ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2017 года N 183-П


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 2203-р "Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2013 года N 960-П "О государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1142-П.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН

     

Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 17 марта 2017 года N 183-П

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

1. В подпрограмме "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи":

1.1. позицию, касающуюся показателей Подпрограммы 1, паспорта Подпрограммы 1 изложить в следующей редакции:

     "

Показатели Подпрограммы 1

- охват профилактическими медицинскими осмотрами детей;
- охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- охват диспансеризацией подростков;
- распространенность ожирения среди взрослого населения;
- распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения;
- распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения;
- распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;
- охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез;
- выявляемость начальных стадий злокачественных новообразований;
- заболеваемость дифтерией;
- заболеваемость корью;
- заболеваемость краснухой;
- заболеваемость эпидемическим паротитом;
- заболеваемость острым вирусным гепатитом B;
- охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки;
- охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки;
- доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных;
- доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года;
- доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года;
- смертность от самоубийств;
- первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией на территории автономного округа;
- процент охвата ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
- заболеваемость хроническими вирусными гепатитами B и C на территории автономного округа;
- распространенность хронических вирусных гепатитов B и C;
- излечиваемость после проведенной противовирусной терапии;
- охват иммунизацией против (от) гриппа к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- охват вакцинацией против (от) кори к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- охват вакцинацией против (от) полиомиелита к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- охват вакцинацией против (от) краснухи к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- охват вакцинацией против (от) гепатита B к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- охват вакцинацией против (от) гепатита A к общей численности контингента, подлежащего вакцинации;
- заболеваемость вирусным гепатитом A на 100 тыс. населения;
- заболеваемость ветряной оспой в организованных коллективах на 1000 населения;
- доля пациентов, обеспеченных льготным зубопротезированием, от числа нуждающихся;
- доля средств окружного бюджета, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств окружного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в соответствующей сфере;
- охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения в автономном округе;
- доля лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, состоящих под диспансерным наблюдением, от общего числа лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека;
- доля лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, от общего числа лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, состоящих под диспансерным наблюдением;
- проведение химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку (во время беременности, во время родов, новорожденному);
- уровень информированности населения в возрасте 18 - 49 лет по вопросам ВИЧ-инфекции;
- разработка и внедрение межведомственных профилактических программ по сокращению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков

";


1.2. подраздел 2.2 раздела II изложить в следующей редакции:


"2.2. Мероприятие 1.2 "Профилактика инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C, включая иммунопрофилактику, в том числе у детей"

Мировое сообщество рассматривает массовую вакцинацию как наиболее экономичное и эффективное средство борьбы с инфекционными заболеваниями.

Вакцинопрофилактику широко применяют во всем мире. За счет всех вакцинированных людей создается коллективный иммунитет, происходит замедление передачи возбудителя от человека к человеку и уменьшение циркуляции возбудителя инфекции, что является заслоном для распространения инфекции и возникновения эпидемий. В нашей стране вакцинация является государственной политикой, регламентированной соответствующими законами, два из которых: Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлениями главного государственного санитарного врача РФ. Дополнительно в автономном округе утверждены постановления Главного государственного санитарного врача автономного округа по различным аспектам прививочной работы. В соответствии с установленными нормами в автономном округе разработан и утвержден комплексный план мероприятий по ликвидации кори, эпидемического паротита и краснухи на период 2005 - 2010 годов.

Утвержден региональный календарь прививок для непривитых детей, проживающих в тундре, детей беженцев и переселенцев, впервые поступающих в школы-интернаты автономного округа, а также детей с неизвестным прививочным анамнезом (постановление Главного государственного санитарного врача по автономному округу от 25 января 2010 года N 2).

Вакцинопрофилактика является основной мерой, радикально воздействующей на эпидемический процесс.

Благодаря успехам вакцинопрофилактики на территории автономного округа за последние годы стабилизировалась и значительно снизилась заболеваемость управляемыми инфекционными заболеваниями как в целом, так и среди детей до 14 лет.

В 2009 году на территории автономного округа отмечается снижение показателей заболеваемости в сравнении с 2007 годом по краснухе (99,4%), коклюшу (79,14%) и эпидемическому паротиту (100%), вирусному гепатиту B (35,0%), а такие инфекции, как корь, дифтерия и полиомиелит не регистрируются с 2006 года, что является результатом положительных сдвигов в организации и проведении профилактических прививок.

