• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2009 года N 250


О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года

(с изменениями на 29 января 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353, от 26.08.2014 N 506, от 12.02.2016 N 89, от 25.05.2017 N 318, от 29.01.2020 N 50)




Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года, распоряжением Губернатора Калужской области от 19.04.2007 N 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области".


С учетом состоявшегося обсуждения предложенного варианта документа Правительство Калужской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Одобрить Стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (прилагается).



Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

Приложение. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года "Человек - центр инвестиций"



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 29 июня 2009 г. N 250

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 29.01.2020 N 50)

Преамбула


Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года и распоряжением Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года N 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области".


Стратегия основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1121-р, постановлений Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 172, от 28.09.2018 N 1151).


Стратегия обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом Калужской области "О программе повышения качества жизни населения Калужской области на 2004 - 2010 годы", и переход к новому этапу развития - "Человек - центр инвестиций".


В Стратегии учтены положения:


Конституции Российской Федерации;


Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 N 444);


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";


Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N 487, от 09.11.2018 N 641, от 20.03.2019 N 116, от 25.11.2019 N 570);


Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 N 1945-р);


Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 N 703);


Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";


Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";


Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 N 2623-р, от 30.03.2018 N 547-р);


Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2253-р);


Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 551-р);


Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2016 N 2251-р, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 N 297);


Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;


Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р;


Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";


Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;


комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1844-р);


Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.


В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет достигнуто достойное качество жизни населения, улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, комплексная реабилитация и учет интересов людей с ограниченными возможностями, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала Калужской области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества.


Одним из потенциалов развития Калужской области является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от культурно-познавательного, событийного, паломнического, сельского (аграрного) до экологического, промышленного, спортивного и оздоровительного туризма. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в Калужской области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.


Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе.


В соответствии с поставленной целью в Стратегии предложены:


- характеристика стратегических приоритетов социально-экономического развития с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;


- пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным образованиям Калужской области (приложение N 1 к Стратегии);


- этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;


- инструменты и формы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей стратегии - приоритетные проекты (приложение N 2 к Стратегии);


- показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области.


Обоснование выбора стратегических приоритетов изложено в приложении N 3 к Стратегии.

Цели и приоритеты Стратегии


Главная цель стратегического развития Калужской области состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития.


Исходя из перспектив социально-экономического развития Калужской области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предлагается следующая система стратегических приоритетов для Калужской области:


1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов".


2. Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития Калужской области.


3. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития Калужской области.


Стратегия будет реализовываться в три этапа.


1 этап: 2009 - 2013 годы - акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений. Подготовка условий для концентрации человеческих ресурсов и наиболее эффективного применения инновационного потенциала Калужской области.


2 этап: 2014 - 2019 годы - осуществляется концентрация человеческих ресурсов на территории и системная работа с качеством среды. Отдельные элементы инновационной инфраструктуры используются для системного девелопмента среды.


3 этап: 2020 - 2030 годы - предусматривается опора на комбинацию инновационных, человеческих и средовых ресурсов территории, образующих каркас для эффективного развития пространственно организованных сетей социально-экономической активности.

Характеристика стратегических приоритетов

1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового "пакета ресурсов"


Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые необходимо решать областному уровню власти. В стратегической перспективе пространственное развитие должно вести к росту качества человеческого капитала, созданию качественной среды проживания и деятельности.


Калужская область имеет неплохие стартовые возможности для реализации задач пространственного развития. Прежде всего это связано с перспективами расселения московской агломерации, что предоставляет возможность вовлечения в активную деятельность тех территорий, которые не значились в числе экономических лидеров на фазе индустриально-промышленного роста.


Вместе с тем задачи пространственного развития лежат преимущественно в контексте усилий по созданию "новой экономики" Калужской области - направленной на системный девелопмент земли в сочетании с активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса.


Стратегический расчет на "новое расселение" означает реальную конкурентную борьбу за новое население, которое в силу своих компетенций и требований к качеству жизни способно существенно повысить конкурентоспособность региона в целом. Успешность привлечения на территорию Калужской области новых жителей также будет зависеть от присутствия на этой территории "московских переселенцев" - сначала в качестве владельцев "вторых домов проживания", а в более долгосрочной перспективе - постоянных жителей региона.


