ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2003 года N 274

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 27.02.2004 N 67, от 20.07.2005 N 175)


В целях формирования единой государственной политики развития энергетического комплекса Республики Калмыкия, обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в период реформирования электроэнергетики России Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития энергетического комплекса и создания предпосылок к организации оптово-розничного регионального рынка электроэнергии и мощности Республики Калмыкия (далее - Концепция).

2. Министерству энергетики Республики Калмыкия обеспечить выполнение положений Концепции с учетом выполнения этапов реформирования электроэнергетики России.

3. В целях эффективности использования инвестиционных и энергетических ресурсов органам исполнительной власти Республики Калмыкия, органам местного самоуправления, предприятиям и организациям независимо от формы собственности, занятым в обеспечении электроэнергией и теплом потребителей республики и (или) реализации собственных энергетических проектов, координировать мероприятия по строительству генерирующих мощностей, энергосбережению и модернизации тепловых мощностей с переводом их на комбинированную выработку тепла и электроэнергии с Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 27.02.2004 N 67, от 20.07.2005 N 175)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия по вопросам топливно-энергетического комплекса, промышленности, торговли и связи Акугинова В.А.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27.02.2004 N 67)

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Калмыкия
Постоянный Представитель
Республики Калмыкия
при Президенте
Российской Федерации
А.ОРЛОВ


Приложение
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 23 октября 2003 года N 274


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВО-РОЗНИЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ



Концепция развития электроэнергетического комплекса и создания предпосылок к организации оптово-розничного регионального рынка электроэнергии и мощности Республики Калмыкия (далее Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития электроэнергетического комплекса республики в условиях реформирования электроэнергетической отрасли России и создания генерирующих мощностей, расположенных на территории республики, работающих для обеспечения социальных нужд и потребностей экономики Республики Калмыкия.

I. Цели, задачи и приоритеты развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия

I.1. Оценка текущего состояния электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия


За годы реформ и перехода экономики России к рыночным отношениям потребление электроэнергии в республике сократилось вдвое, с 1 млрд. кВт. ч. в начале 90-х годов 20 века до 0,5 млр. кВт. ч. в 2002 году. За этот же период тарифы возросли более чем в шесть раз, с 0,5 до 3 центов за 1 кВт. ч.

Спад потребления электроэнергии в равной степени обусловлен двумя причинами: первая - общий спад производства, вторая - неплатежеспособность потребителей, как в целом в России, так и в республике в частности.

По причине общего спада производства в аграрном и промышленном секторах экономики сокращение потребления электроэнергии в республике составило порядка 0,3 млрд. кВт. ч.

При этом следует отметить, что до конца 90 годов электроэнергетика наряду с другими отраслями ТЭК кредитовала проводимые в России реформы, осуществляя не лимитированный отпуск электроэнергии по заниженным тарифам (экономически необоснованными) и неся дополнительные убытки от неплатежей потребителей.

Изменение политики энергетиков в отношении потребителей - неплательщиков, основанной на стратегии доведения отпуска электроэнергии до платежеспособного спроса, привело к дополнительному сокращению ее потребления в республике приблизительно на 0,2 млр. кВт. ч.

Основными причинами роста тарифов, помимо инфляционной составляющей, следует считать:

- рост цен на первичные энергоносители и, как следствие, рост тарифов на электроэнергию на Федеральном Оптовом Рынке Электроэнергии и Мощности (ФОРЭМ) с которого, ввиду отсутствия собственных генерирующих мощностей в Калмыцкой энергосистеме, осуществляется покупка всей потребляемой в республике электроэнергии;

- сокращение потребления электроэнергии и, как следствие, увеличение в тарифе доли условно-постоянных затрат на передачу, распределение и сбыт электроэнергии, увеличение доли убыточных основных фондов в Калмыцкой энергосистеме;

- переоценка (дооценка) основных фондов предприятий энергетики, входящих в систему РАО "ЕЭС России", которая привела к росту амортизационных отчислений включаемых в тариф (для справки в 2,79 раза) и несоответствию балансовой и фактической (рыночной) стоимости основных фондов.

В перспективе, при сохранении существующей системы электроснабжения, следует ожидать рост тарифов на 15-30% ежегодно. Такая оценка вытекает не только из опыта прошлых лет, но и из оценки последствий предполагаемой либерализации газового рынка России. По оценкам проведенным федеральными органами исполнительной власти, увеличение стоимости газа в 2 раза повлечет увеличение тарифов на электроэнергию на 14-20%. В то же время, такая же оценка проведенная РАО "ЕЭС России" составляет 40 - 60%.

Фактически на сегодняшний день сложилась ситуация когда существующий уровень тарифов на электроэнергию делает продукцию производимую в республике неконкурентной по цене с продукцией соседних регионов и продукцией импортного производства. Дальнейший рост тарифов только сократит платежеспособность потребителей и, как следствие, приведет к сокращению отпуска электроэнергии, увеличению коммерческих потерь (хищений электроэнергии) и планово-убыточности калмыцкой энергосистемы. Отношения между энергетиками и потребителями, с большой долей вероятности, могут принять форму открытого противостояния, случаи конфликтных ситуаций между контролерами энергосбытовых организаций и потребителями, главным образом бытовыми, случаются регулярно.