Повышение показателя заболеваемости по вирусному гепатиту A в 2009 году до 6,98 в сравнении с 2008 годом (2,76 на 100 тыс. человек населения) находится в прямой зависимости от низкого показателя охвата вакцинацией населения неблагополучных по этой инфекции территорий. В связи с уменьшением финансирования окружной подпрограммы в 2009 году вакцина против гепатита A не закупалась.

Выполнение мероприятий окружной целевой подпрограммы на территории автономного округа в 2007 - 2010 годы позволило решить ряд задач, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологического состояния на территории автономного округа.

В результате реализации мероприятий подпрограммы проведенная вакцинация против инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям способствовала их снижению и стабилизации. Использование современных транспортных средств, "внедорожников" высокой проходимости позволило обеспечить проведение полноценной прививочной кампании детей и взрослого кочующего населения на территории автономного округа. Реализация основных мероприятий подпрограммы позволила частично укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений транспортными средствами высокой проходимости, обеспечить вакцинами для проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в территориях с низким качеством водоснабжения, а также устранить дефицит инактивированной вакцины против полиомиелита для детей первого года жизни.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы в 2009 году привито 700 человек против гепатита B. Проведена вакцинация 7 833 детей против полиомиелита, 8 863 человека привито против краснухи, против кори привито 17 717 человек. Всего охвачено вакцинацией 244 396 человек.

Всего в рамках подпрограммы за 2007 - 2008 годы приобретено 19 единиц оборудования и техники на сумму 20 229,0 тыс. руб.

Несмотря на успехи вакцинопрофилактики, в автономном округе остается ряд нерешенных проблем.

Одной из них является низкий уровень привитости детей, проживающих в тундре и впервые поступающих в школы-интернаты автономного округа, что может способствовать сохранению высокого риска заболеваемости управляемыми инфекциями. Данная категория детского населения не получает своевременно в раннем возрасте первичный вакцинальный комплекс.

На протяжении последних двух лет охват в трех "тундровых районах" не достигал эпидемиологического критерия охвата прививками - 95%.

Полноценная вакцинация данной категории детей возможна в результате применения комбинированных вакцин.

Комбинированные вакцины являются одним из очевидных и эффективных решений проблемы уменьшения числа инъекций, проводимых ребенку при вакцинации.

Одной из актуальных проблем в автономном округе остается проблема ежегодного роста показателей заболеваемости органов дыхания. Удельный вес болезней органов дыхания составляет ежегодно в общей структуре заболеваний от 54 до 58%.

Пневмококковая инфекция распространена повсеместно и часто является составляющим микрофлоры верхних дыхательных путей. Чаще всего носителями данного микроорганизма являются дети 4 - 5 лет. С 2007 года вакцина "Пневмо 23" введена Формулярным комитетом Российской академии медицинских наук и Союзом педиатров России в перечень жизненно необходимых лекарственных средств для педиатрической практики.

В течение одного года после вакцинации "Пневмо 23" снижается частота присоединений ОРЗ, снижается тяжесть бронхиальной астмы.

Во всех развитых и многих развивающихся странах вакцинация практически ликвидировала менингиты и случаи бактериемии (бактерии в крови), вызванные хроническими инфекционными болезнями, и снизила заболеваемость тяжелой пневмонией на 20%.

Эпидемиологический анализ заболеваемости менингококковой инфекцией показывает ее дальнейший рост. Миграция населения является открытыми воротами для возможного заноса эпидемических вариантов менингококка. Прививки против менингококковой инфекции по эпидемиологическим показаниям проводятся в группах риска, к которым относятся "частоболеющие" дети 1,5 - 8 лет.

На сегодняшний день перед здравоохранением автономного округа появилась новая проблема - угроза заражения клещевым энцефалитом детей и подростков, выезжающих на летний отдых в субъекты РФ, неблагополучные по данному тяжелому инфекционному заболеванию (2008 год - 0 случаев, 2009 год - 3 случая).

Для проведения иммунизации детей дошкольного возраста, проживающих в труднодоступных сельских территориях автономного округа, где уровень эпидемиологического благополучия ниже 95%, необходимо дальнейшее обеспечение лечебно-профилактических учреждений здравоохранения транспортными средствами высокой проходимости. Использование современных транспортных средств высокой проходимости позволит проведение полноценной "холодовой цепи" в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 марта 2003 года N 22 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1248-03", в ЛПУ автономного округа необходимы холодильники и холодильные шкафы для хранения МИБП, термоиндикаторы и термоконтейнеры.