Приоритетными в этой связи территориями являются на первом этапе северо-восточные и центральные районы Калужской области (Боровский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Дзержинский, Тарусский, Юхновский).


Порядок работы с пространственными и земельными ресурсами должен включать несколько последовательных и взаимообусловленных этапов:


1. Уточнение схем территориального планирования с учетом процессов:


- аутсорсинга и технологической модернизации (на период до 5 - 15 лет);


- расселения московской агломерации (на период до 5 - 25 лет);


- формирования новой схемы туристического освоения территории с участием субъектов - соседей;


- перспектив развития агропромышленного кластера (использование земель сельхозназначения и т.д.).


2. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для размещения новых (аутсорсинговых) производств и инновационных предприятий.


3. Инфраструктурная и правовая подготовка площадок для качественного малоэтажного строительства (в низких, средних и высоких ценовых нишах).


4. Государственно-частная поддержка высокотехнологичной инфраструктуры жизнеобеспечения и сервиса как для новых районов расселения, так и для "старожильческих" зон с применением эффективных технических решений, которые предлагаются областным инновационным сектором.


5. Поддержка современной гуманитарной инфраструктуры (образовательной, информационной, спортивной, медицинской, рекреационной), соразмерной со стандартами качества жизни в урбанизированной среде. При этом приоритет пространственной организации и комплексного развития территорий может считаться ключевым для достижения стратегической цели роста качества жизни и фактически является "зонтиком" для остальных социально-экономических компонентов качественного роста - здравоохранения, образования, социального обеспечения, экологии, безопасности и т.д.


Разработка и реализация проектов комплексного развития территории, включающих развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест и жилой среды, согласно современным требованиям и стандартам наиболее эффективно осуществляется с использованием механизмов государственно-частного партнерства.


Базовыми принципами такого механизма являются:


- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом, а также при участии федерального центра;


- принцип конкурсной поддержки государством проектов комплексного развития территорий;


- принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности.


Фактически в рамках приоритетного проекта на период в 6 - 7 лет начинает создаваться межотраслевой сектор территориального развития и жизнеобеспечения, включающий строительство и комплексное развитие территорий, который в перспективе 12 - 15 лет будет сопоставим с промышленно-технологическим сектором экономики по доле в валовом региональном продукте (далее - ВРП).

2. Создание инновационной инфраструктуры


Целью работы с областной инновационной инфраструктурой на первом этапе реализации стратегии должно стать преодоление рассогласований ее отдельных элементов. И, как результат, последующее обустройство инновационно-внедренческого процесса в его целостности: от генерации идеи, апробации ее в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта.


В Калужской области имеются предпосылки для создания в ближайшие 5 - 7 лет инновационной инфраструктуры, ориентированной на развитие этой территории. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопряженность всех существующих элементов инновационной инфраструктуры, пока слабо связанных и действующих разрозненно, по следующим направлениям.


Система подготовки квалифицированных кадров:


- создание Регионального университетского округа и университетских комплексов, обеспечивающих тесную связь образования с наукой, производством и экологией;


- активное привлечение молодых исследователей к научным исследованиям и инновационным разработкам;


- формирование привлекательной среды жизни в "ядрах" инновационной активности.


Система генерации нового знания и создания новых технологий, система производственно-технологической поддержки:


- формирование территорий инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала;


- обеспечение кооперации между различными предприятиями, налаживание горизонтальных связей через совместные проекты;


- формирование благоприятной институционально-правовой среды, в первую очередь обеспечение охраны, использования и коммерциализации результатов инновационной деятельности.


Система информационного обеспечения:


- формирование новой эффективной системы статистического учета инновационного роста региона, работающей на регулярной основе;


- развитие центров трансфера технологий;


- создание центров оказания консалтинговых услуг для субъектов инновационной деятельности;


- развитие банка данных инновационных проектов и продукции предприятий Калужской области;


- проведение и участие в венчурных и инвестиционных ярмарках (новые технологии и продукты), конкурсах инновационных проектов;


- использование возможностей межрегиональной кооперации и международного научно-технического сотрудничества, т.е. развитие горизонтальных связей.