I.2. Основные тезисы этапов реформирования электроэнергетического комплекса


Оценивая перспективы развития энергетического комплекса республики необходимо учитывать планы и перспективы реформирования всей электроэнергетики России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 одобрены "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации", которыми предусмотрено реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации в региональные сетевые компании и создание региональных оптово-розничных рынков электроэнергии. Реформу энергетики России предполагается осуществить в три этапа. Первый этап предполагается осуществить в две фазы за 3 года, т.е. до второго полугодия 2004 года. План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 года N 1040-р. Озвученный срок начала работы конкурентного оптового рынка - не ранее второго полугодия 2005 г. Однако, принимая во внимание, форсирование РАО "ЕЭС России" подготовительных мероприятий первого этапа, как то:

- разделение учета затрат по видам деятельности;

- переоценка основных фондов;

- перевод системообразующих (магистральных) сетей с баланса региональных компаний на баланс РАО "ЕЭС России";

- проведение модельных торгов в Объединенной Системе Центра, а в декабре 2002 года и пробных физических торгов, показавших необходимость осуществления контроля и учета электроэнергии на всех узлах коммерческого учета в реальном масштабе времени (система АСКУЭ), следует полагать, что озвученные сроки начала работы конкурентного рынка будут выдержаны. Одним из пунктов первого этапа, касающегося розничных рынков предусмотрено:

- прекращение регулирования новых независимых производителей и поставщиков, а также производителей и поставщиков не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Министерства Российской Федерации по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации;

- введение формулы образования цены на розничных рынках электроэнергии, зависящей от цены на оптовом рынке электроэнергии;

- введение тарифов по зонам суток.

Второй этап реформы займет 2-3 года и явится периодом становления оптового и розничных рынков электроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии, будет прекращено регулирование тарифов на электрическую энергию и сохранено регулирование тарифов на ее передачу и системные услуги, для чего:

- вводятся в действие правила функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии;

- определяются принципы взаимоотношений его участников и порядок перехода к ценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения;

- заканчивается в основном формирование правовой базы функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии;

- создаются независимые сбытовые компании;

- формируются условия для развития конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

В результате будет в основном проведено реформирование отрасли, сформирована система рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии, созданы условия для широкомасштабного привлечения инвестиций.

Третий этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение 3-4 лет. Его основным содержанием станет обеспечение притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики.

Конечный срок реформирования энергетики России можно определить как 2010 г.

I.3. Цели, задачи и приоритеты развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия


Исходя из выше изложенного ставятся следующие цели и задачи развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия:

1. Сдерживание темпов роста тарифов на электрическую энергию в интересах потребителей не только методами государственного регулирования, но и оптимизацией системы сбыта энергии, повышения платежной дисциплины потребителей, а в перспективе и за счет рыночных (конкурентных) механизмов работы регионального оптово-розничного рынка электроэнергии и мощности - демонополизации рынка электроэнергии.

2. Обеспечение энергетической независимости республики, отдельных удаленных населенных пунктов и отдельных потребителей.

3. Создание технических возможностей для работы конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии и мощности.

4. Формирование условий для развития конкуренции на оптово-розничном рынке электроэнергии.

II. Пути достижения поставленных целей и задач реформирования и развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия

II.1. В целом для успешной реализации поставленных задач необходимо решение следующего:


1. Объединение потребителей - юридических лиц в пулы, обеспечивающих по уровню потребления электроэнергии и мощности выход на ФОРЭМ (оптовый рынок) для прямых закупок энергии, включая предприятия коммунальной энергетики.

2. Строительство генерирующих мощностей республиканского и районного уровней.

3. Создание благоприятного инвестиционного климата в отрасли.

4. Техническое перевооружение и реконструкция распределительных сетей, с внедрением автоматизированных систем учета электроэнергии, для осуществления контроля и учета электроэнергии на всех узлах коммерческого учета в реальном масштабе времени (система АСКУЭ), как элемента обеспечения технической возможности функционирования конкурентного рынка.

5. Привлечение средств потребителей, в том числе населения, в строительство локальных систем электроснабжения (поселковых, совхозных, колхозных мини электростанций).

6. Обеспечение гарантиями Правительства Республики Калмыкия возврата кредитов предоставленных коммерческими банками на развитие электроэнергетического комплекса.

7. Предоставление бюджетных кредитов на развитие электроэнергетического комплекса.

Формирование методов стимулирования энергоснабжения и сокращения энергоемкости производств.

II.2. Достижение поставленных целей и задач реформирования и развития электроэнергетического комплекса Республики Калмыкия предполагается реализовать в несколько этапов, в порядке их приоритетов


I. Этап

- Строительство генерирующих мощностей в объеме базового потребления электроэнергии и мощностей Калмыцкой энергосистемы.

II. Этап

- Обеспечение технической возможности функционирование регионального оптово-розничного рынка.

III. Этап

- Организация работы регионального оптово-розничного рынка.

IV. Этап

- Создание локальных систем энергоснабжения.

V. Этап

- Строительство генерирующих мощностей до полного покрытия потребностей республики в электроэнергии (мощности).

Сроки реализации этапов концепции во многом зависят от темпов и сроков реформирования энергетики России и наиболее наглядно представимы в виде ниже приведенного план-графика:

┌═════════┬═══════════════════════════════════════‰
│  ЭТАП   │                  Год                  │
│         ├════┬════┬════┬════┬════┬════┬════┬════┤
│         │2003│2004│2005│2006│2007│2008│2009│2010│
├═════════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┤
│    I    │════┼════┼════│    │    │    │    │    │
├═════════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┤
│   II    │    │    │════┼════│    │    │    │    │
├═════════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┤
│   III   │    │    │    │  ══┼════│    │    │    │
├═════════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┤
│   IV    │    │════┼════┼════┼════┼════┼════┼════│
├═════════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┼════┤
│    V    │    │    │    │    │    │  ══┼════┼════│
└═════════┴════┴════┴════┴════┴════┴════┴════┴════…


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»