Разработка и реализация мероприятия подпрограммы обусловлена необходимостью принятия дальнейших мер по реализации государственной политики в борьбе с инфекционными заболеваниями, предупреждением и профилактикой массовых инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами вакцинопрофилактики, а также снижения показателя заболеваемости, сокращения уровня смерти и инвалидизации.

С целью профилактики ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C предусматривается:

- ежегодное проведение сероэпидемиологических и поведенческих исследований среди представителей групп риска и подготовка предложений, направленных на профилактику рискованных в отношении заражения ВИЧ форм поведения, снижение риска заражения;

- организация обучения и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, в том числе проведение выездных обучающих семинаров;

- проведение профилактических мероприятий среди групп риска, молодежи, безнадзорных детей из социально неблагополучных семей;

- развитие и поддержка волонтерского движения;

- повышение информированности граждан автономного округа по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

- разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций;

- обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, включающего в том числе увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;

- совершенствование нормативного правового регулирования по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

- использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

- совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в регионе на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;

- совершенствование организации деятельности материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

Информирование населения автономного округа осуществляется посредством реализации профилактических программ и мероприятий.

Для этого необходимо:

1.1. обеспечить сдерживание темпов развития эпидемии путем расширения доступности населению автономного округа профилактических программ, утвержденных межведомственной комиссией по ВИЧ-инфекции в автономном округе;

1.2. способствовать повышению мотивации населения к обследованию на ВИЧ-инфекцию, выявлению и ранней диагностике ВИЧ-инфекции, содействовать обращению в медицинские организации;

1.3. обеспечить доступ населения к достоверной информации о ВИЧ-инфекции через интернет-ресурсы, средства массовой информации, полиграфическую продукцию;

1.4. обеспечить проведение дотестового и послетестового консультирования в медицинских организациях автономного округа;

1.5. включить в профилактические программы для ключевых групп компонент реабилитации и ресоциализации, реализующийся с привлечением специалистов различного профиля на основе межведомственного взаимодействия;

1.6. обеспечить передачу опыта и преемственности реализуемых программ путем построения партнерств между медицинскими и общественными организациями;

1.7. обеспечить регулярное проведение мониторинга и оценки эффективности профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории автономного округа.

В рамках профилактической работы по предупреждению ВИЧ-инфекции среди работающего населения автономного округа необходимо:

1.1. обеспечить активное привлечение в коммуникационные кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа профсоюзные организации, профессиональные сообщества, работодателей, трудовые коллективы, волонтеров из числа работающих;

1.2. на территориях, где в большей степени используется труд вахтовых и сезонных рабочих, необходимо увеличить интенсивность профилактических мероприятий и доступность тестирования на ВИЧ;

1.3. обеспечить проведение дотестового и послетестового консультирования в медицинских организациях автономного округа.

В рамках профилактической работы по предупреждению ВИЧ-инфекции среди представителей коренного населения необходимо:

1.1. обеспечить привлечение работников факторий к профилактической работе по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди коренных малочисленных народов Севера автономного округа;

1.2. организовать регулярное обеспечение мобильных бригад медицинских организаций, домовых хозяйств и факторий полиграфической продукцией через подведомственные департаменту здравоохранения автономного округа медицинские организации;

1.3. в приоритете осуществления профилактических мероприятий наиболее пораженные территории с особым вниманием к информированию в сельских поселениях.

Кроме того, планируется осуществление мер по развитию информационно-образовательной системы о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, в т.ч. среди "уязвимых" групп населения, подростков и молодежи автономного округа (издание полиграфической продукции, проведение информационно-просветительской работы, обеспечение работы информационного центра для населения и представителей групп риска, обеспечение работы телефона доверия).

Мероприятие также предполагает разработку дополнительных программ по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией, а также реализацию профилактических проектов совместно с общественными организациями, в том числе проведение массовых мероприятий среди населения, приуроченных к Всемирному дню борьбы со СПИД.

Использование программно-целевого метода для решения задач и достижения поставленной цели обеспечит стабилизацию основных показателей здоровья, в том числе показателей заболеваемости, инвалидности и смертности от инфекционных заболеваний.

В соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 29 июля 2016 года N 634-РП "Об утверждении комплексного плана мероприятий Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.".

2. Подраздел 2.2 раздела II подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" изложить в следующей редакции:


"2.2. Мероприятие 2.2 "Совершенствование оказания медицинской помощи детям, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B, C"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»