Принят
Постановлением
Волгоградского городского
Совета народных депутатов
от 30 октября 2002 г. N 45/836



Кодекс этики депутатов Волгоградского городского Совета народных депутатов



В соответствии с Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД), Регламентом Волгоградского городского Совета народных депутатов депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов (далее - депутат) должен соблюдать этику депутатов.


Настоящий Кодекс определяет этику депутатов, требования к их поведению в процессе осуществления ими депутатской деятельности, порядок рассмотрения и решения в Волгоградском городском Совете народных депутатов (далее - городской Совет) вопросов, связанных с депутатской этикой.



1. Общие положения


1.1. Основами деятельности депутатов городского Совета являются: сочетание интересов государства и населения Волгограда; соблюдение законодательства; следование моральным критериям, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.


1.2. Депутат не вправе использовать преимущества своего положения для создания каких-либо льготных условий для своих избирателей по сравнению с другими гражданами, проживающими на территории Волгограда.


1.3. Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД) и Регламентом городского Совета.


В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом Волгоградской области от 3 марта 1997 г. N 105-ОД "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2002 N 712-ОД), Регламентом городского Совета, Уставом города - героя Волгограда и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


1.4. Депутат обязан соблюдать этику депутатов и в равной мере беречь собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, сотрудников городского Совета, должностных лиц и граждан независимо от повода, по которому он вступает в отношения с ними.


1.5. В личном поведении и быту депутату надлежит соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата.


1.6. Депутату необходимо воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, городской Совет и его органы.



2. Этика депутатов, относящаяся к деятельности депутата в городском Совете и его органах


2.1. Каждый депутат содействует созданию в городском Совете и его органах атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.


2.2. Депутат участвует совместно с другими депутатами в осуществлении полномочий городского Совета, преодолевает трудности, возникающие в депутатской деятельности.


2.3. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать командно - приказного тона по отношению к другим депутатам и между ними, учитывать позиции различных групп и других объединений депутатов перед принятием решений.


Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.


2.4. Депутату надлежит активно и конструктивно участвовать в работе городского Совета и его органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему городским Советом, его органами, в которых состоит депутат.


Городской Совет и его органы заслушивают сообщение депутата о выполнении данных ему поручений в установленный городским Советом срок.


В случае систематического уклонения депутата от участия в работе городского Совета и его органов, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин выполнения депутатом их поручений соответствующая информация доводится до сведения всех депутатов. По решению депутатов городского Совета такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или передана избирателям для оценки деятельности депутата. Перед принятием такого решения городским Советом депутат имеет право на выступление по существу предъявляемых ему претензий.


2.5. В случае выдвижения депутата на выборную (освобожденную или неосвобожденную) должность в городском Совете и заявления им самоотвода другие депутаты не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению обязанностей по такой должности.


2.6. После избрания депутата на должность в городском Совете он вправе требовать к себе от других депутатов отношения соответственно занимаемой должности. Его отношение к депутатам должно быть равным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо. Депутатам необходимо считаться с должностным положением каждого из депутатов, они не вправе требовать к себе особого отношения, в том числе по таким мотивам, как содействие избранию на должность, вхождение в одно депутатское объединение, одинаковые позиции при голосовании, личная активность депутата и т.п.


2.7. Депутат, избранный на должность в городской Совет, имеет право подать в отставку с этой должности с указанием мотивов. Городской Совет удовлетворяет заявление об отставке, если депутат настаивает на нем. До принятия решения городским Советом депутат продолжает выполнение обязанностей, предусмотренных соответствующей должностью. Самовольное прекращение выполнения обязанностей до принятия решения городским Советом может быть основанием для освобождения от должности с иной формулировкой решением городского Совета.


2.8. Депутату необходимо присутствовать на всех заседаниях городского Совета и его органов, членом которых он является, а также на депутатских слушаниях.


В случае невозможности прибытия на заседание городского Совета, депутатские слушания, заседание комитета городского Совета депутат заблаговременно информирует соответственно председателя городского Совета, председателя комитета городского Совета. Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и тому подобные обстоятельства).


2.9. Участвуя в заседаниях городского Совета и его органов, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, дисциплину в зале заседаний. Депутаты и председательствующий должны следовать принятому ими порядку работы, уважать председательствующего на заседании, подчиняться его указаниям, данным в пределах его полномочий. Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания по мотивам, не признанным городским Советом уважительными; выступления без предоставления слова председательствующим; выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывания выступающих и т.п.