Система управления инновационной деятельностью (координация и регулирование развития инновационной деятельности), система экспертизы программ и проектов, система сертификации:


- запуск механизмов государственно-частного партнерства;


- совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство;


- создание правовых условий для развития венчурного предпринимательства в Калужской области наукоемких инновационных проектов;


- организация взаимодействия органов государственной власти Калужской области и органов местного самоуправления для развития инновационной деятельности.


Система финансово-экономического обеспечения:


- развитие системы областных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая государственно-частные фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;


- софинансирование и поддержка инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг;


- участие в федеральных программах, подготовка областных программ инновационного развития;


- привлечение внешних, в том числе иностранных инвестиций.


Система продвижения на рынок наукоемкой продукции:


- поиск локальных рынков высокотехнологичной продукции инновационного сектора;


- поддержка объединений предпринимателей;


- формирование системы распространения лучшей практики деятельности предпринимателей;


- формирование и развитие бизнес-инкубаторов на базе ведущих предприятий Калужской области, обеспечивающих процесс зарождения, начального роста и дальнейшего развития субъектов инновационной деятельности;


- использование создаваемых промышленных парков в качестве экспериментальных площадок, переход высоких технологий в низко- и среднетехнологичные производства;


- общая поддержка развития малого и среднего инновационного бизнеса.


Для этого требуется уже на первом этапе начать подготовку нового поколения инновационных менеджеров и создавать коммуникационные площадки (экспозиции, выставки, ярмарки, форумы инвесторов, и т.д.) для встречи всех заинтересованных сторон инновационного процесса.


Как указано в подразделе "Перспективы инновационного развития" раздела "Стратегические перспективы социально-экономического развития Калужской области" приложения N 3, приоритетными направлениями инновационного развития для Калужской области с учетом целевых рынков являются:


- производство новых (в том числе композитных) материалов;


- биотехнологии (технологии живых систем) и фармацевтика как ядро нового кластера, фармацевтики, биотехнологий и биомедицины, медицинских услуг;


- ядерные технологии (национальный приоритет) и радиомедицина;


- информационные технологии.

3. Поддержка развития кластеров


Промышленность Калужской области останется ближайшие 5 - 10 лет основным источником накопления ресурсного потенциала региона. Эффективность использования этого ресурса для долгосрочных целей зависит от способа организации промышленной структуры и степени ее влияния на территориальную проекцию развития.


Для Калужской области это означает, что на ее территории должна развиваться действительно конкурентоспособная экономика. Наиболее предпочтительными с точки зрения развития региона являются те производства, которые не разрушают среду, а используют ее потенциал. При этом показатели конкурентоспособности будут зависеть не столько от стандартных макроэкономических показателей, сколько от состояния среды жизни и качества человеческого капитала. Такие нетрадиционные в рамках обычных экономических показателей результаты могут быть достигнуты при условии формирования и запуска пространственно организованных кластеров. Это, по сути, экономическая оболочка накопления человеческих и средовых возможностей, которые являются универсальным ресурсом для реализации самого широкого диапазона территориальных целей.


На момент разработки и утверждения Стратегии на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Тем не менее на территории существуют предпосылки формирования сетевых экономических сообществ, которые при соответствующей организационной и правовой поддержке могли бы в ближайшее время превратиться в точку кристаллизации хозяйственной активности, существенной для достижения общих целей территориального развития.


Наилучшие перспективы на территории Калужской области имеются для формирования следующих региональных кластеров, подробная информация о которых изложена в приложения N 1 к Стратегии:


- кластер жизнеобеспечения и развития среды;


- кластер автомобилестроения;


- образовательный кластер;


- транспортно-логистический кластер;


- агропищевой кластер;


- кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины;


- кластер композитных и керамических технологий;


- кластер ядерных технологий;


- туристско-рекреационный кластер.


Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам Калужской области (заштрихованные ячейки показывают возможную локализацию организаций, входящих в кластер, на территории муниципальных образований) представлена в таблице 1.


Имеются перспективы формирования на территории Калужской области кластеров в сфере железнодорожной техники и транспортного машиностроения, электроники и приборостроения, ядерных технологий.


