(с изменениями на 27 июня 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 615-ПП, от 26.08.2021 N 529-ПП, от 27.06.2024 N 410-ПП)
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, в целях координации деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере воспитания Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (прилагается).
2. Назначить координатором реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (далее - Стратегия) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 615-ПП)
3. Министерству образования и молодежной политики Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству физической культуры и спорта Свердловской области, Министерству культуры Свердловской области разработать и принять ведомственные планы мероприятий по реализации Стратегии.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 615-ПП)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности в сфере воспитания.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
6. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 615-ПП, от 26.08.2021 N 529-ПП, от 27.06.2024 N 410-ПП)
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом в сфере воспитания детей и молодежи, рассчитанным на 2018 - 2025 годы. Принятие данного документа и его исполнение обеспечит развитие институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей, создание условий для реализации государственной политики в сфере воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного общества и социокультурные особенности Свердловской области.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Стратегия является нормативным документом, в котором дана характеристика исходного состояния воспитательной работы в системе образования Свердловской области, обозначены региональные социокультурные особенности, определены основные тенденции, цели, задачи и направления развития воспитания в Свердловской области.
Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на основе межведомственного взаимодействия.
Содержание Стратегии разработано в контексте следующего категориально-понятийного аппарата:
1) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 529-ПП, от 27.06.2024 N 410-ПП)
2) процесс воспитания - совокупность действий различных социальных институтов по формированию и развитию личности;
3) региональная система воспитания - совокупность социальных институтов, ставящих и решающих задачи социализации и развития личности в региональном культурно-образовательном пространстве;
4) межведомственное взаимодействие - взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; структурами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги; некоммерческими организациями через координацию, информационную, документационную, организационно-содержательную, экспертную взаимосогласованную деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи Свердловской области;
5) социокультурные особенности - совокупность культурно-исторических и демографических особенностей Свердловской области, сложившихся в процессе социально-экономической деятельности и его историко-культурного развития;
6) региональная культура - особая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, которая выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории;
7) региональная идентичность - осознание человеком себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности, являющееся важным условием развития социокультурного потенциала Свердловской области.
Государственными приоритетами в сфере воспитания являются:
1) создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирование предпосылок для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание детей и молодежи;
2) опора на систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.06.2024 N 410-ПП)
3) развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации, влияющей на развитие ребенка.
Необходимость разработки Стратегии определяется рядом ключевых положений.
Ситуация, сложившаяся в России в 90-е годы XX века, характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни, что серьезно отразилось на семье как одном из главных социальных институтов в сфере воспитания: неустойчивость семейных взаимоотношений, рост разводов, нестабильность детско-родительских отношений, снижение роли ряда основополагающих функций семьи, таких как репродуктивная, социализирующая, функции первичного социального контроля, духовного общения, адаптации ребенка в социокультурном пространстве.
Практика показывает, что социализация ребенка в социокультурном пространстве возможна только при условии тесного взаимодействия семьи и образовательной организации как главных партнеров, призванных помочь ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте требований социокультурного пространства.
Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования - происходит изменение парадигмы отношений образовательных организаций и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях образовательные организации призваны оказывать помощь в воспитании ребенка, что, в свою очередь, способствует выработке единой педагогической позиции в воспитании детей, организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулированию межличностных и внутрисемейных отношений.
В условиях глобализации, активного взаимодействия культур разных стран и народов подрастающее поколение сталкивается в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), социальных сетях с разнонаправленной по содержанию системой моральных, трудовых, эстетических и иных жизненных ориентаций и установок. Возникает проблема обучения детей обоснованному выбору тех из них, которые обеспечивают возможность всесторонней самореализации и самоутверждения каждого индивида в общественно ценной деятельности.
Изменение ориентиров индивидуальной жизнедеятельности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране актуализировало проблему формирования у подрастающего поколения культуры сотрудничества, заботы о людях основанной на знаниях и навыках, обеспечивающих согласование общественных и личных интересов в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественной деятельности индивидов и социальных групп.
Теоретико-методологической основой Стратегии являются:
1) опора на гуманистический, системно-деятельностный, компетентностный, культурологический и личностно ориентированный подходы в образовании;
2) сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
3) учет принципа интеграции в образовании, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
4) учет принципа межведомственного взаимодействия, обеспечивающего координацию усилий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, образовательных организаций всех уровней, некоммерческих организаций в целях создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.06.2024 N 410-ПП)
5) диалогичность как принципиальное основание межличностного и межкультурного взаимодействия.
В настоящее время наблюдается обновление воспитательных систем, стратегий и тактик воспитания, что определено федеральными государственными образовательными стандартами, предполагающими в том числе достижение личностных результатов в процессе усвоения детьми разного возраста моральных, правовых, трудовых, эстетических и иных норм и правил общественной жизни.
Воспитание детей должно стать неотъемлемым элементом повседневной жизни в семье, образовательных и досуговых организациях на всех этапах социализации. Решение этой задачи связано с формированием системы устойчивого взаимодействия семьи и детей в конструктах "родитель - ребенок", "родитель - родитель", "ребенок - социум", а в этой связи - и с переосмыслением форм взаимоотношений всех участников воспитательного процесса.
Современная культура отличается многоплановостью и видимым разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множества предлагаемых возможностей. Традиционно в описании современной социокультурной ситуации отмечается релятивность ценностей и возникающих в связи с этим педагогических проблем и сложностей. В образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы приобретает особый смысл: ценности не передаются человеку на генетическом уровне, а усваиваются в процессе социализации. Образование, с одной стороны, должно сформировать в человеке устойчивую систему ценностных координат как основание для саморазвития личности, с другой - оставить возможность выбора человеку векторов и ценностных ориентиров его развития.
В таких условиях воспитание личности - это вопрос о самосохранении общества, единстве его прошлого и будущего. Сегодня актуальным является поиск путей решения сложной задачи: формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки.
Вызовы, стоящие сегодня перед системой воспитания, определяют необходимость принципиальных изменений. Осознание этих вызовов требует новых моделей прежде всего в образовании, которое будет максимально эффективно использовать современные технологические среды и продуктивно отвечать на запросы экономики и общества.