В целях повышения качества и эффективности транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан в части пригородных пассажирских перевозок:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный план транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан на среднюю и долгосрочную перспективы (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Нагорного В.А.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА СРЕДНЮЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ (ДО 2030 ГОДА) В ЧАСТИ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Комплексный план транспортного обслуживания населения Республики Башкортостан на среднюю и долгосрочную перспективы до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее - КПТО) - основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Республике Башкортостан.
КПТО разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных пассажирских перевозок на среднюю и долгосрочную перспективы, разработанными Министерством транспорта Российской Федерации.
Под пригородными перевозками в настоящем документе подразумеваются перевозки пассажиров, осуществляемые железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, включенные в Реестр сообщений пригородных перевозок, отнесенных к ведению Республики Башкортостан.
Целями разработки КПТО являются:
повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения в Республике Башкортостан в части пригородных пассажирских перевозок;
определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;
повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.
КПТО:
устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Республики Башкортостан;
определяет ключевые направления развития пригородного комплекса Республики Башкортостан;
определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.
Основаниями для разработки КПТО являются:
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 1032-р);
Государственная программа "Развитие транспортной системы Республики Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 января 2014 года N 18 (с последующими изменениями);
Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 857-р.
Республика Башкортостан расположена на границе Европы и Азии и занимает большую часть Южного Урала. На севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской Республикой. Площадь региона - 143 тыс. кв. км, что составляет более 0,8% площади территории Российской Федерации.
Транспортный комплекс Республики Башкортостан обеспечивает потребности всех отраслей экономики региона. Основу транспортной сети республики составляют железные дороги, центром является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений, а также автомобильные дороги федерального значения: М-5 "Урал", М-7 "Волга" и Р-240 "Уфа - Оренбург". Уфимский транспортный узел - крупнейший в Республике Башкортостан.
Перевозки грузов и пассажиров осуществляются автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и воздушным транспортом, кроме того, транспортировка грузов осуществляется трубопроводным транспортом. В трех городских округах республики города Уфа, Салават, Стерлитамак функционирует городской электротранспорт.
Развитая сеть железных и автомобильных дорог позволяет доставлять грузы и пассажиров в любую точку России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, по территории республики проходят ответвления железнодорожного и автомобильного транспортного коридора "ТРАНССИБ", а также планируется прохождение перспективного международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай".
В республике создана опорная транспортная сеть, охватывающая все населенные пункты и связывающая ее с соседними регионами. Существующий транспортный каркас, обеспечивающий пространственное и функциональное единство республики, образуют:
широтные железнодорожные магистрали Самара - Уфа - Челябинск и Ульяновск - Уфа, которые обеспечивают транспортные связи не только республики с западными и восточными регионами России, но и связь западных и центральных районов страны с Уралом, Средней Азией, Сибирью и Дальним Востоком;
автомобильный дублер широтной железнодорожной магистрали - автодорога федерального значения М-5 "Урал" (Самара - Уфа - Челябинск);
железнодорожная магистраль Уфа - Омск, по которой осуществляются товарно-сырьевые связи Республики Башкортостан с центрально-азиатским регионом;
магистраль Уфа - Магнитогорск обеспечивает транспортные связи республики с сырьевыми районами Челябинской области и Сибири;
все железнодорожные выходы на территории республики дублируются федеральными или региональными автомобильными дорогами.
Содержание, эксплуатация и развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования на территории Республики Башкортостан обеспечиваются Куйбышевской, Южно-Уральской и Горьковской железными дорогами - филиалами ОАО "Российские железные дороги".
Развернутая длина железнодорожных путей Башкирского региона Куйбышевской железной дороги составляет 3070 километров, из них 1976 главных путей. 877 километров эксплуатационной длины железнодорожных путей электрифицировано. Эксплуатационная длина Южно-Уральской и Горьковской железных дорог в границах республики составляет соответственно 273 км и 73 км. На территории республики расположено 85 станций, на 39 из которых осуществляются грузовые операции.
За последние несколько лет в связи с увеличением автомобилизации населения, развитием автобусных перевозок наметилась устойчивая динамика сокращения объемов пассажироперевозок на пригородном железнодорожном транспорте. Так, в 2013 году пригородным железнодорожным транспортом перевезено 4,1 млн. чел., в 2014 году - 3,9 млн. чел.
Автомобильные дороги Республики Башкортостан являются важнейшим элементом транспортной системы как Приволжского федерального округа, так и Российской Федерации в целом. Основными транспортными артериями республики являются автомобильные дороги федерального значения - М-5 "Урал" и М-7 "Волга".
Сеть автомобильных дорог общего пользования республики, не считая улиц, составляет около 25 тыс. км (24791,6 км), из них автомобильные дороги федерального значения - 786 км (785,6 км), дороги регионального и межмуниципального значения имеют протяженность более 13 тыс. км (13529 км), местного значения муниципальных районов - 10,5 тыс. км (10477 км). Кроме того, в последние два года в дорожную сеть включаются и улицы городов и сельских поселений протяженностью 22693 км. Таким образом, протяженность дорог Республики Башкортостан выросла до 47 тыс. км.
Плотность всех автомобильных дорог в Республике Башкортостан составила 262,9 км на 1000 кв. км, в том числе дорог общего пользования - 206,3 км на 1000 кв. км. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в республике составила 236,5 км на 1000 кв. км.
Река Белая со своим судоходным притоком - рекой Уфой является составной частью Волжско-Камского водного пути, обеспечивающего республике связь с регионами Западного Урала, Поволжья, Центра, Северного Кавказа и Северо-Запада Российской Федерации и выход к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Общая протяженность водных путей с гарантированными габаритами в навигацию 2014 года составила 954 км. Речные порты республики, осуществляющие перевалку грузов, находятся в городах Уфе и Бирске. Порт Уфа, кроме автомобильного сообщения, также имеет выход на железнодорожные пути Куйбышевской железной дороги.
Из международного аэропорта "Уфа", обладающего двумя взлетно-посадочными полосами, 50 авиакомпаниями осуществляются как внутрироссийские рейсы, так и рейсы в ближнее и дальнее зарубежье. Ежегодно обслуживаются более 2,0 млн. пассажиров. По территории Республики Башкортостан проходят как газопроводы, так и нефтепроводы. Объем перевозок грузов трубопроводным транспортом, согласно данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Башкортостан, по территории Республики Башкортостан составил 107,2 млн. тонн.
В республике богатые природные ресурсы, высокоразвитые промышленность, нефтепереработка и нефтехимия, сельское хозяйство и строительный комплекс, динамично развивающиеся финансово-кредитная и научно-техническая сферы, политическая и межнациональная стабильность, что обеспечивает Республике Башкортостан одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации.
По численности населения Республика Башкортостан занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа. На 1 января 2015 года на территории республики проживало около 4,1 млн. чел. (2,8% населения Российской Федерации). Плотность населения Республики Башкортостан - 28,4 чел./кв. км, что в 3,4 раза выше плотности населения по стране в целом. Уровень урбанизации в республике достаточно высок - 60,8% населения проживает в городах и поселках городского типа. Крупнейшие города Республики Башкортостан приведены в таблице 1.
Город | Население чел. (на 01.01.2015) |
г. Уфа | 1115885 |
г. Стерлитамак | 278678 |
г. Салават | 155655 |
г. Нефтекамск | 136732 |
г. Октябрьский | 112478 |
г. Туймазы | 68037 |
г. Белорецк | 66584 |
г. Ишимбай | 66240 |
г. Кумертау | 65879 |
г. Сибай | 63389 |