Образование кластеров в регионе, как и в целом развитие экономики, основывается на перспективных экономических специализациях (перечень отраслей перспективных экономических специализаций Калужской области утвержден в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года):


- производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;


- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;


- производство кожи и изделий из кожи;


- производство компьютеров, электронных и оптических изделий;


- производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;


- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;


- производство металлургическое;


- производство одежды;


- производство пищевых продуктов;


- производство прочей неметаллической минеральной продукции;


- производство прочих готовых изделий;


- производство резиновых и пластмассовых изделий;


- производство текстильных изделий;


- производство химических веществ и химических продуктов;


- производство электрического оборудования;


- растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях;


- деятельность в области информации и связи;


- деятельность профессиональная, научная и техническая;


- туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).

Таблица 1. Пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным районам и городским округам Калужской области



Таблица 1


Наименование муниципальных образований

Жизнеобеспечения и развития среды

Автомобилестроения

Образовательный

Транспортно-логистический

Агропищевой

Фармацевтики, биотехнологий и биомедицины

Кластер композитных и керамических технологий

Кластер ядерных технологий

Туристско-рекреационный

Город Калуга

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Город Обнинск

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Бабынинский район

<*>

<*>

<*>

<*>

Барятинский район

<*>

<*>

Боровский район

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Дзержинский район

<*>

<*>

<*>

<*>

Думиничский район

<*>

<*>

<*>

Жиздринский район

<*>

<*>

Жуковский район

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Износковский район

<*>

<*>

Город Киров и Кировский район

<*>

<*>

<*>

Козельский район

<*>

<*>

<*>

<*>

Куйбышевский район

<*>

<*>

Город Людиново и Людиновский район

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Малоярославецкий район

<*>

<*>

<*>

<*>

<*>

Медынский район

<*>

<*>

<*>

Мещовский район

<*>

<*>

<*>

Мосальский район

<*>

<*>

<*>

<*>

Перемышльский район

<*>

<*>

<*>

Спас-Деменский район

<*>

<*>

<*>

Сухиничский район

<*>

<*>

<*>

Тарусский район

<*>

<*>

<*>

Ульяновский район

<*>

<*>

Ферзиковский район

<*>

<*>

<*>

<*>

Хвастовичский район

<*>

Юхновский район

<*>

<*>

<*>


________________


* - возможная локализация организаций, входящих в кластер, на территории муниципальных образований Калужской области.

Этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов

Первый этап (2009 - 2013 годы)


Содержание деятельности первого этапа связано с переходом от преимущественно промышленного развития к развитию на основе капитализации среды и подготовке к привлечению на территорию Калужской области новых человеческих потоков.


"Окно возможностей" промышленно-технологического направления будет постепенно сужаться, поскольку вступают в действие факторы истощения ресурсов (кадровых, инфраструктурных и т.д.). На рубеже 2012 - 2013 годов возможен экономический спад, связанный с исчерпанием факторов привлекательности для стандартного аутсорсинга.


Тренд "нового расселения" (сегмент территориального развития и жизнеобеспечения), напротив, имеет на этом этапе очень узкое окно возможностей - процесс еще не достигает зрелости и массовости.


Аналогичная ситуация и с инновационным потенциалом, который на первом этапе не имеет востребованности со стороны сложившихся региональных и макрорегиональных рынков. Области применения инновационных разработок в низко- и среднетехнологичных областях еще слишком узки и не набрали необходимой институциональной и коммерческой массы.


Малый и средний бизнес еще недостаточно активен для роли заказчика на оба перспективных направления развития. Однако на этом этапе исключительно важным является описание и распространение позитивного опыта как на базе существующих центров образования и консалтинга, так и через механизмы практики и стажировки в организациях, лидерах регионального и межрегионального уровня.


Основные "субъекты развития" территории на данном этапе - это новые предприятия с участием иностранного капитала и старопромышленные предприятия, интегрированные с государственными корпорациями или работающие по госзаказу.


Одновременно формируется следующий эшелон лидеров: коммерческие организации, занимающиеся развитием и дизайном среды, малый и средний инновационный бизнес, консалтинговые, торговые, туристические фирмы и т.д.


