МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2017 года N 3568

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН" НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


В целях создания благоприятной и комфортной среды проживания, улучшения внешнего облика муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь статьями 35.1, 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", мэрия города Магадана постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексного благоустройства муниципального образования "Город Магадан" на период до 2025 года.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города Магадана Малашевского А.В.

Глава муниципального образования
"Город Магадан", мэр города Магадана
Ю.ГРИШАН



Утверждена
постановлением
мэрии города Магадана
от 09.11.2017 N 3568

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН" НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая Концепция комплексного благоустройства муниципального образования "Город Магадан" (далее - Концепция) определяет единую систему благоустройства территории муниципального образования "Город Магадан" с выделением этапов последовательной реализации мероприятий, определенных действующими и планируемыми к разработке муниципальными и ведомственными программами.

1.2. Основной целью правового регулирования, осуществляемого Концепцией, является обеспечение конституционных прав граждан на улучшение качества жизни посредством роста уровня благоустройства территории, восстановления и замены конструктивных элементов, повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, безопасности и комфортности передвижения транспортных средств и пешеходов, включая создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечение доступности к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

1.3. Благоустройство города, как часть градостроительной политики муниципалитета, призвано оптимизировать условия проживания населения, приближая их к максимально комфортным. Концепция направлена на улучшение пространственной среды города, повышение средостабилизирующих функций зеленых насаждений, усовершенствованного покрытия автодорог и тротуаров, благоустроенных дворов и мест общего пользования.

1.4. Реализация основных направлений Концепции требует выработки конкретных механизмов, обеспечивающих управление благоустройством, интегрированным в городскую систему экологического и санитарно-гигиенического управления.

II. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ


2.1. Для поселения, каким является город Магадан, со сложными климатическими и экономическими условиями, наряду с наличием мест приложения труда и благоустроенного жилья, не менее важно создание достойных условий комфортного окружения. Поэтому возникает острая потребность планирования благоустройства общественных пространств даже в случае ограниченности финансовых средств, привлекая инвестиции и ресурсы юридических и физических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории муниципального образования в рамках действующего законодательства.

2.2. Существующая планировочная структура города Магадана имеет ряд проблемных факторов градостроительной ситуации, которые необходимо учитывать при дальнейшем территориальном планировании.

2.2.1. Чересполосное (мозаичное) функциональное зонирование городской территории Магадана - жилые зоны во многих районах города находятся в непосредственном соседстве с производственными территориями. Размещение значительного количества жилого фонда на территориях с недостаточно благоприятной экологической ситуацией, в том числе в пределах санитарно-защитных зон, создает ненадлежащие условия проживания граждан.

2.2.2. Значительная площадь производственных и коммунальных зон находится в ненадлежащем состоянии, недостаточно рационально используются имеющиеся производственные территории (низкая плотность застройки, неэффективное использование).

2.2.3. Недостаточный уровень благоустройства в срезе всей территории городского округа.

2.2.4. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры: незавершенность формирования кольцевых и обходных магистралей, отсутствие дублирующих связей, мостов и транспортных развязок, прохождение грузового автотранспорта в черте центральной зоны города.

2.2.5. Недостаточный уровень транспортного и социального обслуживания периферийных районов (микрорайоны - территории бывших поселков в границах городского округа).

2.3. Город Магадан имеет достаточный потенциал для качественного улучшения и развития городской среды. К положительным факторам, определяющим перспективы развития города, относятся следующие.

2.3.1. Городской ландшафт в целом обладает живописным сочетанием выразительного рельефа, водных поверхностей, озелененных пространств. Природный комплекс Магадана имеет высокий природно-градостроительный потенциал.

2.3.2. Транспортная структура города имеет возможности для реконструкции и дальнейшего развития, определяемые современными требованиями (создание транспортно-логистического комплекса, интегрирующего автодорожную, железнодорожную, морскую, портовую и аэропортовую сети).

2.3.3. Достаточный архитектурно-строительный уровень районов массовой застройки Магадана, что при условии комплексного благоустройства (строительство и реконструкция центров обслуживания, зеленых пространств, мест отдыха и т.п.), дает возможность сформировать полноценную современную городскую среду.

2.3.4. Возможность реконструкции сложившихся территорий рассматривается как важный положительный фактор для дальнейшего качественного градостроительного преобразования Магадана в пределах существующей границы города. При этом Магадан обладает резервом застройки особо ценных (с точки зрения градостроительства) территорий в прибрежной и центральной частях за счет поэтапного вывода в перспективе устаревших производственных комплексов и сноса малоэтажного ветхого жилого фонда.