2.10. Депутаты и председательствующий на заседаниях городского Совета и его органов должны обращаться официально (на "Вы") друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Используются формы обращения: "уважаемый депутат", "уважаемый председатель", "уважаемый эксперт" и т.п. с добавлением фамилии или без нее. Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Недопустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.


2.11. В соответствии с Регламентом городского Совета на заседаниях городского Совета и его органов депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубых и некорректных выражений, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. Председательствующий на заседании обязан в таком случае сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова.


2.12. При проведении голосования в городском Совете или его органах каждый депутат голосует лично. Возможен мотивированный отказ от голосования. Не допускается голосование депутата или иного лица вместо другого депутата.


2.13. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий в городском Совете, если эти сведения:


касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях городского Совета и его органов, если городским Советом или его органами принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;


относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в городском Совете вопроса о депутатской неприкосновенности или о нарушении депутатом этики;


относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, избрание или утверждение которой относится к компетенции городского Совета, либо в связи с освобождением от такой должности;


относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни сотрудника городского Совета и органов местного самоуправления независимо от должностного положения работника.


2.14. Депутат вправе использовать помощь сотрудника городского Совета только в связи с выполнением депутатских полномочий в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, государственной и муниципальной службе.


2.15. Депутат не вправе выступать от имени городского Совета как его официальный представитель в отношениях с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, не имея на то специальных полномочий городского Совета.



3. Этика депутатов, относящаяся к взаимоотношениям депутата с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами


3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами.


3.2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую государственную, служебную или военную тайну, ставшую ему известной благодаря депутатскому статусу, только в целях, связанных с осуществлением депутатских полномочий, и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Депутат не вправе использовать бланки городского Совета и его органов при осуществлении депутатских полномочий индивидуально, а также для получения информации, интересующей его лично. Депутат обязан использовать бланки "Депутат Волгоградского городского Совета народных депутатов" только для официальных обращений. Тексты таких обращений и документов должны быть подписаны самим депутатом. Запрещается передача бланков депутатов другим лицам для их использования от имени депутата.


3.3. Депутату запрещается использовать свое имя и статус для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.


3.4. Депутат может привлекаться с его личного согласия и с ведома председателя городского Совета в официальном качестве депутата городского Совета к проверкам, проводимым государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в рамках полномочий последних. Участие депутата в таких проверках не дает каких-либо преимуществ соответствующим комиссиям и не является критерием достоверности их выводов.


3.5. Депутат не имеет права уклоняться от дачи свидетельских показаний по уголовным или гражданским делам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


3.6. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, может использовать только достоверные факты. Выступления должны быть корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих руководителей и других должностных лиц. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства указанных лиц депутат может публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь и достоинство были затронуты.


3.7. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой ими продукции.


3.8. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с осуществлением депутатских полномочий. При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат предлагает источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе - действует в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат публично приносит извинение. Если гражданин считает, что его честь и достоинство задеты настолько, что извинений недостаточно, его дальнейшие отношения с депутатом строятся на основе гражданского законодательства.



4. Этика депутатов, касающаяся защиты личного достоинства депутата и членов его семьи


4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получать извинения. Публичным считается принесение извинения депутату лично в присутствии третьих лиц, или на заседании городского Совета, или на заседании его органа, либо в письменной форме в виде обращения к депутату непосредственно или в адрес городского Совета, его органа, либо через средства массовой информации. Извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование. При отказе оскорбителя принести публичное извинение депутат вправе обратиться в комитет городского Совета по местному самоуправлению, этике, регламенту, законности и правам граждан (далее - Комитет по этике и регламенту). Комитет по этике и регламенту обязан принять заявление к рассмотрению.


4.2. Депутат, считающий себя оскорбленным словами или действиями сотрудника городского Совета, другого депутата, должностного лица или гражданина, также вправе требовать публичных извинений с их стороны и получать извинения в порядке, указанном в пункте 4.1 настоящего Кодекса.


4.3. Публичные извинения, принесенные депутату за его личное оскорбление при исполнении депутатских полномочий равно как и клевету в отношении депутата, не лишают его права обратиться в установленном законами Российской Федерации порядке в суд для принятия к оскорбителю мер административной, уголовной и материальной ответственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»