На рубеже первого и второго этапов необходим "маневр ресурсами", позволяющий избежать стагнации промышленного роста и обеспечить перевод индустриальной линии в линии инновационно-индустриальную и средовую.


Для достижения стратегических приоритетов требуется на первом этапе реализации стратегии начать осуществление ряда крупных прорывных проектов или мегапроектов, подробное описание которых изложено в приложении N 2.


Основные цели приоритетных проектов:


- "Региональный университет", цель проекта - развитие областной инновационной инфраструктуры и создание коммуникационной, научно-исследовательской, производственной и учебной площадки для развития высокотехнологичного сектора экономики;


- "Центр прикладного образования" (строительство и развитие студенческого кампуса КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана), цель проекта - увеличение предложения квалифицированных трудовых ресурсов в ключевых профессиях и в растущих секторах экономики Калужской области, предоставление высококачественного профессионального образования, соответствующего потребностям коммерческих организаций;


- "Научно-медицинский центр радиационной медицины", цель проекта - повышение качества и продолжительности жизни населения на основе реализации потенциала и инновационных наработок научных учреждений г. Обнинска;


- "Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов" - согласование интересов власти, бизнеса и науки в сфере высоких технологий для развития областной инновационной инфраструктуры;


- "Модернизация транспортной инфраструктуры" - рост конкурентоспособности Калужской области за счет обеспечения эффективной транспортной связи между Калужской областью и Москвой, между соседними субъектами Российской Федерации и районами Калужской области;


- "Межрегиональный туристический бренд" - формирование межрегионального туристского бренда как эффективного механизма развития туризма в Калужской области;


- "Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций" - поддержка уникальности традиционной народной культуры поселений Калужской области;


- "Инвестиционный форум "Историческая недвижимость", цель проекта - запуск рынка исторической недвижимости на территории Калужской области с учетом роста интереса к этому типу недвижимости как к объекту инвестиций;


- "Агентство территориального развития", цель проекта - запуск и координация на территории Калужской области процессов обустройства среды, "нового расселения" и масштабного производства инновационных технологий жизнеобеспечения;


- "Региональная агролизинговая компания", цель проекта - повышение конкурентоспособности сельского хозяйства и пищевой промышленности Калужской области, усиление агропищевой специализации региона в межрегиональном разделении труда;


- "Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом", цель проекта - содействие обустройству качественно новой среды обитания через внедрение инновационных экологически ориентированных систем жизнеобеспечения;


- "Подготовка кадрового резерва управления Калужской области", цель проекта - подготовка конкурентоспособной новой профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере территориального развития и гражданской службы, способных обеспечить модернизацию и устойчивое развитие Калужской области в российском и глобальном контексте.


Каждый из предлагаемых мегапроектов на первом этапе реализации Стратегии способствует достижению соответствующих стратегических приоритетов (таблица 2).


Детальная проработка приоритетных проектов будет осуществлена в документах среднесрочного планирования.

Таблица 2. Влияние проектов на запуск стратегических приоритетов



Таблица 2


проект/приоритет

Пространственная организация и комплексное развитие территорий

Создание инновационной инфраструктуры

Поддержка развития кластеров

Региональный университет

<*>

<*>

Центр прикладного образования (строительство и развитие студенческого кампуса КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана)

<*>

<*>

Научно-медицинский центр радиационной медицины

<*>

<*>

Региональный венчурный форум и ярмарка инновационных проектов

<*>

Модернизация транспортной инфраструктуры

<*>

<*>

Межрегиональный туристический бренд

<*>

Исторические поселения Калужской области - источник народных традиций

<*>

<*>

Инвестиционный форум "Историческая недвижимость"

<*>

Агентство территориального развития

<*>

<*>

Региональная агролизинговая компания

<*>

Техническое перевооружение коммунальных и индивидуальных жилищных комплексов "Умный дом"

<*>

<*>

<*>

Подготовка кадрового резерва управления

<*>

<*>

Второй этап (2014 - 2019 годы)


Основным содержанием деятельности на втором этапе является работа по капитализации среды нового расселения, формирование пространственных кластеров в связке с инновационными разработками. Одним из приоритетов и экономических рычагов деятельности является система образовательной поддержки и распространения образцов экономической деятельности на территории.


