ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2014 года N 454

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА


В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года (прилагается).

2. Органам исполнительной власти Калужской области руководствоваться положениями Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года при реализации государственных программ Калужской области, а также при подготовке проектов законов Калужской области и иных нормативных правовых актов Калужской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Калужской области разработать аналогичные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами.

Первый заместитель Губернатора
Калужской области
А.П.Лаптев






Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 4 августа 2014 года N 454

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА


Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.


I. Итоги реализации Программы Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления общественными финансами"


В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы Калужской области осуществлялось в рамках Программы Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 27.12.2010 N 543, и ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления общественными финансами", утвержденной приказом министерства финансов Калужской области от 18.01.2013 N 6.

За время реализации этих программ по всем направлениям был достигнут существенный прогресс.

В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов осуществлялась увязка бюджетного планирования со стратегическими направлениями развития Калужской области, целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения целей расходования бюджетных средств; совершенствовались межбюджетные отношения, создавались условия по повышению качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области.

Несмотря на значительное увеличение бюджетных расходов, вызванное в первую очередь расширением социальных обязательств, сохранилась сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Постоянно растет поступление налогов в областной бюджет за счет улучшения делового климата, развития промышленного производства. Происходит рост объема инвестиций, в том числе иностранных, в основной капитал.

На протяжении последних лет Калужская область обеспечивала положительную динамику показателей качества жизни населения и в целом социально-экономического развития. Одним из важнейших инструментов достижения этих результатов явилась реализация целевых программ. В 2013 году были внедрены новые инструменты программно-целевого планирования - государственные программы Калужской области. Повышалась доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых на основе принципов программно-целевого управления межбюджетными отношениями. Ежегодно проводилась процедура оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ.

Доля программных расходов областного бюджета, нацеленных на конечный, объективно измеряемый результат, достигла 86 процентов от общего объема расходов областного бюджета.

Осуществлен комплекс мер с целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Калужской области по организации предоставления государственных услуг.

Обеспечено создание и развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета. Значительно увеличился объем общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах, деятельности организаций государственного и муниципального сектора, повысилась регулярность обновления этой информации.

В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие электронного правительства Калужской области на период 2011 - 2015 годов" обеспечено развитие инфраструктуры оказания государственных услуг в электронном виде; развитие информационных систем оказания государственных услуг в электронном виде в органах исполнительной власти Калужской области; развитие технологической инфраструктуры электронного правительства Калужской области.

Калужская область в числе девяти регионов Российской Федерации в 2010 - 2011 годах участвовала в пилотном проекте по формированию в регионе федеральной контрактной системы. В рамках пилотного проекта происходила последовательная системная модернизация сферы обеспечения государственных и муниципальных нужд в закупках товаров, работ и услуг за счет развития существующих стадий закупочного цикла и за счет создания недостающих элементов технологического цикла обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калужской области.

Для разработки и апробации технологий формирования федеральной контрактной системы в регионе создана региональная модель контрактной системы, разработаны и приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие их внедрение, работоспособность и эффективность, а также внедрены необходимые технологические, автоматизированные, информационные системы. Это позволило создать в Калужской области единый технологический цикл закупок для государственных нужд, включающий прогнозирование поставок товаров, работ, услуг, формирование государственными заказчиками планов обеспечения государственных нужд, бюджетирование и размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг, исполнение, мониторинг государственных контрактов и оценку результатов обеспечения государственных нужд в интересах планирования будущих периодов.


II. Цель, задачи и условия реализации Программы


Ответственное, эффективное и прозрачное управление государственными и муниципальными финансами является необходимым условием для повышения уровня и качества жизни населения области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы Калужской области.

Благодаря реализации комплекса мероприятий в рамках Программы Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления общественными финансами" сделаны шаги к формированию целостной системы управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время представляется возможным обеспечение дальнейшего развития нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в Калужской области.

Сформулированные на федеральном уровне в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года цели, задачи и направления дальнейшего совершенствования системы управления общественными финансами будут реализовываться в Калужской области в рамках Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года.

Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить выход системы управления общественными финансами в Калужской области на качественно новый уровень для содействия в достижении стратегических целей развития региона.


Необходимость разработки, цель и задачи Программы


В течение ряда лет Калужская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом. Одним из необходимых условий для сохранения и развития существующих социально-экономических достижений в регионе является обеспечение стабильности и устойчивого развития финансово-бюджетной сферы Калужской области.

Наряду с положительными результатами реализации Программы Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления общественными финансами" в настоящее время в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:

- сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при невысокой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к оптимизации бюджетных расходов;

- неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;

- недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

- недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

Исходя из этого целью Программы является повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств при достижении целей и обеспечении приоритетов социально экономического развития Калужской области.

Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:

1) реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;

2) совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;

3) обеспечение дальнейшего повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;

4) повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы являются:

долгосрочная устойчивость и сбалансированность областного бюджета;

развитие государственно-частного партнерства.

Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках деятельности соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета и их подведомственных учреждений.


Обеспечение устойчивости и сбалансированности областного бюджета


Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест для производств, требующих кадров высокой квалификации.

Переход к формированию областного бюджета на основе государственных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости областного бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств. Тем самым будет реализована возможность создания прочной основы для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов на важнейших направлениях деятельности.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

1. Разработка и реализация бюджетной стратегии Калужской области.

Бюджетная стратегия Калужской области (далее - Бюджетная стратегия) будет разрабатываться на основе планируемой к принятию Бюджетной стратегии Российской Федерации. Предполагается, что Бюджетная стратегия будет представлять собой документ, включающий долгосрочный прогноз основных параметров областного бюджета, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения государственных программ с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.

Основной ее целью является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах.

2. Проведение взвешенной долговой политики по привлечению заемных средств.

Структура государственного долга Калужской области должна быть оптимизирована по видам заимствований и срокам их погашения.

Одной из основных задач является поддержание и повышение кредитного рейтинга Калужской области и минимизация банковских заимствований.


Обеспечение устойчивости и сбалансированности областного и местных бюджетов


Обеспечению устойчивости и сбалансированности областного и местных бюджетов должно способствовать принятие мер по улучшению администрирования доходов и проведение взвешенной политики по установлению налоговых льгот.

Неэффективные налоговые льготы и налоговые льготы с низкой бюджетной и социально-экономической эффективностью должны быть отменены либо не должны приниматься.

Кроме того, в целях обеспечения устойчивости местных бюджетов и поддержания их сбалансированности будет продолжено проведение мониторинга по соблюдению требований бюджетного законодательства, оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Калужской области.


Развитие государственно-частного партнерства


Государственно-частное партнерство позволяет использовать оптимальное сочетание государственных и частных ресурсов для решения ключевых задач социально-экономического развития региона.

Реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства предполагает юридическое закрепление взаимодействия публично-правового образования и бизнеса, осуществление проектов на средне- или долгосрочной основе, наличие строго определенной цели, позволяющей оценить эффективность проекта по конечным общественно значимым результатам.

Развитие инструментов государственно-частного партнерства способствует увеличению инвестиций в инфраструктурные проекты, в том числе в социальной сфере, где необходимы механизмы долгосрочной компенсации части затрат инвестору публичной стороной соглашения.

Государственно-частное партнерство на основе долгосрочного контракта между частным инвестором и публично-правовым образованием может быть реализовано при условии, что инвестиционный проект обеспечивает решение одной из долгосрочных задач социально-экономического развития, находящейся в компетенции органа государственной власти.


III. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления


Внедрение программного бюджета наряду с изменением порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов и системы бюджетной отчетности предполагает внедрение новых форм и видов государственного и муниципального финансового контроля.

Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей государственных (муниципальных) программ. Таким образом, государственные (муниципальные) программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается стратегическое и бюджетное планирование.

В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет создает лишь необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов исполнительной власти. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации государственной и муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы государственного и муниципального управления.


Развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»