- повышение эффективности использования энергии как средства снижения затрат на энергообеспечение, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду с учетом энерготехнологического совершенствования производительных сил в целях интенсификации энергоснабжения и повышения рыночной конкурентоспособности продукции;

- обеспечение государственной поддержки развития сырьевого потенциала ТЭК Калмыкии путем своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- формирование механизмов государственного регулирования развития ТЭК Республики Калмыкия путем совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в ценовой, налоговой, экспортно-импортной, инвестиционной, инновационной, финансовой и других сферах деятельности федерации и региона.

Приоритетами Энергетической стратегии являются:

полное и надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении;

снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования;

повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития республики;

минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

В целях обеспечения решения приоритетных задач Энергетической стратегии России, к числу основных задач Энергетической стратегии Республики Калмыкия следует отнести:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- проведение анализа развития ТЭК региона в ретроспективный период и составление прогноза показателей на 5-10 летнюю перспективу;

- повышение эффективности производства и использования энергоресурсов;

- минимизацию издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования;

- возможно полное использование сырьевой базы;

- сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.

Последовательное достижение заявленных целей обеспечит решение главной задачи настоящего документа - оценить потенциал энергетического сектора, сформировать приоритеты его развития, государственную политику в этой сфере, меры, механизмы и прогнозируемые результаты, в увязке с целями и прогнозами социально-экономического развития Республики Калмыкия на долгосрочную перспективу.

3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ


Основные факторы, сдерживающие развитие ТЭК Республики Калмыкия

За период 1995-2004 г.г. в промышленности Республики Калмыкия нарастали технико-экономические диспропорции (массовая недогрузка производственных мощностей, рост технологических потерь, экстенсивное использование ресурсов), не хватало инвестиций производственного характера. Дефицит ликвидных ресурсов не позволял в полной мере использовать производственные мощности, что интенсифицировало значительный спад производства. Все эти проблемы в полной мере присущи и топливно-энергетическому комплексу республики.

В последние годы нефтегазодобывающая отрасль экономики Республики Калмыкия имела характерные признаки стагнации. И выражалось это не только в снижении объемов добычи, но и в самих масштабах производства. Они необоснованно низки как к потенциалу ресурсной базы, так и к уже подтвержденным запасам. К числу неблагоприятных факторов следует отнести и сложившее отставание объемов прироста разведанных запасов углеводородов, высокую долю износа основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, нестабильное финансовое положение ряда предприятий. Все это не обеспечивало условий для прихода инвесторов, обладающих прогрессивными технологиями добычи, организации менеджмента и т.д.

Возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе в связи с высокой степенью износа основных производственных фондов, низкой производственной дисциплиной персонала и недостатками управления.

Производственный потенциал ТЭК не соответствует современному научно-техническому уровню. Коэффициент извлечения нефти (КИН) остается низким из-за отсутствия технологий воздействия на пласт, повышения дебитов скважин.

Законодательная база, регулирующая хозяйственную деятельность в отраслях ТЭК, на сегодня не способствует активизации геологоразведочных работ и увеличению темпов воспроизводства ресурсной базы ТЭК, привлечению высокоэффективных технологий извлечения энергоносителей, а также обеспечению гарантий риска неисполнения лицензионных обязательств. По этой причине бюджеты всех уровней, в первую очередь, Республики Калмыкия, несут огромные потери, а необходимых в правовом плане легитимных рычагов воздействия нет.

Сохраняется высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности, несмотря на произошедшее снижение добычи нефти и газа.

Также к основным факторам, сдерживающим развитие ТЭК Республики Калмыкия, можно отнести:

- отсутствие действенных мер административно-экономических рычагов, нацеленных на удешевление транзитных энергетических ресурсов и доступ к ним в соответствии с региональной политикой использования собственных энергетических ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»