Базовыми процессами на этом этапе становятся: "захват" потоков нового расселения из московской агломерации и создание условий для коммерциализации инновационных разработок, осуществленных в областных научных и конструкторских центрах.


"Окно возможностей" процесса "нового расселения" предельно широко в начале этапа, но начинает постепенно сужаться по мере возрастания конкуренции с соседними территориями. На рубеже 2019 - 2020 годы можно прогнозировать кризис, обусловленный качественными изменениями в структуре "переселенцев", что будет связано с появлением новых видов транспорта и транспортных схем, а также серьезными сдвигами в структуре профессиональной и образовательной занятости. Фактор культурной идентичности может стать одним из решающих для обустройства образа и стиля жизни.


На этом фоне работы по девелопменту, территориальному дизайну и качеству инфраструктур жизнеобеспечения начинают "открываться" для инновационного сектора, который способен обеспечить их конкурентоспособность в макрорегионе.


Успешность работы с человеческими потоками и качеством среды стимулирует рост и расширение сетей кластеров - как промышленных, так и по преимуществу сервисных. Объем отгруженной продукции и услуг малого и среднего бизнеса становится сравнимым, а к концу этапа и превосходящим аналогичные показатели крупных предприятий. Система областного управления переходит от тактики "образцов деятельности" к частой сетке пространственных кластеров и локальных точек пространственного развития.


Фактически начинает реализовываться сценарий "Многофокусного развития", который приводит к росту основных социальных показателей. Описание сценария изложено в приложении N 3 к Стратегии.

Третий этап (2020 - 2030 годы)


Основным содержанием деятельности на третьем этапе реализации Стратегии является создание плотной сети инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды.


Региональная экономическая сеть является основным источником роста и развития в условиях расширения московской агломерации. Использование инерции "московского процесса" является безусловным фактором, но при сохранении собственной социально-экономической и культурной (региональной) идентичности.


Базовый процесс - достижение макрорегиональной конкурентоспособности, основанной на использовании накопленных человеческих и инновационных ресурсов.


Важным направлением социально-экономического развития региона становится создание условий, направленных на улучшение демографической ситуации: стабилизации численности населения и ее роста, повышении качества жизни и увеличение продолжительности жизни граждан, решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни.


На третьем этапе реализации Стратегии будет осуществляться приоритетный проект "Стимулирование использования природного газа в качестве моторного топлива", основной целью реализации которого является внедрение и эффективное использование высокоэффективных источников энергии для работы автомобильного транспорта, развитие инфраструктурных объектов газомоторного топлива.

Управление реализацией Стратегии


Стратегию в ходе ее реализации необходимо корректировать с учетом этапов, а также с учетом изменения внешнего контекста развития России и новых решений, принимаемых федеральным центром.


Правительством Калужской области в целях реализации Стратегии утверждается перечень государственных программ Калужской области.


Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, определяется бюджетным прогнозом Калужской области на долгосрочный период и конкретизируется в государственных и ведомственных целевых программах.


Схемы территориального планирования Калужской области и документы территориального планирования муниципальных районов и городских округов Калужской области увязываются со Стратегией.


Для решения задачи стратегического развития региона уже на первом этапе реализации Стратегии целесообразно начать переход к межотраслевым принципам управления, что повлечет за собой реформу областного управления и изменение полномочий органов исполнительной власти. Все это позволит со временем осуществить переход к стратегическому управлению территорией.

Инструменты реализации Стратегии

Инвестопроводящая система


Реализация Стратегии осуществляется в рамках разрабатываемого плана мероприятий по ее реализации.


Положения Стратегии детализируются в государственных программах Калужской области (перечень программ в приложении N 3 к Стратегии). В качестве механизма реализации Стратегии также рассматриваются:


- ведомственные целевые программы Калужской области;


- региональные проекты Калужской области;


- деятельность особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, наукоградов, инновационных научно-технологических центров, иных площадок для реализации преференциальных портфелей субъектов Российской Федерации;


- государственная поддержка в рамках соглашения о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности, специального инвестиционного контракта;


- акционерное общество "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций";


- Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";


- открытое акционерное общество "Российская венчурная компания";


- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие.