2.4. В целом город Магадан относится к территориям, достаточно подготовленным для дальнейшего многофункционального развития, на которых возможно развивать производительные силы и повышать уровень жизни людей.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


3.1. Цель Концепции - определение основных направлений благоустройства города при реализации городской политики по созданию благоприятных условий для работы, отдыха и быта населения, а также разработка критериев оценки и рекомендаций по оптимизации системы благоустройства городской территории, учитывающих эколого-функциональное зонирование, географические, исторические и национальные особенности, перспективы градостроения.

3.2. Задачи Концепции:

3.2.1. Анализ современного состояния благоустройства города Магадана.

3.2.2. Разработка основных принципов благоустройства.

3.3. Задачи комплексного благоустройства территории города:

- повышение архитектурно-художественного уровня;

- обеспечение экологически комфортной жизни горожан;

- сохранение, реабилитация и развитие системы существующего озеленения;

- охрана памятников архитектуры, истории и культуры;

- создание безопасных и удобных транспортных и пешеходных коммуникаций;

- обустройство дворовых территорий многоквартирных домов, территорий индивидуальной жилой застройки;

- развитие системы детских игровых и открытых спортивных площадок;

- организация эффективной санитарной очистки территорий, сбора и утилизации коммунальных отходов, сноса ветхих строений.

IV. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ


 4.1. Оценочные критерии


Территориальное развитие муниципального образования "Город Магадан", совершенствование его архитектурного облика и городского ландшафта является стратегической задачей развития города. Для обеспечения устойчивого развития и повышения качества городской среды мэрией города Магадана ежегодно выполняется комплекс работ, направленных на рациональное территориальное планирование, землеустройство и землепользование.

Оценочные критерии общего восприятия окружающей городской среды основываются на положительно-эстетическом отношении к исторической застройке городского центра, его примечательным в архитектурном отношении уголкам. Не случайно в этой сфере общественное мнение служит надежным и верным критерием реальной, а не проектной оценки социальной эффективности результатов градостроительной и архитектурной деятельности. Мэрией города Магадана создаются открытые площадки общения с гражданами, магаданцы активно приглашаются к участию в конкурсах, направленных на благоустройство и комфортность проживания.

Совершенствование архитектурного облика города осуществляется посредством ремонта фасадов зданий и сооружений, благоустройства дворовых территорий, скверов, улиц, площадей, пешеходных зон, облагораживания природных ландшафтов, строительства спортивных и детских площадок.

В последнее десятилетие значительно увеличена площадь озеленения за счет посадки деревьев и кустарников на городских территориях. В местах массового отдыха горожан разбиты новые благоустроенные скверы.

Малые архитектурные формы, в том числе элементы вертикального озеленения, декоративные фонари, фонтаны, а также элементы наружной световой рекламы, появившиеся на улицах города, радуют глаз горожан и гостей города, создают комфортную среду проживания.

В последние 10-15 лет введены в эксплуатацию объекты общественного питания, объекты торгового и общественно-делового назначения, украсившие облик Магадана; выполнены работы по ремонту фасадов значительного числа общественных и жилых зданий, что также положительно отразилось на облике столицы Колымы.

Органично вписалось в городскую застройку величественное здание кафедрального Свято-Троицкого собора на Соборной площади. Произведено покрытие куполов собора сусальным золотом, тщательно продуманное оформление интерьеров собора, установлено кованое ажурное металлическое ограждение вдоль прилегающей территории. Из любой точки Магадана видны величественные, сверкающие золотом купола и слышен мелодичный звон колоколов кафедрального собора.

Колымская столица хранит память о трагических страницах своей истории. В память жертв политических репрессий на склоне сопки Крутой в 1996 году был воздвигнут монумент-мемориал "Маска Скорби".

В процессе застройки развиваются национальные традиции и учитываются духовные потребности горожан. В 2015 году обустроен новый сквер "Колымское братство", расположенный на улице Парковой. Смысловым центром сквера является сооружение в виде яранги. В центральном городском парке также имеется этнографическая зона, где многие годы скульпторы создавали арт-объекты с национальным колоритом.

В микрорайоне Нагаево разбит новый сквер с размещением экспонатов военно-боевой техники под открытым небом. Сквер расположен по соседству с жилым комплексом и общеобразовательным учреждением (школой), из него открывается панорамный вид на красивейшую бухту Нагаева.

В микрорайоне Моргородок построен сквер "Морской" в месте высадки первостроителей Нагаевской культбазы. Планировочная организация сквера включает все условия для комфортного досуга магаданцев и гостей столицы Колымы. Уникальное прибрежное расположение сквера открывает неповторимые виды бухты Нагаева. Главный акцент сквера - скульптурная композиция "Время". На территории сквера располагаются удобные парковочные площадки, зоны для активного семейного отдыха: это и детский уголок с ярким игровым комплексом "Фрегат", и площадка для пикника с беседками и мангалами, и прогулочные аллеи.