Государственно-частное партнерство


На областном уровне основным предметом управленческой деятельности органов исполнительной власти Калужской области являются инфраструктурные проекты. Успешность их реализации во многом зависит от эффективности использования такой институционально-правовой формы, как государственно-частное партнерство.


Использование механизмов государственно-частного партнерства становится все более актуальным, поскольку реализация социально значимых проектов, основанных на взаимодействии бизнеса и власти, является выгодной как государству, так и частному сектору.


На сегодняшний день законодательство по государственно-частному партнерству сформировано и находится в стадии постоянного совершенствования.


Для развития данного механизма в Калужской области создано государственное автономное учреждение Калужской области "Центр государственно-частного партнерства Калужской области".


Приоритетными объектами для применения механизмов государственно-частного партнерства являются:


- автомобильные дороги;


- объекты здравоохранения;


- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, и другие объекты социально-культурного назначения;


- объекты коммунальной инфраструктуры;


- объекты фото- и видеофиксации.

Повышение эффективности управления


Повышение качества и эффективности управления состоит в эволюционном развитии системы управления Калужской области, синхронизированном с происходящими на ее территории социально-экономическими изменениями.


Первое направление деятельности по повышению качества государственного управления предполагает развитие системы стратегического планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области. Документами регионального планирования, кроме Стратегии, является план мероприятий по реализации Стратегии и государственные и ведомственные целевые программы, а также схема территориального планирования. В них выстраивается единая система целей и приоритетов по управлению развитием (Стратегия) с системой конкретных мероприятий и показателей (план мероприятий по реализации Стратегии и программы), имеющих практическую пространственную проекцию по отношению к территории (схема территориального планирования). Этот комплекс документов позволит сформировать критерии оценки эффективности управления.


Второе направление деятельности по повышению качества государственного управления состоит в повышении качества бюджетной политики, что подразумевает переход к управлению по результатам и программно-целевому методу (в том числе к системе индикаторов и целевых показателей).


Третье направление - это подготовка профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере управления, территориального развития и гражданской службы, способных обеспечить устойчивое развитие Калужской области. В рамках этого направления необходимо также активное участие Калужской области в плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов


Одним из важнейших условий успешной реализации стратегических приоритетов является оптимизация управления областного бюджета и местных бюджетов, что позволит обеспечить декларируемый на всех уровнях государственного и муниципального управления уход от отраслевого принципа.


Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от "управления затратами к управлению результатами". Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание "бюджета развития" (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития Калужской области.

Мониторинг и оценка эффективности стратегического управления


Переходом к управлению по результатам может стать разработка системы стратегических целей и показателей, оценивающих эффективность их достижения. Однако на начальном этапе работ по внедрению стратегического управления, учитывая, что оптимизация управления повлечет пересмотр структуры управления и полномочий органов исполнительной власти, показатели целесообразно распределить по стратегическим приоритетам. При оптимизации управленческой структуры они могут быть использованы для уточнения целей Правительства Калужской области и показателей эффективности их достижения.


Предлагаемые показатели позволяют проводить мониторинг реализации Стратегии и корректировать ранее принятые управленческие решения.


В таблице 3 приведены значения показателей эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области, которые необходимо пересматривать в ходе регулярного уточнения Стратегии.

Таблица 3. Показатели эффективности реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Калужской области



Таблица 3

Наименование показателей

Ед. изм.

2007 год

2014 год

2020 год

2030 год

Пространственная организация и комплексное развитие территорий

Динамика численности населения

тыс. чел.

1018,9

1007,5

1009,9

1028,4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

66,8

69,9

73,7

78,8

Общая площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя

кв. м

23,4

27,6

30,1

34,0

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, в расчете на 1 тыс. человек населения

ед.

34,5

41,2

44,8

49,6

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

тыс. чел.

132

138

155

172

Создание инновационной инфраструктуры

Доля услуг в ВРП

%

42,0

40,0

45,0

50,0

Доля инновационной продукции (услуг) в общем объеме отгруженной продукции (услуг)

%

4,7

2,7

3,0

7,0

Доля разработок, выполняемых с привлечением инвестиций, от общего числа разработок

%

45,0

63,0

75,0

80,0

Число зарегистрированных патентов на изобретения

ед.

130

100

150

200

Поддержка развития кластеров

Среднегодовая динамика изменения валового регионального продукта*

% к пред. году

106,1

105,3

103,0

104,0

Производительность труда в промышленности, среднегодовая (к уровню 2007 года)

%

100

158,5

180,2

240,0

Среднегодовые темпы роста экспортной продукции промышленного производства <*>

% к пред. году

128,7

117,4

120,0

135,0

Среднегодовые темпы роста числа экспортеров (к уровню 2007 года) <*>

%

100

104,5

107,2

107,0

Среднегодовая динамика изменения доходов бюджета*

% к пред. году

106,1

114,4

106,7

105,0

Объем инвестиций на душу населения (в ценах 2007 года)

тыс. руб.

34,4

57,2

64,7

90,5

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий (инновационных территориальных кластеров, индустриальных парков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития)

тыс. чел.

12,5

21,3

25,0

30,0

Удельный вес прибыльных сельхозпроизводителей в их общем числе

%

73,4

58,4

80,0

92,0

Уровень бедности

%

14,0

9,4

10,9

5,0

Количество иностранных и российских туристов, прибывших на территорию Калужской области

тыс. чел.

212

2205

2400

3900


________________


* - среднегодовые значения показателей на протяжении периода, до начала следующего периода реализации Стратегии.


Показатели эффективности реализации стратегических приоритетов Калужской области предлагаются исходя из приоритетов стратегического развития Калужской области и с учетом существующих на федеральном уровне систем показателей регионального развития.


Показатели достижения стратегических приоритетов предлагаются исходя из перспектив и проблем, характерных для социально-экономического развития Калужской области. Они призваны отслеживать развитие ситуации, связанной с ростом качества жизни и общим экономическим ростом, с развитием промышленности, инноваций, привлечением инвестиций и сбалансированным развитием территорий Калужской области.


Целевые показатели являются наиболее эффективным инструментом контроля за эффективностью реализации Стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации, они позволяют своевременно определять отклонения от заданных параметров развития и вносить необходимые коррективы в процесс управления.

Цифровая трансформация экономики и государственного управления


Цифровая трансформация экономики и государственного управления Калужской области (далее - цифровая трансформация региона) обеспечит формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, способной повысить качество жизни граждан.


В число основных задач цифровой трансформации региона входит развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий.


Цифровая трансформация региона должна охватить сферы государственного и муниципального управления, их отдельные отраслевые направления, основные отрасли экономики Калужской области, а также сферу общественного сознания.


Драйвером цифровой трансформации региона следует рассматривать прежде всего бизнес и государство, которые будут, в свою очередь, вовлекать в этот процесс население.


Ключевыми факторами цифровой трансформации региона являются:


- разработка цифровых платформ;


- формирование экосистем цифровой экономики;


- развитие инфокоммуникационной инфраструктуры;


- внедрение интернета вещей;


- внедрение механизмов управления, основанного на данных;


- применение облачных технологий;


- применение технологий обработки больших данных.


В таблице 4 приведены значения показателей эффективности реализации задач цифровой трансформации региона.

Таблица 4. Показатели эффективности реализации стратегических приоритетов цифровой трансформации региона



Таблица 4

Цель, наименование показателей

Ед. изм.

2018 год (факт)

2025 год

2030 год

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет

%

75

95

97

Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к информационно-телекоммуникационной сети Интернет

%

95

100

100

Доля органов государственной власти, органов местного самоуправления, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в общем количестве органов государственной власти, органов местного самоуправления

%

99,6

100

100

Доля заявителей, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, в общем количестве оказываемых государственных услуг

%

70

70

70

Доля электронного документооборота между органами исполнительной власти Калужской области в общем объеме межведомственного документооборота

%

84,1

90

95

Приложение N 1. Потенциальные кластеры



Приложение N 1
к Стратегии
социально-экономического развития
Калужской области до 2030 года

О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (с изменениями на 29 января 2020 года)

Название документа: О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (с изменениями на 29 января 2020 года)

Номер документа: 250

Вид документа: Постановление Правительства Калужской области

Принявший орган: Правительство Калужской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 29 июня 2009

Дата редакции: 29 января 2020