Подлинной визитной карточкой Магадана служит облик проспекта Ленина с его строгими и стройными фасадами. Их архитектурно-пластическое великолепие создают композиции ордерной системы, башни, шпили, разнообразные кровли, архитектурный декор. Немаловажным обстоятельством является то, что памятники архитектуры должны сохраняться в том пространстве, в котором они были созданы.

В последнее время в Магадане появилось много новшеств в оформлении города, радующих эстетичностью, дизайном: рекламные щиты, настенные панно (брандмауэры, баннеры), кронштейны, штендеры, яркие вывески предприятий (световые короба, объемные буквы, открытый неон и пр.). Художественное оформление города постоянно совершенствуется в соответствии с современными требованиями формирования комфортной визуальной среды, однако охватить качественным благоустройством в предшествующие годы все же удалось лишь часть территории города. Накопившиеся проблемы требуют комплексного и планомерного решения.


4.2. Благоустройство общественных пространств муниципального образования "Город Магадан"


В соответствии с письмом Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева об организации муниципальных общественных пространств с учетом местных историко-культурных достопримечательностей, в целях повышения туристической привлекательности муниципального образования "Город Магадан" определены приоритетные объекты и проекты, способные повысить эстетическое качество городского пространства за счет возрождения и развития историко-культурной градостроительной среды города, в том числе:

- реставрация монумента-мемориала "Маска Скорби" (авторы: скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор Камиль Казаев), благоустройство нижнего склона сопки Крутой;

- реконструкция Сквера Победы;

- реконструкция постамента Аллеи почетных граждан;

- реконструкция центрального городского парка;

- реализация архитектурно-ландшафтного проекта - создание пешеходной зоны "Магаданский Арбат" по проспекту Карла Маркса в границах проспекта Ленина и улицы Дзержинского;

- строительство смотровой площадки "На краю земли" в сквере "Морской" по Портовому шоссе с размещением архитектурно-скульптурных объектов и малых архитектурных форм, связанных с объектами - ассоциациями Крайнего Севера;

- благоустройство территории в районе объекта социально-делового назначения (дом N 61) по проспекту Карла Маркса; проект предусматривает размещение современных функциональных арт-объектов для комфортного времяпровождения детей и взрослых;

- строительство крытого парка аттракционов "Галактика" в районе Колымского шоссе; проект-концепция разработан в 2016 году.


4.3. Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Город Магадан"


В период реализации городской целевой программы "Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Город Магадан" было произведено благоустройство 240 дворовых территорий, отремонтировано более 395 тысяч квадратных метров покрытия внутриквартальных проезжих и пешеходных дорог, высажено во дворах 150 тысяч деревьев и кустарника, установлено на детских, хозяйственных и спортивных площадках 159 детских игровых комплексов и 2 294 малых архитектурных формы, установлено 3 651 ед. опор и светильников наружного освещения.

В рамках ведомственной программы "Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Город Магадан" (2017-2019 годы)" планируется благоустройство 152 дворовых территорий, включая территории дошкольных образовательных учреждений, в том числе отремонтировать 120 971,25 квадратных метров покрытия внутриквартальных, междворовых проходов и проездов, высадить 13 250 ед. деревьев и кустарника, установить 752 ед. опор и светильников наружного освещения, установить 44 детских игровых комплекса и 2 967 малых архитектурных форм на детских, хозяйственных и спортивных площадках, в том числе на территориях дошкольных образовательных учреждений.


4.4. Совершенствование и развитие улично-дорожной сети в муниципальном образовании "Город Магадан"


В настоящее время отсутствуют объездные автомобильные дороги для вывода грузовых потоков из черты жилой застройки города, большинство автодорог и мостов построено в 50-60-х годах прошлого века. Сложившуюся сеть улиц и дорог можно классифицировать как прямоугольную. Все пересечения и примыкания улиц и дорог на территории города осуществляются в одном уровне. В последние семь лет удалось решить ряд проблем и тем самым усовершенствовать дорожные условия на территории муниципального образования "Город Магадан". В целях улучшения состояния улично-дорожной сети в рамках муниципальной программы "Совершенствование и развитие улично-дорожной сети в муниципальном образовании "Город Магадан" выполнены работы по реконструкции транспортных развязок: на пересечении улиц Транспортной, Портовой и Полярной площадью 5,4 тысяч квадратных метров; на Набережной реки Магаданки с устройством развязочного кольца в районе кафедрального Свято-Троицкого собора площадью 30 тысяч квадратных метров. Разработана проектная документация на строительство автомобильной дороги в левобережном жилом районе от улицы Ягодной до кольцевой транспортной развязки по Колымскому шоссе и завершение строительства моста через реку Магаданку по улице Ягодной в городе Магадане. Строительство названных объектов планируется осуществить также в рамках настоящей программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»